Педагогические работники среднего профессионального образования

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Педагогические работники среднего профессионального образования" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Содержание

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Профессиональные стандарты для педагогов СПО

Профессиональные стандарты для педагогов СПО

Профессиональный стандарт

Вопросы-ответы

«Вопросы – ответы» по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

В данной подборке мы даем развернутые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Каким образом используется профессиональный стандарт при определении требований к квалификации педагогических работников при приеме на работу и(или) назначении (избрании) на должность?

Как используется ПС при планировании потребности в кадрах и их расстановке, формировании штатного расписания и должностных обязанностей?

Как влияют требования ПС на процедуры аттестации педагогических работников?

[1]

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования повышения квалификации и переподготовки работников образования «Сибирский профессионально-педагогический институт»

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Преподаватель СПО это

Преподаватель среднего профессионального образования кто он?!

В системе образования России особое положение занимает профессионально-педагогическое образование, обеспечивающее подготовку педагогических кадров для профессионального образования.

Особенностью системы профессионально-педагогического образования является то, что подготовка педагогических кадров осуществляется для учебных заведений, ориентированных на обучение специалистов среднего звена.

Среди педагогических работников, подготавливаемых в системе профессионально-педагогического образования, одно из мест принадлежит преподавателям профессионального цикла дисциплин, от которых в значительной степени зависит выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед среднем профессиональным образовании, в области подготовки специалистов среднего звена.

В основе профессионально-педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального образования «двойной предмет труда». С одной стороны, его взаимоотношения с людьми, а с другой — требуются специальные знания, умения и навыки в определенной профессиональной области (отрасли).

Преподаватель среднего профессионального образования — особая фигура в педагогическом коллективе техникума или колледжа, чьи задачи и служебные обязанности многообразны и сложны. Преподаватель — основной учитель по профессии в рамках преподаваемой дисциплины профессионального цикла, а также организатор внеклассной работы и жизнедеятельности обучающегося.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Описание профессии

Организует деятельность обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Создает педагогические условия для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении профессиональных компетенций. Осуществляет методическое обеспечение реализации образовательных программ высшего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования.

Профессиональное образование и обучение

    Возможность получения образования

Профессиональное обучение по профессии «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» могут пройти лица, имеющие образование не ниже основного общего образования или среднего общего образования, в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования.

Педагог Педагог дошкольного образования

ЕКС, разделы «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»

2310 Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования

23962 Мастер производственного обучения

25812 Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах)

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты применяются:

— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

[2]

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Читайте так же:  Приказ о перетарификации педагогических работников образец

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики»

Педагогические работники СПО

Внедрение профессиональных стандартов в образовательное пространство СПО РБ

Внедрение профессиональных стандартов в образовательное пространство СПО РБ

ФГОС СПО 4 поколения: развитие профессионального образования

ФГОС СПО 4 поколения: развитие профессионального образования

  • Учитель: Алла Николаевна Балданова
  • Учитель: Аюна Ринчиндоржиевна Григорьева
  • Учитель: Ольга Викторовна Степанец

Организационно-методическое обеспечение организации образовательной деятельности по ОПОП на основе профессиональных стандартов

Организационно-методическое обеспечение организации образовательной деятельности по ОПОП на основе профессиональных стандартов

Профессионализм педагога системы среднего профессионального образования

Существенные изменения характера профессионального образования ориентируют его на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, способности адаптироваться к меняющимся условиям социальной среды и мобильности будущих специалистов. Все более актуальной становится проблема обеспечения качества среднего профессионального образования. Понятие качества активно осмысливается и используется в различных областях знаний, рассматривается как фундаментальная социально-экономическая и педагогическая категория, в гуманитарной науке складывается концепция новой цивилизации – цивилизации качества. Обеспечение качества становится ключевой идеей и новой философией образования, а управление качеством образовательной деятельности – комплексной педагогической проблемой.

Качество образования является синтетической категорией, включающей различные компоненты, а именно качество:

— образовательных достижений обучающихся;

— научной и инновационной деятельности;

— управления образовательными системами.

В образование внедряются современные системы менеджмента качества, согласно которым конкурентоспособность образовательных учреждений определяется способностью и умением готовить квалифицированных специалистов, качество которых не только удовлетворяет требованиям потребителей, но и превосходит их ожидания.

При многообразных аспектах решения проблемы обеспечения качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, а также формирование личности студента определяются, прежде всего, личностью самого педагога и уровнем его профессионализма.

Профессионализм является предметом исследования в социально-философских и психолого-педагогических науках. Под профессионализмом в широком смысле понимают высокую марку, статус, качество специалиста. Рассматривая сущность профессионализма педагога, необходимо уточнить соотношение данного понятия с категориями «квалификация» и «профессиональная компетентность», которые тесно связаны между собой и нередко взаимно заменяются. Квалификация – уровень подготовленности к выполнению профессиональной деятельности, и во втором значении, официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности. Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.

Требования к уровню квалификации педагога и его компетентности определены в образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям, где отражены общекультурные и профессиональные компетенции; квалификационных характеристиках должностей работников образования; нормативно-правовых документах, регламентирующих оценку уровня квалификации аттестуемых педагогических работников.

Профессионализм педагога не сводится к совокупности признаков и представляет собой системное свойство личности. Профессионализм, с точки зрения В.А. Бодрова, можно представить в виде вершины пирамиды, в основании которой находятся профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность. Понятие «профессионализм» употребляется в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». Профессионализм деятельности позволяет осуществлять ее с высокой продуктивностью. Профессионализм педагога пронизан нравственным смыслом – пониманием долга, чувства ответственности, осознанием высокого социального назначения профессиональной деятельности.

Профессионализм – акмеологическая категория (греч. «акме»— точка, расцвет, зрелость, лучшая пора). Акмеология как наука изучает развивающегося человека, исследует закономерности развития человека до ступени его зрелости. Личностно-профессиональное развитие в акмеологии – это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения.

Динамика профессионального развития педагога включает следующие взаимосвязанные стадии (С.А. Дружилов, Е.А. Климов):

  1. Стадия допрофессионализма (стадия адаптанта), когда педагог адаптируется к работе, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, результативность деятельности недостаточно высокая.
  2. Стадия собственно профессионализма (стадия интернала), когда педагог демонстрирует стабильно высокие результаты.
  3. Стадия суперпрофессионализма, или мастерства (стадия авторитета), соответствующая приближению к «акме» — вершине профессиональных достижений, педагог хорошо известен в профессиональном сообществе.
  4. Стадия «послепрофессионализма» (стадия наставника) — педагог может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может являться советчиком и наставником для молодых педагогов.

С целью изучения профессионально важных качеств педагога, востребованных в условиях конкурентоспособности системы среднего профессионального образования, нами проведено исследование, в котором приняли участие преподаватели и студенты колледжей города Белореченска Краснодарского края (всего 350 респондентов). Оценка значимости профессионально важных качеств педагога преподавателями и студентами осуществлялась по 5-балльной шкале:

1 балл – качество не имеет значения в работе преподавателя;

2 балла – качество маловажно в педагогической деятельности;

3 балла – качество необходимо в удовлетворительной степени;

4 балла – качество играет большую роль;

5 баллов – важнейшее качество в педагогической деятельности.

Результаты исследования представлены в таблице.

Профессионально важные качества педагога СПО

Оценка профессионально важных качеств

Оценка профессионально важных качеств преподавателями,

Умение преподавать, объяснять учебный материал в доступной форме.

Знание преподаваемой дисциплины.

Владение навыками правильной грамотной речи.

Уважение человеческого достоинства, прав и свободы человека.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сформулировать вывод, что для обучающихся и преподавателей приоритетными являются профессионально важные качества педагога, имеющие гуманистическую направленность (справедливость, уважение человеческого достоинства, прав и свободы человека), а также знание учебной дисциплины и умение ее преподавать, что является основой профессионализма педагога. Полученные результаты используются в процессе профессионального развития педагогов в колледже.

Высокий уровень профессионализма педагога достигается, прежде всего, личностно-профессиональным саморазвитием, которое определяется собственной активностью в изменении себя и раскрытии личностного потенциала в следующей этапной последовательности: формирование внутренней мотивации – исполнительские действия – оценка достижений (рефлексия) – корректировочные действия. Саморазвитие педагога – индивидуальный маршрут, проектируемый самим педагогом и инициируемый вариативными возможностями образовательной среды колледжа. Создание такой профессионально-развивающей среды является приоритетной проблемой администрации и методической службы ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края.

Читайте так же:  Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих

Система научно-методической работы в колледже с целью содействия личностно-профессиональному саморазвитию педагогов в условиях вариативных возможностей образовательной среды включает диагностический, практический и аналитический компоненты.

Диагностический компонент (в чем затрудняется педагог в своей образовательной деятельности, чему необходимо обучить?) заключается в проведении анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям подготовки преподаватели хотели бы усовершенствовать свои знания, каким формам повышения квалификации отдали бы предпочтение, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности. На данном этапе составляется план индивидуальной работы преподавателя на учебный год, включающий цель и задачи профессионального развития, содержание учебно-методической и научно-методической деятельности, формы повышения квалификации.

Практический компонент (как оказать содействие личностно-профессиональному саморазвитию педагога?) включает различные формы работы в соответствии с планом внутриколледжной системы повышения квалификации педагогических кадров и индивидуальным планом:

— методической службой колледжа организована школа педагогического мастерства по актуальным направлениям повышения квалификации (организация учебно-исследовательской деятельности студентов, проблемно-поисковые ситуации в обучении, анализ и самоанализ учебного занятия, активизация студентов в обучении);

— в течение учебного года в колледже проводится цикл обучающих методических семинаров, тематика которых определяется в соответствии с образовательными запросами педагогов: современные технологии обучения в профессиональном образовании; проектирование как одно из условий развития творческого потенциала субъектов образовательного процесса; методы и средства педагогического контроля и др.;

— с целью обмена опытом работы и оказания методической помощи руководителями цикловых комиссий и преподавателями посещаются учебные занятия, анализ занятий осуществляется по рейтинговой системе оценки;

— организовано проведение серии открытых учебных занятий «Мой лучший урок» (в течение всего учебного года);

— педагоги участвуют в различных формах научно-методической деятельности: фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства (в том числе конкурс «Преподаватель года колледжа»), научно-практические конференции, методические выставки, руководство учебно-исследовательскими работами студентов, разработка проектов, учебно-методических пособий и др.

Аналитический компонент (как оценить уровень профессионализма педагогов?) связан с проведением мониторинга роста профессионального мастерства педагогов, анализом результатов, достигнутых преподавателями в разнообразных видах творческой самообразовательной деятельности. Своевременную фиксацию роста уровня профессионального мастерства педагогов обеспечивает оформление педагогического портфолио, где отражаются личные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития студентов, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени. Формируется также информационный банк данных о научно-методической деятельности преподавателей (картотека профессионального роста, включающая индивидуальные результаты каждого педагога и достижения студентов).

Другим направлением, тесно связанным с педагогическим мониторингом и обеспечивающим повышение качества педагогических кадров, является рейтинговая система оценки деятельности преподавателей и цикловых комиссий. Целью рейтинговой системы оценки как инструмента развития и саморазвития преподавателей является стимулирование роста квалификации и профессионализма, развитие творческой активности педагогов. В основу механизма определения рейтинга положено представление о нем как об акте признания коллегами и администрацией колледжа конечных результатов деятельности конкретного преподавателя, продуктивности и качества его образовательной деятельности.

Проведение рейтинговой оценки качества работы преподавателей и цикловых предметных комиссий регламентируется Положением, утвержденным Советом колледжа, разработаны критерии рейтинговой оценки. Приказом определяется состав экспертной группы, создаваемой с целью общественной оценки результатов педагогической деятельности. Экспертами являются заместители директора, председатели цикловых комиссий, опытные преподаватели. Каждый преподаватель заполняет индивидуальный методический паспорт, где указываются основные достижения профессиональной деятельности за год. Рейтинг преподавателя складывается из показателей по следующим направлениям (в баллах): качество учебной деятельности; учебно-методическая и научно-методическая работа; повышение квалификации; воспитательная работа; уровень общественного признания и иные достижения профессиональной деятельности.

Результативностью системы управления личностно-профессиональным развитием педагогических кадров является участие преподавателей в конкурсах и научно-практических конференциях различных уровней, в чем проявляется высокий уровень профессионального мастерства.

ЕКСД — Преподаватель

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Преподаватель

Кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ВУЗов.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Преподаватель по общероссийской базе вакансий -> Найти

Педагогические работники среднего профессионального образования

Министерство труда
и социальной защиты

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 08.09.2015 № 608н

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Регистрационный номер
Общие сведения

I. Общие сведения

Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании
Видео (кликните для воспроизведения).

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ

Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования

Читайте так же:  Чем отличается государственный институт от негосударственного

Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций

Специалисты по методике обучения

Отнесение к видам экономической деятельности:

Образование профессиональное среднее

Образование высшее — бакалавриат

Образование высшее — специалитет

Образование высшее — магистратура

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовка кадров высшей квалификации

Образование профессиональное дополнительное

Непрерывное образование педагогических работников СПО

С 20 марта по 30 мая 2018 года будет проведено обучение 500 представителей ПОО по вариативной модульной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогических работников системы среднего профессионального образования в интересах опережающего развития компетенций проектных команд профессиональных образовательных организаций.

Цель программы:

подготовка проектных команд профессиональных образовательных организаций в интересах опережающего развития их компетенций для организации непрерывного образования педагогических работников СПО.

Общий объем программы 48 часов, в том числе 16 часов – очное обучение (2 дня), 32 часа – дистанционное обучение.

Очная часть обучения проводится в форме проектно-инновационных сессий (ПИ-сессии) на региональных площадках в период с 20 марта по 20 апреля 2018 г. Всего будет организовано 10 ПИ-сессий в различных субъектах Российской Федерации. Уточненный график обучения будет размещен дополнительно.

Заявки на обучение представителей образовательных организаций СПО по вариативной модульной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогических работников системы среднего профессионального образования в интересах опережающего развития компетенций проектных команд профессиональных образовательных организаций принимаются по адресу: [email protected]

Срок подачи заявки до 20 февраля 2018 года.

Педагог среднего профессионального образования

Документы по окончании обучения

Когда нужна профессиональная переподготовка?

08.09.2015 г. был утвержден профессиональный стандарт для педагогов среднего профессионального образования. Согласно требованиям документа, педагог СПО должен иметь как минимум два высших или средних профессиональных образования: педагогическое и соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Кроме того, спешим напомнить, что с 1 июля 2016 года применение профессиональных стандартов в государственных учреждениях и организациях с государственным участием обязательно.

Таким образом, если Вы преподаете в учреждении среднего профессионального образования (техникум, колледж), но не имеете педагогического образования, Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, дающий право на ведение профессиональной деятельности.

Кому рекомендовано пройти обучение?

К освоению программы приглашаются педагоги системы среднего профессионального образования, не имеющие педагогического образования, мастера производственного обучения образовательных учреждений СПО, ведущие теоретические занятия.

Результаты обучения

По окончании обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке. Документ дает право на преподавание в учреждениях среднего профессионального образования.

Проходят профпереподготовку один раз в течение трудовой деятельности.

Обучение проводится в дистанционном формате. К дистанционному обучению Вы можете приступить в любое время. Для этого скачайте бланк заявки и направьте нам по электронной почте [email protected]

Индивидуальные траектории образования педагогических работников в системе среднего профессионального образования

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Помазанова Е. В. Индивидуальные траектории образования педагогических работников в системе среднего профессионального образования // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/619/ (дата обращения: 14.09.2019).

Ключевые слова: индивидуальные траектории образования, педагогические работники, педагогические технологии, педагогический опыт.

Средние специальные медицинские учебные заведения в корне отличаются от других учреждений СПО. Так, Ессентукский филиал ГБОУ ВПО СтГМУ обладает высоким педагогическим потенциалом, хотя около 70 % педагогических работников не имеют педагогического образования, и их главная роль — обучение медицинских сестер и фельдшеров для системы практического здравоохранения.

В настоящее время в связи с реализацией ФГОС СПО вопрос о уровне квалификации и профессионализме преподавателя СУЗ стоит наиболее остро. Современное общество диктует новые требования к качеству медицинского образования. Сегодня отмечается тот факт, что образовательная система, которая использовалась последние годы не удовлетворяет потребности нашего времени. Это диктует поиск новых систем обучения специалистов Министерства здравоохранения, отвечающих запросам работодателей.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» одной из важных компетенций образовательной организации является «использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения». Это ставит перед преподавателем, вне зависимости от его уровня и профиля образования, задачи по овладению новыми знаниями в области психологии и педагогики, современными технологиями и методиками обучения [1].

Перед средним профессиональным образованием новый федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие задачи:

 рассматривать в целях реализации компетентностного обучения использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий (симуляции, деловые и ролевые игры, разбор практических клинических ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии) в сочетании с внеаудиторной работой для развития и формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;

 обеспечивать наиболее эффективную самостоятельную работу студентов;

 предоставлять обучающимся возможность участвовать в процессе формирования индивидуальной образовательной программы;

 формировать культурную и социальную среду, обеспечивать условия, необходимые для социализации и развития личности, сохранения здоровья студентов, способствовать развитию воспитательной составляющей в учебном процессе.

На основании выдвинутых задач можно сделать заключение, что результат работы Ессентукского филиала ГБОУ ВПО СтГМУ можно оценивать по следующим критериям качества:

 потенциал педагогического состава;

 средства образовательного процесса;

 профессиональные образовательные программы;

 управление образовательными системами и процессами.

Для решения вышеописанных задач большое значение имеет постоянное, систематическое развитие кадрового потенциала педагогических работников. Инновационную деятельность образовательного учреждения можно сложить из множества составляющих, но основой все же являются его педагогические работники. Педагогический потенциал и желание творчески работать для преподавателя является самым главным фактором развития образовательной среды и организации учебного процесса.

Взаимодействие с педагогическими работниками, трансляция их передового опыта и обучение их современным педагогическим технологиями является одним из важных направлений в деятельности учебной и методической службы в вопросе развития кадрового потенциала филиала.

Читайте так же:  Сколько фотографий нужно на загранпаспорт старого образца

Методическая служба филиала постоянно проводит мероприятия, которые направленны на повышение уровня качества преподавания:

  1. Обучение и повышение уровня квалификации педагогического состава.
  2. Привлечение педагогических работников в процесс выбора инновационных педагогических технологий.
  3. Создание индивидуальной траектории развития педагогического мастерства работника
  4. Организация процедуры аттестации педагогических работников.

В филиале сложилась система обучения и повышения квалификации педагогических работников, которая включает в себя:

 обучение на циклах и курсах повышения квалификации в ГБОУ ВПО СтГМУ;

 участие в работе педагогических и медицинских конференций, семинаров и форумов;

 участие педагогического состава в работе «Школы педагогического мастерства»;

 участие в интернет-сообществах педагогов и работников образования и здравоохранения;

 самостоятельное обучение на дистанционных курсах, семинарах, тренингах.

Для последующего профессионального роста педагогических работников в филиале реализуется принцип постоянного непрерывного обучения преподавателя посредством проведения конференций, педагогических курсов, онлайн-обучения.

Исходя из этого, можно определить следующие индивидуальные педагогические особенности обучения преподавателей филиала:

 получение теоретических и практических знаний, необходимых для реализации требований ФГОС СПО;

 ликвидация разрыва между современными требованиями к результатам обучения и личными возможностями человека на данный момент;

 повышение квалификации педагогического состава;

 обучение в соответствии с преподаваемыми ПМ, МДК (по специальности);

 использование инновационных образовательных технологий и методов, необходимых для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

В Ессентукском филиале активно используется распространенная форма обучения педагогических работников — «Школа педагогического мастерства». На занятиях изучаются актуальные вопросы методики преподавания, общей педагогики, психологии. С учетом особенностей контингента педагогических работников, темы занятий Школы рассматривают основные вопросы организации учебного процесса в филиале и пути решения единой методической темы. В организации работы «Школы педагогического мастерства» привлекаются руководители структурных подразделений и наиболее опытные преподаватели. Эта работа расширяет возможности методической службы по реализации обучения преподавателей с медицинским образованием, что в свою очередь способствует их профессиональному росту и помогает транслировать передовой педагогический опыт ведущих преподавателей молодым специалистам.

Также можно считать успешным внедрение «Индивидуальной траектории развития преподавателя» как часть инновационного проекта по развитию кадрового потенциала с учетом современных требований к уровню профессиональной квалификации педагогического работника. Появление индивидуальной траектории развития педагогического мастерства преподавателя связано с потребностями педагогических работников в индивидуальных программах развития и изучения инновационных педагогических технологий, а также традиционных методов и приемов обучения и воспитания.

Особую потребность в индивидуальной траектории в филиале имеют:

 опытные педагогические работники с потребностью в изучении новых тенденций в преподавании;

 руководители научных кружков;

 начинающие молодые преподаватели;

 председатели ЦМК [2].

Немало важным аспектом в процессе повышения педагогического мастерства является существующая в филиале традиция наставничества. Молодые преподаватели работают под непосредственным руководством более опытных преподавателей, председателей ЦМК, которые оказывают им информационную и методическую помощь.

Работа с педагогическим составом в филиале осуществляется строго по индивидуальной траектории в форме:

  1. Индивидуальных консультаций.
  2. Консультаций по вопросам оформления различной учебно-методической документации.
  3. Помощи в подготовке и организации в проведении открытых уроков и мероприятий.
  4. Подбора необходимой учебно-методической литературы и образовательных интернет- ресурсов.
  5. Консультаций по вопросам организации научно-исследовательской работы студентов.

В своей работе преподаватели филиала используют современные достижения психологии, методологии и педагогики, материалы и опыт других образовательных учреждений СПО. Одной из самых значимых задач является вовлечение работников в процесс выбора инновационных педагогических технологий, которая осуществляется в следующих направлениях:

 работа по индивидуальной траектории с преподавателями, заинтересованными в использовании инновационных педагогических технологий;

 использование материалов практической психологии и ИКТ на занятиях «Школы педагогического мастерства» [2].

В процессе своей педагогической деятельности преподаватели привлекаются к выбору:

  1. Педагогических технологий к отдельным занятиям (занятия по МДК профессиональных модулей и учебным дисциплинам, мастер классы, открытые занятия, заседания кружков).
  2. Информационно-компьютерных технологий (интерактивная доска, презентации, видеоматериалы, электронные ресурсы, пособия и учебники, компьютерное тестирование).
  3. Различных способов мотивации.

Повышение педагогического мастерства проходит также через систему трансляции передового педагогического опыта работников. Система представляет собой систему мер по публикации учебно-методических материалов, а также применение преподавателями современных педагогических технологий в учебном процессе:

 обмен педагогическим опытом с преподавателями медицинских колледжей Ставропольского края;

 публикации в периодической печати («Среднее профессиональное образование», «Специалист», «Молодой ученый» и т. д.);

 обмен опытом и проведение занятий в «Школе педагогического мастерства»;

 публикации в Интернет-ресурсах для педагогических и медицинских работников (nsportal.ru, «Завуч info.ru», «Врачи РФ», «Доктор на работе»);

 проведение открытых занятий и внеучебных мероприятий;

 проведение мастер-классов, открытых занятий;

 обмен опытом между преподавателями цикловых методических комиссий.

Результаты своего профессионального роста педагогические работники филиала вносят в свое индивидуальное портфолио. Это позволяет развивать потенциал педагогических работников и способствует повышению престижности учебного заведения. Ведь одно из ценностей филиала — это его высококвалифицированные педагогические работники.

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
  2. Полоса С. В. Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по инновационным проектам ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Профессиональный стандарт педагога СПО, его ключевые моменты и особенности

В соответствии с Приказом Минтруда России №608н было установлено, что в ходе формирования кадровой политики, при управлении персоналом, заключении трудовых соглашений, проведении аттестаций, либо при разработке должностных инструкций, затрагивающих специальность преподавателя СПО, будет необходимо использовать соответствующий профессиональный стандарт.

Читайте так же:  Сколько нужно отрабатывать при увольнении по собственному

Зачем нужен стандарт

Согласно статье 195.1 ТК РФ, профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.

Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе. Его применение позволяет:

  • Добиться повышения качества образования.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегических образовательных задач и даёт специалисту возможность успешно ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также помогает добиться повышения уровня отечественного образования до международных стандартов.

  • Адекватно оценить уровень квалификации работника.

Наличие единого профстандарта значительно ускоряет и упрощает процесс оценки квалификационного уровня педагога СПО.
  • Успешно регулировать разрешение кадровых вопросов и значимых моментов в трудовых взаимоотношениях со специалистами.

Все приведённые в стандарте положения следует использовать при отборе педагогов в учреждения образовательного типа. Трудовой договор работника и работодателя также формируется в соответствии с ПС.

Важно! Хотя профессиональный стандарт имеет свою изначальную форму, в местных учреждениях его наполнение может корректироваться путём внесения дополнительных положений и уточнения уже существующих разделов документа.

Обязательно ли его применять

По мнению разработчиков профстандарта, предназначенного для преподавателей СПО, данный документ должен положительным образом сказаться на интересе педагога к сфере его трудовой деятельности и повышению уровня ответственности за достижение требуемых результатов.

Профессиональный стандарт позволяет педагогу не отвлекаться на выполнение функций, не имеющих отношения к его прямым обязанностям. Это позволяет освободить больше сил и времени на повышение педагогической квалификации.

Таким образом, использование профстандарта не является строго обязательным, однако его применение рекомендуется с целью улучшения квалификационных показателей отдельных специалистов и укрепления образовательной системы в целом.

Структура профстандарта

В соответствии с требованиями Приказа №608н от 8 августа 2015 года, утверждённого Министерством труда Российской Федерации, профессиональный стандарт включает в себя следующие данные:

  1. Общая информация. Раздел посвящён указанию общих наименований трудовых функций, а также в нём приведена кодовая классификация рода деятельности специалиста.
  2. Функциональная карта. Вторая часть содержит описания общих функций, которые следует выполнять педагогу. Возможно, что обобщённые направления деятельности будут делиться на более узкие и конкретные, для каждой из которых указывается необходимый уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Все приведённые во втором блоке позиции получают подробную расшифровку. Рядом указывается точный перечень действий, которые потребуется осуществить для реализации каждой из приведённых функций.

В третьем разделе также имеется подробное перечисление, всех умений и знаний, которые потребуются педагогу, чтобы успешно выполнить поставленные перед ним задачи. В последней (4-й) части документа указаны данные об организациях, которые занимались разработкой ПС.

Основные обязанности согласно документу

Преподаватель СПО – это педагог основного и дополнительного профессионального обучения и образования. В соответствии с профстандартом в число его основных обязанностей входит:

  • преподавание в соответствии с программами: профобучения, получения среднего профобразования, прохождения дополнительной профпрограммы, рассчитанной на определённый квалификационный уровень;
  • организация и ведение учебно-производственного процесса в ходе реализации необходимых учебных программ;
  • организационно-педагогическое сопровождение учащихся по программам СПО и высшего образования;
  • организация и проведение мероприятий посвящённых профориентации для учащихся школ и их законных представителей;
  • осуществление педагогического контроля, оценки результатов образовательной деятельности, усвоения программы;
  • подготовка и самостоятельная разработка научно- и учебно-методического обеспечения, необходимого для реализации программ профессионального образования.

Также педагог СПО может заниматься преподаванием по программам бакалавриата, магистратуры, специалиста и аспирантуры в рамках своей специальности.

Установленные требования к преподавателю

Среди основных требований, которые предъявляются специалисту в соответствии с профстандартом можно выделить следующие:

  • наличие соответствующего образования (среднее профессиональное или высшее по соответствующему профилю, возможно наличие профессиональной переподготовки);
  • наличие опыта практической работы;
  • соответствие особым условиям допуска к работе:
    • отсутствие ограничений на ведение преподавательской деятельности;
    • наличие результатов предварительного (проводимого до принятия специалиста на работу) медобследования;
    • своевременное прохождение аттестаций на соответствие занимаемой должности.

В самом ПС приводятся более подробные комментарии по каждому из приведённых пунктов, и все их следует учитывать при осуществлении трудовой деятельности по специальности преподаватель СПО.

Какими компетенциями должен обладать педагог СПО

Структурными компонентами профессиональной компетенции (компетентности) преподавателя СПО являются следующие её виды:

Помимо этого преподаватель должен быть осведомлён относительной целей и содержания ФГОС СПО, принципах построения процесса обучения, способах применения современных образовательных технологий.

Профстандарт позволяет обеспечить максимальную конкретизацию направленности рабочей деятельности педагога СПО, повысить её эффективность и поддержать квалификационный рост специалиста. Именно поэтому активное использование данного документа является необходимой составляющей рабочего процесса.

Вашему вниманию видео о среднем профессиональном обучении.

Источники


  1. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.

  2. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  3. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
Педагогические работники среднего профессионального образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here