Порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Взыскание налога (недоимки) с физического лица

Взыскание налога (недоимки) с физического лица (не являющегося индивидуальным предпринимателем (ИП)) — регулируется статьей 48 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Комментарий

В случае выявления суммы налога, не уплаченной в срок (недоимки), налоговый орган направляет налогоплательщику Требование об уплате налога и сбора.

Срок выставления требования об уплате налога налоговым органом

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

В других случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Срок исполнения требования об уплате налога

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

[1]

Порядок взыскания налога с физического лица

Порядок взыскания налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем регулируется статьей 48 НК РФ («Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем»).

Так, установлен следующий порядок:

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с физического лица производится только в судебном порядке.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 К РФ). В России применяется «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п. 4 ст. 48 НК РФ).

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении (п. 5 ст. 48 НК РФ):

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются (п. 6 ст. 48 НК РФ).

Дополнительно

Требование об уплате налога и сбора — извещение налоговым органом налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках — регулируется статьей 76 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Последствия неуплаты налога в срок — установленные законодательством последствия, которые могут быть применены к налогоплатетельщику, который не уплатил налог в срок.

Недоимка — сумма налога (сбора), не уплаченная в установленный срок.

Взыскание недоимки — установленный законодательством порядок взыскания просроченной задолженности по налогам (недоимки).

Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Читайте так же:  Правила предоставления отпуска без сохранения заработной платы

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.


2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

4. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

5. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются.

7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.

Комментарий к Ст. 48 НК РФ

В ст. 48 НК говорится о порядке взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Напомним, что форма требования утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@.

В соответствии со ст. 124 Гражданского процессуального кодекса заявление о вынесении судебного приказа подается в письменной форме.

В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения;

3) наименование должника, его место жительства или место нахождения;

4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;

5) документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя;

6) перечень прилагаемых документов.

В случае истребования движимого имущества в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исключение составляет тот случай, когда в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

[3]

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

Читайте так же:  НДФЛ при выходе участника из общества: как правильно рассчитать и уплатить налог?

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее в настоящей главе — Закон N 229-ФЗ).

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;

наличных денежных средств;

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются (п. 6 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 48 НК РФ, должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.

Порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495 ) 649-41-49; (495 ) 649-11-65

С 2011 года порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц регулируется с учетом Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ « О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Возможно, это новшество разгрузит суды и сэкономит бюджетные деньги.

Небольшой долг требовать накладно

Известный факт, что налоговая задолженность гражданина может представлять собой смехотворную сумму вплоть до нескольких рублей. Предположим, налог на имущество с однокомнатной квартиры сам по себе невелик, а если должник заплатит намеренно или ошибочно не всю сумму, то могут остаться и вовсе копейки долга. Либо должник уплатит сумму налога, но не посчитает нужным платить пени. Действующее налоговое законодательство в таких случаях не знает исключений.

Порядок принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов един независимо от суммы задолженности. Для граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, он установлен в ст. 48 НК РФ и является исключительно судебным. Если долг небольшой — казна несет потери. Одни только почтовые расходы на рассылку документов должнику могут быть гораздо больше суммы задолженности. А обращаться в суд за взысканием недоимки налоговые ( таможенные) органы обязаны. По данным Верховного Суда РФ, в 2007 г. мировые судьи рассмотрели чуть более 2 млн. дел по искам казны, а в 2008 г. — более 3 млн., при том что один день судопроизводства по гражданскому делу стоит казне 27 тыс. рублей.

В мае 2009 г. ВС РФ выступил с законодательной инициативой взыскивать налоговые долги с физических лиц без решения суда — напрямую с банковских счетов граждан или путем продажи их имущества. Цель — разгрузить суды общей юрисдикции от мелких дел. Примечательно, что в законопроекте речь шла о любой налоговой задолженности гражданина независимо от суммы. В пояснительной записке к проекту ВС РФ отметил резкий рост количества исков о взыскании налогов и сборов и дороговизну судопроизводства.

Законопроектом предлагался следующий механизм взыскания: в течение двух месяцев после просрочки платежа налоговые органы в безакцептном порядке списывают денежные средства с банковского счета гражданина-неплательщика с последующим уведомлением должника. При отсутствии средств на счете либо самого банковского счета налоговая служба направляет решение о взыскании долга за счет имущества должника в службу судебных приставов. За должником безусловно сохранялось право на последующее судебное оспаривание действий по бесспорному взысканию налоговой задолженности. Проект подвергся жесткой критике и был отозван. Верховному Суду РФ напомнили и об отсутствии у налоговых органов сведений о банковских счетах граждан, и о возможном произволе налоговиков с ответным возмущением народа ( что в преддверии выборов 2012 г. властям совсем ни к чему), и о ст. 35 Конституции РФ.

Идея разгрузить суды от мелких дел в общем была признана верной, вот только механизм реализации, предложенный ВС РФ, оказался не проработанным. Уже в 2010 г. Президент РФ Д.А. Медведев внес в Государственную Думу Федерального Собрания проект изменений в НК РФ, ограничивающий иски налоговых ( таможенных) органов о взыскании фискальных долгов с физических лиц определенным минимумом суммы.

Президентский законопроект был встречен гораздо дружелюбнее, нежели законопроект ВС РФ, в результате чего он превратился в Федеральный закон от 29.11.2010 N 324-ФЗ « О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» ( далее — Закон N 324-ФЗ).

Действие нового Закона N 324-ФЗ распространяется на правоотношения по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после вступления Закона в силу.

Новые правила взыскания

[2]

Обращает на себя внимание, что законодатель заменил в ч. 1 НК РФ словосочетание « исковое заявление» на просто „заявление“. Логично, поскольку задолженность по налогам и сборам с физического лица может взыскиваться не только иском, но и путем подачи заявления о выдаче судебного приказа в порядке главы 11 ГПК РФ. Хотя в общем взыскание налоговой задолженности по-прежнему производится в исковом порядке.

Главное же новшество, как изначально и планировалось, состоит в том, что обратиться в суд на взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов налоговый ( таможенный) орган уполномочен только в том случае, если общая взыскиваемая сумма превышает 1500 рублей. Это может быть как сумма по одному требованию налогового ( таможенного) органа об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, так и совокупная сумма по нескольким требованиям. Если сумма равна или меньше указанной, налоговому или таможенному органу необходимо дождаться, пока она не превысит необходимый для взыскания порог.

При обсуждении законопроекта обращалось внимание на проблему истечения установленных законом сроков взыскания по некоторым требованиям из числа суммируемых. По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым ( таможенным) органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Обязанность фискального органа дожидаться накопления задолженности могла привести к тому, что некоторые из суммируемых требований были бы неспособны к принудительному взысканию в связи с истечением его срока. Законодателю приходилось выбирать: либо отменить для накапливаемых сумм задолженности сроки давности, либо прощать те долги, которые в течение срока давности не достигли установленной пороговой величины. Первый вариант был очень рискован с точки зрения конституционных принципов налогообложения. Списывать долги государство также не решилось. Поэтому был выбран следующий промежуточный вариант.

Читайте так же:  С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетнего

Согласно абз. 2 — 4 п. 2 ст. 48 НК РФ ( в ред. Закона N 324-ФЗ), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым ( таможенным) органом при расчете общей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 1500 рублей, налоговый ( таможенный) орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым ( таможенным) органом при расчете общей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 1500 рублей, налоговый ( таможенный) орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Обязанность, установленная для налоговых ( таможенных) органов в Законе N 324-ФЗ, по сути, является служебной, так как не корреспондирует правам ( полномочиям) иных субъектов при возникновении спора. Если налоговым ( таможенным) органом по каким-либо причинам будет подано заявление в суд о взыскании суммы задолженности по налогам и сборам, не превышающей 1500 рублей, то суд обязан принять такое заявление и возбудить дело в порядке гражданского судопроизводства. Действующее гражданское процессуальное законодательство не позволяет отказать в приеме такого заявления по мотиву несоответствия цены иска установленному размеру ( ст. ст. 134, 135 ГПК РФ).

К сожалению, изменений в ГПК РФ по данному вопросу не внесено. Основания для отказа в иске по мотиву недостижения порога для взыскания у суда также не имеется. Тем не менее не стоит сомневаться, что налоговые ( таможенные) органы будут строго следовать требованиям Закона. Лишние иски по копеечным делам им тоже ни к чему.

Итак, по задолженности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по налогам, сборам, пеням и штрафам в целях снижения затрат устанавливается фактическая отсрочка взыскания до превышения задолженностью порога в 1500 рублей, но не более чем на три года. По сути, такая отсрочка мало кого из должников обрадует: сумма небольшая, а в итоге платить все равно придется. Разгрузит ли отсрочка суды, покажет время.

Автор статьи: А. Акимов

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Юристы раскритиковали внесудебный порядок списания налоговых долгов со счетов физлиц

Власти Подмосковья предложили правительству ужесточить порядок взыскания задолженности по налогам физлиц, а именно разрешить ФНС во внесудебном порядке списывать недоимки с банковских счетов неплательщиков. Кроме того, самих должников хотят ограничить в праве пользоваться рядом госуслуг, в частности, регистрировать сделки с недвижимостью и автомобилями, а также получать выписки из реестров. Юристы считают, что инициатива повлечет массовое нарушение прав граждан, которые даже в случае ошибочного списания с них денег не пойдут в суды за защитой своих прав, поскольку обжалование таких взысканий будет стоить гораздо дороже.

По мнению губернатора Московской области Андрея Воробьева, существующий механизм взыскания неэффективен: на процедуру уходит больше 300 дней, а между задействованными в ней органами не налажен электронный документооборот. При этом воздействовать на неплательщиков, можно лишь запретив им выезд за границу, но для многих россиян это не является серьезной санкцией. Вместе с тем долги физлиц по имущественным налогам в 2016 году на 18% превысили поступления в госбюджет и достигают уже 212,6 млрд руб.

Подмосковные власти предлагаю внести поправки в ст. 48 Налогового кодекса, наделив ФНС полномочиями самой принимать решения о взимании задолженности на сумму более 10 000 руб. Налоговики смогут списывать деньги с зарплатных и банковских счетов граждан. Если же их нет, то запускается механизм приказного производства, и взысканием, как и сейчас, будут заниматься сотрудники ФССП. Кроме того, до полного погашения долга россиянам хотят запретить пользоваться перечнем из 33 государственных и муниципальных услуг. А в случае отсутствия у гражданина денег, запрет будет действовать в течение года. По словам Воробьева, его инициативу уже поддержали руководители Минфина и ФНС (см. «Власти Подмосковья предложили списывать налоговые долги с банковских счетов физлиц»).

ФНС может превратиться в «суперорган»

На наш взгляд, эта инициатива опасна и чревата превращением налоговой инспекции в некий «суперорган», который самостоятельно и рассчитывает размер налога, и взыскивает его с налогоплательщика, говорит Сергей Егоров, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП. Это может повлечь массовое нарушение прав налогоплательщиков, за которыми сохранят лишь возможность последующего судебного контроля правильности исчисления и взыскания налога, что для многих из них по разным причинам может быть недоступно или неэффективно, добавляет адвокат. «По сути, мы имеем ситуацию, когда власти МО заявляют о неэффективности судебной процедуры взыскания налоговой недоимки и предлагают для улучшения собираемости налогов в определенных случаях отказаться от суда вовсе. Такую логику нельзя признать правильной, — подчеркивает Егоров. — Особенно в текущей ситуации, когда стандартной ситуацией для многих граждан является, например, ошибочное доначисление налога за автомобиль, проданный налогоплательщиком несколько лет назад».

Внесудебное взыскание сумм задолженности несет риск того, что будут нарушены нормы материального права, например, трехлетний срок для взыскания задолженности, добавляет Екатерина Леоненкова, руководитель налоговой практики юридической группы «Яковлев и Партнеры» («ЯиП»). Если сейчас этот момент проверяют суды, продолжает эксперт, то в случае принятия данного законопроекта не исключено, что налоговый орган начнет взыскивать задолженности за пределами данного срока, ввиду отсутствия надлежащего администрирования данного процесса. «В целом, предложенная процедура направлена на упрощение работы налоговых органов, — говорит Леоненкова. — Можно также вспомнить недавнее постановление Конституционного суда, где он пришел к выводу, что налоговый орган вправе взыскивать сразу в судебном порядке, минуя процедуру административного взыскания, суммы налогов, в случае ошибочного предоставления вычетов физлицам».

Юристы нашли в инициативе противоречия Конституции

Ст. 48 Налогового кодекса в действующей редакции полностью соответствует п. 3 ст. 35 Конституции, согласно с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, подчеркивает Татьяна Матвеичева, директор департамент налогового консалтинга «ФБК Право». Введение механизма внесудебного обращения взыскания на имущество граждан по сути противоречит нашей Конституции, добавляет она. «Фискальные органы выбирают наиболее простой путь решения проблемы за счет граждан, тогда как проблема должна решаться путем улучшения работы самих налоговых органов, — считает Матвеичева. — Зачастую задолженность физлиц по налогам возникает вовсе не по причине осмысленного отказа ими от выполнения своих обязательств перед государством, а в силу несовершенства механизма донесения до них информации об этих обязательствах самими налоговыми органами. Просвещение налогоплательщиков и упрощение процедуры исполнения налоговых обязательств — вот над чем, на наш взгляд, должны больше задумываться люди, отвечающие за пополнение бюджета».

Нарушение конституционных прав граждан в инициативе усматривает и Марина Костина, адвокат «ЯиП». «Запрет на пользование госуслугам как минимум противоречит принципу доступности обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, установленному законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ и, как максимум, конституционному принципу равенства всех перед законом и судом», — говорит она.

Читайте так же:  Хорошие юристы в ростове по исполнительному производству

Себе дороже: граждане не пойдут оспаривать ошибочное взыскание

«Поскольку корректность работы налоговых органов во многих случаях оставляет желать лучшего, данную инициативу в части предоставления органам ФНС возможности внесудебного взыскания задолженности с банковских счетов граждан мы оцениваем негативно, — подчеркивает Андрей Корницкий, адвокат, руководитель проектов «S&K Вертикаль», — поскольку это может привести к многочисленным случаям ошибочного взыскания денежных средств». А в том случае, если сумма необоснованного взыскания будет незначительной, граждане вряд ли будут обращаться в суд за защитой своих прав, поскольку расходы на такую защиту могут превысить сумму взыскания, считает эксперт. Обжалование таких взысканий в судах будет стоить гораздо дороже, соглашается Екатерина Леоненкова из «ЯиП». «Это связано, в первую очередь, с необходимостью дополнительных расходов на юристов, которые не всегда могут быть взысканы с проигравшего налогового органа в полном размере», — поясняет Сергей Егоров из ЕМПП.

Что предлагают юристы

По мнению адвоката «ЯиП» Марины Костиной, с учетом того, что взыскание налогов нередко производится ошибочно, для соблюдения баланса интересов общества и государства более правомерным представляется предоставление органам ФНС возможности на безакцептное списание со счетов предполагаемых должников сумм, не превышающих 10 000 руб., а на суммы свыше налоговым органам может быть дано право накладывать арест с дальнейшим списанием при неоспаривании ареста должником. А Андрей Корницкий из «S&K Вертикаль» считает, что необходимо более взвешенно подойти к определению перечня госуслуг, в пользовании которыми могут быть ограничены должники. «В частности, должников нецелесообразно ограничивать в пользовании теми услугами, которые могут позволить им погасить имеющуюся задолженность. К примеру, ограничив водителя такси в праве использовать транспортное средство, законодатель может лишить такого гражданина основного источника дохода, за счет которого могла бы быть погашена задолженность», — поясняет Корницкий.

Сроки давности для выявления и взыскания налоговой недоимки

Начнем с того, что с точки зрения Налогового законодательства РФ является недоимкой. Итак, недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная налогоплательщиком в установленный срок (см. абз. 2 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного недоимкой может признаваться и излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую налоговые инспекторы выявили в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки. Недоимка формируются со следующего дня после просрочки. В отдельных случаях, прямо указанных в Налоговом кодексе РФ на сумму недоимки подлежит начислению пеня за каждый день просрочки до дня оплаты суммы недоимки (основной задолженности по налогам) и пени. Если налогоплательщик должник не погасит задолженность в полном объеме, пеня будет взыскиваться в судебном порядке. Если с момента выявления недоимки прошло слишком много времени, при этом никакие меры принудительного взыскания к должнику не применялись, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию. Недоимку взыскивают как с физических, так и с юридических лиц. В данной статье речь пойдет о сроках давности для выявления и взыскания налоговой недоимки с юридических лиц.

В результате чего выявляется налоговая недоимка?

Общий срок взыскания налоговой недоимки с юридических лиц

Если налоговый орган выявил недоимку по налогам, он должен уведомить об этом налогоплательщика должника не позднее, чем за три месяца с момента выявления недоимки. В случае если недоимка была выявлена по результатам проведенной налоговой проверки, требование об уплате налоговой недоимки должно быть отправлено налогоплательщику должнику не позднее чем через десять дней с момента выявления недоимки. Налоговым кодексом РФ предусмотрен минимальный срок для взыскания задолженностей по налогам, сборам, пеням, штрафным санкциям после фактического получения налогоплательщиком требования от налогового органа. Равен он восьми рабочим дням, но может составлять и больше. При этом максимальный срок законом вообще на сегодня не установлен. Налогоплательщик обязан в установленный в требовании срок исполнить обязанность по уплате недоимки (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Помимо указанного, требование об уплате недоимки по налогам и начисленным штрафным санкциям должно содержать следующие обязательные требования:

  • размер недоимки;
  • сроки погашения недоимки;
  • сумму пеней, начисленных на сумму недоимки;
  • меры по взысканию недоимки.

В ходе налоговой проверки при выявлении недоимки по налогам, налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате выявленной недоимки в течение двадцати рабочих дней с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки. Если же недоимка была выявлена вне рамок мероприятий налогового контроля, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (в том числе задолженность по пеням и штрафам):

  • при задолженности в 500 рублей и более – требование направляется в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;
  • менее указанной суммы – в течение одного года со дня выявления недоимки.

Принудительное взыскание недоимки налоговики начинают только в случаях, когда налогоплательщик отказывается добровольно ее оплатить. Принудительное взыскание налоговой недоимки происходит путем взыскания недостающих сумм по налогам с расчетных счетов налогоплательщиков юридических лиц, в том числе принудительно взыскиваются и электронные деньги. Причем процесс принудительного взыскания (списания) задолженности по налогам происходит без обращения налоговиков в судебные инстанции.

Также принудительное взыскание задолженности по налогам осуществляется за счет реализации имущества юридического лица. Следует обратить внимание на то, что общий срок исковой давности, установленный законодательством РФ для гражданских правоотношений, к налоговым правоотношениям никакого отношения не имеет (см. п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ). Самостоятельной нормы, аналогичной нормы об общих сроках исковой давности предусмотренных Гражданским кодексом РФ, в Налоговом кодексе нет. Однако при этом общий срок исковой давности для взыскания налоговой недоимки составляет три года. Как уже было отмечено выше, налоговые обязательства в нашей стране действительно бессрочны. Налоговым кодексом РФ предусмотрены сроки, пропустив которые задолженность может быть признана безнадежной. Имущественные налоги, такие как, налог на транспорт, недвижимость и т.п., могут быть начислены налоговым органом только за последние три года, по общим правилам исковой давности.

Сроки взыскания налоговой недоимки налоговыми органами

В случае выявления налоговой недоимки, налоговым органом выставляется требование должнику об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • не позднее двадцати рабочих дней со дня вступления в законную силу решения, вынесенного налоговым органом по итогам проверки (в рамках проверки – см. п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ);
  • срок направления требования зависит от суммы задолженности (вне рамок проверки – см. пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога согласно пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ может быть вручено тремя способами:

  • путем вручения руководителю юридического лица, законному представителю лично под расписку;
  • путем направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.

Требование об уплате налоговой недоимки всегда направляется по адресу местонахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ (см. п. 5 ст. 31 Налогового кодекса РФ). По общему правилу требование налогового органа, направленное по почте считается полученным налогоплательщиком на шестой рабочий день с момента отправки (см. п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). Порядок направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 года № ММВ-7-8/700. В случае направления электронного требования по телекоммуникационным каналам связи, оно считается полученным налогоплательщиком с момента отправления им в налоговую инспекцию электронной квитанции о приеме документа. При наличии такой квитанции, налоговый орган требование в бумажном виде уже не дублирует по почте заказным письмом. Поэтому если налоговая инспекция при электронной отправке требования не получит назад квитанцию от налогоплательщика о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено по почте в общем порядке (см. пп. 5, 12 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 9 декабря 2010 года № ММВ-7-8/700).

Читайте так же:  Рефинансирование ипотеки при использовании материнского капитала

При невозможности взыскания задолженности по налогам с юридического лица, налоговый орган:

  • выносит решение о взыскании налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика не позднее одного года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ);
  • обращается в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой недоимки в период от года до двух лет после истечения срока исполнения требования.

Срок для взыскания недоимки в судебном порядке

Взыскание задолженности в принудительном судебном порядке происходит, как правило, если налогоплательщик должник отказывается добровольно ее погашать. Но по общим правилам судопроизводства кредитор не вправе принимать самостоятельных мер по принудительному взысканию задолженности со своего дебитора. Так и в случаях взыскания налоговым органом недоимки по налогам с налогоплательщика должника, ведь в данных отношениях налоговый орган является кредитором, а налогоплательщик – дебитором. Именно поэтому кредиторы вправе взыскать задолженность только через суд, но и пойти в суд кредитор сразу не вправе. Прежде чем отправиться в судебную инстанцию, кредитору необходимо попробовать урегулировать сложившейся спор в досудебном порядке. Тоже самое происходит при взыскании недоимки с налогоплательщика. В первую очередь, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки и пени. О правилах составления, порядке направления и вручения налоговым органом требования об уплате налоговой недоимки мы указывали выше.

Единственное что еще раз следует отметить в части судебного порядка взыскания налоговой недоимки, сумму налоговой недоимки, указанной в таком требовании налогоплательщик должен погасить в течение десяти дней с момента его получения. Если налогоплательщик задолженность по налогам не погашает, тогда уже налоговый орган обращается в арбитражный суд за принудительным взысканием. Как после рассмотрения любого имущественного требования, после рассмотрения иска налогового органа о взыскании налоговой недоимки суд выдает исполнительный лист. Далее процесс его исполнения выглядит стандартно: происходит списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика в размере суммы задолженности по налогам, накладывается арест на имущество налогоплательщика должника, выносится запрет на выезд за границу должностного лица.

Если налогоплательщик длительное время не выплачивает недоимку, она может быть признана безнадежной, а затем просто аннулирована как и любая безнадежная дебиторка. Даже если общий срок исковой давности по налоговой недоимке к налогоплательщику не истек, налоговый орган не вправе обязывать налогоплательщика погасить недоимку, несмотря на то что она продолжает за ним числиться.

Согласно подп. 1-4.1 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ налоговая недоимка (задолженность по налогам) может быть признана безнадежной в случаях:

  • ликвидации юридического лица;
  • признания юридического лица банкротом;
  • наличия судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней с должника;
  • вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • если размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Срок давности Налоговым кодексом РФ не установлен, в то время как сроки, предусмотренные Гражданским кодексом РФ к налоговым недоимкам не применимы. Отсюда у многих возникает вполне резонный вопрос, на каком основании определяется срок взыскания налоговой недоимки? В свою очередь, срок взыскания недоимки в судебном порядке налоговым законодательством установлены и составляет три года. Это то, что касается срока исковой давности взыскания налоговой недоимки в принципе, а вот само взыскание происходит в течение девяти месяцев в среднем, с момента обращения организации в суд и два года, в случае взыскания налоговой недоимки за счет изъятия имущества. Стоит отметить, что взыскание недоимки по налогам через суд довольно длительный процесс. Однако если у налогоплательщика образовалась задолженность перед бюджетом (налоговые органы, пенсионный фонд, страховые компании), то судебный процесс, как правило, происходит намного быстрее.

В судебном порядке взыскиваются недоимки с компаний, у которых:

  • размер задолженности по налогам свыше 5 000 000 рублей (см. подп. 1 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ);
  • произошла переквалификация сделки, статуса или характера деятельности компании (см. подп. 3 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ);
  • проведена проверка правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (см. подп. 4 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Также через суд может быть взыскана недоимка с тех компаний, которые являются взаимозависимыми по отношению к компаниям, у которых эти налоговые недоимки возникли изначально, причем только возникших по итогам проведенных налоговых проверок и неоплаты компанией таких налоговых недоимок в течение трех месяцев. Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ и возможны в следующих случаях:

  • если на банковские счета взаимозависимых компаний поступает выручка за товары, работы или услуги, реализованные компаниями налогоплательщиками, имеющими недоимку на момент совершения той или иной сделки, или у которых она изначально возникла;
  • если компания, у которой изначально возникла налоговая недоимка, узнав о назначении выездной налоговой проверки или проведении камеральной налоговой проверки, передала взаимозависимой компании денежные средства или другое имущество, с целью затруднить взыскание налоговой недоимки или сделать то невозможным.
Видео (кликните для воспроизведения).

В завершение рассматриваемой темы можно резюмировать, что налоговая недоимка является задолженностью, суммой не внесенных компанией налогоплательщиком взносов, отчислений и т.п. Установление факта недоимки в рамках налоговых проверок происходит вследствие выявления ошибок в платежных документах и самим налогоплательщиком – руководителем юридического лица. Налоговая недоимка, как любая задолженность, подлежит взысканию через суд. Фактическое взыскание денежных средств происходит путем списания денежных средств с банковских счетов юридического лица должника.

Источники


  1. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  2. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  3. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
  4. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
  5. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
Порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here