Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Содержание

  • Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам для ведения садоводства. Утратила силу

    СТ 81 ЗК РФ — Утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

    1. Для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

    2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

    3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

    4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

    Комментарий к Статье 81 Земельного кодекса РФ

    Комментарий к Статье 81 ЗК РФ временно недоступен.

    Тема 11 Земли сельскохозяйственного назначения

    При изучении темы следует остановиться особо на понятии правового режима в целом и на особенностях правового режима земель сельскохозяйственного назначения в частности. Сельскохозяйственные земли — это особо ценные земли, которые в первую очередь использу- ются в качестве средства производства и лишь в исключительных случаях как пространст- венный базис для размещения объектов, связанных с развитием сельского хозяйства (ст.

    земель регулируется помимо Земельного кодекса РФ специальным ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Пригодность земель для сельского хозяйства устанавливается на основе данных государственного земельного кадастра или зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических некоммерческих объединений (ст. 12 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

    Сельскохозяйственные угодья в зависимости от их природных свойств и экономической целесообразности использования в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий: пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, и залежи. В составе этих угодий выделяют также особо ценные для данного региона продуктивные земли, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений. Их перечень устанавливается законодательством субъектов РФ.

    Содержание правового режима земель сельскохозяйственного назначения зависит от того, какой характер имеет сельскохозяйственное производство — товарный или для личного потребления. На основании такого подхода выделяются земли крестьянских (фермерских) хозяйств, земли сельскохозяйственных коммерческих организаций и земли, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и пастьбы скота.

    В ст. 78 ЗК определен перечень субъектов, которые в соответствии с действующим законодательством могут использовать сельскохозяйственные земли в целях сельскохозяйственного производства. В этот перечень вошли:

    граждане, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество;

    хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

    некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;

    опытно-производственные, учебно-опытные и прочие подразделения научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения;

    общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и профиля.

    Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется Федеральным законом РФ от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

    Если личное подсобное хозяйство ведется на приусадебном участке или ином участке в населенном пункте, то занимаемая им земля к категории сельскохозяйственных земель не относится.

    Самый большой массив сельскохозяйственных земель занимают аграрные коммерческие организации — бывшие колхозы и совхозы преобразованные в АО или ЗАО, ООО, товарищества полные и коммандитные, производственные кооперативы, государственные и муниципальные производственные предприятия. Этот перечень исчерпывающий, хотя в ЗК указаны и иные формы (которые пока в законодательстве не уточняются). Специальный закон есть только о сельскохозяйственных кооперативах (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 № 193-ФЗ), остальные формирования действуют в рамках ГК, ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (закон в редакции 2001 г.), «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 № 14-ФЗ.

    В соответствии с ФЗ 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются для обслуживания сельскохозяйственного производства — выполнения ремонтных, мелиоративных, агрохимических и прочих работ для членов таких кооперативов.

    Религиозные организации могут использовать сельскохозяйственные земли для организации подсобных хозяйств (например, в монастырях).

    Казачьи общества являются юридическими лицами, им безвозмездно отводятся земли для коллек- тивного землепользования на основе традиционных форм общинного владения землей либо общей соб- ственности участников общества на землю. Размер земельного надела, предоставляемому хуторскому и станичному обществу, определяется исходя из количества его участников в соответствии с установлен- ным порядком, а также взятых ими на себя обязательств по несению государственной службы и необ- ходимости создания запаса земель, обеспечивающего коллективное землепользование при расширении состава общества, выделения земельных участков гражданам, пожелавшим выйти из казачьего общест- ва (Указ Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессиро- ванных народов» в отношении казачества»).

    Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30.04.1999 закрепил права лиц, относящихся к малочисленным народам, безвозмездно владеть и пользоваться в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий для развития традиционных промыслов. Перечень этих народов утвержден Постановлением Правительства от 30.03.2001, а порядок образования ими общин — ФЗ от 20.07.2000 «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». Правовой режим таких территорий регулируется ФЗ от 7.05.2001 «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».

    Читайте так же:  Установка счетчиков электроэнергии в многоквартирных домах

    Установление правового режима земель сельскохозяйственного назначения преследует цели обеспечения почвенного плодородия земель рассматриваемой категории (ФЗ от 16.07.1998 № 101 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»), сохранения количества этих земель, предотвращение уменьшения площадей сельскохозяйственных угодий. К мероприятиям, позволяющим обеспечить сохранение количества и качества сельхозугодий следует отнести мелиорацию земель (ФЗ от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель») и консервацию земель (временное изъятие из хозяйственного оборота для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий).

    Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения основываются на принципах, за- крепленных в п. 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2002 № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

    сохранение целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения;

    установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;

    преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

    преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

    установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %;

    предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.

    Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

    1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

    2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

    3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

    [3]

    4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

    Комментарий к статье 81

    1. Общий порядок предоставления земельных участков предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса. Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлены в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

    Крестьянское (фермерское) хозяйство ведется отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, владении или в собственности земельных участков .

    См.: Волков Г.А. Земельная правосубъектность крестьянского хозяйства // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1993. N 6. С. 63 — 67.

    Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Возглавляет крестьянское хозяйство один из его дееспособных членов. В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет деятельность без образования юридического лица и признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

    При предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Претендент должен обладать опытом работы в сельском хозяйстве, иметь сельскохозяйственную квалификацию либо пройти специальную подготовку.

    2. Особенности предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства установлены в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» .

    С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 нояб. 2000 г. N 137-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632.

    Законом предусмотрено зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков (статьи 12 — 15), особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков (статьи 28 — 31), а также порядок организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (статьи 32 — 34).

    3. Порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства предполагается урегулировать в федеральном законе о личном подсобном хозяйстве.

    Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» был принят Государственной Думой РФ 11 декабря 1998 г. и одобрен Советом Федерации РФ 24 декабря 1998 г., однако в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции РФ отклонен Президентом РФ .

    Письмо Президента РФ от 6 янв. 1999 г. N Пр-16 «Об отклонении Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» // Российская газета. 1999. 4 февр. N 21.

    Читайте так же:  Ограничение срока ознакомления с материалами уголовного дела

    На основании Постановления Государственной Думы РФ от 19 октября 1999 г. N 4397-II ГД создана специальная комиссия. В работе указанной комиссии участвуют представители Совета Федерации РФ на основании Постановления Совета Федерации РФ от 11 ноября 1999 г. N 458-СФ.

    В настоящее время особенности предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлены в отдельных нормативных правовых актах.

    В соответствии со статьей 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. «О социальном развитии села» семьям, переселяющимся в трудонедостаточные районы для работы в сельском хозяйстве, а также специалистам народного образования, культуры, здравоохранения, связи, бытового и других сфер обслуживания, физической культуры и спорта оказывается безвозмездная помощь для организации личного подсобного хозяйства.

    С изм. и доп., внесенными Законом РФ от 28 апр. 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 411; Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 21. Ст. 748.

    Условия участия граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в коопхозе установлены в статье 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» . Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов. В паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.

    С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 7 марта 1997 г. N 47-ФЗ и от 18 февр. 1999 г. N 34-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973.

    В Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлены правила наследования земельных участков крестьянского (фермерского) хозяйства. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства (статья 26).

    Отдельные отношения по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства урегулированы в ранее изданных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, которые в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ.

    Указом Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» предписано органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивать выделение земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов перераспределения земель по мере поступления заявок в первую очередь военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей.

    С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 25 янв. 1999 г. N 112.

    Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» установлено, что членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, предоставляются бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (п. 2).

    С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 882.

    [1]

    В Указах Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и от 7 марта 1996 года N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» предусмотрено право собственников земельных долей увеличить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства путем выделения земельного участка в натуре в счет земельной доли.

    С изм. и доп., внесенными Указами Президента РФ от 24 дек. 1993 г. N 2287 и от 25 янв. 1999 г. N 112.

    С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 25 янв. 1999 г. N 112.

    Отдельными постановлениями Правительства РФ предусмотрено формирование целевых земельных фондов для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и для предоставления земель казачьим обществам. Земли из соответствующих целевых земельных фондов предоставляются в том числе для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства .

    См.: Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (п. 2), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 249, с изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства РФ от 18 сент. 1995 г. N 931 // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1060; 1995. N 39. Ст. 3772;

    Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования (п. 8), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.

    [2]

    4. Отношения по предоставлению гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота в настоящее время регулируются преимущественно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Планируется установить правовые основы регулирования данных отношений в Федеральном законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

    Примером регулирования отношений по предоставлению гражданам земельных участков для сенокошения и выпаса скота может служить Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 23 июня 1999 г. N 176-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления и изъятия земель на территории Краснодарского края» , в котором урегулирован порядок предоставления пастбищных, сенокосных земельных участков и земельных участков для индивидуального огородничества.

    С изм. и доп., внесенными Постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 23 мая 2001 г. N 1035-П // Кубанские новости. 2001. 31 мая. N 89.

    Читайте так же:  Приватизация квартиры военнослужащими: правила и условия приватизации по договору социального найма.

    Земельные участки для сенокошения и выпаса скота предоставляются гражданам и юридическим лицам из муниципальных земель в аренду сроком до 5 лет. Предоставление земельных участков для указанных целей производится на основании решения соответствующего органа местного самоуправления. Земельные участки для индивидуального огородничества предоставляются гражданам из земель муниципального запаса в аренду сроком до 3 лет.

    Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

    ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ

    УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    (введен постановлением Правительства РС(Я)

    в ред. постановления Правительства РС(Я)

    1. Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее по тексту – Порядок) регулирует отношения по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей и обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами при оформлении прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

    2. Граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду из земель сельскохозяйственного назначения (далее по тексту – заявители), подают заявления в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – в Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

    В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и обоснование размеров предоставляемых земельных участков, предполагаемое местоположение, испрашиваемое право на земельный участок (собственность, аренда), срок аренды.

    К заявлению лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, прилагаются следующие документы:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2.1. В целях определения гражданства заявителя и соотношения долей в уставном (складочном) капитале юридических лиц доли иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, поскольку законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков для иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, и в целях определения видов экономической деятельности заявителя:

    для физических лиц – копия документа, удостоверяющего личность гражданина, с предъявлением его подлинника;

    для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, – выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не позднее 30 дней до даты подачи заявления о намерении приобрести право на земельный участок;

    для юридических лиц – копии учредительных документов (устава, учредительного договора, положения), при предъявлении оригинала документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица или его представителя, наделенного соответствующими полномочиями, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее 30 дней до даты подачи заявления о намерении приобрести право на земельный участок.

    2.2. В случае подачи заявления лицом, действующим по поручению заявителя, – копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя.

    2.3. В целях определения наличия ранее предоставленных земельных участков и соответствия площади испрашиваемого земельного участка установленным предельным (максимальным и минимальным) размерам – выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки на территории Республики Саха (Якутия) либо об отсутствии записей о них, выданная не позднее 30 дней до даты подачи заявления о намерении приобрести право на земельный участок.

    2.4 – 2.5. Утратили силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

    2.6. Гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности, необходимо дополнительно приложить к заявлению следующие документы:

    2.6.1. Утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

    2.6.2. В целях определения порядка владения, пользования, распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства – соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенное между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

    2.6.3. Утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

    3. Утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

    4. В случае невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Саха (Якутия), орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обеспечивает в месячный срок со дня поступления заявления подготовку решения об отказе заявителю в предоставлении земельного участка с указанием причин такого отказа.

    5. Утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

    6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

    Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Правило настоящего пункта не распространяется на случаи предоставления в собственность сельскохозяйственным организациям, гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок) и (или) сайылычного хозяйства (под летнюю усадьбу, загон общего пользования для телят, пастбище для скота и лошадей), земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у них на праве аренды, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

    Цена выкупа указанных земельных участков устанавливается Законом Республики Саха (Якутия).

    Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – в Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

    7. При предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) публикует сообщение о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.01.2001 «Об определении средств массовой информации для официального опубликования сообщений по управлению и распоряжению земельными участками».

    Читайте так же:  Справка об отсутствии банкротства: образец и правила заполнения

    7.1. В случае, если в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения подано два и более заявлений о передаче земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такой земельный участок предоставляется в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

    Абзац утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

    7.2. В случае, если в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения иные заявления не поступили:

    7.2.1. Орган местного самоуправления поселения на основании обращения органа местного самоуправления муниципального района, а орган местного самоуправления городского округа на основании заявления, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, либо обращения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

    7.2.2. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

    7.2.3. Орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает и выдает заявителю решение о предоставлении в аренду земельного участка с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

    7.2.4. Договор аренды земельного участка заключается в семидневный срок со дня принятия указанного решения.

    8. Критерии предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность или в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

    1) наличие в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) видов деятельности, соответствующих заявленным целям использования земельного участка в соответствии с целевым назначением земель сельскохозяйственного назначения и Федеральным законом от 01.01.2001 «О развитии сельского хозяйства».

    2) соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным законодательством Республики Саха (Якутия) предельным размерам.

    Основания и порядок предоставления земель сельхозназначения гражданам

    Основанием для начала исполнения административной процедуры является личное письменное обращение потребителя результатов предоставления государственной услуги в орган предоставления с заявлением о предоставлении земельного участка, в которых должны быть указаны:
    1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
    2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

    3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
    4) срок аренды земельных участков;
    5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
    6) предполагаемое местоположение земельных участков.

    1. Для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

    2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

    3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

    4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

    16. Возможности использования земельных участков гражданами (их объединениям) для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

    Личное подсобное хозяйство — своеобразная форма производства сельскохозяйственной продукции, имеющая характер личного потребления. Такого рода деятельность не рассматривается как предпринимательская и не облагается подоходным налогом. Ведение личного подсобного хозяйства не имеет в качестве основной цели извлечение прибыли. Доходы, которые получают от продажи продукции, используются для личного или семейного потребления.

    Своеобразие правового режима данных земель заключается в том, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, хотя и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, обычно находятся в составе земель населенных пунктов. При компактной застройке населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части за пределами жилой зоны населенного пункта.

    Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

    Читайте также:

    1. I. Поземельный долг
    2. I. Порядок проверки и оценки физической подготовленности
    3. I. Сущность земельной ренты, основные виды
    4. II Порядок оформления мультимедийной презентации
    5. II Порядок оформления мультимедийной презентации
    6. II, Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах.
    7. II. Порядок и условия, с учетом которых осуществляется установление и изменение систем оплаты труда
    8. II. Порядок оценки огневой подготовки
    9. II. Стандарт предоставления государственной услуги
    10. II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы
    11. II. Экономическая оценка земли: сущность, связь земельной ренты с ценой земли
    12. III. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА. ЦЕНА ЗЕМЛИ. 1 страница

    Правовой режим личного подсобного хозяйства

    Правовой режим крестьянского (фермерского) хозяйства

    Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения

    Правовой режим мелиорированных земель

    Правовой режим сельскохозяйственной кооперации

    Фонд перераспределения земель

    ТЕМА 19. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

    Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земельного фонда.

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).

    Читайте так же:  Свидетельство о расторжении брака выдается обоим супругам

    Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

    · гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

    · хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

    · некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

    · опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

    · общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

    Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

    Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

    Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

    Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

    Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст. 79 ЗК РФ).

    Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с нормами ЗК РФ, ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

    Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается нормами ЗК РФ, ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

    Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с нормами ЗК РФ, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

    Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются нормами ЗК РФ, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ (ст. 81 ЗК РФ).

    Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст. 82 ЗК РФ).

    Субъектами права на земли сельхозначения являются граждане (в т.ч. иностранные), их объединения (кооперативы, товарищества и т.п.), а также юридические лица, которым земельные участки предоставляются для сельскохозяйственного производства. Земли сельхозназначения предоставляются:

    1. гражданам — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;

    2. объединениям (кооперативам) граждан — для садоводства, животноводства, огородничества;

    3. сельскохозяйственным коммерческим, государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям — для сельскохозяйственного производства;

    4. научно-исследовательским, учебным и другим сельхозучреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам — для исследовательских, учебных целей и сельскохозяйственного производства;

    5. несельскохозяйственным предприятиям (в т.ч. религиозным организациям) — для ведения подсобного сельского хозяйства.

    В соответствии с положениями ФЗ РФ “Об ипотеке” от 16.7.98 г., ипотека (залог) земельных участков из состава земель сельскохозяйственного значения допускается лишь для обеспечения исполнения кредитных договоров, связанных непосредственно с осуществлением или развитием сельскохозяйственного производства.

    При общей собственности на землю коллектива сельскохозяйственного предприятия ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей собственности.

    Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1261 ; Нарушение авторских прав? ;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Источники


    1. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.

    2. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.

    3. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
    4. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
    5. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
    Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here