Представительство по делам об административных правонарушениях

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Представительство по делам об административных правонарушениях" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Статья 25.5. Защитник и представитель

Статья 25.5. Защитник и представитель

1. Анализ правил ч. 1-4 ст. 25.5 позволяет сделать ряд выводов:

1) для оказания юридической помощи (т.е. для разъяснения законов, консультаций, для составления всякого рода процессуальных документов, ведения дел, представительства) в ходе производства по делу об административном правонарушении может участвовать:

а) защитник (если юридическая помощь оказывается лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 25.1);

б) представитель (если такая помощь оказывается потерпевшему, см. коммент. к ст. 25.2).

И защитник, и представитель имеют одинаковый объем процессуальных прав;

2) в качестве защитника или представителя к участию производства по делу об административном правонарушении допускаются:

а) адвокаты, т.е. члены коллегий адвокатов, адвокатских бюро работающие в том или ином адвокатском образовании;

б) иные лица (например, юрист, работающий в организации, индивидуальный предприниматель, оказывающий правовые услуги, юридическая фирма, оказывающая услуги гражданам и организациям);

3) полномочия адвоката (в ходе производства по делу об административном правонарушении) подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;

4) полномочия иного лица (упомянутого выше) подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии со ст. 185 ГК (см. ее анализ в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006). ВС разъяснил, что доверенность, выдаваемая гражданином представителю может быть заверена нотариусом, организацией, где он работает, или учится, ТСЖ, ЖСК и иными органами, указанными в ст. 53 ГПК. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит суду письменное заявление о привлечении представителя к участию в деле об АП, то такой представитель должен быть допущен к участию в деле (п. 12 Обзора от 25.03.09).

2. Применяя нормы ч. 4 ст. 24.6, нужно учесть следующие обстоятельства:

1) до 10.12.07 (т.е. до вступления в силу Федерального закона от 27.11.07 N 273-ФЗ «О внесении изменений в ст. 25.5 КоАП РФ» по общему правилу защитник (представитель) допускался к участию в производстве по делу лишь с момента составления протокола об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.2, 28.5).

В практике часто возникал вопрос: с какого момента допускается защитник (представитель) к участию в деле, если протокол об административном правонарушении не составляется (в соответствии со ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6)? К сожалению, ни в ст. 25.5, ни в ст. 28.2, 28.4-28.6 (см. коммент. к ним) не было прямого ответа на этот вопрос. Налицо был явный пробел в законе, а Верховный Суд РФ и ВАС РФ не определили свою позицию по данному вопросу. К сожалению, даже после 10.12.07 не урегулирован и вопрос о том, отражается ли в протоколе, что защитник (представитель) допущен к участию в деле. После 10.12.07 установлено иное правило: защитник допускается с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Однако сам этот момент в КоАП четко не определен (см. об это коммент. к ст. 28.1-28.8);

2) до 10.12.07 было установлено, что в виде исключения защитник (представитель) допускаются к участию в деле на более ранней стадии, а именно с момента задержания физического лица (см. коммент. к ст. 27.3) в связи с совершенным правонарушением. К сожалению, в ст. 27.4 (см. коммент. к ней) также прямо не был урегулирован вопрос о том: нужно ли указывать в протоколе, что защитник (представитель) допущен к участию в деле с момента задержания. После 10.12.07 — данное положение из ч. 4 — исключено. Получается, что до возбуждения дела об административном правонарушении — задержанный теперь не вправе прибегнуть к помощи защитника. Видимо, это не лучшее решение вопроса. Законодателю этот вопрос следует урегулировать, т.к. задержание — весьма существенное ограничение прав физического лица и участие защитника (а также отражение этого факта в протоколе) — дополнительная процессуальная гарантия неприкосновенности личности (одно из важнейших конституционных прав граждан).

3. В ч. 5 ст. 25.5 неисчерпывающим образом изложены процессуальные права защитника (представителя), они имеют и другие права, предусмотренные КоАП (например, обжаловать определение, см. коммент. к ст. 30.1).

Представительство по делам об административных правонарушениях

Большинство людей нередко совершают административные правонарушения, но иногда даже не подозревают об этом, ведь даже переход дороги в неположенном месте – это уже нарушение закона.

Для физического лица наказанием за совершение административного правонарушения может быть административный арест, что может повлечь такие последствия, как дальнейшее увольнение с работы за прогулы и т.п. А для юридического лица административное дело может закончиться крупным штрафом или вообще административным приостановлением деятельности.

Чтобы избежать таких серьезных последствий, в административном судопроизводстве лучше воспользоваться помощью защитника, который знает все тонкости и нюансы рассмотрения административных дел судами или различными уполномоченными органами, а также знает сложившуюся судебную и административную практику.

Работа адвоката по административному делу:

— непосредственное ознакомление с материалами административного дела;

— выработка с подзащитным правовой позиции;

— участие в переговорах с представителями органов власти и управления;

— направление адвокатских запросов и сбор доказательств защиты;

— выступление при рассмотрении административного дела;

— в случае необходимости, подготовка жалобы на постановление по делу и непосредственное участие при ее рассмотрении.

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)

Глава 25. Участники производства по делам
об административных правонарушениях, их права и обязанности

См. схему «Субъекты производства по делам об административных правонарушениях»

>
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 25.5. Защитник и представитель

Статья 25.5. Защитник и представитель

См. комментарии к статье 25.5 КоАП РФ

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2007 г. N 273-ФЗ в часть 4 статьи 25.5 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

>
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Читайте так же:  Кто является наследниками 1-й очереди по закону без завещания и как распределяется наследство?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 25.5. Защитник и представитель

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 25.5 КоАП РФ

1. Комментируемая статья посвящена защитнику и представителю потерпевшего или лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 2 комментируемой статьи таким защитником или представителем может выступать адвокат. Согласно Федеральному закону от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Согласно ч. 1 ст. 25.12 Кодекса к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

2. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается Минюстом России. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона под доверителями понимаются физические и юридические лица, которым адвокат оказывает юридическую помощь, относимую к адвокатской деятельности.

Исчерпывающий перечень полномочий адвоката установлен ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Согласно ч. 4 комментируемой статьи защитник, представитель вправе участвовать в процессуальных действиях, предусмотренных КоАП, с момента возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

При назначении административного наказания без составления протокола в случаях, предусмотренных ст. 28.6 Кодекса, защитник вправе оказывать юридическую помощь лицу с момента оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Статья 25.5 КоАП РФ. Защитник и представитель

Новая редакция Ст. 25.5 КоАП РФ

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 25.5 КоАП РФ

1. В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, и потерпевших в производстве по делу могут участвовать защитники и представители.

2. Защитником является лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем является лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший выбирают своих защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями.

3. Защитник и представитель могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, то есть с момента составления протокола об административном правонарушении. При административном задержании физического лица защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

4. Защитники и представители вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения по делу, постановление по делу и пользоваться иными процессуальными правами.

5. Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица. Защитниками и представителями не могут быть лица, которые ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо в соответствии со своим служебным положением осуществляют надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых стало основанием для возбуждения дела.

Читайте так же:  Оформление ипотеки при сожительстве: правила и требования банков

6. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом признается лицо, наделенное правом осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иных лиц удостоверяются доверенностью.

Другой комментарий к Ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Юридическая помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть оказана защитником, в роли которого выступает адвокат по ордеру, выданному юридической консультацией. Новеллой является то, что адвокат допускается к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, т.е. с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Если физическое лицо подлежит административному задержанию как мере обеспечения производства, адвокат допускается к участию в производстве с момента административного задержания.

2. Адвокат вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, от имени подзащитного приносить жалобы на постановления о назначении административного наказания, т.е. он наделен широкими процессуальными правами.

3. Юридическую помощь потерпевшему от административного правонарушения может оказывать его представитель, полномочия которого удостоверяются доверенностью потерпевшего, оформленной надлежащим образом. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. Его иные процессуальные права аналогичны процессуальным правам защитника. В роли представителя потерпевшего в производстве также может выступать адвокат.

Статья 25.5 КОАП РФ. Защитник и представитель

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 25.5 КОАП РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему — представителем.

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.

4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.

5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.

7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).

Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.

8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).

9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Глава 25 КОАП РФ. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

[ действующая редакция ]

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КОАП РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

«О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции»

«Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019)

Читайте так же:  Узнать собственника по кадастровому номеру бесплатно онлайн

Законы Российской Федерации по КОАП РФ

«О внесении изменения в статью 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«О валютном регулировании и валютном контроле»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по КОАП РФ

«Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

«О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КОАП РФ

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по КОАП РФ

«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ИЖС «Сведения о построенных населением жилых домах» с указаниями по ее заполнению»

«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере общего образования»

Представительство по делам об административных правонарушениях

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность юридических и физических лиц за совершение деяний, которые посягают на правовые отношения в различных сферах жизни общества, но по причине их невысокой общественной опасности не относятся к преступлениям. В силу этого законодательством предусмотрена более упрощенная по сравнению с уголовным процессом процедура рассмотрения таких дел. Между тем привлечение к административной ответственности также влечет для лица, признанного виновным, негативные последствия в виде административного наказания и поэтому строго регламентировано.

В повседневной жизни каждый может попасть в ситуацию, при которой требуется правовая поддержка, причем срочная.

В качестве примера приведем одну из распространенных категорий таких дел — дела, связанные с нарушением Правил дорожного движения. В частности, к таким нарушениям относятся управление водителем транспортным средством в состоянии опьянения и невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. За совершение перечисленных деяний предусмотрено административное наказание в виде штрафа с лишением права управления транспортным средством.

При рассмотрении судьей дела об административном правонарушении названной категории исследованию подлежат поступившие из подразделения ГИБДД материалы. В их число, помимо прочего, входят: протокол об административном правонарушении, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокол отстранения от управления транспортным средством, протокол направления на медицинское освидетельствование, составляемые должностным лицом ДПС, которое с использованием соответствующей аппаратуры проводило первичное исследование на предмет наличия определенных веществ в выдыхаемом воздухе. Кроме того, в суде подлежит исследованию акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (если водитель согласился его пройти), — составляемый врачом-наркологом в медицинском учреждении.

Между тем действия должностных лиц, в том числе, применение ими технических средств измерения детально регламентировано ведомственными инструкциями. В частности, выдаваемые сотрудникам ДПС и медицинским работникам приборы должны своевременно проходить проверку в специализированном учреждении, а их правильное функционирование осуществляется только в определенном диапазоне температуры воздуха. И таких нюансов очень много.

Оценить правильность действий инспектора, от которых зависит то, придется ли ближайшие полтора – два года ходить пешком, неискушенному в нюансах процедуры водителю бывает затруднительно.

Согласно закону, к участию в производстве по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, допускается защитник. Защитником может быть адвокат или иное лицо. С этого же момента адвокат или иное лицо допускается к участию в деле для оказания юридической помощи потерпевшему в качестве его представителя.

Участие в деле на Вашей стороне квалифицированного специалиста целесообразно не только по делам, связанным с вопросами, возникающими в сфере дорожного движения, но и по всему спектру дел об административных правонарушениях – от нарушений избирательного законодательства и установленных требований воинского учета до посягательств на общественный порядок.

Такими опытными помощниками для Вас могут стать адвокаты юридической компании «Ваш судебный юрист», которые обладают значительным опытом представления интересов юридических и физических лиц по делам об административных правонарушениях.

Правовая защита от административного задержания

Оказание правовой помощи при осуществлении административного задержание играет существенную роль в соблюдении прав и интересов задерживаемого. Так, есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Изначально стоит обратить внимание на следующее. Телефонный разговор по сути является единственным способом уведомления при осуществлении административного задержания. Кроме того, для того, чтобы обратиться за помощью к защитнику в любом случае необходимо обратиться к услугам телефонной связи. Это возможно лишь в том случае, если, как показывает практика, у лица, подлежащего административному задержанию, имеется адвокат (защитник), к которому он может обратиться напрямую, которого не требуется искать. В случае, когда такого адвоката (защитника) нет, тогда, единственные категории лиц, способные оказать содействие в поиске адвоката (защитника) являются именно родственники, которых обязаны уведомить, то есть поставить в известность о факте осуществления задержания, но в обязательное уведомление не входит обязанность предоставить адвоката (защитника).

В свою очередь, необходимо обратиться и к ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ, в соответствии с которой защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Необходимо отметить, дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента составления первого протокола по делу, в том числе и протоколов о применении мер обеспечения производства по делу, к числу которых относится и административное задержание [нормативно-правовые акты: № 1].

Однако, в соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ «О полиции» задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания [нормативно-правовые акты: № 2].

[3]

Формулировки «с момента возбуждения дела об административном правонарушении» и «с момента задержания» имеют, несомненно, разную смысловую нагрузку. В свою очередь, с одной стороны, так как дело об административном правонарушении может быть возбуждено исключительно после составления первого протокола, в том числе, например, и протокола об административном задержании, данные формулировки имеют одинаковый вариант толкования, однако, в соответствии с ФЗ «О полиции» лицо не имеет возможности пользоваться услугами адвоката (защитника) при ситуации, когда в отношении лица возбуждено дело об административном правонарушении, и когда он не подлежал задержанию. Про данную ситуацию в ФЗ «О полиции» в части обращения за помощью к услугам адвоката (защитника), когда возбуждено дело об административном правонарушении в отношении лица, но не осуществлено административное задержание в отношении него, ничего не говорится, то есть он лишён возможности в соответствии с ФЗ «О полиции» обратиться за помощью к адвокату (защитнику), когда в отношении него применена, например, иная мера обеспечения производства по делу и, следовательно, когда дело об административном правонарушении считается возбуждённым.

Таким образом, следует, что должны быть внесены изменения в ФЗ «О полиции» и КоАП РФ относительно следующего. Лицо имеет право не на телефонный разговор, а на телефонную связь с целью уведомления родственников, администрации работы и места учёбы, а также обращения к услугам адвоката при осуществлении административного задержания. В данном случае подразумевается, что лицо, в отношении которого осуществлено административное задержание, имеет право на телефонные звонки до момента достижения необходимого результата – уведомления необходимых лиц. Звонки, как следует, имеют строго целевое назначение – с целью уведомления определённых категорий лиц. Причём редакции данной нормы должны быть идентичны, не противоречить друг другу.

Читайте так же:  Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска

В свою очередь остаётся открытым вопрос по поводу того, кто может быть защитником по делу об административном правонарушении, в том числе и на стадиях «до» и «после» возбуждения дела об административном правонарушении.

Так, в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо [нормативно-правовые акты: № 1].

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

В соответствии с административным законодательством ясно только то, что полномочия адвоката должны подтверждаться ордером, а полномочия иного лица соответствующим документом, на практике которым является либо нотариально оформленная доверенность либо доверенность иного образца, оформленная в соответствии с законом.

В свою очередь и здесь возникает вопрос. При рассмотрении дела об административном правонарушении адвокат обязан предоставить ордер для принятия участия по делу в качестве защитника либо оформленную доверенность на ведение дела в соответствии с законом. Для оформления доверенности и получения и подписания ордера адвокатом необходимо время. В свою очередь при возбуждении дела об административном правонарушении, на основании протокола о применении в отношении лица задержания, времени как показывает практика, на оформление доверенности или подписания и получения ордера на ведение дела адвокатом нет. Удостоверения лица, подтверждающего его статус адвоката, в соответствии с буквальным толкованием вышеуказанных норм недостаточно, следовательно, в законе имеется ещё одно дополнительное препятствие в части обращения задерживаемого лица к услугам адвоката (защитника) и доступа адвоката (защитника) к административному производству с целью защиты прав и интересов задерживаемого.

В результате вышеизложенного следует вывод, что необходимо допускать адвоката (защитника) на стадии осуществления административного задержания по представлению адвокатского удостоверения при устном заявлении лица задерживаемого. Таким образом, следует, что при осуществлении административного задержания лицу будет достаточно сделать заявление в устной форме и связаться с лицом, обладающим адвокатским статусом. Чтобы адвокату защищать права и интересы задерживаемого будет достаточно представить удостоверение адвоката.

Ситуация с допуском лица без адвокатского статуса должна выглядеть по аналогии с приведённой. Необходимо заявление в устной форме от лица, в отношении которого осуществляется административное задержание, а также присутствие лица без адвокатского статуса при представлении документа, удостоверяющего личность.

В свою очередь отказ со стороны должностных лиц, осуществляющих задержание, недопустим, что должно быть прямо прописано в КоАП РФ.

45. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.

В соответствии с КоАП участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник; представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор (глава 25 КоАП).

Так, в соответствии с КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. При этом согласно КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевших, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются соответствующими документами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Необходимо отметить, что к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. В этом случае судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заинтересованными лицами подается заявление о самоотводе или об отводе.

Читайте так же:  Программа переселения соотечественников кемеровская область

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель имеет следующие права:

— не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушки, бабушки, внуков);

— давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

— пользоваться бесплатной помощью переводчика;

— делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Понятой, т.е. любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, может быть привлечен должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случаях, предусмотренных КоАП. Число понятых должно быть не менее двух.

Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице; осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотре транспортного средства; изъятии вещей и документов; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей; задержании транспортного средства.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Специалист обязан:

— явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

— участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

— удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

— знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

[2]

— с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

— делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

— явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

— дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Однако эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

— знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

— с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

— указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. В этом случае судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заинтересованными лицами подается заявление о самоотводе или об отводе.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом.

Источники


  1. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

  2. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  3. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  5. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
Представительство по делам об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here