Содержание
- 1 Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
- 2 Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников овд
- 3 Публикации
- 4 Профессиональная служебная и физическая подготовка
- 5 Организация профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел
- 6 Физическая подготовка как важнейшая составляющая эффективного выполнения оперативно-служебных задач сотрудников органов внутренних дел
- 7 Роль физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудников ОВД и правовые основы применения физической силы
- 8 Профессиональная подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации
Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385
«Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
Приказом МВД России от 5 мая 2018 г. N 275 настоящий приказ признан утратившим силу с 9 июля 2018 г.
В соответствии с частью 18 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»* — приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 26 июля 2016 г. N 419 в пункт 2 внесены изменения
2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, осуществить в срок не позднее трех месяцев с момента вступления в силу настоящего приказа проверку личных дел сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с целью установления лиц, подлежащих направлению на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки.
3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 3 июля 2012 г. N 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»**.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.
** Зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2012 года, регистрационный N 25094.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2015 г.
Регистрационный N 37228
Определен новый порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД.
Теперь речь идет о следующих видах подготовки. Профессиональное обучение. Обучение по программам основного и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних лиц к службе в ОВД. Освоение основных профессиональных образовательных программ. Дополнительное профобразование. Профессиональная служебная и физическая подготовка.
Подготовка кадров организуется на плановой основе.
Руководители (начальники) органов, организаций, подразделений МВД России обеспечивают подготовку сотрудников ОВД на уровне, необходимом для выполнения служебных обязанностей, принимают непосредственное участие в проведении занятий с сотрудниками, контролируют и несут персональную ответственность за мероприятия.
Прежний порядок признан утратившим силу.
Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2015 г.
Регистрационный N 37228
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 мая 2015 г.
Приказом МВД России от 5 мая 2018 г. N 275 настоящий приказ признан утратившим силу с 9 июля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МВД России от 26 июля 2016 г. N 419
Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников овд
Ключевые слова: СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ; СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ; POLICE OFFICERS; PROFESSIONAL TRAINING; SUPPRESSION OF OFFENCES AND CRIMES; TACTICS OF APPLYING PHYSICAL FORCE; SPECIAL MEANS AND FIREARMS.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Для выполнения своего предназначения и задач, стоящих перед сотрудниками полиции, последние наделены правом применения мер принуждения, осуществляемого от имени государства. Практика показывает, что сотрудники полиции при выполнении служебных обязанностей, в частности при пресечении правонарушений и преступлений, при задержании лиц их совершивших, при осуществлении доставления правонарушителей и преступников в служебные помещения часто сталкиваются с противодействием и неповиновением. Противодействие и неповиновение выражается не только в пассивном невыполнении требований сотрудников полиции, но и в совершении нападений на них, в том числе с использованием оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Таким образом, создается угроза жизни и здоровья сотрудников полиции.
«Из обзора МВД России «О профилактике чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников органов внутренних дел»: в 1 полугодии 2014 года резко возросло количество чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников в результате огневого и физического контакта с правонарушителями. За указанный период погибло 10 и ранено (травмировано) 98 сотрудников органов внутренних дел, в том числе: при задержании правонарушителей – 3 и 50, при нападении на сотрудников – 3 и 18, при разбирательстве с задержанными – 1 и 6, при доставлении правонарушителей – 0 и 6, при проверке документов у подозрительных лиц – 0 и 3, при других обстоятельствах – 3 и 15. Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранений сотрудников являются непрофессионализм рядового и начальствующего состава, психологическая неготовность к выполнению оперативно-служебных задач, халатность и недисциплинированность при исполнении служебных обязанностей».[1, с. 7] В сети Интернет регулярно появляются видеоролики об оказании сопротивления сотрудникам полиции и о совершении на них нападений в целях воспрепятствования выполнению ими своих служебных обязанностей.
В современных условиях для того, чтобы полиция действительно смогла выполнить свое предназначение по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, по противодействию преступности, по охране общественного порядка и по обеспечению общественной безопасности, сотрудник полиции должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в области охраны общественного порядка, в области правовых оснований и тактики применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О службе в ОВД РФ») сотрудник органов внутренних дел обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение.
Правовую основу профессионального обучения сотрудников ОВД составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О службе в ОВД РФ» и приказ МВД России от 31 марта 2015 г. №385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
Сотрудники органов внутренних дел, впервые принимаемые на службу, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят обучение по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в образовательных организациях системы МВД России.
В рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел большое внимание уделяется приобретению ими знаний, умений и навыков по несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, по тактике применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Однако вышеуказанная статистика гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел говорит о том, что сотрудники органов внутренних дел не всегда выполняют тактически грамотные действия при пресечении правонарушений и преступлений и при задержании лиц, их совершивших. Сотрудники органов внутренних дел зачастую слабо знают основания и запреты применения огнестрельного оружия, основания, запреты и ограничения применения специальных средств, основания применения физической силы. Некоторые сотрудники органов внутренних дел не решаются вовремя применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
«Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранений сотрудников при исполнении служебных обязанностей являются: недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность личного состава к действиям в экстремальных ситуациях; потеря бдительности при разбирательстве с подозреваемыми и задержанными; нарушение правил дорожного движения и непринятие мер безопасности при использовании транспорта; боязнь правовых последствий применения оружия» [2, c. 3].
Действительность такова, что наличие форменного обмундирования и служебного удостоверения, обозначающих принадлежность к правоохранительным органам, не гарантируют, выполнение гражданами и, тем более, правонарушителями, законных требований сотрудников полиции. Это объясняется тем, что сотрудники полиции не пользуются должным авторитетом в обществе. Часть общества на сегодняшний день в принципе криминальна, то есть систематически и сознательно нарушают закон, другая часть общества ставит под сомнение законность действий сотрудников полиции, в связи, с чем не стремится выполнять их требования, третьи полагают, что могут самостоятельно защитить свои права.
В настоящее время среди граждан, особенно среди молодежи, популярны секции и школы единоборств различных стилей, где за вознаграждение любой желающий может получить навыки ведения рукопашного боя и развить в себе физическую подготовленность.
Все вышеизложенное создает реальные предпосылки для оказания физического противодействия сотрудникам полиции в ходе оперативно-служебной деятельности последних. Чтобы выступать реальным гарантом прав и свобод человека и гражданина, быть реальным защитником граждан от противоправных и преступных посягательств, сотрудник полиции должен быть тактически и физически подготовленным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы.
На основании изложенного, считаем необходимым включить в процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел упражнения, которые помогут сформировать психологическую, физическую и тактическую готовность сотрудников полиции к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в реальных условиях выполнения оперативно-служебных задач.
Упражнение «Быстрое приведение оружия в боевую готовность при внезапном нападении на сотрудника полиции», цель которого развитие и совершенствование навыков быстрого извлечения пистолета из кобуры и привидения его в боевую готовность в условиях перемещения на разрыв дистанции от нападающего.
Упражнение «Дуэль», цель которого развитие и совершенствование навыков передвижения в условиях огневого противодействия противника.
Упражнение «Осмотр помещений – мест возможного укрытия преступников и иных правонарушителей», цель которого обучить сотрудников полиции производить осмотр зданий, сооружений и иных помещений, а также, задержание и досмотр преступников и правонарушителей, соблюдая меры личной безопасности и применяя при необходимости физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в условиях ограниченного пространства.
Упражнение «Задержание и досмотр вооруженного преступника после преодоления полосы препятствий», цель которого выработать у сотрудников органов внутренних дел необходимые морально-волевые качества и специальную физическую выносливость, которые позволят выполнять тактически грамотные действия на фоне усталости и других сбивающих факторов.
Вышеуказанные упражнения могут отрабатываться в рамках таких дисциплин как «Тактико-специальная подготовка. Основы личной безопасности», «Профессиональные модули» и «Комплексный практикум по огневой и физической подготовке».
Эти упражнения, за исключением преодоления полосы препятствий, могут выполняться в любых помещениях, в том числе на улице практически при любых погодных условиях, что обеспечивает готовность сотрудника полиции к выполнению оперативно-служебных задач в реальных условиях, а не только в условиях спортивного зала или тактического полигона. Важным моментом является и то, что вышеуказанные упражнения необходимо выполнять в повседневном форменном обмундировании, либо в одежде, схожей с обмундированием сотрудника полиции, с обязательным ношением оружия в кобуре, наручников и палки специальной как минимум. Это необходимо для того, чтобы впоследствии форменное обмундирование не мешало сотруднику полиции выполнять какие-либо движения при задержании правонарушителей. Не секрет, что форма сотрудника полиции далеко не всегда приспособлена для активных действий по преследованию и задержанию правонарушителей и преступников, пресечению правонарушений и преступлений.
Считаем, что регулярное выполнение сотрудниками органов внутренних дел вышеуказанных упражнений обеспечит формирование необходимых морально-волевых качеств, чувства уверенности в себе и надлежащего уровня физической и тактической подготовки, что в конечном итоге приведет к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также обеспечит высокую работоспособность в процессе служебной деятельности.
Публикации
Особенности профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации
Полковник полиции Геннадий Нестеров, начальник 2-го отдела УПСНиА МВД России
В организации служебной подготовки сотрудников спецназа нет такого этапа, когда можно сказать, что сделано всё.
Динамика современных общественных и политических процессов, повышение роли полицейского спецназа в обеспечении правопорядка в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки требуют особого внимания к организации и проведению мероприятий по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников подразделений специального назначения.
Эту задачу необходимо рассматривать в контексте комплексного подхода, состоящего из повышения компетентности и профессионализма как субъектов управления, т.е. руководителей всех уровней и звеньев, так и непосредственно сотрудников спецподразделений.
В отличие от привычного для многих армейского спецназа, предназначенного преимущественно для проведения специальных операций при защите от внешнего противника, формирования специального назначения полиции должны быть постоянно готовы в первую очередь к выполнению различных силовых задач правоохранительного характера внутри страны.
Данный фактор обусловливает определенные особенности в порядке и качестве подготовки сотрудников спецподразделений, а также слаженности действий подразделения специального назначения в целом и его отдельных групп, созданных для выполнения конкретных функциональных задач.
С этой целью необходимо более эффективно работать с сотрудниками спецподразделений для повышения их мотивации к профессиональному самосовершенствованию. Нужно выстроить более гибкую систему оценки, которая позволит объективно и точно оценивать динамику уровня подготовленности сотрудников.
Немаловажное значение имеет умелое обращение бойцов спецназа со штатным и табельным имуществом вооружения. Здесь необходимо отметить главные особенности проведения занятий по огневой подготовке и непосредственное выполнение упражнений курса стрельб, которые заключаются в оценке результатов стрельбы и ведения огня в составе функциональной группы.
В оценке результатов стрельбы необходимо учитывать степень поражения мишени (цели), добиваясь попадания в так называемые жизненно важные зоны вероятного противника. Отходить от практики учета попадания, когда пробоина задевает поле мишени и так называемое «молоко», рассматривать такое попадание как отрицательный результат. Такой подход обусловлен в первую очередь практической деятельностью спецподразделений, в том числе при выполнении оперативно-служебных (боевых) задач в Северо-Кавказском регионе, когда попадание в жизненно важный орган противника не дает гарантии его немедленной нейтрализации, так как он может находиться под воздействием различных наркотических или психотропных средств. Практика показывает, что даже смертельно раненый преступник может оказать активное сопротивление.
Отдельным направлением в проведении занятий по огневой подготовке является выполнение упражнений стрельб в составе функциональных групп (двойки, тройки, четверки) в том числе с использованием бронированного защитного щита. В ходе этих занятий отрабатывается слаженность тактических действий сотрудников в составе группы, порядок поражения цели, а также последовательность смены магазинов после израсходования боеприпасов.
Данные упражнения необходимо начинать отрабатывать в так называемом холостом виде, без ведения стрельбы, добиваясь прежде всего правильности и слаженности действий сотрудников в составе группы боевого порядка. Только после этого можно переходить к ведению стрельбы по мишеням.
Непосредственно учебный процесс в подразделениях специального назначения должен строиться таким образом, чтобы развивать навыки сотрудников – специалистов в своей области, будь то взрывотехник, водолаз, снайпер, при этом вырабатывая слаженность действий в группе.
В теории сказано, что основными методами обучения являются рассказ, показ, тренировка. Соответственно, в подразделениях специального назначения наставниками могут быть только сотрудники, имеющие боевой опыт и педагогические способности. Они также должны участвовать в служебных и боевых мероприятиях, постоянно ощущать на себе динамику рабочего процесса и передавать соответствующие знания молодым сотрудникам.
Обязательной практикой для каждого подразделения является полевой выход, который проводится, как правило, два раза в год – в летний и зимний периоды. Во время его проведения личный состав подразделения, до 50% от общего количества сотрудников, передислоцируются на полигон. Занятия проводятся в составе подразделения (групп) и в соответствии со спецификой деятельности конкретного сотрудника. Сотрудникам ставятся задачи с учетом рельефа местности, погодных условий, времени суток.Нередко происходит объединение полевого выхода спецподразделения с проведением тактико-специальных учений (ТСУ).
Тактико-специальные учения призваны совершенствовать управленческие навыки руководства и практическую натренированность личного состава спецподразделения при проведении специальных операций. Для того чтобы приблизить обстановку и условия проведения ТСУ к реальным, необходимо отдавать больше инициативы руководителям функциональных (боевых) групп и условным правонарушителям. Основная цель данных учений – уйти от формата «показных» действий и отработки учебных вопросов по заранее отработанным сценариям.
Самостоятельные активные действия сотрудников, выступающих в роли условных правонарушителей (преступников), отменяют шаблонность ситуации, способствуют принятию оперативных решений и выполнению задач в динамике складывающейся обстановки, практически в реальных условиях.
Способствует положительной и эффективной динамике проведения ТСУ привлечение представителей специальных подразделений взаимодействующих структур (внутренних войск МВД России, ФСБ России, Минобороны России, ФСИН России, а также спецподразделений полиции соседнего субъекта Российской Федерации) к отработке совместных действий, в том числе и в роли условного противника.
Вместе с тем подготовка сотрудников спецподразделений проводится не только непосредственно в подразделениях (в пунктах постоянной и временной дислокации), но и в учебных заведениях МВД России по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.
Одним из немаловажных аспектов подготовки является профессиональное обучение вновь принятых сотрудников спецподразделений. С 2010 года обучение сотрудников специальных подразделений по данной категории проводится на базе ЦПП им. Героя России майора милиции В.А. Тинькова ГУ МВД России по Московской области (г. Видное-2), где сотрудники СОБР и ОМОН обучаются в составе спецкурса по соответствующим данной специализации учебным программам.
В заключение хотелось бы отметить, что работа руководящего и инструкторского состава отрядов по повышению уровня профессиональной служебной и физической подготовки – важнейшая составная часть их деятельности, настойчивый и кропотливый труд. В нем нет такого этапа, когда можно сказать, что сделано всё. Совершенствование профессионального мастерства – процесс непрерывный. Иначе говоря, начавшись в момент формирования отряда, он продолжается постоянно, в любых условиях.
Таким образом, повышение уровня обученности сотрудников может достигаться систематической тренировкой подразделений, повышением качества планирования мероприятий профессиональной служебной и физической подготовки, целенаправленной подготовкой руководящего звена, улучшением всестороннего обеспечения подразделений. Это чрезвычайно масштабная, сложная и многоплановая работа, которая является одним из основных направлений служебной деятельности, ее положительные результаты позволяют в установленные сроки наиболее полно реализовать потенциальные возможности специальных подразделений полиции, обеспечивая успешное выполнение поставленных им задач.
Профессиональная служебная и физическая подготовка
Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и включает в себя следующие виды:
Организационное и методическое обеспечение профессиональной служебной и физической подготовки, контроль за ее состоянием осуществляют кадровые подразделения совместно с правовыми подразделениями и иными подразделениями по направлениям оперативно-служебной деятельности.
На занятиях по правовой подготовке изучаются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, относящиеся к деятельности органов внутренних дел, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие оперативно-служебную деятельность сотрудников.
На занятиях по служебной подготовке изучаются нормативные правовые акты МВД России по соответствующим направлениям оперативно-служебной деятельности, меры личной безопасности сотрудников при выполнении ими оперативно-служебных задач, правовые акты территориальных органов МВД России, регламентирующие выполнение сотрудниками служебных обязанностей, а также другие вопросы, связанные с деятельностью органов внутренних дел.
Организация и проведение занятий, перечень контрольных нормативов и упражнений, оценка уровня огневой выучки и физической подготовленности сотрудников определяются наставлениями по организации огневой и физической подготовок в органах внутренних дел.
На занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке:
Совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки сотрудников по их подготовке к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Изучаются в объеме, необходимом для выполнения оперативно-служебных задач, с учетом специфики подразделений вопросы топографии, в том числе применение навигационных систем; инженерной подготовки; оказания первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья; порядка действий сотрудников при непосредственной подготовке к переводу и переводе на работу в условиях военного времени в соответствии с тематикой
В ходе проведения строевых смотров при переходе на ношение летней (зимней) формы одежды, открытых общегородских (гарнизонных) разводов нарядов полиции на службу по охране общественного порядка, занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки осуществляется проверка соблюдения правил ношения установленной формы одежды и предметов снаряжения, а также могут отрабатываться строевые приемы и движение без оружия (с оружием).
Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке проводятся в виде лекции, семинара, тренажа перед заступлением на службу, тренинга, моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности, полевого выхода, учения (показного занятия), учебного (учебно-методического) сбора, инструкторско-методического занятия, в том числе с использованием дистанционных образовательных и интернет-технологий.
Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников проводится еженедельно в служебное время (в пределах нормальной продолжительности служебного времени). В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций.
Организация профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел
Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Приказом МВД России от 29 июня 2009 года № 490 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Лица, впервые принимаемые на службу в ОВД на должности рядового и начальствующего состава, проходят процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей.
Продолжительность специального профессионального обучения устанавливается не менее 500 часов. Конкретный срок, структура и содержание специального профессионального обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими рабочими учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми центрами профессиональной подготовки и образовательными учреждениями МВД России на основе примерных программ.
В период обучения по месту службы и специального профессионального обучения запрещается выдавать сотрудникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно-служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья или может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план и успешно сдавшие итоговые зачеты и экзамены в центре профессиональной подготовки, образовательном учреждении МВД России, считаются прошедшими специальное профессиональное обучение.
Средний, старший и высший начальствующий состав проходят повышение квалификации в образовательных учреждениях МВД России, других образовательных учреждениях, реализующих соответствующие образовательные программы, имеющих лицензии и государственную аккредитацию.
Целью профессиональной переподготовки сотрудников является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов правоохранительной и оперативно-служебной направленности, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки сотрудники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации сотрудников в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
Рядовой, младший, средний и старший начальствующий состав проходят учебные сборы в центрах профессиональной подготовки.
В результате профессиональной переподготовки сотруднику может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Целью учебных сборов по должностным категориям сотрудников органов внутренних дел является повышение их профессиональной готовности для выполнения оперативно-служебных задач по занимаемой или новой должности.
В процессе оперативно-служебной деятельности обязательно проходит обучение, которое предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Служебно-боевая подготовка включает в себя правовую, служебную, боевую, физическую подготовку.
В каждом органе внутренних дел устанавливается время для занятий служебно-боевой подготовки. Непосещение сотрудниками занятий по служебно-боевой подготовке без уважительных причин рассматривать как нарушение служебной дисциплины, влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия.
Физическая подготовка как важнейшая составляющая эффективного выполнения оперативно-служебных задач сотрудников органов внутренних дел
Тезиков Дмитрий Александрович,преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», г. Волгоград
Доброва Виктория Олеговна,
курсант 2 «Г» курса ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», г.Волгоград
Физическая подготовка как важнейшая составляющая эффективного выполнения оперативнослужебных задач сотрудников органов внутренних дел
Аннотация.Органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют не только юридическую, но и силовую, вооруженную защиту закона.Владение навыками самообороны, а также силового пресечения противоправных действий и задержания преступников и правонарушителей является оперативнослужебной необходимостью в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Естественно, что в такой ситуации значение физической подготовленности является определяющим фактором их эффективной профессиональной деятельности. Работа посвящена изучению способов повышения эффективности физической подготовленности сотрудников ОВД России.Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники органов внутренних дел, эффективность, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел.
Роль физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудников ОВД и правовые основы применения физической силы
(Степанов Г. И.) («Юридическое образование и наука», 2006, N 1)
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ
В последние годы отчетливо выявились проблемы профессиональной подготовки сотрудников ОВД. В ряде случаев морально-психологическая подготовка к действиям в сложных, экстремальных условиях приводит к непредвиденным последствиям. В этой связи предъявляются принципиально новые требования к личному составу ОВД и учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов для ОВД. Дальнейшим шагом в улучшении профессиональной подготовки личного состава стал Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. N 965 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел». В Приказе отмечается: «Считать профессиональную подготовку одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел» . ——————————— Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. N 965 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел».
Профессиональная подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации
Органы внутренних дел являются одной из наиболее действенных структур, входящих в систему правоохранительных сил государства. Они осуществляют реализацию многообразных, сложных и исключительно важных функций по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и осуществлению иной правоохранительной деятельности, связанной с поддержанием нормальной жизнедеятельности общества и государства, защитой прав и законных интересов человека и гражданина.
Особое значение в реализации кадровой политики приобретают вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел сталкиваются в настоящее время со многими нестандартными ситуациями, разрешение которых подчас в значительной степени зависит от их ценностных установок и профессиональных навыков, способности действовать в строгом соответствии с законом. Формирование этих и иных необходимых качеств сотрудников органов внутренних дел должна обеспечивать эффективная система профессиональной подготовки в системе МВД России.
Формирование кадрового состава органов внутренних дел
Вопросам формирования кадрового состава органов внутренних дел посвящена глава 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…».
Формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется на основе следующих принципов:
— обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел;
— совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел;
— назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их профессиональной подготовки, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;
— соблюдение последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий.
Основными направлениями формирования кадрового состава органов внутренних дел являются:
— подготовка на плановой основе кадров для замещения должностей в органах внутренних дел;
— создание условий для профессионального и должностного роста сотрудников органов внутренних дел;
— оценка результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации;
— создание кадрового резерва и его эффективное использование;
— ведение перечня должностей в органах внутренних дел, подлежащих замещению по конкурсу;
— применение современных кадровых технологий при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении.
Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем
1) первоначальной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам:
— среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские училища);
— среднего профессионального образования;
— высшего профессионального образования;
— послевузовского профессионального образования;
— дополнительного профессионального образования;
3) профессиональной служебной и физической подготовки.
Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, являются частью их профессиональной подготовки и предусматриваются в соответствующих образовательных программах. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты и слушатели, не достигшие возраста 18 лет.
Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральным законом.
Дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел включает в себя:
которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей.
Получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в органах внутренних дел.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и специализированных учреждениях указанного федерального органа по переподготовке и повышению квалификации сотрудников.
Стажировка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, а также в иных государственных органах и организациях.
Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Вид и форма дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, продолжительность обучения по образовательной программе дополнительного профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По решению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел, имеющий высшее профессиональное образование, заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен в соответствующее образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения другого высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната. С таким сотрудником заключается в письменной форме дополнительное соглашение, в котором указываются:
— наименование и местонахождение образовательного учреждения;
— наименование и местонахождение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, направляющих сотрудника на обучение;
— обязательство сотрудника по окончании обучения продолжить службу в органах внутренних дел в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
— ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения.
Сотруднику органов внутренних дел, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
Сотрудник органов внутренних дел может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации.
Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Подготовка граждан к службе в органах внутренних дел может осуществляться при реализации в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (колледжах, лицеях, специализированных классах) дополнительных образовательных программ, направленных на профессиональную ориентацию молодежи.
Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел
Подготовка кадров для органов внутренних дел, профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел могут при необходимости осуществляться в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, на основе государственного заказа.
Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел на очередной год включает в себя:
— государственный заказ на подготовку кадров по программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с квалификационными требованиями к должностям в органах внутренних дел;
— государственный заказ на профессиональную переподготовку сотрудников органов внутренних дел;
— государственный заказ на повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел.
Размещение государственного заказа на подготовку кадров для органов внутренних дел осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел на конкурсной основе в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, на основе программ развития государственной службы с учетом функций, возложенных на органы внутренних дел, и квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел.
Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел, его объем и структура утверждаются Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел на конкурсной основе и в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, заключает с гражданином договор на обучение в образовательном учреждении среднего (высшего) профессионального образования, не входящем в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с которым гражданин обязуется по окончании обучения заключить контракт на срок не менее пяти лет. Стажировка таких граждан осуществляется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении по согласованию между указанным федеральным органом и образовательным учреждением среднего (высшего) профессионального образования, не входящим в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
1. Аккаева Х.А. Новые тенденции законодательства об экстремизме и терроризме в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-2 (60). С. 16-18.
2. Манукян А.Р. Проблемы противодействия терроризму и экстремизму на территории Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 2. – С. 194-197.
3. Манукян А.Р. Самовоспитание обучаемых в вузах
МВД РФ как фактор совершенствования личности будущих офицеров. Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2013. т. 3. № 1. с. 95-98.
4. Манукян А.Р. Основные проблемы совершенствования индивидуально – воспитательной работы с личным составом.
Научно-методический журнал «Концепт». 2013. т. 3.
5. Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Теория и практика общественного развития. – 2014, Вып. 14. – С. 121-124.
6. Безопасность России: ХХ1 век //Права человека, 2007, № 7.
7. Будницкий О.В. История терроризма в России. Изд. 2-е. Р-н-Д., 2006.
Видео (кликните для воспроизведения). |
8. Карданов, Р.Р. Соблюдение мер личной безопасности сотрудниками ОВД в СКФО / Карданов Р.Р. У//Учеб.-практ. Пособ. — Нальчик, 2015.
Источники
Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
-
Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.