Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Работа с госзаказом по-новому. Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Журнал «Юрист компании» № 1, Январь 2014

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как и прежний закон № 94-ФЗ, закон № 44-ФЗ предусматривает включение недобросовестных поставщиков в реестр сроком на два года (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В течение этих двух лет компания, включенная в такой реестр, не вправе участвовать в госзакупках (ч. 6 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков тоже не изменилась: в зависимости от основания госзаказчик передает в ФАС России документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта. Если же речь идет об оборонном заказе, то данные документы госзаказчик передает в Рособоронзаказ (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.13 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок »). Далее проводится проверка и соответствующий государственный орган выносит решение о включении или об отказе во включении компании в реестр недобросовестных поставщиков.

Но нужно учитывать одно существенное изменение – теперь при принятии решения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков в реестр попадут еще и фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа компании – участника закупки (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Включение в реестр при уклонении от заключения контракта

Еще один риск – в случае уклонения или отказа участника закупок от заключения контракта внесенные им денежные средства в качестве обеспечения заявки возврату не подлежат (п. 1 ч. 13 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

Как в законе № 94-ФЗ, так и в новом законе компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта (в определенных случаях), либо если она направила документы по форме и содержанию, не соответствующие требованиям закона № 44-ФЗ.

Исходя из этих положений факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и не важно, по каким причинам это произошло. В итоге по практике прежнего закона (№ 94-ФЗ) во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков.

ВАС РФ настаивает на ограничении формального одхода

Высший арбитражный суд тоже подтверждал, что включение компании в реестр недобросовестных поставщиков имеет характер санкции и что к применению этой санкции нельзя подходить формально.

Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

Например, в одном деле госзаказчик направил 2 марта участнику закупки проект договора с указанием, что он должен быть подписан до 7 марта. Но к этому сроку компания еще не получила письмо с проектом. Тем не менее ФАС России включила ее в реестр недобросовестных поставщиков. Суды трех инстанций встали на сторону компании. Они установили, что на самом деле письмо с проектом контракта было получено только 12 марта, то есть после истечения срока для его подписания. ФАС России ссылалась на то, что на штемпеле была указана дата 5 марта, что, по ее мнению, подтверждало получение письма именно 5 марта. Но, как было установлено, это была дата прибытия письма в почтовое отделение получателя, а не дата его фактического получения. Также ФАС России указывала на то, что сотрудник госзаказчика лично пытался вручить проект контракта, приехав по юрадресу, но обнаружил, что компания по этому адресу не находится. Суды отклонили этот довод, поскольку он не был подтвержден документально. Еще одним аргументом в пользу компании стало то, что исходя из требований закона № 94-ФЗ контракт мог быть заключен до 22 марта, поэтому столь короткий срок (до 7 марта), назначенный заказчиком, нельзя считать разумным (постановление ФАС Московского округа от 26.03.13 по делу № А40-52202/12-152-171).

Технический сбой. Если невозможность подписания контракта в срок была связана с техническими проблемами, тоже есть шанс избежать попадания в реестр. Как правило, это касается ситуаций, когда закупки происходят в электронном виде и компания не может отправить подписанный проект договора: например, если в офисе неожиданно отключили интернет или электроэнергию.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания стала победителем открытого аукциона в электронной форме. Госзаказчик направил ей проект контракта по телекоммуникационным каналам связи, но компания не смогла отправить его в подписанном виде. Через месяц госзаказчик составил протокол об отказе от заключения контракта по причине уклонения поставщика. В итоге антимонопольная служба включила компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Обжалуя это решение в суде, компания указала, что в момент отправления подписанного контракта произошел технический сбой (доступ в интернет с компьютеров компании стал невозможен). Эту техническую проблему удалось устранить только через месяц. В подтверждение этого компания представила акт, составленный исполнителем, который устранил неисправность, а также электронную переписку с представителем госзаказчика, из которой видно, что компания пыталась отправить контракт другими способами. В такой ситуации суды признали, что нарушение сроков подписания контракта произошло по причине, не зависящей от компании, а ввиду возникших препятствий технического характера. Поэтому решение о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков является незаконным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.13 по делу № А19-22295/2012).

В судебной практике немало примеров аналогичных споров, удачно разрешенных в пользу компаний (например, постановления ФАС Московского округа от 22.05.12 по делу № А40-56760/11-146-466, Восточно-Сибирского округа от 10.12.12 по делу № А33-6652/2012, Волго-Вятского округа от 04.07.12 по делу № А38-4526/2011, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.04.13 по делу № А10-4555/12).

Читайте так же:  Приостановление подачи электроэнергии за долги – правомерно или нет?

Таким образом, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика). Без таких доказательств оспорить решение о включении в реестр не получится (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.09.12 по делу № А59-5850/2011).

Включение в реестр при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика. В пример можно привести следующую ситуацию: подрядчик, заключивший муниципальный контракт, при выполнении работ отступил от техзадания. В самом контракте была предусмотрена возможность его расторжения в судебном порядке, в том числе в случае выполнения подрядчиком работ с отступлениями от требований техзадания. Госзаказчик обратился в суд с иском о расторжении контракта и получил решение в свою пользу. На основании решения суда сведения о подрядчике были включены в реестр недобросовестных поставщиков (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.13 по делу № А21-2779/12). Таким образом, расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

28 января Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос о том, допустимо ли вообще включать в госконтракт третейскую оговорку (дела № А40-148581/2012, А40-160147/2012).

Существует только одна уловка в такой ситуации – предусмотреть в контракте с госзаказчиком третейскую оговорку. Шансы, что госзаказчик согласится на это, минимальны (в основном госзаказчики стараются придерживаться условий своих типовых договоров). Но, как показывает судебная практика, иногда они все-таки соглашаются на такой вариант (чаще всего третейская оговорка встречается в московских госконтрактах). Дело в том, что, по мнению арбитражных судов, в норме закона, позволяющей включить компанию в реестр недобросовестных поставщиков из-за того, что контракт с ней был расторгнут по решению суда, речь идет только о государственных судах, но не о третейских. Поэтому даже если третейский суд установит со стороны поставщика существенное нарушение условий контракта и вынесет решение о его расторжении, это не будет являться основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (постановления ФАС Московского округа от 05.11.13 по делу № А40-159394/12-152-1169, от 12.09.13 по делу № А40-159392/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.13 по делу № А40-172048/2012). В пример приведена судебная практика по применению части 2 статьи 19 закона № 94-ФЗ, которая предусматривала норму, аналогичную части 2 статьи 104 закона № 44-ФЗ.

Это не значит, что теперь поставщик не может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Такой отказ возможен, но только если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 закона № 44-ФЗ).

Основание – односторонний отказ заказчика. Раньше закон № 94-ФЗ предусматривал возможность включения участника закупки в реестр «в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта». Это предполагало возможность включения в реестр в случае отказа от контракта любой из сторон. Теперь же поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке.

Когда нельзя включать в реестр недобросовестных поставщиков? Избавляемся от «черной метки»

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Кого и как включают в реестр недобросовестных поставщиков

Наличие информации о компании (предпринимателе) в реестре недобросовестных поставщиков (далее – реестр и РНП) имеет для нее самые негативные последствия. Ведь до неопределенного круга лиц будет доведена информация о ее неблагонадежности и недобросовестности. А это может повлиять на решения о сотрудничестве, которые принимают потенциальные (и действительные) партнеры, ориентирующиеся на данные публичного реестра.

Кроме того, включение в реестр способно ограничить возможность участвовать в другой закупке. Причем речь идет не только о самой компании, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.

Каков порядок ведения реестра

При этом она руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Они устанавливают в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.

Читайте так же:  Как вернуть подоходный налог за обучение: пошаговая инструкция

Сведения РНП о поставщике течение двух лет. По окончании этого срока информацию из реестра исключают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Кого могут включить в реестр

ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке

Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке

Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.

Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта

Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).

3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов

Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:

  • победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:

  • заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).

[1]

Какую информацию вносят в реестр

В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
  • наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
  • дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
  • дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Какова процедура включения в реестр

Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:

  • информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
  • иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от основания включения поставщика в реестр :

  • если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Читайте так же:  Налог на имущество при продаже 2-х объектов в год: официальная позиция

ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?

Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.

Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).

Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?

Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Инструкция как не попасть в РНП

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков (далее РНП) крайне нежелательно для поставщика (подрядчика, исполнителя), участвующего в закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон 44-ФЗ). Столкнуться с данной проблемой можно, как на стадии участия в закупке (пропуск срока подписания контракта, не представление обеспечения, несоответствие условий банковской гарантии требованиям Закона 44-ФЗ), так и на стадии непосредственного исполнения контракта (односторонний отказ заказчика от исполнения контракта).

Учитывая, что законодательством установлены конкретные сроки на совершение тех или иных действий по предотвращению попадания в РНП, важно четко понимать, как сами сроки, так и пошаговый алгоритм действий, который необходимо предпринять для исключения возможности внесения сведений в РНП.

Ситуации, при которых возможно попасть в РНП, разные, приведём алгоритм действий для разных вариантов.

Вариант 1. Внесение сведений в РНП в связи с признанием победителя закупки уклонившимся от заключения контракта.

Решение об уклонении, как правило принимается либо в случае не подписания контракта в срок, установленный Законом 44-ФЗ, либо не представление банковской гарантии (БГ), либо не соответствие условий БГ, требованиям Закона 44-ФЗ.

Во-первых, нужно проанализировать само решения заказчика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как известно, дьявол в деталях, поэтому важно проверить соблюден ли заказчиком срок принятия решения, порядок и срок опубликования решения на ЕИС, соблюден ли срок подачи заявления в УФАС.

Во-вторых, нужно проанализировать фактические обстоятельств подписания контракта.

При подписании проекта контракта победитель должен соблюсти требования Закона 44-ФЗ и уложиться в установленный срок. Однако это не всегда получается, в том числе и по независящим от победителя обстоятельствам.

В-третьих, дождаться поступления от УФАС уведомления о необходимости представления письменных пояснений (обычно присылают на электронную почту), далее подготовить и представить пояснения в срок, установленный уполномоченным органом без пропуска.

Мы хотим поделиться с вами грамотными основаниями, на которых можно строить позицию по оспариванию включения в РНП:

  • победитель закупки действовал добросовестно и в чем это выразилось;
  • победитель закупки был лишен технической возможности своевременно подписать контракт и чем это подтверждается;
  • победитель несвоевременно подписал документы в связи с техническим сбоем в программном обеспечении (представить документы, обращения в сервисный центр для устранения неполадок, уведомление заказчика о произошедшем);
  • у победителя отсутствовал технический доступ в Интернет и чем это подтверждается;
  • победитель допустил ошибку при расчете суммы обеспечения по контракту, но позже ее исправил;
  • банковская гарантия соответствовала и не нарушала положения Закона 44-ФЗ, позиция заказчика не обоснована.

Обращаю внимание, что все основания «рабочие», использовались и давали положительные результаты в УФАС и в арбитражных судах, как нами, так и коллегами, берите на вооружение.

Важно помнить: включение в РНП представляет собой санкцию за недобросовестное поведение победителя торгов, которая должна быть соразмерна допущенным нарушениям. Поэтому для эффективного оспаривания в заявлениях и устно на заседании необходимо доказать, что поведение победителя торгов было добросовестным; в его действиях (бездействии) отсутствовал умысел на нарушение Закона 44-ФЗ.

Совет: если победитель не может по уважительным причинам подписать контракт в установленные сроки, он должен держать заказчика в курсе проблем, с которыми столкнулся.

При этом нужно фиксировать обращения к заказчику (опись вложения отправления с почтовой квитанцией, уведомление о вручении, расписка в получении тех или иных документов, доказательства отправки корреспонденции по электронной почте или по факсу и др.).

Вариант 2. Контракт не заключен по вине самого заказчика.

Этот случай достаточно редкий, но встречается.

Во-первых, посмотреть, на чем основаны доводы заказчика в решении, найти моменты, по которым их можно считать не обоснованными.

Во-вторых, подготовить мотивированные пояснения УФАС основанные на полном и своевременном выполнении победителем действий, направленных на заключение контракта. Также обосновать, что контракт не заключен по вине самого заказчика, в связи с чем сведения о победителе торгов не подлежат включению в реестр.

Вариант 3. Внесение сведений в РНП в связи с расторжением контракта по решению суда.

Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

Вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта является безусловным основанием для включения в реестр, добиться исключения из РНП практически невозможно.

Поэтому важно понимать, что для обращения заказчика в суд с соответствующим заявлением, у него должны быть доказательства существенных нарушений со стороны поставщика. Более того, заказчик должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Суд признает нарушение существенным, если оно влечет для заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Читайте так же:  Признание торгов недействительными в рамках исполнительного производства

Таким образом, в суде поставщику важно доказать, что действовал добросовестно, а нарушение контракта было вызвано нарушениями, допущенными заказчиком.

Вариант 4. Внесение сведений в РНП в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Отказ заказчика от исполнения контракта может служить основанием для включения поставщика в реестр.

Во-первых, необходимо проверить предусматривает ли контракт вариант одностороннего отказа от исполнения для заказчика. Если не предусматривает, такой отказ незаконен и, соответственно, нет оснований для включения в РНП;

Во-вторых, проверить, чтобы нарушения, которые послужили основанием для отказа, имели существенный характер. В противном случае оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе и, соответственно, последующего включения в РНП, нет;

В-третьих, очень важен факт соблюдения (не соблюдения) заказчиком уведомления поставщика об отказе от исполнения (процедуры одностороннего отказа) и имеет доказательства такого уведомления. Если есть нарушения в процедуре одностороннего отказа, поставщик вправе требовать исключения не включения сведений в РНП.

Совет: чтобы подтвердить свою добросовестность и отсутствие злоупотреблений, поставщик должен иметь доказательства того, что он своевременно заключил контракт с заказчиком и надлежащим образом выполнял все свои обязательства по нему. Обо всех трудностях и проблемах, с которыми сталкивался поставщик и которые препятствовали исполнению, нужно незамедлительно письменно информировать заказчика.

О том, что уклонения от исполнения контракта не было, то есть оснований для включения в РНП, свидетельствуют:

— доказательства того, что поставщик выполнил свои обязательства по контракту перед заказчиком (выполнение части работ или оказание части услуг, частичная поставка товара, представление отчетов о проделанной работе и т.д.);

— нарушения заказчиком своих обязательств по контракту (невыплата аванса или его выплата с нарушением срока, непредставление документов или фронта работ, рабочей документации и др.). В такой ситуации у поставщика есть право приостановить исполнение своих обязательств перед заказчиком, если они согласно статье 328 Гражданского кодекса РФ носят встречный характер.

[2]

Важно: если контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон или по иным основаниям, не связанным с существенным нарушением поставщиком условий контракта, то информация о компании не может быть включена в РНП.

Надеемся, что указанные алгоритмы действий помогут реализовать правильный вариант защиты своих прав и исключить возможность попадания в РНП.

В случае, если возникнет необходимость разрешения ситуации с РНП силами профильного юриста, мы готовы подключиться к решению ситуации на любой стадии. Экспертные знания и большой узконаправленный опыт разрешения споров с заказчиками в сфере госзакупок позволяет давать клиентам нужный результат.

Что же делать, если вас всё-таки включили РНП?

Поставщик вправе оспорить решение ФАС России о включении в РНП в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Необходимо подать в арбитражный суд заявление о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении в РНП, обязании устранить такое нарушение и исключить сведения о поставщике из РНП.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает специального срока для обжалования решения антимонопольного органа, в связи с чем, нужно руководствоваться общим сроком для оспаривания ненормативного правового акта — три месяца со дня, когда стало известно о включении в РНП.

В случае пропуска трехмесячного срока на обжалования решения о включении в РНП, нужно ходатайствовать перед судом о его восстановлении при наличии уважительных причин (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если таковых нет, нужно понимать, что в иске будет отказано.

В заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика, какие нормы Закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1062) нарушил антимонопольный орган при включении сведений в РНП. К примеру, неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком, не учет при вынесении решения тех или иных обстоятельств, в каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Рекомендация: одновременно с заявлением об отмене решения УФАС советуем ходатайствовать о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения. Это имеет смысл, если решение еще не исполнено, то есть заявитель пока не включен в РНП. В качестве обоснования ходатайства можно указать, что непринятие испрашиваемой меры приведет к ограничению прав заявителя на осуществление основного вида хозяйственной деятельности. Учитывая, что находясь в реестре, он будет не вправе участвовать в новых закупках, что может повлечь причинение ему ущерба.

Важно: если основанием для включения в РНП послужил отказ заказчика от контракта и поставщик его оспорил, то к ходатайству о принятии обеспечительной меры нужно приложить определение суда о принятии заявления к рассмотрению. Это серьезный аргумент для удовлетворения ходатайства, поскольку включение в реестр – это санкция за недобросовестность поставщика. Если же само основание для включения в РНП оспорено, применять такую санкцию преждевременно.

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определён статьей 104 Закона о контрактной системе.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок:

— уклонившихся от заключения контрактов;

— о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

Порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта регламентирован статьей 95 Закона о контрактной системе.

В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В силу части 10 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

Читайте так же:  Как без проблем перевести ребёнка в другую школу: подробная инструкция

Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 11 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке Федеральной антимонопольной службой в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Источники


  1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  2. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.

  3. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
  4. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here