Содержание
- 1 Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
- 2 Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации
- 3 Применение профессиональных стандартов: методические рекомендации
- 4 Внедрение профессиональных стандартов в организации
- 5 Составляем приказ о внедрении профстандартов в организации
- 6 Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), содержащих в том числе:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
2. Реализацию мероприятий планов завершить не позднее 1 января 2020 г.
3. Органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:
а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.
4. Применение новых профессиональных стандартов осуществлять с учетом положений, предусмотренных пунктами 1 — 3 настоящего постановления.
5. Рекомендовать федеральным государственным органам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
6. Реализация настоящего постановления осуществляется государственными внебюджетными фондами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов, федеральными государственными учреждениями — в пределах средств, предусмотренных бюджетными сметами получателя средств федерального бюджета и планами финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, федеральными государственными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в собственности Российской Федерации, — за счет собственных средств.
7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Установлены особенности применения профессиональных стандартов в государственных внебюджетных фондах, государственных и муниципальных учреждениях, унитарных предприятиях, в госкорпорациях, госкомпаниях и хозяйственных обществах, более 50% процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Указанные структуры утверждают с учетом мнения представительного органа работников планы по организации применения профстандартов.
В них определяется список профстандартов, подлежащих применению. Устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профобразовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах. Также в плане приводится перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом требований профстандартов.
Реализацию плановых мероприятий необходимо завершить до 1 января 2020 г.
Органам и организациям рекомендуется направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов (при наличии) в Минтруд России для организации их рассмотрения в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от «__» __________ года N __
Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов
приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов.
Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от «___» ___________ 2014 года N
I. Общие положения
II. Организация профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами
4. Разработчик организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами.
В этих целях разработчик формирует список организаций, привлекаемых к обсуждению проекта профессионального стандарта, на основе статистических и иных данных о количестве, территориальной распределенности, формах собственности и численности работников организаций, в которых работают специалисты конкретного вида профессиональной деятельности.
5. К обсуждению проекта профессионального стандарта должны быть привлечены организации, относящиеся к различным формам собственности и профиля деятельности; крупные, средние и малые организации, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, а также соответствующие данному виду профессиональной деятельности Совет (при наличии) общероссийские и отраслевые объединения работодателей, ведущие профессиональные сообщества и профессиональные союзы.
6. В пояснительной записке к проекту профессионального стандарта (далее — Пояснительная записка), разрабатываемой в соответствии с приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», разработчик указывает общие статистические данные об участии организаций в обсуждении проекта профессионального стандарта и приводит сведения об этих организациях по форме таблицы, приведенной в приложении N 1.
7. Обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем:
размещения на сайте в сети Интернет (далее — сайт) разработчика проекта профессионального стандарта на срок не менее 30 дней, а также на сайтах участников его разработки и сайте соответствующего Совета (при наличии);
размещения на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) на срок не менее 30 дней;
организации специальных форумов в сети Интернет;
проведения опроса специалистов;
проведения публичных мероприятий: конференций (включая интернет-конференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий;
размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации (далее — СМИ);
публикации статей в специальных (отраслевых) изданиях.
8. В Пояснительной записке разработчик приводит статистические и фактические данные о проведенных мероприятиях (примерная форма представления данных приведена в приложение N 2).
9. Дополнительно в составе Пояснительной записки разработчик представляет заключение соответствующего Совета (при наличии) на проект профессионального стандарта, а также может представить документы, подтверждающие поддержку проекта профессионального стандарта профильными объединениями работодателей, ведущими профессиональными сообществами и профессиональными союзами федерального уровня.
10. Информация о ходе обсуждения, планируемых мероприятиях и вносимых изменениях в проект профессионального стандарта размещается на сайтах разработчика проекта профессионального стандарта и соответствующего Совета (при наличии), а также на сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты».
III. Организация экспертизы проекта профессионального стандарта
11. Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится, как правило, специалистами, имеющими опыт работы в конкретном виде профессиональной деятельности не менее пяти лет, а также специалистами в области управления персоналом, профессионального образования и сертификации квалификаций в близких областях профессиональной деятельности.
К экспертизе также могут привлекаться эксперты и победители Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» и международного конкурса Ворлдскиллс.
Состав экспертов, привлекаемых к экспертизе проекта профессионального стандарта, может определяться соответствующим Советом (при наличии).
IV. Учет результатов профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта профессионального стандарта
14. Разработчик осуществляет сбор, обобщение и анализ замечаний и предложений, поступивших в результате проведения всех мероприятий по профессионально-общественному обсуждению и экспертизе проекта профессионального стандарта.
Обобщенные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта, а также сводные данные по форме (приложение N 5) приводятся разработчиком в Пояснительной записке при представлении проекта профессионального стандарта на утверждение в Минтруд России.
Применение профессиональных стандартов: методические рекомендации
Что представляют из себя методические рекомендации по применению профессиональных стандартов? В отношении каких организаций и категорий работников они действуют? На эти и другие вопросы ответим в материале.
Этапы создания профстандартов
Напомним, что система профстандартов введена в действие с июля 2016 года. Трудовым кодексом оговорены следующие принципы их применения:
- обязательность общегосударственных нормативов характерна для ситуаций, когда работник в связи со спецификой деятельности вправе претендовать на компенсационные выплаты, льготы;
- обязательными профстандарты являются в отношении должностей, по которым законодательно предусмотрены особые ограничения по реализации трудовой деятельности;
- при отсутствии двух указанных выше критериев обязательности применения профессиональных стандартов работодатель может использовать квалификационные нормативы в добровольном порядке.
Квалификационные нормативы разрабатываются отдельно для каждой должности. Все действующие стандарты включаются в единый государственный реестр, ведением которого занимается Минтруд. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов регламентируются Правительством РФ. Действующая схема ввода в действие профстандартов состоит из следующих этапов:
- создание проекта стандарта;
- вынесение чернового варианта документа на обсуждение;
- сбор и систематизация замечаний к формуляру (пожелания и рекомендации могут вноситься представителями экспертных объединений в режиме онлайн);
- доработка стандарта и направление его на рассмотрение в профильное ведомство;
- создание окончательного варианта документа, который утверждается Минтрудом, после чего стандарт передается в Минюст;
- регистрация правового акта Минюстом (на эту процедуру отводится не более 10 дней). После внесения документа в единую реестровую базу по профстандартам он считается действующим;
- осуществляется передача данных о новом профстандарте в Министерство образования для уточнения программ подготовки специалистов в обозначенной сфере.
Как пользоваться стандартами
Профстандарты могут быть ориентиром для работодателя на стадии разработки должностных обязанностей для отдельных специалистов, при формировании положения об оплате труда.
Нормы стандартов могут использоваться для отбора претендентов на переподготовку и переобучение. Применение профессиональных стандартов к уже работающим лицам может стать основанием для пересмотра трудовых функций или для инициирования внутренних кадровых перестановок.
Положения профстандартов могут стать базой рабочих инструкций и других локальных документов, которыми регламентируются правила реализации трудовых обязанностей работниками предприятия. Применение профессиональных стандартов с 2018 года остается обязательным для небольшого числа работодателей, остальные вправе формировать набор квалификационных требований к персоналу самостоятельно.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Утвержденные Минтрудом профстандарты состоят из трех разделов. Рекомендуемые должностные обязанности систематизированы в последнем информационном блоке. Именно третий раздел стандарта может быть положен в основу должностной инструкции.
При добровольном применении профстандартов наниматель самостоятельно разрабатывает локальный акт, которым оговаривается порядок внедрения квалификационных нормативов в кадровую политику. При разработке квалификационных требований к кандидатам на вакантные должности работодатель может использовать готовые нормативы:
- по знаниям, касающимся выбранной специализации;
- установление нанимателями ограничений по должностям в отношении уровня квалификации соискателей может предусматриваться правилами применения профессиональных стандартов;
- отдельно оговаривается набор трудовых навыков;
- для приема на должности руководящего типа обязательным является выполнение требования по минимальному стажу по специальности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Внедрение профессиональных стандартов в организации
Как внедрить систему профстандартов?
На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.
При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).
Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям?
Законодатель выделяет внебюджетные фонды и иные организации, контрольный пакет акций которых находится в руках государства, в отдельную группу в части внедрения положений профстандартов в свою деятельность. Полномочия по установлению факта обязательности стандартов для таких компаний переданы Правительству РФ, при этом обязательно должно быть учтено мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.
27.06.2016 было принято постановление Правительства РФ № 584, которым устанавливаются особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, им установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профстандарты на основании заранее утвержденного плана.
Мероприятия по внедрению профстандартов
Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:
- Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность компании.
- Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
- Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
- Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов.
- Внесение изменений в должностные инструкции.
- Изменение системы оплаты труда.
- Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
- Проведение аттестации сотрудников.
- Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.
Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года
Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.
- Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
- Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
- Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
- Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
- Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
- Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
- Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
- Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
- Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.
План внедрения профстандартов
Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:
- Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
- Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
- Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
- Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
- Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
- Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
- Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.
Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.
Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии
Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.
Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?
Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:
Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?
Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:
- Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
- Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.
Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.
Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?
Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:
Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.
Составляем приказ о внедрении профстандартов в организации
Внедрение профессиональных стандартов в организации в 2018 — 2019 годах
01.07.2016 вступила в силу новая ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом принято понимать характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной деятельности. Иными словами, в этом документе описываются функции, реализуемые в рамках определенной должности, а также требования к уровню знаний, опыту, квалификации сотрудника, занимающего эту должность.
По своей структуре все профессиональные стандарты идентичны, поскольку оформляются на основании приказа Минтруда России «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н.
Квалификационные справочники на сегодняшний день разделены на отрасли и содержат сведения по конкретным должностям в определенной отрасли. Профстандарт же может включать требования, предъявляемые к должностям одной профессии, но с разными квалификационными характеристиками в зависимости не только от образования, но и от опыта работы (приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н). Таким образом, профстандарт содержит более четкое и подробное описание трудовых функций.
Подразумевается, что со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники (распоряжение Правительства РФ «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов…» от 31.03.2014 № 487-р).
Как внедрить (перейти) на профстандарты в организации
Существует несколько особенностей, которые надлежит учесть при внедрении стандартов (см. письмо Минтруда России «Ответы на типовые вопросы…» от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253, а также информацию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов):
- C 01.07.2016 нельзя оформить на работу гражданина, который не соответствует требованиям профстандартов, в случаях, прописанных в ч. 2 ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ.
- Использовать профессиональные стандарты в случаях, прописанных выше, необходимо на всех предприятиях независимо от их формы собственности.
- При наличии информации об одной и той же должности и в квалификационном справочнике, и в профстандарте работодатель имеет право самостоятельно выбрать, каким документом руководствоваться. Исключение составляют случаи, прямо установленные законом.
- Нельзя уволить работника, если уровень его образования или стаж не соответствует требованиям профстандарта.
- В связи с введением профстандарта:
- обязанности работника не могут изменяться автоматически;
- вопрос об оплате за обучение в связи с повышением квалификации должен решаться на уровне коллективного или трудового договора, локального нормативного акта.
- Если по итогам аттестации работник, не имеющий требуемого опыта работы и стажа (не соответствующий должности по профстандарту), получит рекомендации, то допускается его назначение на должность.
Пошаговое внедрение профессиональных стандартов на предприятии
Ниже представлен примерный перечень мероприятий, которые следует выполнить с целью внедрения профстандартов на предприятии:
Образец приказа о введении профессиональных стандартов
Документом, который положит начало процедуре введения в действие профессиональных стандартов, будет приказ (распоряжение) руководителя.
Унифицированной формы этого документа нет, однако общие требования установлены ГОСТ Р 7.0.97-2016:
- В верхней части документа должно быть наименование его вида (приказ) и заголовок («О введении профессиональных стандартов»).
- Во вступительной части логично указать нормативно-правовые акты, которые послужили основанием для издания соответствующего распоряжения.
- Далее следует распорядительная часть с волеизъявлением руководителя:
- о создании специальной комиссии и ее составе с указанием Ф. И. О. и должностей работников;
- ознакомлении работников с предстоящими изменениями с указанием конкретно отведенного на это срока;
- утверждении необходимого плана-графика мероприятий по внедрению профессиональных стандартов;
- создании аттестационной комиссии (при необходимости);
- назначении лица, ответственного за исполнение настоящего приказа.
Приказ подписывается руководителем предприятия.
Обратите внимание! Следует под расписку ознакомить с распоряжением всех лиц, перечисленных в нем.
Приказ о внедрении профессиональных стандартов на предприятии представляет собой документ, в котором выражается волеизъявление руководителя относительно введения в действие профстандартов. Унифицированного бланка этого документа нет. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке предприятия.
Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов
Профстандарты
С 01.07.2016 в связи со вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ для всех организаций, независимо от формы собственности, становится обязательным использование профстандартов. При этом есть несколько оговорок, согласно которым их применение будет частичным.
В настоящее время использовать в работе профстандарт необходимо в том случае, если в соответствии с действующим законодательством для лиц, занимающих определенные должности, установлены дополнительные преимущества, льготы, компенсации или налагается ряд ограничений (ст. 57 ТК РФ).
Помимо этого, обязанность использовать профстандарт предусмотрена в том случае, если для исполнения трудовых обязанностей сотруднику необходим определенный уровень знаний, квалификации, опыта и т. д.
Возьмем, например, должность главного бухгалтера. На основании ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ к кандидатам на эту должность предъявляются особые требования, а именно о наличии опыта работы по ведению бухгалтерской деятельности.
За несоблюдение обязанности по использованию профстандарта администрация работодателя может быть привлечена к ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов
Методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов на государственном уровне на сегодняшний день не существует, однако есть методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н (далее — Методрекомендации Минтруда).
Данный документ содержит:
- Общие положения, в том числе:
- список мероприятий, которые требуется провести разработчикам профстандарта;
- порядок определения лица, ответственного за поданный на согласование профстандарт (при представлении одного и того же стандарта разными организациями).
- Рекомендации по содержанию проекта профстандарта, в том числе:
- по порядку разработки в соответствии с макетом, утвержденным министерством;
- составу разделов профстандарта (общие сведения, описание трудовых функций, их характеристик, сведения о разработчиках);
- подготовке профстандарта с подробным описанием каждого раздела.
- Рекомендации по оформлению:
- необходимый размер и шрифт;
- размеры шрифта для разделов и подразделов;
- порядок расстановки нумерации в тексте и разделения на пункты;
- порядок нумерации страниц;
- общие правила оформления при выпуске документа в печать.
- Детали обсуждения проекта профстандарта в профессиональной среде:
- порядок обсуждения;
- способы проведения обсуждения;
- порядок сбора и анализа замечаний;
- количество бумаг, представляемых на обсуждение;
- содержание пояснительной записки к проекту профстандарта для обсуждения.
ВАЖНО! Несмотря на название «Рекомендации», документ носит обязательный характер, т. к. следовать ему требуют Правила разработки и утверждения профстандартов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее — правила от 22.01.2013).
Процедура разработки: правовая база
Разработка профстандарта представляет собой выявление качеств, которые необходимы для выполнения обязанностей в определенной сфере деятельности, а не точную характеристику лица, претендующего на ту или иную должность. Для некоторых должностей профстандарты уже утверждены (педагога, программиста), а для других отсутствуют, в том числе находятся в разработке.
Разработка стандартов происходит на основании следующих документов:
- Правил от 22.01.2013.
- Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой, профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 годы» от 31.03.2014 № 487.
- Вышеупомянутых Методрекомендаций Минтруда.
- Приказа Минтруда России «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н.
- Приказа Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н.
Порядок одобрения профстандартов в Минтруде
Работодатели вправе сами составлять проекты профстандартов. Для этого необходимо оформить следующие бумаги:
- Уведомление Минтруда (по рекомендуемой форме из приложения 1 к Методрекомендациям Минтруда).
- Проект профстандарта и пояснительную записку к нему.
- Сведения о предприятиях, участвующих в разработке.
- Данные об исследовании проекта документа с участием представителей работодателей, профсоюзов и т. д.
В среднем исследование и принятие проекта профстандарта в Минтруде длится около 3 месяцев, в ходе которых проект:
- размещается в сети интернет для общественного обсуждения;
- направляется для анализа и сбора предложений в государственный орган, регулирующий соответствующую сферу деятельности;
- направляется после внесения разработчиком предложений общественности и компетентного государственного органа на экспертизу в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;
- по результатам перечисленных действий одобряется либо отклоняется.
В случае одобрения Минтруд:
- своим приказом утверждает новый профстандарт;
- информирует об утверждении разработчика;
- вносит принятый проект в реестр профстандартов;
- направляет сведения о новом стандарте в Минобразования РФ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов как таковых на сегодняшний день нет. Однако есть рекомендации Минтруда по порядку их разработки, принятия и утверждения.
Источники
Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
-
Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.