Содержание
- 1 Сроки проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
- 2 Энциклопедия решений. Периодичность проведения СОУТ на рабочих местах
- 3 Нужно ли проводить СОУТ на вновь созданных рабочих местах
- 4 Периодичность проведения СОУТ
- 5 Периодичность проведения СОУТ
- 6 Периодичность и сроки проведения СОУТ
- 7 Сроки специальной оценки условий труда
- 8 Специальная оценка условий труда в 2019 году: последние изменения
- 9 Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
Сроки проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
Отсутствие спецоценки влечет за собой административный штраф или приостановку деятельности на 3 месяца. Чтобы избежать наказания за просрочку оценочных отчетов, нужно знать время последнего исследования. Процесс оформления может занять 2 месяца от даты подписания приказа до сдачи отчета в Инспекцию труда. Крайний срок — 30 рабочих дней до конечной даты действия предшествующего документа.
Сроки проведения СОУТ в организации
Весь процесс занимает 25-30 дней без учета выходных и праздничных дней.
Проводится все поэтапно:
Оформляется приказ, назначается комиссия, утверждается перечень рабочих мест.
Заключается договор с лицензированной организацией, которая ведет деятельность в сфере СО.
Компания проводит необходимые работы. Оформляется отчет по итогам исследований.
Документы передают комиссии для изучения и подписания заключительного отчета.
Работники предприятия получают карты исследований для ознакомления (срок — 30 дней).
Итоговые данные поступают в единую информационную систему учета результатов СО трудовых условий.
Работодатель обязан подать оценочные сведения в ФСС РФ.
Временной отрезок подачи заполненной декларации в трудовую Госинспекцию составляет 1 месяц от момента утверждения отчета проверки.
Вовремя проведенные мероприятия по оценке УТ уберегут компанию от штрафных санкций со стороны Инспекции в случае проверки.
Подробнее об услугах:
Сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах
Создание дополнительных позиций или реорганизация существующих мест с изменениями условий труда влечет их дополнительную проверку. Часть 2 ст. 17 ФЗ № 426 устанавливает время СО не позднее 6 месяцев с даты образования рабочего места и 1 года от реорганизации. Если предыдущий документ еще не утратил силу, новая оценка будет считаться внеплановой. Вновь созданные организации обязаны сделать аттестацию в шестимесячный отрезок времени от дня регистрации.
ФЗ РФ № 426 «О специальной оценке труда» установил конечную дату проверки — последний день 2018 г. для предприятий, которые не делали замеров. Если до 31.12.2013 г. рабочие зоны подвергались аттестации, то результаты ее действительны 5 л.
До истечения срока предшествующего исследования нужно провести оценочные работы УТ.
Срок действия СОУТ, когда нужен повторный?
СО условий труда обязательна для каждой организации, имеющей наемных работников.
Исследование проводится каждые 5 лет. Действие СО продлевается, если вредоносные факторы отсутствуют, процессы труда сохранились в прежнем виде.
Организации составляют график оценочных мероприятий. Периодичность — 60 месяцев. Проводить новые замеры нужно заранее. Данные должны быть готовы на последнее число действия старых документов.
Если увеличивалось количество рабочих мест или менялась трудовая обстановка, проводится дополнительный мониторинг. Исследуются только измененные условия. Действие документа сохраняется весь пятилетний срок.
Аттестационные карты имеют срок годности 5 л. Вся оценочная документация хранится 45 лет. Если трудовой процесс относится к тяжелым, вредным — 75 лет. Период установлен законодательно (приказ Министерства культуры № 558 от 25.08.2010 г.).
Внеплановая оценка условий труда
Закон отводит от 6 до 12 месяцев на мониторинг вне графика. Организуется по принципу основного контроля. Регламент предоставило Минздравсоцразвитие (приказ № 324н пп.47, 48).
Для новой аттестации руководитель предприятия издает приказ о начале ВСОУТ. На его основании формируется комиссия.
Алгоритм дальнейших действий:
Комиссия формирует перечень рабочих мест для проверки.
Заключается договор с оценочной компанией.
Специалист на основании данных проверки формирует отчет. Его подтверждают члены комиссии, директор предприятия.
Работники после ознакомления с документом ставят роспись.
Результаты отчета отправляют в ФСС РФ, выкладывают на сайте компании.
Декларацию подают в ГИТ.
Внеплановая СОУТ проводится в следующих случаях
организуются новые места для работы;
на производстве был несчастный случай или обнаружились профзаболевания среди работников;
поменялись технологии при смене оборудования;
в производстве изменилось сырье, материалы;
инспектор по труду вынес предписание руководителю;
сотрудники компании требуют проведения внеплановой оценки с целью улучшения трудовой обстановки.
Необходимость дополнительных исследований между СО, проводимыми по графику, вызвана изменениями условий труда на предприятии.
Инициировать ВСОУТ может глава компании, профсоюз, госнадзор в лице инспектора (при выявлении нарушений ТК). Промежуток времени для мониторинга УТ вне плана утвержден законодательно. 12 месяцев при переоборудовании организации, введении новых рабочих зон. В остальных случаях отводится шестимесячный период.
Срок начинает отсчет от наступления основания ВСО. Процедуру внеплановой СО нужно начинать после окончания организационных моментов. По закону специальная оценка осуществляется на местах, полностью готовых к работе.
Цель СО — улучшить условия труда и охрану здоровья работников организаций. Положения, касающиеся специальной оценки условий труда, расписаны в Законе № 426. Кодекс регламентирует требования к обстановке на рабочих местах сотрудников компаний. Организации, которые не имеют СОУТ или не предоставили информацию о ней в единый реестр оценок, будут оштрафованы.
Период, отведенный для проведения специальной оценки УТ, начался 1 января 2014 г. и заканчивается 31 декабря 2018 года.
Энциклопедия решений. Периодичность проведения СОУТ на рабочих местах
Периодичность проведения СОУТ на рабочих местах
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет , если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением возникновения случаев, при наступлении которых проводится внеплановая СОУТ. При этом работодателю предоставлено право провести СОУТ до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
В отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Иначе говоря, поэтапное проведение СОУТ осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Для тех же рабочих мест, на которых такая идентификация не осуществляется (они указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), СОУТ должна проводиться безотлагательно . Так, в письме от 08.12.2014 N 15-1/В-1829 Минтруд России указал, что в случае поэтапного проведения СОУТ не устанавливаются количество этапов проведения СОУТ и количество рабочих мест, на которых будет проведена СОУТ в ходе каждого этапа, в связи с чем указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ.
Данной позиции придерживается Верховный Суд РФ в своих постановлениях от 14.12.2016 N 45-АД16-15, от 09.08.2016 N 57-АД16-5, от 22.01.2016 N 36-АД15-5, от 22.12.2015 N 91-АД15-5; Саратовский областной суд (решение от 26.09.2016 N 21-626/2016).
В письме от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597 Минтруд России указал, что в соответствии с законодательством безотлагательной СОУТ подлежат следующие рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов:
— в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда (именно эти рабочие места перечислены в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Роструд также полагает, что во избежание нарушений трудового законодательства в случае отсутствия действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда СОУТ должна быть проведена в кратчайшие сроки , в том числе и в целях установления фактических условий труда работников с последующим, при необходимости, предоставлением вышеуказанных гарантий и компенсаций (письмо Роструда от 20.11.2015 N 2628-6-1).
Необходимо учесть, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
— гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
— условия труда на рабочем месте.
При этом ст. 57 ТК РФ не предусмотрены какие-либо временные отсрочки исполнения данной обязанности работодателя. В случае отсутствия на момент заключения трудового договора недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Вместе с тем в соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о СОУТ, а также имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ).
С начала 2014 года в трудовом договоре с работником обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем месте. Работодателю надлежит указать класс (подкласс) условий труда на рабочем месте по результатам проведённой СОУТ.
После проведения СОУТ и утверждения отчёта такое условие необходимо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор с работником был заключён до проведения СОУТ, то это условие после её завершения включается в договор посредством дополнительного соглашения. Если же работник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая оценка в течение 12 месяцев с момента его создания, такое условие также включается в трудовой договор путём заключения дополнительного соглашения после утверждения отчёта о проведении СОУТ.
В случае отсутствия данных сведений в трудовом договоре для работодателя предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (см. решение Московского городского суда от 02.09.2014 N 7-7508/14).
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ТК РФ, и зависят от класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Нужно ли проводить СОУТ на вновь созданных рабочих местах
Бывают ситуации, когда сначала была проведена процедура специальной оценки условий труда, и ее «срок годности» еще не истек, а на предприятии за это время были созданы новые рабочие места. Или произошла реорганизация с изменением названия. Есть ли у работодателя повод для беспокойства в этом случае? Нужно ли заново проводить СОУТ на вновь образованном предприятии?
По закону, при организации новых рабочих мест работодатель обязан провести внеплановую оценку – на конкретных местах. Главным образом это касается тех мест, которые не являются аналогичными уже проверенным. В случае с аналогичными рабочими местами все немного иначе. Исходя из ч.6 ст.9 ФЗ-426, аналогичными считаются места, расположенные в однотипных производственных зонах, где действует одна и та же система отопления, вентиляции, освещения, где применяется то же производственное оборудование, сырье, инструменты, материалы и т.д.
Соответственно, работники на этих новых местах трудятся в уже проверенных условиях, выполняют типичные функции в едином рабочем режиме и располагают одинаковыми средствами индивидуальной защиты. При наличии новых аналогичных мест спецоценку проводят для 20% таких мест от их общего объема, а итоги проверки применяют ко всем оставшимся. Таким образом, если не делать СОУТ для вновь созданных аналогичных мест, то работодатель закон не нарушит.
Если говорить о том, в какие сроки проводится СОУТ, то официально на дополнительную проверку предприятию выделяется 6 месяцев с момента создания новых рабочих мест. К примеру, они были введены в эксплуатацию в декабре 2016 года. В течение какого времени работодатель обязан провести СОУТ? С какого года начинается отсчет – с текущего или нового календарного? Ответ очевиден: оценку надо сделать в течение полугода, не позже июня 2017 года. Это требование закреплено в ч.1, ст.17 ФЗ-426.
Периодичность проведения СОУТ
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – комплекс процедур, который осуществляется специальными организациями по инициативе руководителя предприятия. Она нацелена на то, чтобы обнаружить и определить степень негативного воздействия факторов производства на работника во время осуществления им профессиональной деятельности, а также уровень отклонения от стандартов, зафиксированных в правовых документах.
Поверка СОУТ проводится на основании Федерального закона от 28.12.2013 ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который начал действовать с 2014 года. Он отменил действовавшую до этого процедуру аттестации рабочих мест, преобразовав ее в специальную оценку условий труда. По сути, это одно и то же, однако во втором случае комплекс мероприятий значительно расширен. На основании СОУТ определяются размеры выплат в пенсионный фонд и устанавливаются различные льготы трудящимся: сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск, досрочный выход на пенсию и т. д.
Проводить спецоценку необходимо всем работодателям, которые используют в производстве наемных сотрудников. Исключения составляют краткосрочная, удаленная или неофициальная работа, а также надомный труд и диспетчерская служба.
- Цели и преимущества СОУТ.
- Когда нужно проводить СОУТ.
- Ответственность за несоблюдение сроков СОУТ.
Цели и преимущества СОУТ
Специальная оценка помогает:
- Привести условия труда в соответствие с требованиями, установленными законами.
- Снизить уровень или полностью искоренить негативные факторы в рабочем процессе.
- Избежать внештатных ситуаций и несчастных случаев на производстве.
- Защитить интересы сотрудников.
Вследствие этого работодатель получает следующие выгоды:
- сокращает отчисления в пенсионный фонд;
- уменьшает затраты на компенсацию за вредные и опасные условия труда и дополнительное страхование;
- совершенствует свой бизнес, вкладывая деньги в его модернизацию, а не в различные выплаты и штрафы. Кстати, нарушение сроков и других требований в проведении специальной оценки может обойтись нанимателю в 200 000 рублей.
Преимущества для сотрудников:
- гарантии соблюдения безопасности и охраны труда;
- информирование об уровне риска, вредности производственных факторов и возможных негативных последствиях.
В случае несоблюдения этих условий работник вправе потребовать срочную СОУТ, обратившись в контролирующие органы. Для нанимателя это чревато штрафом и незапланированным проведением специальной оценки.
Когда нужно проводить СОУТ
Согласно правовым актам, это обязательное мероприятие, через которое должно пройти любое предприятие. Так как закон «О специальной оценке условий труда» был принят в 2014 году, то последующие 4 года считаются переходным периодом, для которого актуальны результаты аттестации рабочих мест. В дальнейшем СОУТ должна проводиться каждые 5 лет. Однако существует ряд нюансов, которые могут повлиять на ее сроки и о которых необходимо знать, чтобы не получить штраф на большую сумму.
Руководители новых организаций должны позаботиться о проведении специальной оценки в первые полгода после регистрации. Кроме того, работодателю следует как можно быстрее организовать СОУТ, если:
- условия труда значительно изменились в лучшую сторону;
- ранее рабочие места не подлежали аттестации.
Сроки специальной оценки также сдвигаются в следующих случаях:
- На предприятии были образованы новые рабочие места.
- В производственных технологиях или оборудовании произошли изменения, что могло повысить риски, ухудшить условия труда и иметь негативные последствия для здоровья сотрудников.
- В процессе выполнения работы случилось чрезвычайное происшествие.
- В производственный процесс были внедрены новые материалы.
- По предписанию трудовой инспекции в связи с тем, что во время плановой проверки были обнаружены отклонения от установленных нормативов.
- Были зафиксированы случаи профпатологии среди работников, спровоцированных вредными факторами производственного процесса.
- На предприятии были заменены средства защиты.
- Профсоюз выступил с обоснованными требованиями.
В соответствии с Федеральным законом (ч. 2, ст. 17) при первых двух условиях СОУТ должна быть организована в течение 12 месяцев. В остальных случаях необходимо позаботиться о прохождении проверки не позднее 6 месяцев.
Помимо этого, в течение месяца после утверждения СОУТ работодатель обязан официально, под роспись проинформировать трудящихся об итогах процедуры, а также разместить на интернет-ресурсе план мероприятий, которые будут проведены на основании результатов спецоценки.
Ответственность за несоблюдение сроков СОУТ
По закону наниматель должен инициировать специальную оценку своевременно, при этом в его интересах всячески способствовать данному процессу, предоставляя комиссии соответствующую документацию, данные и разъяснения. Нарушение этих требований влечет за собой штрафные санкции. Индивидуальным предпринимателям и ответственным лицам придется выплатить до 10 тысяч рублей, а при повторном срыве сроков – до 40 тысяч рублей. Организация получит штраф до 80 тысяч рублей, при втором нарушении – до 200 тысяч рублей.
Периодичность проведения СОУТ
Специальная оценка условий труда – процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. Однако четкого регламента ее проведения до сих пор не существует. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения соут в организации. Как следует из п.6 ст.27 Закона «О специальной оценке условий труда», проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное – завершить ее до конца декабря 2018 года.
Суды по-разному оценивают это требование и порой выносят разноречивые постановления. Случается, что штрафы за упущенные сроки проведения СОУТ достигают двухсот тысяч рублей. Чтобы избежать финансовых потерь, работодателю нужно ясно понимать, с какой периодичностью проводится СОУТ, чем отличаются первичная и последующие проверки, каков срок действия СОУТ и проч.
СОУТ: периодичность проведения и сроки
Начиная свою деятельность, новая организация порой даже не подозревает, какие мероприятия ей необходимо будет провести – даже если они носят сугубо формальный характер. Любое предприятие в России по закону обязано пройти процедуру СОУТ. Сроки проведения впервые (для новых организаций) составляют не более полугода. То есть, после регистрации компании работодатель должен провести проверку условий труда в первые 6 месяцев своей работы. Если предприятие существует свыше полугода, а проверка с момента его образования ни разу не проводилась, то сделать это необходимо как можно быстрее, а лучше, как говорится, еще вчера.
Результаты спецоценки действуют 5 лет, с момента выдачи отчета по итогам проверки.
Проведение СОУТ на рабочем месте, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, объясняется тем, что работодатель обязуется обеспечить:
- безопасность и охрану труда работников;
- информирование сотрудников о том, в каких условиях они работают и др.
Также из ст.219 Трудового кодекса следует, что сотрудники могут рассчитывать на:
- безопасность и охрану условий, в которых они трудятся;
- информирование об опасности/вредности этих условий.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нанимаясь на работу, человек имеет полное право потребовать у своего работодателя информацию об уровне риска и потенциальных (или реальных) вредных факторах в процессе работы. Даже если это касается банального нахождения у экрана компьютера.
Если работодатель игнорирует это право и не озвучивают информацию наемному сотруднику, тот может обратиться в орган госнадзора. Сам факт такого обращения уже означает для работодателя штраф в размере 80 тысяч рублей и требование срочной спецоценки условий труда. Если предписание госнадзора остается без внимания, организации грозит приостановка деятельности до 90 календарных дней.
Итоги СОУТ: что делать с результатами проверки?
По итогам оценки вредные факторы могут быть:
- Не выявлены вообще. В этом случае рабочее место можно задекларировать в Трудовой инспекции. Раз условия работы на этом месте соответствуют нормам охраны труда, значит, проводить проверку этого места в дальнейшем не нужно. Если в дальнейшие 5 лет работодатель не будет реорганизовывать рабочее место, то внеплановая СОУТ ему не понадобится. Декларация будет автоматически продлена.
- установлены и классифицированы положенным образом Тогда срок действия СОУТ составляет 5 лет. Но закон не допускает прерывания в проверках. Поэтому по истечении пяти лет работодатель должен иметь уже результаты обязательно АРМ (аттестации). Аттестация рабочего места – по своему смыслу та же процедура, что и СОУТ, только под другим названием. Если работодатель провел АРМ не позднее 1.01.2014, то ему разрешено не делать никаких проверок вплоть до истечения срока действия аттестации.
Сроки проведения внеплановой СОУТ
У любого работодателя могут возникнуть причины для внеочередной оценки. В таких случаях периодичность СОУТ сдвигается, и организация имеет право провести оценку труда в течение двух временных интервалов: полугода и года.
Что делать по окончании спецоценки
- в течение 3 рабочих дней поставить в известность проверяющую организацию
- в течение месяца (30 дней) ознакомить сотрудников с итогами СОУТ (они должны расписаться по прочтению)
- не позднее 30 дней разместить информацию об итогах СОУТ на интернет-сайте предприятия (при наличии).
В течение какого времени действуют материалы и отчеты по СОУТ
Срок подготовки отчетной документации: определяется работодателем еще на стадии сбора проверочной комиссии.
Срок хранения материалов по СОУТ в архивах: составляет 45 лет.
Срок действия материалов по СОУТ: имеют силу в течение всего периода установления класса опасности или в течение срока действия декларации о том, что условия труда соответствуют нормам охраны.
Периодичность и сроки проведения СОУТ
В соответствии с Законом, специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах, а также после реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни факторов производственной среды и трудового процесса, должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В отношение рабочих мест, для которых была составлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, при отсутствии за период действия декларации оснований для проведения на этих рабочих местах внеплановой специальной оценки условий труда, а также несчастных случаев с работниками и профессиональных заболеваний, срок действия декларации продлевается на очередные 5 лет.
Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
Сроки специальной оценки условий труда
СОУТ: сроки проведения
- безопасный труд своих работников;
- охрану труда своих сотрудников;
- информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
- безопасные условия труда;
- получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.
Периодичность проведения
- вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
- вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.
Вредные факторы не выявлены
Вредные факторы выявлены и классифицированы
Аттестация рабочего места
Сроки внеплановой СОУТ
- работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
- в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
- вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
- произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
- врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
- получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.
12 месяцев
- в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
- меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.
Сроки мероприятий по результатам СОУТ
- в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
- не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
- не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.
Срок хранения материалов специальной оценки условий труда
Срок составления отчета по СОУТ
Срок хранения материалов СОУТ
Срок действия материалов СОУТ
Как выглядит отчет по результатам спецоценки
Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2019 году — это мера воздействия на работодателей, которые не исследовали производственные факторы, влияющие на работников. Санкции последуют для должностных и юридических лиц.
Специальная оценка условий труда — это обязательная для всех видов предприятий любой специфики деятельности процедура. Однако возникают вопросы о ее проведении в офисе, ведь вредных факторов тут, кажется, нет. Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы, чтобы не попасть на штраф? Тем более, что в ГИТ уже готовы проводить внеплановые рейды в поисках тех, кто вовремя не провел СОУТ.
14 Августа 2019 в 08:17
Некоторые руководители рассчитывают стоимость проведения СОУТ исходя из цены одного рабочего места, которую они увидели в объявлении. Однако этот подход далеко не всегда себя оправдывает.
Несоблюдение требований законодательства в части СОУТ влечет административное наказание до 200 тыс. рублей или уголовную ответственность в случае причинения работнику тяжкого вреда здоровью.
09 Марта 2019 в 13:56
Специальная оценка условий труда — процедура, которую к концу 2018 года обязаны были завершить все работодатели независимо от вида деятельности. Но по инициативе депутатов перечень ситуаций, когда ее разрешено не организовывать, расширили. Кроме того, чиновники из Министерства труда говорят, что пока не будут наказывать тех, кто не успел все сделать.
Специальная оценка условий труда в 2019 году: последние изменения
Аттестационная оценка рабочего места с 01.01 2019 обязательна для каждой организации, имеющей наемных сотрудников. Поэтому руководителям предприятий будет полезно узнать нюансы этой процедуры. Разберем для начала, что такое СОУТ
Что такое СОУТ
Специальная оценка условий труда в 2019 году, последние изменения которой интересуют многих, определяет, насколько комфортно человеку работать в своем кабинете, цехе, уличной территории. СОУТ 2019 призвана обеспечить безопасность людей во время трудового процесса. Спецоценка условий труда с 1 января 2019 года нужна всем юрлицам и тем, кто занимается предпринимательством. Раньше такое требование распространялось только на производства, где можно получить вред здоровью. Сейчас знать, что такое СОУТ, интересно каждому нанимателю персонала.
Правовые основы СОУТ 2019
426-ФЗ от 28.12.13 — Федеральный закон о специальной оценке условий труда, вступающий в силу с 2019 г с обновленными требованиями. ТК России также отражает процесс проведения СОУТ в 2019 году. Эти и другие официальные постановления информируют, кому нужна оценка рабочих мест в 2019 году, последние изменения, например, дают освобождение от обязательной аттестации официальным религиозным организациям.
Штраф за отсутствие спецоценки условий труда 2019 — это одна из серьезных санкций, которая грозит работодателю за пренебрежение обязательными постановлениями.
Кто проходит оценку рабочих мест
Закон о специальной оценке условий труда, вступающий в силу с 2019 г, обязывает проводить контроль трудовых зон всех нанимателей персонала. Частным предпринимателям также придется выполнить аттестацию.
Кроме того, обязательно оценивать рабочие места нужно:
- тем, у кого со времени предыдущей проверки прошло больше 5 лет;
- организациям, у которых невыполненная спецоценка условий труда была обнаружена во время комплексной проверки вышестоящими органами;
- предприятиям, нуждающимся во внеплановой СОУТ по причине изменения старых или возникновения дополнительных мест работы, модернизации оснащения, смены адреса.
Внеочередная процедура проводится только когда случаются чрезвычайные ситуации: трагический инцидент на производстве или болезнь сотрудника из-за плохой трудоохраны.
Последние новостные ленты сообщают, что оценивать рабочие места, кроме религиозных организаций, не нужно еще и бизнесменам, которые работают без помещения. Как правило, это люди, имеющие удаленных сотрудников: например, надомников. Не нуждаются в том, чтобы их инспектировали, и помощники по хозяйству, нанятые частными лицами.
Специальная оценка условий труда не требуется:
- если работодатель — предприниматель поменял фамилию;
- при реорганизации компании без изменений условий работы;
- когда происходит переименование должности сотрудника, а обязанности остаются прежними.
Нововведения 2019 в спецоценке условий труда
Правила СОУТ в 2019 году изменились. Например, с учетом последних изменений, малым предприятиям придется теперь проверять трудовые условия наравне с крупными заводами и сетевыми холдингами.
Раньше компании, не имеющие вредного производства, имели право провести инспекцию в несколько этапов, принимая места работы частями. Сейчас аттестовывают всю компанию сразу.
Проведение СОУТ 2019
Процедура выполняется за счет денег организации или ИП. Оценка рабочего места с 01.01 2019 проводится для каждого места работы персонала. Отступить от этого правила позволит наличие совпадающих по всем параметрам объектов контроля. Такие зоны должны находиться в одном или очень похожем помещении, иметь аналогичные показатели по освещенности и отапливаемости. В этом случае оценивается пятая часть рабочих мест (от двух).
В последнее время спецоценка условий труда изменилась и проводится по методике, утвержденной законодательством РФ. Чтобы начать СОУТ, руководитель предприятия заключает договор с компетентным подрядчиком.
Кто должен проводить СОУТ
Спецоценка условий труда с 1 января 2019 года может проводиться только компанией с аккредитацией, занесенной в реестр субъектов, уполномоченных заниматься такой деятельностью. Всех представителей инспектирующей фирмы сертифицирует роструд. Наличие лаборатории для осуществления измерений или договора с субподрядчиком, имеющим ее, обязательно.
Подробная информация о том, кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации, содержится в третьей главе №426-ФЗ от 28.12.13.
Порядок оценки рабочих мест
При верном подходе специальная оценка условий труда в 2019 году, последние изменения которой коснулись каждого работодателя, не займет много сил и времени. Аттестационная процедура проводится по единой схеме:
- организация формирует внутри своего коллектива комиссию с нечетным количеством представителей (не менее трех) во главе с руководителем компании или назначенным им лицом;
- составляется перечень рабочих мест, нуждающихся в аттестации;
- назначаются даты, когда придет оценщик для осмотра трудовой зоны;
- проверяющий получает и изучает документы компании;
- далее следуют непосредственно замеры влияющих на самочувствие показателей;
- когда все исследования проведены, комиссия создает отчет о завершении специальной оценки условий труда;
- декларация об итогах проверки направляется в контролирующее учреждение и размещается на веб-ресурсах организации.
Если фиксируется наличие ухудшающих здоровье обстоятельств, комиссионный совет утверждает соответствующий акт и рабочему месту присваивается класс опасности. Должный уровень инспекции ведет к тому, что проведение СОУТ способствует улучшению условий труда. В случаях, когда полностью обезопасить производство нельзя, сотрудникам выплачивается регулярная компенсация за ущерб, наносимый здоровью во время работы.
В какие сроки проводится СОУТ по закону
Согласно закону, сроки проведения СОУТ для каждого места работы — единожды в пять лет. Сроки проведения СОУТ могут изменяться при необходимости внеплановой проверки. Такие случаи регулируются статьей 17 N 426-ФЗ и предполагают проведение аттестации в течение 6 — 12 месяцев.
Документация по проведению оценки рабочих мест
Стандартная оценка рабочих мест в 2019 году, последние изменения которой уже имеют законные основания, предполагает подготовку официальных бумаг. Проверяющие запрашивают Устав, Свидетельства ИНН и ОГРН, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, сведения о транспорте компании. Во время проведения спецоценки условий труда составляется приказ о ее проведении и график осмотра помещений.
Правовые последствия отсутствия специальной оценки условий труда
Тем, кто надеялся на отмену СОУТ в 2019 году, пришлось разочароваться. Регулярная оценка рабочего места с 01.01 2019 теперь нужна всем. Работодателям, чьи сотрудники подвергаются опасности или вдыхают вредные испарения, придется платить в ПФР либо ПФ РФ более высокие отчисления.
Также руководитель учреждения обязан найти способы улучшить условия труда персонала и устранить недостатки. За несоблюдение законных требований для работодателя (предпринимателя) может наступить как административная, так и уголовная ответственность: от приостановки деятельности до лишения свободы до 5 лет.
Штрафы за отсутствие СОУТ
Последним месяцем, когда разрешалось сделать спецоценку без юридических последствий, был декабрь 2018 года. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда 2019 стартует от пяти тысяч российских рублей. Иногда размер взыскания достигает 350 тысяч рублей (суммарный размер, а не единоразовый штраф за отсутствие СОУТ).
В случаях, когда договор на СОУТ заключен в 2018 году, а отчет будет выдан уже в следующем — штрафовать за несвоевременную проверку допускается. Однако есть вероятность, что надзорные органы ограничатся предупреждением. В дальнейшем планируется, что штраф за отсутствие СОУТ будет начисляться автоматически.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
racorn / Depositphotos.com |
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
- Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
- Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Договор на проведение специальной оценки условий труда
- Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
- тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Источники
Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.
Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
-
Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.