Содержание
- 1 Министерство экономического развития Российской Федерации
- 2 Бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
- 3 Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства
- 4 Министерство экономического развития Российской Федерации
- 5 Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
- 6 Средства государственной поддержки субъектов российского социального предпринимательства
- 7 Государственная поддержка
Министерство экономического развития Российской Федерации
Минэкономразвития разработало законопроект о социальном предпринимательстве
Министерством экономического развития РФ совместно с представителями экспертного и предпринимательского сообщества подготовлен законопроект, направленный на законодательное определение понятия «социальное предпринимательство».
Документ разработан для реализации положений Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и «дорожной карты» по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
Проект федерального закона определяет основные критерии отнесения малых и средних предприятий к субъектам социального предпринимательства, в том числе специализация компании на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, или создание рабочих мест для таких граждан.
Предусмотрено, что сведения о субъектах социального предпринимательства будут внесены в единый реестр субъектов МСП, ведение которого с 1 августа 2016 года осуществляется Федеральной налоговой службой.
Отдельная статья законопроекта определяет единые принципы оказания поддержки субъектам социального предпринимательства уполномоченными органами. Такую помощь будут осуществлять органы государственной власти и органы местного самоуправления в виде создания и развития специализированных организаций инфраструктуры поддержки субъектов социального предпринимательства, предоставления на льготных условиях помещений, создания банков франшиз, реализации образовательных мероприятий, организации доступа к осуществлению функций социального обслуживания граждан. Дополнительно предусматривается возможность заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества без проведения торгов.
В настоящее время идет процедура общественного обсуждения разработанного законопроекта.
Бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Засько Вадим Николаевич, д-р экон.наук, профессор кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия
Шакирова Джамиля Юнусовна, канд.экон. наук, заместитель декана факультета налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
В современных условиях трудно переоценить роль малого бизнеса в сохранении основ рыночной экономики, в том числе производстве товаров и услуг, создании новых рабочих мест, стимулировании совокупного спроса, повышении инвестиционной привлекательности национальной экономики, появлении и внедрении инноваций и научно-технических новинок. Но в то же время, как показывает опыт развития стран с рыночной экономикой, существование малого бизнеса невозможно без государственной поддержки в силу его финансовой и экономической неустойчивости, высокого уровня риска, присущего направлениям деятельности.
Государственная поддержка малого бизнеса имеет множество форм, направлений и инструментов, но среди них особенно выделяется направления, связанное с налогообложением (Бурова, 2014; Гладышева, Горошко, Мигунова, 2014; Дегтярев, 2008; Желтоносов, Щеблыкина, 2007; Карташова, 2012; Никаноров, Кауп, 2014; Пекарская, 2014; Свиридова, Тарасова, 2015; Филиппов, 2002; Buettner , 2001; Chang , 1988; Cho , 2014; Du , Harrison , Jefferson , 2014; Haufler , Norb ä ck , Persson , 2014; Koga , 2003; Lin , 2006; Yang , Huang , Hou , 2012) . У государства есть две возможности снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства: введение особых льгот для них в общий режим налогообложения или создание специальных налоговых режимов, применение которых создает более щадящие условия налогообложения.
Современный финансовый кризис, вызванный, в том числе, сложившейся геополитической обстановкой, оказал негативное влияние на малое предпринимательство, положение которого усугубилось наряду с общими негативными тенденциями в экономике. Кроме того, при управлении финансовыми потоками в малых предприятиях часто не оказывается должного внимания рискам, в том числе налоговым, анализу внутренней и внешней финансовой среды, что также отрицательно сказалось на его развитии. Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году (только средства федерального бюджета) составили 83,73 млрд рублей (годом ранее – 52,51 млрд). То есть произошел рост.
На 1 января 2014 года в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса. Индивидуальных предпринимателей среди них – 62,8%, микропредприятий – 32,7%, малых предприятий – 4,2% и 0,3% предприятий средней консолидации.
По данным ОЕCD на 1000 жителей в странах с развитой рыночной экономикой приходится в 10–14 раз больше малых предприятий, чем в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1] количество малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) увеличится до 44,5 единиц к 2020 году в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации [2] .
По данным Росстата, прирост количества малого и среднего предпринимательства наблюдался в 31 регионе. При этом 77% совокупного прироста этих субъектов РФ приходилось на 5 регионов: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Калининградская область, Алтайский край [3] .
Антикризисные меры по поддержке предпринимательства
В январе 2015 года были утверждены антикризисные меры Правительства Российской Федерации, в которых установлены изменения, касающиеся возможностей отнесения предприятий к микро-, малым и средним. В частности, микропредприятиям разрешено в 2 раза увеличить предельные значения выручки от реализации товаров, работ, услуг. Соответственно, с 27 февраля 2015 года предприятия с численностью до 15 человек и выручкой до 120 млн рублей признаются микропредприятиями. В свою очередь, для малых предприятий планка выручки повышена с 400 до 800 млн руб., а для средних с 1000 до 2000 млн руб. соответственно.
Также следует отметить, что 2014 год стал одним из самых активных в отношении новых законодательных инициатив, касающихся налогообложения и государственного участия в поддержке малого предпринимательства. В результате ряда законодательных изменений с 1 июля 2015 года малые предприятия получили доступ к закупкам субъектов естественных монополий, государственных компаний и других организаций с участием государства.
Данная мера значительно усилит аспект привлекательности малого предпринимательства и позволит не только повысить финансовую устойчивость самого бизнеса, но и сохранить рабочие места, что особенно важно в условиях современной экономической напряженности.
Кроме того, одной из приоритетных задач российского Правительства Российской Федерации, касающихся первоочередных мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие экономики и социальной сферы в 2015 году, является содействие развитию малого и среднего бизнеса за счет снижения финансовых и административных издержек.
Президент РФ В. Путин подписал закон, на три года запрещающий плановые проверки малого бизнеса с момента государственной регистрации их субъектов. Мораторий устанавливается на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Запрет вводится на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России [4] .
На сайте Федеральной налоговой службы открыт новый сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», который позволит упростить порядок представления отчетности в налоговый орган и сделать взаимодействие с налоговыми органами более удобным.
Однако, вместе с положительными изменениями в развитии малого предпринимательства в Российской Федерации, к которым также относятся и изменения в налоговом законодательстве, утверждены и негативные инициативы. В частности, законодательно закреплено увеличение штрафов за нарушение санитарных норм в сфере общественного питания, верхняя планка которых для индивидуальных предпринимателей установлена в размере 10 тыс. руб. и для юридических лиц – 50 тыс. руб. Кроме того, обсуждается увеличение штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Размеры штрафов достигли величины 150 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 300 тыс. руб. для юридических лиц.
Таким образом, подводя итог, отметим, что законодательство, регулирующее деятельность малого предпринимательства, претерпевает значительные изменения. Наряду с положительными последствиями утверждения новых поправок, которые позволят активизировать деятельность субъектов малого предпринимательства, многие меры носят ужесточающий характер и могут повлиять на сокращение количества недобросовестных предпринимателей.
В целях реализации государственной политики в отношении развития малого предпринимательства законодательством Российской Федерации и нормативными правовым актами предусмотрен ряд мер, среди которых:
— возможность применения специальных налоговых режимов;
— применение упрощенных правил ведения налогового учета;
— использование упрощенных форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам и др.
Кроме того, необходимо учитывать, что в перечне первоочередных антикризисных мероприятий, утвержденных 27 января 2015 года, предложены меры по стабилизации развития малого бизнеса. Законодательно установлено, что с 27 февраля 2015 года субъектам Российской Федерации, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», предоставлено право снижать ставки налога с 6 до 1%.
Благодаря введению данной антикризисной меры Правительство Российской Федерации планирует предоставить дополнительную возможность микропредприятиям, которая позволит увеличить их оборотные средства и инвестиционные ресурсы.
В качестве антикризисных мер правительства в январе 2015 года в отношении патентного налогообложения также введены некоторые изменения. В частности, с 27 февраля 2015 был расширен перечень видов деятельности, в отношении которых индивидуальные предприниматели имеют право использовать данный налоговый режим. Указанная мера принята Правительством Российской Федерации в целях снижения налоговой нагрузки предпринимателей, которые заняты в мелкосерийном производстве.
Кроме того, вступили в действия изменения, согласно которым субъектам Российской Федерации разрешено снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению дохода индивидуального предпринимателя, использующего патентную систему налогообложения, с 1 млн руб. до 500 тыс. руб.
Данная мера, по представлениям законодателя, должна способствовать расширению применения практики патентной системы, а также увеличить высвобождение оборотных средств и инвестиционных ресурсов у индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в качестве антикризисных мер, введенных с начала 2015 года, предусмотрена возможность уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей. Это позволит упростить процедуру уплаты налогов по патентной системе для самозанятых граждан и снизит неформальную занятость в сфере предпринимательства.
Также в отношении индивидуальных предпринимателей введена норма, в соответствии с которой впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, функционирующим в сфере производственных и бытовых услуг, вменяется применение 2-летних «налоговых каникул». Данная мера является своего рода «снижением барьеров» при начале предпринимательской деятельности.
В качестве антикризисной меры Распоряжением Правительства установлено исключение доходов субъектов малого бизнеса, получаемых в результате использования специальных режимов налогообложения, из оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации в целях расчета величины межбюджетных трансфертов. Благодаря применению данной нормы, у малых предприятий появится стимул для перехода на специальные режимы налогообложения.
ㅤ Согласно ㅤ официальным ㅤ статистическим ㅤ данным ㅤ Федеральной ㅤ налоговой ㅤ службы РФ, по ㅤ состоянию на 01.01.2015 г. в ㅤ консолидированный ㅤ бюджет ㅤ страны ㅤ поступило 12,6 ㅤ трлн ㅤ руб. ㅤ налоговых ㅤ доходов. ㅤ Наибольший ㅤ удельный ㅤ вес ㅤ приходится на ㅤ федеральные ㅤ налоги и ㅤ сборы – 89%.
На специальные налоговые режимы приходится 3% поступлений в консолидированнный бюджет РФ.
ㅤ Рисунок. ㅤ Структура ㅤ налоговых ㅤ поступлений в ㅤ консолидированный ㅤ бюджет РФ в 2014 г [5] .
С 1 июля 2015 года большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства являются плательщиками торгового сбора, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Ставки налога довольно значительные, перечень льготной категории плательщиков и видов предпринимательской деятельности, освобождаемых от уплаты сбора, узкий, данные обстоятельства могут привести к росту налоговой нагрузки на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих как общую систему налогообложения, так и УСН.
В зарубежных странах существуют свои критерии отнесения субъектов к малому, среднему предпринимательству.
Согласно таблице 1, Россия значительно увеличила порог вхождения для предпринимателей в число микро-, достигнув приближения к странам Евросоюза, что позволит большему количеству налогоплательщиков использовать все возможные налоговые стимулы: в виде специальных налоговых режимов, налоговых каникул, пониженных ставок и прочих освобождений.
Сравнительная характеристика критериев отнесения субъектов хозяйствования к предприятиям малого и среднего бизнеса [6]
Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 23.02.2019 2019-02-23
Статья просмотрена: 264 раза
Библиографическое описание:
Уваркина Н. В. Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. 2019. №8. С. 105-109. URL https://moluch.ru/archive/246/56729/ (дата обращения: 14.09.2019).
В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны.
Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования
В современной экономике завоевание позитивных социально-экономических результатов деятельности малого и среднего предпринимательства допустимо только при присутствии системного содействия его формирования, где главное место уделяется стране, которая призвана образовывать нужные обстоятельства для роста количества малых и средних организаций и обеспечения их деятельности со значительной экономической результативностью и ресурсоотдачей.
Для создания функционирующего механизма взаимодействия между властью и предпринимателями необходимо, в первую очередь, непременное предварительное обсуждение и закрепление всех нормативно-правовых актов, программ и мер, относящихся к проблемам регламентирования и формирования малого предпринимательства (МП).
Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценить ее эффективность.
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств. МП — важная часть хозяйственной структуры мировой экономической системы. Роль МП в современной экономике раскрывают его функции. Самая первая из них — производство значимой части ВВП. В странах ЕС малый бизнес производит 70 % ВВП, в Японии данный показатель составляет 61 %. В России данный показатель составляет только 20 %. Также МП активно участвует в создании рабочих мест. В странах ЕС в МП занято 72 % трудоспособного населения, в Японии — 78 %, в Южной Корее — 75 %. В российской экономике МП обеспечивает рабочими местами только 25 % трудоспособного населения. Еще одной, несомненно, важной функцией МП является осуществление большей части инноваций и содействие научно-техническому прогрессу. Следует отметить и такую функцию МП, как формирование в обществе «среднего класса» и обеспечение тем самым социальной и политической стабильности в обществе. Таким образом, видно, что в европейских и азиатских странах МП получило гораздо большее развитие по сравнению с РФ.
В таблице 1 представлена динамика развития субъектов МП за 2015–2017 гг. в Российской Федерации.
Динамика развития субъектов МП за 2015–2017гг. вРоссийской Федерации
Изменение 2017 г. к 2015 г. (+,-)
Темп роста 2017 г. к 2015 г., %
По данным ФНС России по состоянию на 1 января 2018 г., в Российской Федерации действует 6,1 млн субъектов МСП, в том числе 2,9 млн юридических лиц и почти 3 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). В сфере МСП действует 5818564 микропредприятий, 265719 малых предприятий, 20184 средних предприятий.
Малые и средние предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению и таким образом создают рабочие места для более чем 19 млн граждан. Фактически каждый четвертый работник занят в сфере МСП.
Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.
В 2016–2017 гг. зафиксированы положительные тенденции развития МСП. Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2017 году по сравнению с 2014 годом на 37 % и с учетом инфляции рост составил 15,5 %. При этом более 80 % общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20 %.
Государственное содействие субъектам малого и среднего предпринимательства представляет собой «определенную нормативно — правовыми актами, систему способов, мер и средств, которые сконцентрированы на создание и обеспечение результативной деятельности системы субъектов малого и среднего предпринимательства, охватывая в то же время и правовое стимулирование представленных субъектов и правовое ограничение лиц, взаимодействующих с ними (органы публичной власти и частные контрагенты)».
Государственная поддержка реализовывается в пределах государственного регламентирования предпринимательской деятельности в целом, и малого и среднего предпринимательства, в частности.
Малый бизнес может надеяться на гарантийную поддержку, если отвечает определенным параметрам, а кредиты предоставляют кредитные организации — компаньоны корпорации (примерно 40 учреждений). На рисунке 2 изображено как функционирует система гарантийной поддержки.
Рис. 2. Система гарантийной поддержки
«Корпорация МСП» отдает предпочтение неторговым компаниям, которые заняты в приоритетных для страны областях: аграрном секторе; строительстве, транспорте и связи; производстве: воды, газа, эл/энергии, импортозамещающей продукции, в том числе, обрабатывающем, охватывая пищепром.
«Корпорация МСП» осуществляет Программу по стимулированию выдачи кредитов для малого и среднего бизнеса в партнерстве с 12-ю кредитными организациями: Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Россельхозбанк, Открытие, Банк Москвы, Промсвязьбанк, РНКБ, Альфа-Банк, Газпромбанк, Росбанк, Райффайзен Банк.
За 2016 год общий объем предоставленных кредитов субъектам МСП составил 5,16 трлн руб., что выше уровня 2015 года на 1,6 %. С начала 2017 года общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов в рублях составил 3,35 трлн руб., из которых индивидуальным предпринимателям было выделено 233,6 млрд руб. (7,0 % от общего объема кредитов, предоставленных субъектам МСП). Расширение финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора МСП. В 2016 году реализовывалось две ключевые программы финансовой поддержки МСП — предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам МСП, а также Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5).
Общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов с применением вышеуказанных программ поддержки кредитования в 2016 году составил 159,6 млрд руб., а с начала 2017 года по данным программам — 128,9 млрд руб. Доля кредитов, предоставленных с применением данных программ, в общем объеме предоставленных кредитов субъектов МСП в рублях в 2016 году составила 3,1 %. В 2017 году доля таких кредитов в общем объеме несколько увеличилась — до 3,4 %.
Доступ МСП к финансированию в 2016 году расширяется в том числе за счет реализации программ поддержки МСП и специальных льготных программ. Так, объем привлеченного финансирования с применением механизма поручительств и гарантий субъектам МСП за 2016 год составил 172 млрд руб., что в 2 раза больше объема кредитования, полученного субъектами МСП в 2015 году.
В 2017 году расширен лимит Программы стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5) до 175 млрд руб. В настоящее время кредитная поддержка субъектов МСП со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» по этой программе составила почти 109 млрд руб.
Для расширения инвестиционного кредитования банками субъектов МСП Минэкономразвития России с 2017 года реализуется отдельная программа льготного кредитования — на основе субсидирования процентных ставок по банковским кредитам (Программа 674), для участия в которой отобрано три кредитных организации (ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк»), с которыми заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам МСП по льготной ставке (субъектам среднего предпринимательства по 9,6 % годовых, малого — 10,6 %).
Ключевым инструментом в существующей системе поддержки МСП является программа Минэкономразвития России, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предпринимателей, при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов. Такой подход направлен на стимулирование регионов к реализации активной политики в сфере поддержки МСП.
Рис. 3. Объемы финансирования программы Минэкономразвития России в 2005–2017 гг.
Таким образом, активная деятельность Минэкономразвития России в области расширения финансовой поддержки субъектов МСП позволила переломить негативные тренды данного сектора в последние годы. Удалось повысить долю кредитов, предоставляемых субъектам МСП в общем объеме кредитования юридических лиц и ИП в России, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что малый бизнес решает огромное количество социальных и экономических проблем: способствует экономическому росту, ускорению развития научно-технической деятельности, а также снабжению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами надлежащего качества. Более того, МП влияет на процесс создания дополнительных рабочих мест для населения страны. Существенный вклад в экономическое и социальное развитие города привнесли такие формы бизнеса, как средние и малые предпринимательства. Этому, в первую очередь, способствует реализуемая государственная программа поддержки и развития среднего и малого бизнеса.
Министерство экономического развития Российской Федерации
Поддержка социальных инициатив предпринимателей возросла
Все большее внимание в рамках реализации федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства
в последние годы уделяется мероприятиям, направленным на поддержку социальных инициатив предпринимателей.
Социальные инициативы — это бизнес с социальной миссией. Главная цель инвестирования — исключительно достижение одной или нескольких социальных задач через бизнес-процессы компании без личной финансовой заинтересованности инвесторов.
Компания должна быть самоокупаемой и в то же время стремиться к достижению социальных целей, таких как обеспечение доступа социально незащищенных слоев населения к медицинским услугам, предоставление им жилья, финансовых услуг, а также обеспечение занятости женщин с детьми и содействие вовлечению их в социально активную деятельность через бизнес — процессы.
С 2012 года в рамках Программы реализуется ряд мероприятий, предусматривающих поддержку предпринимателей, осуществляющих проекты социальной направленности:
- поддержка социального предпринимательства (безвозмездные субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию социальных проектов в размере до 1,5 млн. рублей);
- создание и (или) обеспечение деятельности Центров инноваций социальной сферы (субсидии в размере до 5 млн. рублей);
- создание дошкольных образовательных центров (субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 15 млн. рублей);
- организация групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности (субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 1 млн. рублей, с 2015 г. – до 1,5 млн. рублей).
В настоящее время в реализацию мероприятия по социальным направлениям вовлечен 51 субъект РФ, так в 2012 году участие приняли 15 регионов, в 2013 году — 28, в 2014 году – 40, в 2015 г. – 32.
За 4 года Минэкономразвития России из федерального бюджета предоставлены субсидии в размере почти 1,5 млрд. рублей.
В результате реализации таких мероприятий в регионах в 2015 году:
При этом в работе по вовлечению женщин в предпринимательскую деятельность активное участие принимают различные общественные организации.
В рамках реализации стратегии в области помощи поддержки женщин в трудных ситуациях, Общероссийская общественная организация «Женщины бизнеса» открыла федеральную горячую линию для оказания безвозмездных юридических консультаций женщинам — предпринимателям, попавшим в сложную экономическую ситуацию (http://ruslady.org/#line). Они смогут обратиться в Колл-центр за экспертной оценкой по правовым и финансовым вопросам, а также за разъяснениями по мерам господдержки и субсидиям.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Телефон горячей линии 8 800 250 73 53. Прием обращений по средам и пятницам с 10.00 до 20.00.
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 06.04.2018 2018-04-06
Статья просмотрена: 1746 раз
Библиографическое описание:
Пляшник О. В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. 2018. №14. С. 196-198. URL https://moluch.ru/archive/200/49185/ (дата обращения: 14.09.2019).
Одним из ключевых институтов сферы общественных отношений, способствующих социально-экономическому развитию территории, является малое и среднее предпринимательство (далее — МСП). Долгое время история, закономерности и проблемы развития данного института оставались без должного внимания: интерес к заслугам МСП в мировой экономической мысли существенно возрос лишь в 1980-х годах. На сегодняшний день МСП является серьезной экономической и политической силой.
Согласно действующему законодательству, субъектами МСП признаются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — РФ) и соответствующие условиям, установленным Федеральным законом «О развитии МСП в РФ», хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. [1]
Общим условием отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту МСП является соответствие установленным критериям в части среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и дохода субъекта. К хозяйствующим обществам и хозяйствующим партнерствам применяется дополнительный критерий, связанный со структурой уставного капитала.
Социальная и экономическая значимость МСП проявляется в функциях, которое оно выполняет. К таким функциям относят:
‒ создание необходимой конкурентной среды, посредством насыщения рынка широким спектром товаров, работ, услуг;
‒ стимулирование инновационной деятельности;
‒ формирование рабочих мест;
‒ повышение экономической активности населения;
‒ обеспечение условий для формирования среднего класса;
Выполняемые МСП функции способствуют снижению социально-экономических угроз и обеспечивают укрепление экономической безопасности страны.
Развитию МСП препятствует ряд проблем, с частью которых субъекты МСП сталкиваются еще на этапе государственной регистрации. К сдерживающим факторам развития МСП относят:
‒ низкую финансовую и правовую грамотность населения;
‒ недоступность источников финансирования;
‒ тяжелое налоговое бремя.
Создание благоприятных условий для стабильного развития МСП невозможно без поддержки со стороны государства. Процесс формирования системы государственной поддержки МСП начался еще в 2000 г., однако вопросы, связанные с поиском эффективных форм и методов поддержки, не утратили своей актуальности по сей день.
Поддержка МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций. [1]
Наиболее востребованной среди субъектов МСП является финансовая поддержка.
В основе финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта лежит собственный капитал. Он формируется в момент государственной регистрации субъекта и сохраняется на протяжении всего периода хозяйствования. Однако собственного капитала для успешного ведения деятельности зачастую оказывается недостаточно. Для реализации своего потенциала субъекты МСП нуждаются в привлечении заемных средств, основными источниками которых являются кредитные организации. С другой стороны, кредитные организации, стараясь избежать высоких рисков, неохотно финансируют субъекты МСП.
Для повышения доступности кредитных и иных источников финансирования деятельности Министерством экономического развития проводятся мероприятия по разработке, внедрению и развитию фондов содействия кредитованию.
С целью оказания эффективной поддержки субъектов МСП Министерством экономического развития были утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы (далее — НГС) поддержки МСП на период до 2020 г. [2] НГС — трехуровневая система, призванная унифицировать технологию, документацию и оценку рисков гарантийных организаций. В данную систему входят: АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», Региональные гарантийные организации.
АО «Корпорация МСП» совместно с Министерством экономического развития и Банком России была разработана программа стимулирования кредитования субъектов МСП. Данная программа устанавливает условия предоставления кредитных средств, в том числе предельный размер процентной ставки для конечного заемщика, и критерии отбора российских кредитных организаций для участия в программе.
Стоит отметить, что микропредприятия не всегда имеют возможность воспользоваться традиционными банковскими продуктами. В связи с этим, одним из мероприятий Министерства экономического развития, в рамках поддержки МСП, является содействие развитию микрофинансовых организаций. На данный момент в программу стимулирования включены микрофинансовые организации предпринимательского финансирования; внесены Требования к кредитованию и предоставлению поручительств по кредитам микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования. [3]
Суть имущественной поддержки заключается в передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. [1] Перечни имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП утверждаются на федеральном уровне и во всех регионах.
Особое место в осуществлении имущественной поддержки занимает создание бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор — инструмент оказания поддержки субъектам МСП на начальном этапе их развития, путем оказания широкого перечня услуг, в том числе передачи во временное пользование необходимого для ведения деятельности имущества.
Целью информационной поддержки является создание платформы для информационного взаимодействия между государственными органами, субъектами МСП и организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП; а также предоставление неограниченному кругу лиц необходимой для создания и ведения предпринимательской деятельности информации.
Для оказания информационной поддержки АО «Корпорация МСП» запущен Портал Бизнес-навигатора. С помощью данного портала можно узнать о состоянии спроса на тот или иной вид товаров, услуг; рассчитать примерный бизнес-план; получить информацию о действующих мерах поддержки МСП. [6]
Однако на сегодняшний день уровень информирования предпринимателей остается недостаточным. «По нашей оценке, из всех объектов инфраструктуры поддержки — а их более 700 по стране — только 10 % ведут информирование в соцсетях о своей деятельности. Из-за этого предприниматели не всегда могут получить полные данные о программах поддержки. Наша цель — сделать эту информацию доступной для всех аудиторий», — отмечает министр экономического развития Орешкин М. С. [4]
В связи с этим Министерство экономического развития намеренно провести оценку эффективности информирования предпринимателей о существующих мерах государственной поддержки МСП; а также составить рейтинг субъектов по информационному освещению.
Помимо этого, в настоящий момент разрабатываются методические рекомендации для объектов образующих инфраструктуру поддержки МСП по ведению работы в социальных сетях. При этом само Министерство активно ведет работу в социальных сетях, освещая вопросы, связанные с развитием МСП.
В заключении стоит отметить, что государственная поддержка МСП имеет разветвленную структуру и включает в себя нормативно-правовую базу по оказанию поддержки МСП; государственный аппарат, осуществляющий государственную политику в части развития МСП; организации, образующие инфраструктуру поддержки.
МСП направленно в первую очередь на развитие регионов, поэтому, при разработке муниципальных и региональных мероприятий поддержки МСП, следует учитывать географическое положение территории; уровень доходов населения и другие особенности, влияющие на ведение предпринимательской деятельности.
Средства государственной поддержки субъектов российского социального предпринимательства
Законопроектом предлагается выделить социальное предпринимательство в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодательно закрепляется понятие «социальное предприятие». Определяются критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям, специальные формы и виды поддержки социальных предприятий. Принятие законопроекта позволит оказывать адресную государственную поддержку социальным предприятиям.
Распоряжение №2964-р
Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (в части закрепления понятий “социальное предпринимательство”, “социальное предприятие”)» (далее – законопроект) внесён Минэкономразвития России.
Комментарий
В последние годы социальное предпринимательство в России активно развивается. Создаётся инфраструктура поддержки субъектов социального предпринимательства. Формируются предпринимательское и экспертное сообщества. В то же время в действующем законодательстве отсутствует единообразие в трактовке понятия «социальное предпринимательство».
Законопроектом предусматривается выделение социального предпринимательства в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Законодательно закрепляется понятие «социальное предприятие». Определяются критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям, специальные формы и виды поддержки социальных предприятий.
В основе определения критериев социального предпринимательства лежит подход, при котором целевая группа (социально уязвимые категории граждан) находится на разных этапах в цепочке создания стоимости продукта: производители, работники, получатели конечного продукта.
К социальным предприятиям предлагается относить субъекты МСП, если они обеспечивают занятость отдельных категорий граждан (инвалидов, одиноких и (или) многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов; пенсионеров и (или) граждан предпенсионного возраста и т.д.) (далее – социально уязвимые группы граждан).
Субъект МСП будет считаться социальным предприятием, если он обеспечивает доступ производимых социально уязвимыми группами граждан товаров (работ, услуг) к рынку сбыта.
Принятие законопроекта позволит оказывать адресную государственную поддержку социальным предприятиям.
Государственная поддержка
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства федерального уровня
В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне Распоряжением от 31 января 2017 года №147-р были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса (http://government.ru/media/files/dplfMsmcALNGS3lkDrh6XAYscv7quKXK.pdf) и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах:
получение разрешения на строительство и территориальное планирование;
регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;
постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества;
осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Федерации;
поддержка малого и среднего предпринимательства;
технологическое присоединение к электрическим сетям;
подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;
подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;
наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;
эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Федерации;
эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
качество инвестиционного портала субъекта Федерации.
Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик и содержат обязательные целевые показатели (сроки, стоимость, количество процедур и т.д.).
Целевые модели будут использованы субъектами Федерации для формирования региональных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений, реализацию большинства из которых региональные проектные офисы должны будут обеспечить до конца 2017 года.
Основные направления поддержки субъектов МСП
Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП)
Член Совета директоров, генеральный директор – председатель правления Браверман Александр Арнольдович
1. Обеспечение доступного финансирования.
2. Расширение доступа к закупкам отдельных видов заказчиков.
3. Обеспечение информационно-маркетинговой поддержки.
4. Обеспечение имущественной поддержки.
5. Обеспечение правовой поддержки.
Телефон: +7(495)6989800, +7(495)6989801
Фонд развития промышленности ФГАУ «РФТР»
Директор Комиссаров Алексей Геннадиевич
Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
Адрес: Россия, 105062, Москва, Лялин переулок, д.6, стр.1
Телефон: +7 (495) 789-4730
Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»
Генеральный директор Чупшева Светлана Витальевна
- продвижение проектов и инициатив быстрорастущего среднего бизнеса и в социальной сфере.
- развитие и увеличение количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора.
- улучшение предпринимательского климата, создание позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательства в российском обществе.
- содействие развитию профессиональных компетенций.
- формирование и поддержка «нового» молодежного менеджмента в социальных учреждениях.
- развитие НКО в секторе социальных услуг, прежде всего бюджетных.
- поддержка инициатив
- управление проектами: инициация и поиск, отбор и продвижение
- развитие сети Агентства;
- ликвидация административных барьеров;
- распространение лучших практик;
- управление изменениями нормативно-правовой базы;
- поддержка молодых профессиональных коллективов.
г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9
Телефон: +7 495 690-91-29
Факс: +7 495 690-91-39
http://www.asi.ru/
Навигатор по мерам государственной поддержки бизнеса — http://www.investinregions.ru/incentives/
Председатель наблюдательного совета Свинаренко Андрей Геннадьевич,
генеральный директор Поляков Сергей Геннадьевич
- проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
- оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
- содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования, имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;
- привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;
- подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную деятельность).
г. Москва, 3-ий Обыденский переулок, д. 1, строение 5,
Телефон:
+7 (495) 231-19-01,
Факс:
+7 (495) 231-19-02
http://www.fasie.ru/
Председатель Правления Тюпанов Алексей Александрович
- страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства;
- развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства;
- страховая поддержка российских инвестиций за рубежом;
- поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП.
Телефон: +7 (495) 783-11-88, +7 (495) 783-11-22
http://www.exiar.ru/
Генеральный директор Фрадков Петр Михайлович
Первый заместитель Председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» – член Правления
Центр оказывает российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку в режиме «единого окна» — здесь предприниматели могут получить полный спектр услуг от проведения первичных консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок.
http://www.exportcenter.ru/functions/
123610, Москва, Краснопресненская наб. 12, подъезд 9
Телефон: +7 (495) 937-47-47 Факс. +7 (495) 937-47-41
http://www.exportcenter.ru/
Консультационная поддержка:
+7 495 937-47-47 доб., 3030
[email protected]
Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства
С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации по следующим направлениям:·
оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
софинансирование капитальных вложений в объекты региональной и (или) муниципальной собственности;
содействие развитию молодёжного предпринимательства;
Видео (кликните для воспроизведения). |
организация предоставления услуг по принципу одного окна в целях создания, развития и поддержки субъектов МСП.
Источники
Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.