Техника пользования органами управления транспортного средства

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Техника пользования органами управления транспортного средства" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

ЛЕКЦИЯ 4.4. Техника управления транспортным средством.

Вопросы: 1. Посадка водителя за рулем.

2. Техника руления.

3. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС, АКПП.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет — ресурсами и подготовка сообщения по теме 4.4.

• Спина расположена почти вертикально и прилегает плотно к спинке сиденья.

• При нормальном положении ног подколенные впадины находятся на расстоянии 3-5 см от нижнего края подушки сиденья и ноги несколько выдвинуты вперед с тем, чтобы они ни в коем случае не задевали за рулевое колесо при постановке ступней на педали.

•Установить подголовник так, чтобы его верхушка совпадала с верхней частью уха водителя.

•Высоту сидения нужно отрегулировать так, чтобы расстояние от головы до потолка не было меньше 5 см. (проверить это можно, поставив кулак на голову).

• Ремни безопасности инерционного типа не требуют регулировки, но нужно проследить за тем, чтобы ваша одежда (если это зимний период времени), не мешала работе ремней. Если на вас одета толстая пуховая куртку или шуба, нужно её расстегнуть. Ремни безопасности должны плотно прилегать к телу.

• Руки на рулевом колесе расположены так, что они слегка согнуты в локтях, большие пальцы рук держат обод в обхват. Запястья вытянутых вперёд рук должны свободно лежать на рулевом колесе. Расстояние между рулём и грудью должно составлять приблизительно 35 см.

• Не допуская наклона корпуса и его отрыва от спинки сиденья, перевести правой рукой рычаг переключения передач в положение, наиболее удаленное от водителя (3-я или 5-я передача), при этом левая рука должна свободно лежать в распрямленном состоянии на верхней части рулевого колеса.

Если вам удалось выполнить все эти движения без отрыва спины от сидения, значит оно отрегулировано правильно.

Зеркала каждый регулирует так, чтобы был максимальный обзор при минимальном повороте головы. Ну, а если по науке, то в ближнем к кузову углу бокового зеркала, должна быть видна задняя часть вашего автомобиля (ручка и т.п.).

Левая нога, нажимающая «сцепление», всё время должна находиться на специальном выступе (который присутствует в большинстве автомобилей), с левой стороны педали «сцепления», работая только при переключении передачи.

Правая нога должна всегда находиться на одной из педалей (тормоз или газ). С самого начала Вы должны запомнить места расположения ног и первые месяцы постоянно себя контролировать, чтобы они там и находились.

Колесо рулевого управления поворачивают для изменения положения управляемых колес автомобиля. Искусство вождения, кроме всего прочего, во многом зависит от того, насколько правильно водитель держит руль. Существуют наиболее рациональные, правильные, удобные и верные способы управления машиной, которые оправдали себя долголетней практикой. Виды руления:

выравнивающее, при котором совершают поворот руля на небольшой угол для компенсации отклонения автомобиля при прямолинейном движении (рис. 5);

компенсаторное, с помощью которого устраняются заносы;

руление на поворотах.

Если дорога тяжелая, поворот производят двумя руками. При этом перенос рук должен быть поочередным, чтобы руль удерживался надежно.

При движении в городе и иных населенных пунктах, где опасность может возникнуть в результате выхода на проезжую часть пешехода, нужно быть готовым к повороту руля влево. В подобных случаях специалисты рекомендуют левую руку смещать кверху, чтобы можно было повернуть руль одним приемом больше чем на четверть оборота. Опасен поворот руля таким способом, при котором руки перекрещиваются.

Если нужно круто повернуть налево, придется снять с руля левую руку, перенести ее в верхнюю часть руля, а правая пока останется на месте. На дорогах с особенно крутыми поворотами этого движения недостаточно, и плавный поворот в этом случае можно совершить двояким способом. Если у автомобиля легкое управление, перехватите руль сразу перед поворотом (влево), как в предыдущем положении, и поворачивайте одной правой рукой, в то время как левая остается на том же месте и обод руля проскальзывает между пальцами. В момент, когда правая рука уже не может больше повернуть руль, поворот продолжает левая, а правая свободно пропускает обод.

Научиться водить автомобиль с автоматической КПП очень просто, достаточно хорошо изучить все органы управления коробки-автомата.

Для остановки двигателя, выжимая педаль тормоза, выбрать режим Р (паркинга, остановки), выставить ручной тормоз и заглушить двигатель.

Применять режимы D и L следует исходя из условий эксплуатации транспортного средства – снижать или увеличивать скорость, тормозить двигателем, буксировать, обгонять и т.д.

При пользовании автоматической КПП в обязательном порядке необходимо следить за качеством масла. Замена масла должна проводиться с установленной периодичностью и только на марки, рекомендованные производителем транспортного средства.

Автомобиль, оснащенный АКПП всегда должен стоять на ручном тормозе, даже если он находится на ровной дороге.

Переключение рычага коробки-автомата при смене направления движения допустимо только при полной остановке автомобиля. Например, автомобиль двигался вперед, затем вам нужно сделать задний ход, для этого следует остановить автомобиль и выбрать нужный режим.

Автомобиль с АКПП не рекомендуется использовать по серьезному бездорожью, поскольку такая система управления чувствительна к качеству дорог. Именно поэтому следует избегать дорог с плохим покрытием, больших снежных заносов, болотистой местности и т.д.

Преимущества и недостатки вождения автомобиля с АКПП

К преимуществам управления автомобилем с АКПП можно отнести:

безопасное и эффективное вождение в городских условиях;

отсутствие необходимости постоянно переключать рычаг скоростей на коробке передач;

К недостаткам такого типа вождения относится следующее:

высокий расход топлива при движении в городских условиях по сравнению с механической КПП (не факт, зависит от мастерства водителя);

Читайте так же:  При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение

противопоказания к буксировке автомобилей с АКПП на гибкой или жесткой сцепке без вывешивания ведущих колес (зависит от автомата и многие современные конструкции АКПП разрешают буксировку при соблюдении определенных условий);

противопоказания к буксировке тяжелых прицепов автомобилями с коробкой-автомат (буксировать можно, перегружать нельзя);

сложность и дороговизна ремонта АКПП (тут уж ничего не попишешь, что есть, то есть).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8824 —

| 7177 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема 1. Приемы управления транспортным средством

Рабочее место водителя. Оптимальная рабочая поза водителя. Регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Регулировка зеркал заднего вида.

Техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес. Силовой и скоростной способы руления.

[2]

Техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом. Правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу.

Порядок пуска двигателя в различных температурных условиях. Порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения.

Способы торможения в штатных и нештатных ситуациях. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС.

Особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9251 —

| 7367 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Техника управления транспортным средством

Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления

Рабочее место водителя. Быстрота и точность рабочих движений водителя современного автомобиля необходимы для успешного выполнения поставленной задачи.

Удобство пользования органами управления, хороший обзор дороги, наименьшая утомляемость водителя обеспечиваются его правильной посадкой.

Посадка водителя определяется положением его тела, рук и ног относительно органов управления. Спина должна полностью прилегать к спинке сиденья, ноги свободно доставать до педалей, а руки — до рулевого колеса и других органов управления. Такая посадка у водителей считается основной. Основная посадка обеспечивается регулировкой сиденья (спинки сиденья) и определяется рядом показателей (рис. 1.1,а): углом отклонения корпуса от вертикали (А,=20-25 о), углом между корпусом и бедром (А2=85-95°), углом между бедром и голенью (А3= 110-120°), углом между голенью и стопой (А4=90-95°), углом между корпусом и плечом (А5=20- 40°), углом между плечом и предплечьем (А =110-120°), углом между предплечьем и кистью (А7= 130-150°).

У водителей легковых автомобилей значения указанных параметров несколько отличны от приведенных (рис. 1.1,б).

Чтобы занять правильное положение за рулем необходимо переместить сиденье вперед (назад) при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в ко-ленном суставе. Освободив фиксатор, перевести спинку сиденья так, чтобы она плотно контактировала с почти вертикально расположенной спиной и не требовалось изменять для этого положение корпуса (рис. 1.2).

Рис. 1.1. Основная посадка водителя: а — грузового автомобиля; б — легкового автомобиля.

При движении задним ходом, особенно на легковых автомобилях приходится использовать обратную посадку. При обратной посадке водителю необходимо левую руку положить на верхнюю дугу рулевого колеса, что позволяет более точно вести автомобиль задним ходом.

При этом левая нога постоянно находится на педали сцепления, правая — на педали подачи топлива. Корпус тела необходимо повернуть в правую сторону, положив правую руку на спинку сиденья, и наблюдать за дорогой через заднее окно.

Рис. 1.2. Регулировка сиденья водителя

Если сиденье расположено слишком далеко от органон управления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за рулевое колесо. При этом спина eго отрывается от опоры, и мышцы ее все время напряжены. Если сиденье слишком далеко выдвинуто вперед, то водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Стремление водителя принять удобную позу, не прибегая к регулировке сиденья, ведет к преждевременному утомлению.

Приняв правильное положение за рулем, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутый ремень на уровне груди входила ладонь. Отрегулировав ремни, нужно проверить, насколько удобно пользоваться переключателями на приборном щитке и рычагом переключения передач.

Для хорошего обзора дороги позади автомобиля нужно отрегулировать положение зеркал заднего вида (рис. 1.3, а, б). Внутреннее зеркало устанавливают так, чтобы в его правой части и был виден правый край заднего окна. В правой части внешнею зеркала должен быть видна часть ручки задней дверцы легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. При движении автомобиля можно проверить правильность регулировки, наблюдая за опережающим слева автомобилем: как только его отражение начнет исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться на внешнем.

Положение рук води теля на органах управления автомобилем, в первую очередь на рулевом колесе, в значительной степени формирует посадку водителя и определяет возможность управления рулевым колесом.

В реальных усложни положение рук водителя может быть различным Оптимальное положение рук на рулевом колесе для левой руки — в секторе 9-10 часов (по аналогии с часовым циферблатом), для правой руки и секторе 2-3 ч (рис. 1.4). Оптимальное положение рук на рулевом колесе обеспечивает максимальный, в любую сторону, угол поворота рулевого колеса при управлении как двумя руками, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными органами управления автомобилем.

Рис. 1.3. Регулировка зеркала заднего вида: а — легковой автомобиль; б — грузовой автомобиль.

При управлении автомобилем водитель чаще всего работает с рулевым колесом, рычагом коробки передач, педалью сцепления, педалью подачи топлива и с педалью рабочего тормоза. Существуют определенные правила, которые водитель должен выполнять.

Читайте так же:  Правоведение и правоохранительная деятельность кем можно работать

Как при работе с педалью подачи топлива, так и с другими педалями стопа ноги водителя может быть условно разделена на три части (рис. 1.5):

Рис. 1.4. Положение рук водителя на рулевом колесе

I часть стопы — передняя

— гибкая и чувствительная, но не сильная, поэтому ей нажимают на педаль газа, но обязательно при этом, опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала;

II часть стопы — средняя

  • — сильная и гибкая, ею нажимают педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия для их нажатия;
  • Ш часть стопы — пятка наиболее сильная, но не чувствительная. Она обычно служит опорой для ноги. Нажимать на педали ею неудобно. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой — на педаль газа и тормоза.

Рис. 1.5. Схема стопы водителя и положений ног на педалях сцепления и тормоза

Рис. 1.6. Положение правой ноги на педали газа

Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта с педалью газа (рис. 6). При торможении стопа почти без смещения за счет поворота мыска нажимает на педаль тормоза. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления (рис. 1.7) или на полу перед ней.

С помощью педали подачи топлива регулируется подача горючей смеси в цилиндры двигателя. При нажатии частота вращения двигателя увеличивается, а при отпускании — уменьшается. Соответственно изменяется и скорость движения автомобиля. Води гель в зависимости от условий движения все время то нажимает, то отпускает эту педаль или держит ее в нажатом положении. Нажимать па педаль подачи топлива рекомендуется плавно, передней частью стопы с упором на каблук (рис. 1.6).

Рис. 1.7. Варианты свободного положения левой ноги водителя

Нажимая на педаль сцепления, водитель разобщает двигатель с коробкой передач, а плавно отпуская ее при трогании с места или переключении передач, соединяет двигатель и коробку передач. Включать и переключать передачи следует при полностью выжатой педали сцепления. Попытки включить передачу при включенном сцеплении приводят обычно к поломкам в узлах и агрегатах трансмиссии. При включенной передаче в коробке передач педаль сцепления необходимо отпускать (включать сцепление) всегда плавно, но быстро. При этом, чем ниже передача, включенная в коробке, тем плавнее отпускать педаль сцепления. При резком включении сцепления на трансмиссию передается ударная нагрузка, ускорение придается автомобилю рывками.

При работе с рычагом переключения передач необходимо сохранять правильное положение правой кисти на рычаге, держа ее в обхват рукоятки, и полностью включать передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Положение кисти рук при переключении передач

Стояночный тормоз необходимо включать правой рукой, держа большой палец на кнопке (рычаге) фиксатора, другие пальцы — на рукоятке тормоза. Для включения стояночного тормоза, не нажимая на кнопку фиксатора, потянуть рычаг вверх к себе до ограничения хода (при этом слышен характерный щелчок фиксатора). Для выключения стояночного тормоза потянуть дополнительно рычаг на себя, нажать кнопку фиксатора и опустить рычаг от себя до упора (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Положение правой руки на стояночном тормозе

ЛЕКЦИЯ 4.5. Действия водителя при управлении транспортным средством.

Вопросы: 1. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

2. Способы парковки и стоянки транспортного средства.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет — ресурсами и подготовка сообщения по теме 4.5.

Вождение в темное время суток и в условиях недостаточной видимости существенно усложняется и требует от водителей повышенного внимания и определенного опыта. В этих условиях ухудшается видимость дороги и находящихся на ней объектов. Статистика показывает, что в этот период происходит в два раза больше дорожно-транспортных происшествий, при которых значительно возрастает число пострадавших и погибших людей. К движению на автомобиле ночью необходимо тщательно готовиться, так как возникающие технические неполадки в процессе движения трудней обнаружить и сложней устранить.

Чистое и прозрачное лобовое стекло обеспечивает хорошую видимость. Опасность загрязненного стекла чувствуется особо, когда его освещают фары встречных машин, уличные фонари и рекламы, стекло в таких случаях «бликует». Мелкие брызги грязи рассеивают лучи света и снижают видимость.

Освещение приборной панели не должно быть слишком сильным. О состоянии автомобиля вы обязаны знать и ночью, когда освещение приборов совсем не такое, как днем, а от освещения меняется и зрительное восприятие.

Удостоверьтесь в том, что щетки стеклоочистителя работают в установленных режимах, не «мажут», а в бачке стеклоомывателя достаточно воды или специальной жидкости для обработки ветрового стекла. Очистите зеркала бокового вида от налипшей на них грязи. Труднее определить скорость движения, расположение и расстояние до других транспортных средств. Если днем скорость движения встречного автомобиля легко определить относительно его перемещения по отношению к неподвижным объектам, неподвижно стоящих около дороги (столбы, деревья и т.п.), то ночью эти ориентиры практически не видны, что осложняет безопасное движение. Расстояние в темноте, на котором водитель замечает появляющиеся объекты на дороге, в несколько раз меньше по сравнению со светлым временим суток. При этом контуры предметов расплываются и возникает оптический обман.

Вождение в сумерках. Когда начинает темнеть и длинные тени начинают мешать различать отдельные предметы, поможет дальний свет, хотя он и кажется недостаточно интенсивным. Для полного освещения дороги его не хватит, но он поможет заметить неожиданно возникшее препятствие, поэтому лучше включить фары на полчаса раньше, чем на минуту позже. На дороге можно встретить многих, пренебрегающих правилами движения и безопасности: повозки, велосипедисты без света, машины с одной исправной фарой, пешеходы, одежда которых сливается с окружающим фоном, и т. д. В темноте опасность совершить наезд на пешехода по сравнению со светлым временем суток увеличивается в 9 раз, на велосипедиста – почти в 3, на неподвижное препятствие – в 2 раза. Человека в темной одежде вы увидите на расстоянии 20-25 м, в светлой – около 40 м. Значит, двигаясь со скоростью более 40 км/ч, вы не сможете избежать наезда на пешехода, одетого в темную одежду, как бы умело вы не тормозили. Вождение в тумане требует особой осторожности и внимательности. Туман влияет на психику автомобилиста, так как темнота и неопределенность вызывают сильное нервное напряжение. Внезапное появление на дороге другого транспортного средства нередко пугает. В таком состоянии можно легко совершить ошибку.

Читайте так же:  Чем отличается хозяйственное ведение от оперативного управления

Существует три способа парковки: параллельная, перпендикулярная и диагональная (под углом к проезжей части) (Рис. 81).

Любой вид парковки можно выполнять и задним и передним ходом, кроме случаев, если движение в этом месте задним ходом не запрещено.

Перпендикулярная парковка. Изучив «правила игры» перпендикулярную парковку можно осуществлять «на автомате», не задумываясь над расстояниями и углами разворота.

Основные правила перпендикулярной парковки: произвести осмотр парковочного пространства и выбрать наиболее удобное место, когда двери припаркованного автомобиля будут максимально открываться с обеих сторон; остановиться на расстоянии метра от уже припаркованных автомобилей; включите правый поворот; если парковочное место справа, ставим автомобиль таким образом, чтобы правое зеркало находилось на одном уровне с передним бампером припаркованного автомобиля; максимально вывернув руль влево проехать вперед, по возможности приблизив положение автомобиля перпендикулярно бордюру; поставив колеса ровно, начинаем движение назад до момента, пока в правом заднем боковом стекле не покажется левая фара автомобиля, на который мы изначально ориентировались; постепенно выкручивая руль вправо, медленно двигаемся назад, по зеркалам контролируя расстояния до припаркованных автомобилей; заняв параллельное с автомобилями положение, выравниваем руль и продолжаем движение назад до установки автомобиля в один ряд с припаркованными автомобилями. Для перпендикулярной парковки идеально подходит миниатюрный маленький автомобиль.

Но помните, что согласно ПДД при наличии тротуара, совмещенного с проезжей частью, стоянка в таком случае разрешена только передней частью автомобиля. Это необходимо для избежания случайного наезда на пешеходов и предотвратит попадание выхлопных газов в зону передвижения пешеходов.

Парковка по диагонали. Обычно диагональные парковки автомобилей организуются в местах массового скопления автомобилей: перед крупными торговыми центрами, бизнес-центрами, стадионами. С практической точки — это самый простой способ парковки. Заехать передом на парковочное место не составит труда даже новичку. Выезжать с такой парковки необходимо по той же траектории, убедившись в отсутствии проезжающих сзади автомобилей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9251 —

| 7367 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Методическая разработка урока вождения автомобиля на тему»«Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».
методическая разработка на тему

Данный материал может быть использован мастерами производственного обучения по вождению грузового автомобиля.

Вложение Размер
urok_no1.docx 25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

Ладожский многопрофильный техникум

Методическая разработка урока производственного обучения

по вождению автомобиля категории «С»

на тему : «Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».

Видео (кликните для воспроизведения).

Выполнил мастер п/о Толстяков М.Н.

Зам. по УПР Трухонина Т.В.

Урок производственного обучения

по вождению автомобиля категории «С»

на тему : «Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».

Тема №1. Начальное вождение.

Тема урока: «Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».

Цели: познакомить студентов с правилами посадки в автомобиль, органами управления и приборами сигнализации, научить работать с ними, маневрировать в установленных габаритах,

развивать умения двойного выжима, навыки в работе с рычагом коробки передач,

воспитывать любовь к избранной профессии, потребность прочных знаний и умений, чувство ответственности.

Оборудование: автомобиль ГАЗ 3307, комплект инструмента, обтирочный материал, заправочный инвентарь.

Межпредметные связи: «Теоретическая подготовка водителей автомобилей»

«Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Метод проведения: практическое вождение.

— проверка наличия у студента спецодежды, индивидуальной книжки учета вождения

— беседа о состоянии здоровья студента

1. Определение темы и целей занятия.

2.Устный опрос по ранее изученному теоретическому обучению:

Что должен знать начинающий водитель, прежде чем сесть за руль автомобиля?

Что такое ЕТО и какова последовательность его проведения?

Назначение педалей автомобиля, коробки передач?

3.Инструктаж по технике безопасности при работе с автомобилем

4.Объяснение мастером п/о темы урока.

а)данная тема требует решения трех задач: — посадка студента на место водителя, положение за рулем и выход из него,

-ознакомление с расположением и назначением органов управления и контрольно-измерительных приборов, пользование ими,

— тренировка в трогании с места, переключении передач с нижней на высшую и торможение рабочим тормозом при неработающем двигателе.

На уроке наибольшее внимание отведем решению 2-ой и 3-ей задач.

б)демонстрация мастером по правил посадки, нахождения за рулем и выхода из автомобиля (последовательность операций, требования к правильной посадке- основа избежания утомляемости, подгонка сиденья, положение рук)

в)объяснение расположения и назначения органов управления и контрольно-измерительных приборов

г)демонстрация переключения передач с двойным выключением сцепления

Отработка студентом поставленных задач и операций под постоянным контролем мастера по. (Проведение ЕТО

Посадка в автомобиль и нахождение за рулем

Выход из автомобиля.

Студенту дается возможность 3 раза повторить данные упражнения.

При этом мастер предупреждает возможные ошибки: неправильное положение рук на рулевом колесе, отрыв корпуса тела от спинки сиденья и наклон вперед)

Работа с органами управления

Работа с контрольно-измерительными приборами

Мастер по контролирует работу студента и предупреждает возможные ошибки: неплавное включение сцепления, резкое нажатие на педаль, нарушение последовательности включения передач, резкое нажатие на педаль тормоза, нахождение левой ноги на педали сцепления после того, как оно включено полностью.

Читайте так же:  Требования к получению лицензии на образовательную деятельность

Студент имеет возможность 3 раза отработать данные упражнения.

1.Анализ мастером по качества выполнения заданий с указанием на допущенные ошибки.

2.Повторная демонстрация мастером правильности выполнения заданий.

3.Контрольное выполнение студентом любого упражнения (по указанию мастера).

4.Ответы мастера на вопросы студента.

5.Выставление оценок в индивидуальную книжку учета вождения.

6.Задание на следующее занятие.

Анализ урока производственного обучения

«Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации».

Урок проведен в соответствии с требованиями методики и педагогики.

Соблюдены все структурные компоненты урока производственного обучения, рационально распределено время по этапам урока, что позволило мастеру реализовать все поставленные задачи и цели.

Проведенный урок свидетельствует о том, что Толстяков М.Н. тщательно готовится к занятию, учитывая индивидуальные особенности студента, погодные условия, в хорошем техническом состоянии содержит автомобиль. Мастер безупречно знает материал урока, последовательно, полно и доступно излагает его и правильно демонстрирует выполнение упражнений.

[1]

На данном уроке используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Серьезное внимание уделено сохранению здоровья студента: чередуются практические занятия и устный опрос, тренировочные и контрольные упражнения. При проведении инструктажа по технике безопасности мастер также старается максимально опросить студента.

Прослеживаются внутрипредметные и межпредметные связи (особенно по устройству автомобилей). Мастер большое внимание уделяет не только формированию практических умений и навыков, но и воспитанию бережного отношения к автомобилю, любви к избранной профессии, формированию потребностей в глубоком изучении теории и прочных практических навыков.

Все это позволяет сделать вывод, что урок цели достиг.

Общее устройство транспортных средств

Транспортное средство — это устройство для перевозки грузов или людей.

Автомобиль — самоходная машина с энергетической установкой, имеющая не менее трех колес, перевозящая груз на себе и предназначенная в основном для движения по дорогам.

На рисунке представлен общий вид колесного тягача. Это полноприводная колесная машина, имеющая привод ко всем колесам и обладающая большой силой тяги и высокой проходимостью — способностью двигаться в различных условиях.

Рис. Общий вид колесного тягача

Быстроходнее гусеничные машины в отличие от гусеничных тракторов развивают скорость 35 …70 км/ч и более.

Транспортное средство в составе тягача и буксируемых им прицепов или полуприцепов образует автомобильный поезд, причем вертикальные усилия от прицепа и перевозимого на нем груза не передаются на тягач, а от полуприцепа и перевозимого на нем груза передаются не полностью через специальное (седельное) устройство.

Основными частями ТС являются:

  • двигатель, включающий в себя кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, смазочную систему, системы охлаждения, питания, зажигания (у карбюраторных двигателей) и пуска;
  • трансмиссия — сцепление (главный фрикцион), коробка передач, раздаточная коробка, карданная и главная передачи, дифференциал (у колесных машин) и полуоси (у колесных машин);
  • ходовая часть — рама (корпус), подвеска и движитель (колесный, гусеничный);
  • механизмы управления — рулевое управление (механизмы поворота) и тормозная система;
  • кузов — кабина для экипажа, капот и оперение;
  • вспомогательное оборудование — электро- и пневмооборудование, лебедка, коробка отбора мощности и сцепные устройства.

Двигатель преобразует тепловую энергию сгорающего топлива в механическую, в результате чего вращается коленчатый вал двигателя и через ряд механизмов приводятся во вращение ведущие колеса ТС.

Трансмиссия служит для передачи мощности двигателя на ведущие колеса и распределения при изменении величины и направления вращающего момента и частоты вращения ведущих колес.

Ходовая часть предназначена для установки всех механизмов ТС, восприятия сил, действующих на него, и обеспечения поступательного движения ТС.

Механизмы управления служат для удержания ТС на месте, изменения направления и скорости его движения.

Трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления часто объединяют под общим названием — шасси.

Кузов предназначен для размещения экипажа и груза.

Транспортные средства характеризуют следующими основными параметрами:

  • тип ТС (колесный, гусеничный и др.);
  • масса ТС, кг, — собственная (без груза и технических жидкостей), снаряженная (без груза, но с топливом, смазкой и водой) и полная (с техническими жидкостями, грузом и экипажем);
  • грузоподъемность, кг;
  • максимальная скорость движения, км/ч;
  • максимальная мощность двигателя, кВт (л. с.);
  • максимальный вращающий момент двигателя, Н*м;
  • размеры (длина, ширина, высота), мм;
  • колея (расстояние между средними линиями правых и левых следов движителя), мм;
  • база (расстояние между осями), мм;
  • геометрические параметры проходимости и др.

Схемы быстроходных гусеничных машин представлены на рисунках.

Расположение органов управления автомобилем

5. Органы управления и приборы на примере автомобиля «Соболь».

Рис. 2. Панель приборов и органы управления

Расположение органов управления автомобиля показано на рис. 2.

  • 1 — центральный переключатель света. Переключатель имеет три фиксированных положения
  • 0 — все наружное освещение выключено;

I — включены габаритные огни, освещение комбинации приборов, заднего номерного знака и некоторых органов управления электрооборудованием;

II — дополнительно включены ближний или дальний свет, в зависимости от положения (соответственно 3 или 4) рычага подрулевого переключателя указателей поворота и света фар.

Рис. 3. Центральный переключатель света

  • 2 — боковые вентиляционные решетки.
  • 3 — регулятор освещенности приборов.
  • 4 — маховичок блока управления корректором фар в зависимости от загрузки автомобиля .
  • 5 — рычаг переключателя указателей поворота и света фар.

Рис. 4. Положения рычага переключателя указателей поворота и света фар

  • 1. Положение кратковременного включения указателей поворота.
  • 2. Фиксированные положения указателей поворота.
  • 3. Ближний свет.
  • 4. Дальний свет.
  • 5. Кратковременная сигнализация дальним светом фар.
  • 6 — накладка выключателя звукового сигнала.
  • 7 — выключатель аварийной сигнализации. Выключатель аварийной сигнализации расположен на кожухе рулевой колонки, сверху.

При включенном положении одновременно горят в мигающем режиме все четыре лампы указателей поворота и сигнализатор (красный) внутри кнопки выключателя.

Аварийную световую сигнализацию необходимо включать при вынужденной остановке автомобиля на проезжей части дороги с целью оповещения водителей других транспортных средств и информировании технических служб о нахождении на дороге неподвижного автомобиля.

Аварийная сигнализация работает при включенном и выключенном зажигании.

8 — выключатель зажигания, стартера и противоугонного устройства.

0 — все выключено, ключ не вынимается, противоугонное устройство не включено;

I — включено зажигание, ключ не вынимается;

II — включены зажигание и стартер, ключ не вынимается;

Читайте так же:  Программы для получения гражданства рф гражданам украины

III — зажигание выключено, при вынутом ключе включено противоугонное устройство.

Рис. 5. Выключатель зажигания, стартера и противоугонного устройства

9 — рычаг переключателя, стеклоочистителя и стеклоомывателя

Рис. 6. Рычаг переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя

Стеклоочиститель и стеклоомыватель работают только при включенном зажигании.

В морозную погоду, прежде чем включить стеклоочиститель, убедитесь, что щетки не подмерзли к ветровому стеклу.

  • 1. Очистка ветрового стекла полным рабочим ходом щеток.
  • 2. Малая скорость стеклоочистителя.
  • 3. Большая скорость стеклоочистителя.
  • 4. Прерывистая работа стеклоочистителя.

Щетки стеклоочистителя совершают один полный рабочий ход в интервале от 2с до 12с в зависимости от положения регулятора паузы.

5. Включение стеклоомывателя.

Включается перемещением рычага вперед, вдоль рулевой колонки из любого положения, положение не фиксируемое.

  • 10 — центральные вентиляционные решетки.
  • 11 — рукоятка регулирования производительности вентилятора дополнительного отопителя (для автомобилей ГАЗ-2752 и мод. с двумя рядами сидений и автомобилей ГАЗ-2217 и мод).
  • 12 — выключатель плафонов освещения пассажирского салона (для автомобилей ГАЗ-2217 и мод.);
  • — выключатель плафона заднего ряда сидений кабины (для автомобилей ГАЗ-2752 и мод. с двумя рядами сидений).
  • 13 — ручка замка крышки отсека для документов.
  • 14 — CD-MP3 ресивер или заглушка.
  • 15 — пульт управления отопительно-вентиляционной установки.
  • 16 — ручка замка верхнего вещевого ящика.
  • 17 — ручка замка нижнего вещевого ящика.
  • 18 — подстаканники или заглушки.
  • 19 — розетка для подключения внешних потребителей (вилка переносной лампы, зарядное устройство и др.) или заглушка.
  • 20 — пепельница.
  • 21 — рычаг переключения передач раздаточной коробки (для автомобилей типа 4×4).
  • 22 — рычаг включения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки (для автомобилей типа 4×4).

Рис. 7. Схема положения рычагов:

А — включения блокировки дифференциала раздаточной1) коробки (1 — выключена, 2 — включена); В — переключения передач раздаточной1) коробки (1 — низшая передача, 2 — высшая передача); С — переключения передач в коробке передач.

[3]

  • 1) Для автомобилей типа 4×4.
  • 23 — рычаг стояночного тормоза. Для затормаживания автомобиля необходимо потянуть рычаг (рис.8.) вверх; при этом, если включено зажигание, на комбинации приборов загорается прерывистым светом сигнализатор. Для возвращения рычага в исходное положение необходимо нажать кнопку на торце рукоятки рычага; при растормаживании сигнализатор гаснет.

Рис. 8. Рычаг стояночного тормоза.

  • 24 — рычаг коробки передач. В коробке передач имеется предохранитель от случайного включения задней передачи при выключении 5-й передачи. Заднюю передачу включать после остановки автомобиля. При включении задней передачи в задних фонарях загорается свет заднего хода.
  • 25 — педаль акселератора.
  • 26 — педаль рабочих тормозов.
  • 27 — рукоятка механизма фиксации колонки рулевого управления (рис. 9). При перемещении рукоятки на себя происходит ослабление фиксации рулевой колонки, после чего рулевое колесо можно установить в удобное для водителя положение и зафиксировать в этом положении, установив рукоятку в исходное положение.

Рис. 9. Рукоятка механизма фиксации рулевой колонки

  • 28 — педаль сцепления.
  • 29 — выключатель задних противотуманных фонарей.
  • 30 — выключатель передних противотуманных фар.
  • 31 — крышка блоков предохранителей.
  • 32 — ручка замка капота. Для открывания капота нужно потянуть ручку на себя, пока защелка не откроет замок и капот немного приоткроется, а затем

снова передвинуть ручку вперед до отказа. Для полного открывания капота необходимо отвести рукой предохранитель, установленный на нижней передней кромке капота (рис. 10).

Рис. 10. Выведение из зацепления предохранителя капота

Расположение приборов показано на рис. 11.

Рис. 11. Комбинация приборов

Комбинация приборов снабжена звуковым сигналом для дополнительного информирования водителя о критичных и аварийных режимах работы основных систем автомобиля.

  • 1. Указатель уровня топлива.
  • 2. Спидометр.
  • 3. Сигнализатор включения стояночного тормоза.

Загорается мигающим светом при включении зажигания, если автомобиль заторможен стояночным тормозом (дублируется кратковременным звуковым

сигналом при движении автомобиля).

  • 4. Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи.
  • 5. Сигнализатор включения левых указателей поворота.
  • 6. Сигнализатор аварийного давления масла.

Загорается при включении зажигания (дублируется кратковременным звуковым сигналом при работающем двигателе). После пуска двигателя сигнализатор должен гаснуть. Допускается загорание сигнализатора на минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода, при резком торможении и резком повороте автомобиля.

При загорании сигнализатора в нормальных условиях движения необходимо немедленно остановить двигатель и установить причину пониженного давления масла. Работа двигателя с недостаточным давлением масла приведет к выходу его из строя.

7. Сигнализатор «STOP».

Загорается одновременно с одним из сигнализаторов 3, 6, 13, 15 и 23. При

загорании указанных сигнализаторов дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается до устранения неисправности.

8. Сигнализатор системы управления двигателем.

При исправной системе управления сигнализатор загорается после включения зажигания и непрерывно горит в течение 5-10 секунд, затем гаснет. Это указывает на готовность системы к пуску двигателя. Разнохарактерное горение сигнализатора в движении указывает на выход из строя некоторых элементов системы управления двигателем.

  • 9. Сигнализатор включения правых указателей поворота.
  • 10. Сигнализатор неисправности антиблокировочной системы тормозов (AБС) — устанавливается на части автомобилей.
  • 11. Тахометр.
Видео (кликните для воспроизведения).

Указывает частоту вращения коленчатого вала в мин-1.

  • 12. Сигнализатор неисправности электронного регулятора тормозных сил (ЕВD) — для автомобилей с системой AБС.
  • 13. Сигнализатор открытия дверей — для автомобилей ГАЗ-2217 и мод.
  • (дублируется кратковременным звуковым сигналом при движении автомобиля).

Источники


  1. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  2. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

  3. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
Техника пользования органами управления транспортного средства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here