Трудоустройство лиц освободившихся из мест лишения свободы

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Трудоустройство лиц освободившихся из мест лишения свободы" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Особенности трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы

По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости. Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить:

паспорт (при отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции);

документ об образовании (если он есть);

трудовую книжку (если она есть);

справку об освобождении;

справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице);

справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы);

свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию). На иждивенцев старше 14 лет представляется справка из учебного заведения об обучении и неполучении стипендии;

соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.

Возможно, необходимо будет представить некоторые другие документы, указанные службой занятости.

Днем обращения в центр занятости признается день, когда в центр занятости были предоставлены все установленные законодательством документы, необходимые для регистрации лица в качестве безработного.

[1]

Как правило, граждане приходят в центр занятости по месту их регистрации (прописки). Однако, возможно обращение и в другие службы, которые дают консультации и подбирают место работы. Но пособие по безработице гражданин может получить только по месту регистрации.

В центре занятости освобожденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. Лица, не имеющие специальности, по которой заявлены вакантные места, по их желанию, могут быть направлены на бесплатное обучение новой профессии (специальности) либо на повышение квалификации, которые дают возможность трудоустроиться.

Безработный обязан регулярно (в назначенные службой занятости дни) посещать службу занятости и интересоваться возможностями трудоустройства. При первом посещении службы ему устанавливаются дни, когда он должен посещать ее два раза в месяц. Уважительность причины неявки должна быть подтверждена документом (например, больничным листом).

Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления на работу. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью. Этот документ возвращается в органы занятости, которые подбирают другую работу.

В случае если лицо, обратившееся в центр занятости, не будет трудоустроено в течение 10 дней, оно признается безработным и получает право на пособие, по безработице начиная со дня обращения в центр занятости.

Но следует иметь в виду, что безработными не могут быть признаны (и, соответственно, не имеют право на получение пособия по безработице) граждане:

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными и некоторые другие.

В соответствии со статьей 4 федерального закона «О занятости населения» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет, не работавших и для некоторых других категорий безработных граждан.

Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Читайте так же:  Куда обратиться, если вы уволились: полезные советы и рекомендации

Пособие по безработице выплачивается гражданам, которые достигли 16-летнего возраста, зарегистрированы в органах службы занятости и имеют статус безработного. Пособие выплачивается вплоть до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного за время отбывания наказания, но он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца. Вместе с тем пособие не может превышать средней заработной платы данного лица за последний год.

Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты на содержание детей или возмещать ущерб по исполнительному листу, либо у него в соответствии с таким исполнительным листом должны быть другие удержания, все они производятся из пособия по безработице на общих основаниях.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена на срок до трех месяцев, или его размер может быть сокращен органами службы занятости по основаниям, перечисленным в законе.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым (утратой статуса безработного);

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда безработного в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин, предусмотренных законом;

явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного — со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Одно из оснований для прекращения выплаты пособия — получение пособия обманным путем. Это может быть: сообщение заведомо ложных сведений, подделка документов и т.п. Лишение пособия не исключает привлечения виновного к установленной законом ответственности, а также взыскания незаконно полученного. Поскольку пособие выплачивается только безработным, гражданин, получающий его, обязан сообщать в органы службы занятости даже о временной работе, на которую он устроился. Несообщение рассматривается как обман и влечет соответствующие санкции.

Органы службы занятости могут сами направить гражданина на так называемые временные общественные работы (ремонт дорог, уборка снега, обслуживание зеленых насаждений и т.п.). Направление на эти работы возможно только с согласия лица; заработок, получаемый на этих работах, не препятствует получению пособия по безработице.

Выплата пособия прекращается в случае осуждения безработного лица к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

По предложению органов службы занятости безработные граждане, которых не удалось трудоустроить, имеют право на досрочный, но не ранее чем за два года до установленного законом срока (в том числе и льготного), выход на пенсию, которая выплачивается им на общих основаниях.

Время, когда гражданин получает стипендию при обучении или пособие по безработице, а также время, необходимое для переезда с его согласия в другую местность по направлению службы занятости, засчитывается в общий трудовой стаж на основании справки, выдаваемой службой занятости.

Трудоустройство осужденных

Поиск работы – занятие не из легких. Даже высококвалифицированным специалистам иногда бывает сложно найти подходящее место. Но есть такая категория граждан, для которых проблема трудоустройства стоит особенно остро. Речь идет об осужденных. Люди, имевшие судимость, сталкиваются с предвзятым отношением, им гораздо труднее доказать свою профпригодность потенциальному работодателю. Кроме того, существует ряд установленных законом ограничений при выборе места работы.

Центр занятости населения заинтересован в помощи всем трудоспособным категориям граждан, и имеющие судимость – не исключение. Существуют разнообразные методы работы, как общие, так и специфические, предназначенные для вернувшихся из мест лишения свободы или осужденных условно.

Читайте так же:  Как выбрать идеальную квартиру: советы для покупателей

КГКУ ЦЗН проводится регистрация писем-уведомлений, приходящих из учреждений исполнения наказания, о предстоящем освобождении граждан из мест лишения свободы с последующим прибытием в город. За 2016 год получено 534 письма. С каждым гражданином, в случае его обращения в Центр занятости, проводится соответствующая индивидуальная работа.

Сотрудниками КГКУ ЦЗН регулярно проводится работа с учреждениями исполнения наказания. В прошлом году состоялись выездные консультации в ИК-7, ИК-8, СИЗО №2. В ходе консультаций предоставлялась информация о положении на рынке труда и региона, сведения о банке вакансий. Проводились встречи с сотрудниками и социальными работниками данных учреждений, а также предоставлялось множество печатного информационного материала, в том числе — вестник КГКУ ЦЗН «На бирже труда» и приложение «Работа». Также специалисты КГКУ ЦЗН регулярно проводят выезды в справочно-консультационные пункты ФКУ УИИ УФСИН России по Хабаровскому краю, с целью работы с гражданами, осужденными без изоляции от общества. За 2016 год всего проведено 23 выезда и проконсультировано 403 человека.

Гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, предоставляется возможность пройти профессиональное обучение, а также оказываются услуги социальной адаптации и психологической поддержки. Это крайне важно, поскольку всем бывшим заключенным требуется квалифицированная помощь, чтобы вновь приспособиться к условиям жизни после отбывания наказания.

Освободившиеся из учреждений исполнения наказания граждане могут принять участие в программе временного трудоустройства, предназначенной для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Также граждане данной категории могут принять участие в оплачиваемых общественных работах. Как правило, они представляют собой неквалифицированный труд, что актуально для тех, кто вышел из мест лишения свободы.

Ведутся мероприятия и в отношении трудоустройства осужденных условно. Заключено соглашение о взаимном сотрудничестве между КГКУ ЦЗН и филиалами г. Комсомольска-на-Амуре ФКУ УИИ УФСИН России по Хабаровскому краю о взаимодействии в вопросах трудоустройства этих граждан. В целях профилактики повторной преступности среди осужденных без лишения свободы, проводится определенная работа в рамках социальной адаптации. В ходе проведенных мероприятий специалистами ЦЗН предоставляется информация о наличии вакантных рабочих мест, проводятся встречи, где рассматриваются вопросы о возможности оказания содействия в трудоустройстве осужденным.

Так, в целях оказания социальной профилактической помощи осужденным без изоляции от общества, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в 2016 году Центр занятости населения принял участие в совместной рабочей встрече по вопросу «Организация социальной работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества, нуждающимися в социальной поддержке со стороны федеральных и государственных органов». Такие мероприятия проводятся традиционно и ежегодно. В процессе рабочей встречи представители государственных служб обсудили ряд проблемных вопросов, возникающих при исполнении наказаний в отношении осужденных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проинформировали о видах оказываемой социальной помощи осужденным гражданам.

В 2017 году также будет проведен комплекс мероприятий в отношении осужденных граждан и помощи им в трудоустройстве. Несмотря на то, что работодатели не всегда готовы принять на работу граждан данной категории, специалисты ЦЗН делают все возможное, чтобы бывшие заключенные и осужденные максимально адаптировались в обществе и были востребованы на рынке труда.

Глава VII. Трудоустройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на квотируемые рабочие места (ст. 16)

Глава VII. Трудоустройство лиц, освобожденных из мест лишения
свободы, на квотируемые рабочие места

Статья 16. Квота для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливается предприятиям, организациям и учреждениям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по мере необходимости, с учетом сведений органов внутренних дел о прибытии на постоянное место жительства этой категории граждан и в зависимости от их численности в качестве безработных в службе занятости, но не менее 0,5 процента от среднесписочной численности на предприятиях с численностью работников более 100 человек и одного процента — с численностью работающих более 50 человек.

>
Разрешение трудовых споров (ст. 17)
Содержание
Закон Тверской области от 17 сентября 1997 г. N 79 «О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1.6. Трудоустройство инвалидов, лиц освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы

Среди незанятого населения немало граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поисках работы. К ним относятся: молодежь; лица предпенсионного возраста; инвалиды труда и войны; матери-одиночки и многодетные родители, имеющие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лица, продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из мест лишения свободы; беженцы; вынужденные переселенцы. Их положение в сфере занятости в период перехода к рынку усуглубляется непрекращающимся спадом производства, политической и экономической нестабильностью, инфляцией, падением общего уровня жизни населения.

Рассмотрим теперь отдельные виды трудоустройства.

Трудоустройство инвалидов. Для приема на работу, трудоустройства инвалидов устанавливаются квоты (бронь) для государственных и муниципальных предприятий органами местного самоуправления со службой занятости, а для других предприятий по специальным договорам, заключаемым с ними органом местного самоуправления.

Гражданина, направляемого службой занятости в счет квоты на предприятие, администрация обязана принять на работу, иначе это будет необоснованный отказ в приеме на работу, который гражданин может оспорить в суде.

Квотирование рабочих мест (квота) — это определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии, в процентном отношении к среднесписочной численности работников. Оно производится, в основном, для инвалидов. Квоты для приема инвалидов устанавливаются в соответствии с Федеральным Законом “ О социальной защите инвалидов в РФ”.

Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. ”О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов” предусматривает:

Читайте так же:  Расчет процентов: формула и различия между простыми и сложными процентами, процентами на депозиты и за кредиты

1. Установление квоты для приема на работу инвалидов для предприятий, учреждений, организаций, независимо от их форм собственности.

2. При несоблюдении предприятиями приема по этой квоте они должны платить в фонд занятости определенные суммы.

3. Лицензирование деятельности предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, по осуществлению профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов.

4. Создание в федеральной службе занятости, Министерстве труда РФ и Госкомитете по высшему образованию специализированных подразделений (групп) по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов.

5. Определение приоритетных профессий и специальностей (по регионам), овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Данным Указом намечен ряд мер по подготовке инвалидов, а также по трудоустройству инвалидов, высвобождаемых с предприятий, признанных банкротами, и расширению надомного труда инвалидов, стимулированию предприятий, применяющих труд инвалидов.

Трудоустройство лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Систематический, организованный труд — наиболее эффективное средство воспитания и перевоспитания. Поэтому законодательство предусматривает трудоустройство лиц, освобожденных от уголовного наказания. Эти функции возлагаются на местную администрацию городов и районов, которые обязаны оказать им содействие в получении работы с учетом профессионального опыта и личных пожеланий. Это правило распространяется и на лиц, освобожденных от уголовного наказания по амнистии. В соответствии с законом, их трудовое и бытовое устройство должны быть завершены не позднее 15-дневного срока со дня прибытия на место жительства.

В таком же порядке трудоустраиваются подростки, условно осужденные или досрочно освобожденные после отбывания наказания, а также отбывшие наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.

При местных органах власти создаются наблюдательные комиссии, которые призваны также оказывать содействие в трудоустройстве лицам, вернувшимся из мест лишения свободы. Комиссии могут давать на работу направления, носящие характер рекомендаций: их реализация зависит от волеизъявления трудоустраиваемого и предприятия, куда он направлен. Однако наблюдательные комиссии имеют право проверять обоснованность отказов в приеме на работу и тем самым добиваться исполнения своих рекомендаций.

2.2 Организации, занимающиеся поддержкой и защитой лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Модель Центров постпенитенциарной реабилитации осужденных.

Большинство случаев преступления совершают в алкогольном либо наркотическом опьянении. Так же у не малого количества людей это вызывает зависимость. Причем освободится от этой зависимости самому очень сложно. И реабилитационные центры созданы для помощи таким людям.

Центры реабилитации предназначены для оказания психологической, юридической и социальной помощи, а также содействует во вторичной социализации, лицам. В Алтайском крае таких центров насчитывается более тридцати.

Вот, например один из таких центров — Алтайская региональная общественная организация «Пробуждение», в состав которой входит 4 реабилитационных центра «Вефиль», который находится в Барнауле.

Центр Социальной Адаптации «Пробуждение»- это центр практической психологии, где сотни людей проходят разные курсы и тренинги. В сфере психологической помощи, центр «Пробуждение» работает более шести лет. Здесь работают с людьми разных возрастов, предлагая психологическую помощь и тренинги различной направленности.

В Центре сложилась атмосфера, когда хочется не просто решить проблемы, но и развиваться дальше. Комплексная программа центра позволяет не только быть разносторонней личностью, но и быть успешным в семье, гармонично строить отношения и с детьми, и с партнерами. Быть гражданином, родителем, руководителем. Быть успешным человеком во всех сферах жизни и в человеческих взаимоотношениях в частности.

Центр «Пробуждение» зарегистрирован как региональная общественная организация.

Несмотря на такое количество реабилитационных центров, нашему региону есть куда стремиться.

Так, например «Реабилитация и помощь заключенным. Центр при Храме Святителя Николая», который находится в Москве.

Деятельность осуществляется посредством общественно-просветительной работы (лекции, беседы, конференции, семинары, паломничества, воспитательная работа в школах, интернатах и так далее); издательской деятельности (публикации «Откровений Божией Матери» и др. литературы в соответствии с Законом о печати и средствах массовой информации); реставрационно-строительной деятельности (восстановление, строительство, открытие приютов, монастырей, скитов, часовен и так далее); благотворительной деятельности; формирования здорового образа жизни; организации подготовки и переподготовки кадров.

Цель работы Центров: оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи лицам, вернувшимся из мест лишения свободы.

— создание необходимых условий для обеспечения максимально-полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье;

— привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи, осуществление социально-правовой помощи и защиты;

— создать условия для реабилитации коррекции психо-эмоционального состояния;

— создать ситуацию личностного успеха актуализации положительных проявлений с обществом;

— оказание социально-педагогической, социально-психологической поддержки через реализацию развивающихся и коррекционных программ, направленных на самопознание и самореализацию личности;

— с помощью разъяснительной и профилактической работы мотивировать вернувшихся из мест лишения свободы на здоровый образ жизни;

— восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности (трудовое общение, познание); и воспитания уважения к нормам и законам существующим в обществе Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ [19].

— показать необходимость формирования в себе навыков выхода из сложных кризисных ситуаций;

— научить справляться со стрессовыми ситуациями;

— развитие ценностных отношений в социуме.

— предоставить, конфиденциальное, высококвалифицированное консультирование и другие социальные услуги;

— разработка и внесение новых программ и методик, на рассмотрение в органы власти.

Принципы деятельности центров.

Специфические принципы социальной работы это: принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип профилактики, принцип социального реагирования, принцип опоры на собственные силы, принцип максимизации социальных ресурсов, принцип конфиденциальности и толерантности. Принцип гуманизма является основополагающим [27]. Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Гуманизм — это отказ от так называемого «функционального» подхода к осужденному, когда он рассматривался как «функция», средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических целей и тому подобное.

Читайте так же:  Когда водитель несет ответственность за попадание в яму на дороге: объяснение ВС РФ

2. Равенство и взаимоуважение.

4. Принцип компетентности (сотрудничество специалиста и клиента).

5. Принцип не нанесения ущерба клиенту.

Услуги, оказываемые всеми центрами, должны быть высококвалифицированными и надежными, и предоставляться в обстановке доверия и понимания риска. Все консультанты ответственны перед каждым осужденным, с которым они работают.

Исходя из того, что организаторы центра признают указанные принципы и общие правила, изложим конкретные шаги, с которых следует начать организацию служб центра.

Направления деятельности Центров:

— предоставление осужденным необходимых социальных услуг разового или постоянного характера;

— поддержка этих лиц в решении проблем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций;

— реабилитации и поддержке, предоставление временного приюта;

— повышение стрессоустойчивости психологической культуры в сфере межличностного, семейного, родительского общения;

[3]

— помощь в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений; социально — психологическая помощь в социальной адаптации к изменяющимся социально — экономическим условиям жизни.

При организации помощи следует учитывать то, что основная масса освобождающихся из мест лишения свободы психологически не готова к жизни на свободе и нуждается в проведении реабилитационных мероприятий и помощи психолога. Особенности психики осужденных не позволяют объединить их в одну группу с другими категориями граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, хотя проблемы, с которыми они сталкиваются — одни и те же: трудоустройство, жилье, здоровье, документирование личности, получение гражданства РФ, отсутствие средств существования. Специфическими особенностями психики осужденных является боязнь обращаться в различные организации, боязнь осуждения, либо чрезмерная уверенность в собственной способности решить возникшие проблемы самостоятельно.

[2]

Помощь следует организовывать по принципу «одного окна»: чтобы человек обращался в одну организацию, которая и будет курировать решение проблем, возникающих у осужденного.

Организации, оказывающие помощь, должны иметь: право на оказание материальной помощи особо нуждающимся, в том числе в денежном выражении; возможность предоставлять временное жилище с регистрацией по адресу временного жилища; оказывать реальную помощь в документировании личности, в том числе и материальную для всех категорий освобождающихся из мест лишения свободы; иметь возможность обеспечить обратившихся временным заработком; обеспечить возможность профессионального обучения.

Трудоустройство — одна из основных проблем осужденных. В условиях безработицы эта категория граждан наиболее уязвима. Гарантировать трудоустройство может введение квотирования рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Следует отметить, что квотирование следует вводить выборочно, с учетом специфики предприятий, скорее всего — для государственных и муниципальных предприятий. Сотрудничество государства и работодателей по трудоустройству лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, должно быть взаимовыгодным, введение квот не должно ставить работодателей в безвыходную ситуацию. В частности возможен вариант размещения государственных и муниципальных заказов на предприятиях, на которые распространяется квотирование. Облегчить проблему может повышение минимального размера пособия по безработице, включение осужденных в программы временной занятости, независимо от наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства.

В идеале помощь должна оказывать специализированная организация (Реабилитационный центр), специалисты которого должны начинать работать с гражданином, имеющим судимость, до его освобождения из исправительного учреждения. Это может быть государственная организация системы социальной защиты населения, либо некоммерческая организация, работающая по контракту с государством, получившая контракт на конкурсной основе. Такая организация должна предоставлять временное жилье; оказывать психологическую поддержку; давать регистрацию по месту временного жилья; обеспечить до постоянного трудоустройства возможность временных заработков; выдавать материальную, в том числе в денежном выражении помощь особо нуждающимся; помогать в документировании личности и получении гражданства РФ; иметь отделения для предоставления временного жилища женщинам с детьми; вести профессиональное обучение. В составе сотрудников такой организации обязательно должен быть психолог, специалист по социальной работе, юрист, медицинский работник.

Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия.

Существует определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо — правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников.

Отделения временного проживания не должны быть большими, но в них должны быть созданы приличные бытовые условия. Так называемые «бомжатники» или «ночлежки» не помогут реабилитации осужденных. Чтобы помощь оказалась эффективной, необходимо, чтобы уровень жизни на свободе был хоть не намного, но выше уровня жизни в исправительном учреждении.

Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашей стране очень велики, так как пенитенциарная социальная работа соединяет в себе знания из различных отраслей наук об обществе и человеке, ведь, как известно социальная работа носит междисциплинарный характер позволяющий использовать в своей деятельности методики различных наук. В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер, позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждого осужденного и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы, чего не может сделать, ни психология рассматривающая только психологические аспекты, ни право рассматривающее только правовую сторону проблемы. Социальная работа позволяет увидеть весь спектр условий необходимых для помощи осужденным. [8]

Курировать работу таких организаций должны органы социальной защиты населения субъектов Федерации. Финансирование таких учреждений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, поскольку эта проблема — проблема государства, ее решение требует стабильности в финансировании. Финансирование за счет средств спонсоров, грантов такой стабильности не дает, временность в оказании помощи этой категории граждан только усугубит ситуацию.

Читайте так же:  Ответственность за передачу персональных данных третьим лицам

Для того, чтобы помощь этой категории граждан была эффективной, она должна быть комплексной. Для обеспечения комплексности необходимо внести ряд изменений в существующее законодательство. Больший эффект даст принятие специального закона об оказании социальной помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, в котором должна быть четко прописана система оказания такой помощи — создание сети специализированных организаций и перечень услуг, которые должны оказывать такие организации; введение квотирования рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы; создание сети социальных гостиниц (общежитий, социального жилья) для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и кризисных центров для женщин в системе социальной защиты населения. В законе также должна быть предусмотрена материальная помощь, в том числе в денежном выражении, лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, источники финансирования (федеральные) специализированных организаций, система контроля за деятельностью таких организаций.

Создание сети социальных гостиниц при специализированных организациях или в виде отдельных служб социальной помощи населению позволит решить проблему с регистрацией по месту жительства, соответственно снизить число отказов лицам, имеющим судимость, в регистрации в качестве безработного, даст возможность осужденным, не имеющим работы, получать пособие по безработице, участвовать в других программах системы занятости населения. Также увеличит вероятность трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, что поможет снизить остроту материальной проблемы.

Комплексное решение вопроса оказания помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, в конечном итоге позволит существенно снизить уровень повторной преступности, что благотворно отразится на криминогенной ситуации в целом.

Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что зачастую, человек находящийся на свободе может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент как только этого пожелает, осужденный в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимыми условиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть в пенитенциарной системе РФ.

Содействие трудоустройству граждан, освободившихся из мест лишения свободы

Поиск работы — занятие не из легких. Даже высококвалифицированным специалистам иногда бывает сложно найти подходящее место. Но есть такая категория граждан, для которых проблема трудоустройства стоит особенно остро. Граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, сталкиваются с предвзятым отношением, им гораздо труднее доказать свою профпригодность потенциальному работодателю. Проблема трудоустройства — одна из основных проблем, с которыми сталкиваются бывшие осуждённые после выхода на свободу.

Белгородский центр занятости населения проводит работу по содействию занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы как одного из социально значимых направлений своей деятельности. Сотрудники ОКУ «Белгородский центр занятости населения» регулярно проводят работу с учреждениями исполнения наказания и комиссией по трудовому и бытовому устройству данной категории граждан. В рамках выездных консультаций в ФКУ «Исправительная колония № 5» и ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН по Белгородской области» граждане, готовящиеся к освобождению, получают информацию о положении на рынке труда г. Белгорода и Белгородского района, об имеющихся вакансиях, разъяснения о правах и обязанностях в процессе поиска работы. В 1-м квартале текущего года проведено 6 выездов и проконсультировано около 140 человек.

По прибытию к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, может обратиться в ОКУ «Белгородский центр занятости населения». Гражданам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гарантируются:

  • защита от безработицы;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда;
  • профессиональная ориентация.

Лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в Центре предложат пройти профессиональное обучение, получить государственные услуги по социальной адаптации и психологической поддержки. Это крайне важно, поскольку всем бывшим заключенным требуется квалифицированная помощь, чтобы вновь приспособиться к условиям жизни после отбывания наказания.

Основной задачей профессионального обучения является профессиональная мобильность граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления гражданам возможности получить новую профессию или возобновить утраченные навыки по уже имеющейся профессии (специальности). Профессиональное обучение граждан проводится по профессиям, востребованным на рынке труда.

Кроме того, освободившиеся из учреждений исполнения наказания граждане могут принять участие в программе временного трудоустройства, предназначенной для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Также граждане данной категории могут принять участие в оплачиваемых общественных работах, как правило, это неквалифицированный труд.

Видео (кликните для воспроизведения).

При обращении в центр занятости населения по месту жительства (регистрации) в целях поиска подходящей работы необходимо представить следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку или документы их заменяющие (при наличии);
  • справку об освобождении;
  • документы об образовании (при наличии);
  • индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида, выдаваемую в установленном порядке специализированными медицинскими бюро медико-социальной экспертизы (для граждан, являющихся инвалидами).

Источники


  1. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  3. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
Трудоустройство лиц освободившихся из мест лишения свободы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here