Учебная нагрузка профессорско преподавательского состава

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Учебная нагрузка профессорско преподавательского состава" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 22 декабря 2014 г. N 1601

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. — Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

Читайте так же:  Как оплатить госпошлину за регистрацию автомобиля: подробная информация

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

* Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

Сибирский федеральный университет

Документы по нагрузке профессорско-преподавательского состава

2019-2020 учебный год

Регламенты и рекомендации:

[2]

Потоки по институтам:

Единая справочная служба: +7 (391) 206-22-22

Приёмная комиссия: +7 (391) 206-20-04

© Сибирский федеральный университет, 2006-2019

При использовании текстовых и графических материалов ссылка на сайт обязательна

Учебная нагрузка профессорско преподавательского состава

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Основные виды педагогической нагрузки преподавателя НИУ ВШЭ:

  • Учебная (аудиторная и внеаудиторная);
  • Учебно-методическая;
  • Научно-исследовательская;
  • Организационно-методическая.

Индивидуальная учебная нагрузка:

  • Планируется в индивидуальном плане учебно-методической работы преподавателя;
  • Рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента;
  • Согласовывается с начальником отдела координации учебной работы преподавателей;
  • Составляет (для штатного преподавателя) от 900 (максимум) до 375 часов (минимум) в год;
  • Является обязательным документом при оформлении на работу и прохождении конкурса.

Пошаговое оформление индивидуального плана учебной работы преподавателя в системе АСАВ:

Шаг первый «Расчет учебной нагрузки»

Менеджер кафедры/департамента совместно с заведующим кафедрой/руководителем департамента или его заместителем рассчитывает учебную нагрузку кафедры (факультета, департамента), менеджер кафедры/департамента формирует в АСАВ индивидуальную нагрузку каждого преподавателя кафедры/департамента, используя Приложение 2 Нормативы учебной нагрузки 2019-20 уч. год (DOCX, 31 Кб)

уч. год и утвержденные рабочие учебные планы (РУП) http://www.hse.ru/standards.

Количество часов планируемой нагрузки должно соответствовать занимаемой должности претендента. В отдельных случаях учебная нагрузка конкретного преподавателя может быть установлена ниже указанного минимума приказом ректора по представлению учёного совета вуза.

Учебная нагрузка штатного преподавателя университета может составлять до 900 часов в учебный год (в пределах должностного оклада).

Индивидуальные планы преподавателей находятся в АСАВ, распечатываются только при устройстве на работу, после прохождения конкурса и др.

Для профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ устанавливается следующий объем учебной нагрузки:

Должность ППС

Категория объема учебной нагрузки

Все департаменты кроме кафедры физвоспитания

6-й квалификационный уровень

Следуя общепризнанной классификации норм труда, представим классификацию норм труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (рис. 1)[2] .

Затраты труда ППС: норма длительности трудового процесса

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – Приказ N 2075) регламентируется только продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы остается вне поля зрения. В Приказе Минобрнауки от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Приказ № 69) 36-часовая неделя определяется с учетом выполнения учебной (педагогической) работы, научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Например, как распределяется общий фонд рабочего времени ППС в Южном федеральном университете, показано на рис. 2.

Как правило, в высших учебных заведениях устанавливаются 6-дневная рабочая неделя и, соответственно, 6-часовой рабочий день. Как рассчитывается максимально возможный фонд рабочего времени ППС, показано в табл. 2.

Расчет максимально-возможного фонда рабочего времени ППС

при 36-часовой рабочей неделе/6-дневной рабочей неделе

Календарный фонд рабочего

Выходные, праздники (дней)

Среднее значение за

период 2009 – 2012 гг.

(70 + 67 + 69 + 67) / 4

36 часов / 6 дней

Табельный фонд рабочего

времени (дней) при 6-дневной

Строка 4.1 + стр. 4.2

[1]

В том числе дней

продолжительностью 6 часов

В том числе предпраздничных

5 часов x 6 дней

Максимально возможный фонд

рабочего времени (с учетом

Строка 4 – стр. 5

Для ППС предоставляется ежегодный основной удлиненный (56 календарных дней) оплачиваемый отпуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (ред. от 16.07.2009).

Нормы трудоемкости и нормы напряженности труда ППС

Каким образом происходит распределение максимально возможного фонда рабочего времени ППС на учебную (1-я половина рабочего дня) и внеучебную работу (2-я половина рабочего дня) в соответствии со структурой, представленной на рис. 2 ?

Объем учебной работы (нагрузка 1-й половины дня) каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно и регламентируется коллективным договором между работодателем и работниками, положением об оплате труда работников в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в соответствии с Приказом N 2075.

Читайте так же:  Наследство по праву представления: примеры и особенности в России

Пример. Так, в Южном федеральном университете норма учебной работы в соответствии с коллективным договором от 31.03.2009 [1] для старшего преподавателя, преподавателя, ассистента ( 1-й , 2-й квалификационные уровни ) составляет не более 800 ч в год, для доцента (3-й квалификационный уровень) – не более 700 ч, для профессора (4-й квалификационный уровень) – не более 600 ч.

В рамках расчета максимально возможного фонда рабочего времени ППС для выполнения учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) используется условный показатель – продолжительность 1-й половины рабочего дня ППС. Условность данного показателя объясняется, во-первых, неодинаковыми значениями распределяемой учебной нагрузки для различных квалификационных уровней ППС. Во-вторых, на практике учебная нагрузка регулируется расписанием, и в связи с этим преподаватели могут отрабатывать свою норму часов не ежедневно, а в течение определенных дней в неделю (например, преподаватель может быть занят учебной работой 2 – 3 дня в неделю). При этом концентрация учебных занятий (норма напряженности (интенсивности) труда) может превышать не только норму продолжительности 1-й половины рабочего дня, но и норму продолжительности рабочего дня для ППС (6 ч), если расписанием предусмотрены занятия в разных группах, например в группах бакалавров и магистров.

Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от того, какая в вузе принимается продолжительность 1-й половины рабочего дня (учебная работа), устанавливается норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы для различных групп ППС. В среднем для расчета учебной нагрузки старшего преподавателя, преподавателя или ассистента продолжительность 1-й половины рабочего дня устанавливается на уровне 3 ч. Учитывая, что максимально возможный фонд рабочего времени составляет 241 день (табл. 1) , норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы ППС 1-го и 2-го квалификационных уровней, может составлять 723 ч в год (241 дн. x 3 ч), 18 ч в неделю.

Каким образом распределяется этот фонд рабочего времени?

До внедрения в систему высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при распределении учебной нагрузки руководствовались нормативами, закрепленными в Письме Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В соответствии с данным Письмом учебная нагрузка распределялась следующим образом (рис. 3).

[3]

Большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия и др.) по сравнению с другими видами учебной работы (контроль за самостоятельной работой студентов, руководство курсовыми работами, дипломными проектами, практикой, научно-исследовательской работой магистров). Переход на ФГОС третьего поколения обусловил появление нового содержания не только самого процесса обучения, но и изменение трудовой функции преподавателя вуза. В учебном процессе существенно повышается доля самостоятельной аудиторной (деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы) и внеаудиторной работы студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работы, ведение портфолио), что изменяет роль преподавателя – от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития студента (рис. 4).

Так, например, при разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров вузы ориентируются на то, что доля самостоятельной работы должна составлять не менее 50% от общего объема учебной нагрузки студента. Самостоятельная работа, в свою очередь, делится на аудиторную и внеаудиторную.

По мнению авторов, такая ситуация объективно создает предпосылки либо для разработки нового федерального документа, содержащего в себе рекомендации по нормам времени для расчета объема и распределения учебной работы в соответствии с ФГОС третьего поколения, либо для разработки единой отраслевой методики проведения исследования в области установления норм времени, которой могли бы воспользоваться самостоятельно вузы для разработки системы должностных окладов ППС. В табл. 3 представлен примерный расчет учебной нагрузки (1-й половины рабочего дня) ППС в вузе.

Планирование (расчет) учебной нагрузки преподавателей при реализации образовательных программ базируется на методике расчета учебной нагрузки кафедр, принятой ученым советом Университета и действующей в Университете ИТМО с 1994 года и фонда заработной платы преподавателей.

Объем учебной нагрузки преподавателя определяется заведующим кафедрой, исходя из:

  • утвержденного на кафедре объема учебной нагрузки на очередной учебный год;
  • имеющегося на кафедре состава преподавателей;
  • квалификации, опыта, занимаемой преподавателем должности;
  • оговоренных в заключенном Университетом с данным преподавателем трудовом эффективном договоре объемов и видов его учебной деятельности;
  • дополнительного соглашения (если таковое имеется) к трудовому эффективному договору

Данная методика, основанная на учете общей трудоемкости дисциплин (практик, НИРС и др.) и количества обучающихся, как показывает многолетний опыт, позволяет оптимально распределять учебные трудозатраты преподавателей университета, способствует индивидуализации обучения, активизации самостоятельной работы студентов, созданию и внедрению новых образовательных технологий, издания учебников, учебных пособий и т.д.

Расчет учебной нагрузки преподавателей на предстоящий учебный год производится в мае месяце и корректируется в августе по результатам приема на первый курс.

Сибирский федеральный университет

Положение о распределении учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава СФУ

С дополнениями от 08.04.2019 г.

Единая справочная служба: +7 (391) 206-22-22

Приёмная комиссия: +7 (391) 206-20-04

© Сибирский федеральный университет, 2006-2019

При использовании текстовых и графических материалов ссылка на сайт обязательна

Приложение. Учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 2 августа 2005 г. N 319

Учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации

См. также Инструкцию по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД РФ от 1 ноября 2005 г. N 880

Читайте так же:  Подложный документ в гражданском процессе: как распознать и обжаловать в суде

1. Учебная нагрузка профессорско-преподавательскому (преподавательскому) составу (далее именуется — преподавательский состав) высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации* из числа военнослужащих и гражданского персонала устанавливается индивидуально по представлению начальников учебно-научных подразделений приказом начальника военно-учебного заведения в зависимости от квалификации преподавательского состава и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

2. На период командировки, болезни, направления на повышение квалификации, учебу, стажировку в войска (силы), на учения войск (сил) преподавательский состав освобождается от учебной нагрузки. Установленная ему на этот период учебная нагрузка выполняется другими лицами из числа преподавательского состава кафедры (цикла) в пределах установленной для педагогических работников сокращенной продолжительности служебного (рабочего) времени за счет уменьшения им на этот период объема методической или научной работы.

3. Преподавательский состав военно-учебных заведений, привлекаемый к реализации образовательных программ высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, обязан в течение учебного года проводить занятия со слушателями и (или) курсантами по расписанию учебных занятий в зависимости от занимаемой должности не менее 25% и не более 80% от установленной ему начальником военно-учебного заведения годовой учебной нагрузки, а именно:

начальник (заведующий) кафедры — не менее 25%;

заместитель начальника кафедры, профессор, доцент — не менее 30%;

старший преподаватель — не менее 40%;

преподаватель, ассистент — не менее 60%.

Преподавательский состав военно-учебных заведений, привлекаемый к реализации образовательных программ среднего профессионального образования, обязан в течение учебного года проводить занятия с курсантами по расписанию учебных занятий в зависимости от занимаемой должности не менее 50% и не более 80% от установленной ему начальником военно-учебного заведения годовой учебной нагрузки, а именно:

начальник (заместитель начальника) цикла — не менее 50%;

старший преподаватель, преподаватель — не менее 60%.

4. Объем годовой методической и научной работы преподавательскому составу устанавливается начальником военно-учебного заведения по представлению начальников учебно-научных подразделений исходя из рационального распределения годовой методической и научной кафедр (циклов), уровня квалификации и специализации преподавательского состава на основе годового бюджета служебного (рабочего) времени.

5. Годовой бюджет служебного (рабочего) времени определяется исходя из 40-часовой продолжительности еженедельного служебного времени для преподавателей из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю для преподавательского состава из числа гражданского персонала.

6. Годовой бюджет служебного (рабочего) времени преподавательского состава определяется как разность между количеством календарных дней в году и количеством выходных, праздничных дней и дней отпуска. Перевод годового бюджета служебного (рабочего) времени в часы производится путем умножения годового бюджета служебного (рабочего) времени в днях на продолжительность ежедневного служебного (рабочего) времени.

Преподавательским составом из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в пределах годового бюджета служебного времени выполняются другие виды работы служебного характера (командирская подготовка, несение нарядов по службе и др.).

7. Годовой бюджет служебного (рабочего) времени преподавательского состава, имеющего льготы, установленные законодательством, уменьшается в соответствии с продолжительностью предоставляемого дополнительного отпуска.

8. Для обеспечения планирования, выполнения и учета преподавательским составом всех видов учебной, методической, научной и воспитательной работы, предусмотренных должностными обязанностями, учебным планом и режимом рабочего времени, утвержденным в установленном порядке, используется объем годового бюджета служебного (рабочего) времени на учебную, методическую, научную и воспитательную работу, определяемый исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

* Далее в тексте настоящего приложения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации — военно-учебными заведениями или вузами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

5.3. Планирование нагрузки преподавательского (педагогического) состава

Планирование и распределение нагрузки состоит из:

распределения учебной нагрузки между преподавателями и планирования учебной работы преподавателя;

планирования внеучебной работы преподавателя (для программ ВПО);

составления, согласования и утверждения ИП (для программ ВПО);

отчёта о выполнении запланированной нагрузки.

5.3.1. Распределение учебной нагрузки между преподавателями впо и планирование учебной работы

5.3.1.1. Учебная нагрузка кафедр на учебный год определяется закрепленными за ними учебными дисциплинами, практиками, итоговыми государственными аттестациями и прочими видами учебной работы. Закрепление дисциплин за кафедрой производится по утвержденным рабочим учебным планам специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования, послевузовской подготовки. Учебные дисциплины, проводимые в филиалах университета, закрепляются в первую очередь за преподавателями филиала, а в случае отсутствия квалифицированных преподавателей передаются на кафедры базового вуза, что закрепляется ОУП. ОУП согласовывается заведующим выпускающей кафедрой, директором института/деканом факультета, начальником УМУ и утверждается первым проректором-проректором по учебной работе.

5.3.1.2. Планирование и расчет учебной нагрузки для кафедр университета осуществляет УМУ на основе ОУП специальностей и направлений, а также норм времени на учебную работу установленных данным стандартом (приложение 1 а).

При расчете объемов учебной нагрузки учитывается следующее:

— разделение курса на потоки допускается только при наличии различий в учебных программах подготовки и РУП или

а) при численности студентов более 200 человек по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть),

б) при численности студентов более 130 человек по остальным дисциплинам;

в) при отсутствии соответствующих аудиторий для проведения занятий с большим лекционным потоком;

— при расчете аудиторных часов основной единицей является академическая группа студентов в количестве 2530 человек;

— для проведения практических занятий по иностранным языкам, инженерной графике, а также при проведении лабораторных работ, допускается разделение учебной группы при её численности 16 и более человек на две подгруппы по 815 человек; при использовании установок с напряжением свыше 1000 В численность подгруппы составляет не более 8 человек.

Читайте так же:  Подготовить документы для регистрации ооо онлайн бесплатно

Примечание. При численности студенческой группы более 30 человек допускается её разделение на 3 подгруппы

5.3.1.3. В срок до 1 июня УМУ, за подписью начальника, выдает кафедрам и согласовывает с филиалами проект ведомости со сводной плановой учебной нагрузкой на следующий учебный год. В срок до 10 сентября по очной форме обучения и до 15 ноября по заочной форме обучения УМУ производит плановую корректировку учебной нагрузки. В связи с изменением контингента студентов возможна корректировка учебной нагрузки в течение учебного года. В случае объединения групп, существенного снижения студенческого контингента по результатам сессии и т.п. объём учебной нагрузки на второй семестр учебного года пересчитывается. Все корректировки производятся в подсистеме АСУ-ВУЗ. Заведующий кафедрой обязан принять к исполнению всю запланированную на учебный год нагрузку при условии соответствия её профилю кафедры.

5.3.1.4. Планирование учебной работы ППС осуществляет заведующий кафедрой или заместитель директора филиала по учебной работе. Объем учебной работы каждому преподавателю кафедры на учебный год устанавливается заведующим кафедрой на основании общего объема учебной нагрузки кафедры и нормативов годовой учебной нагрузки на преподавателя и закрепляется решением кафедры. В филиале объем учебной нагрузки преподавателей закрепляется решением совета филиала.

Преподаватель обязан принять к исполнению весь объём учебной работы, установленный заведующим кафедрой (заместителем директора филиала по учебной работе) и закреплённый решением кафедры (совета филиала).

Нормативы годовой учебной нагрузки на преподавателя устанавливаются приказом ректора университета на очередной учебный год, на основании контингента студентов по формам обучения, количественного соотношения «преподаватель – студенты» по формам обучения и общего объема учебной нагрузки кафедр в соответствии с методикой расчёта ставок ППС в ДВГУПС.

5.3.1.5. При планировании учебной работы на год в ИП должно быть предусмотрено снижение учебной нагрузки преподавателя на период запланированных стажировок на передовых предприятиях, в научных учреждениях и в ведущих вузах, повышения квалификации с отрывом от производства.

Преподавателям на период болезни, отпуска без содержания снижается учебная нагрузка с учётом длительности этого периода (с письменного согласия преподавателя). Учебная нагрузка, установленная им на этот период, выполняется по распоряжению заведующего кафедрой другими лицами из числа профессорско-преподавательского состава кафедры на условиях почасовой оплаты труда или на условиях совместительства и с их письменным согласием.

5.3.1.6. Распределение учебной нагрузки по программам ВПО необходимо проводить в зависимости от должности научно-педагогического работника и рекомендаций распределения по видам работ, приведенным в таблице 2.

Рекомендуемое распределение видов учебной нагрузки между

научно-педагогическими работниками кафедры

Распределение по видам нагрузки, %

Научные консул. докторантов, руководство аспирантами (магистрантами)

Особенности регулирования рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава

В отличие от учителей и преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования, рабочее время лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов имеет конкретную продолжительность — 36-часов в неделю.

В то же время режим рабочего времени этих работников также имеет свои особенности, поскольку определяется с учетом выполнения преподавательской работы и осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.

Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году — в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее – вуз) и 800 часов в учебном году — в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее — ИПК).

Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

В правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, других локальных актах необходимо также определить, должны ли преподаватели выполнять указанную работу непосредственно в образовательном учреждении, или она может осуществляться за его пределами, как это предусмотрено в разделе VII Положения об особенностях режима рабочего времени.

При решении вопросов сокращения рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней преподавателям вузов и ИПК следует исходить из того, что рабочее время преподавателей вузов и ИПК складывается из двух составляющих. Принимая это во внимание, уменьшение их рабочего дня на 1 час накануне нерабочих праздничных дней целесообразно осуществлять (также как и у учителей) за счет выполнения работ в образовательном учреждении, непосредственно связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и другой деятельностью.

Особенности регулирования рабочего времени руководителей образовательных учреждений

Для руководителей образовательных учреждений, а равно и для их заместителей и руководителей структурных подразделений устанавливается 40-часовая продолжительность рабочего времени за исключением перечисленных работников из числа женщин, работающих в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Для женщин, работающих в сельской местности 36-часовая продолжительность рабочего времени, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами, установлена постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (в ред. Федерального законаот 24.08.1995 № 152-ФЗ).

Кроме того, установлен один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севераи приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 320 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.

Читайте так же:  Что положено военнослужащему при рождении первого ребенка

Следует учесть, что руководители образовательных учреждений (подразделений) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования, их заместители, руководители структурных подразделений помимо работы, определенной трудовым договором, вправе на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору осуществлять преподавательскую работу в классах, группах, кружках, секциях без занятия штатной должности.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 постановления Минтруда и социального развития России от 30 июня 2003 г. № 41 работа без занятия штатной должности в том жеучреждении, в т.ч. преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, не является совместительством.Указанным постановлением установлено также, что с согласия работодателя такая работа допускается в основное рабочее время.

Оплата труда руководящих работников за преподавательскую работу, не являющуюся совместительством, осуществляется в порядке и на условиях, установленных для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, в том числе на условиях их тарификации за эту работу.

Следует также учесть, что с осуществлением преподавательской работы руководителями общеобразовательных учреждений, а также руководителями НПО и СПО обусловлено также их право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) (с изменениями и дополнениями от 26 мая 2009 г. № 449), в стаж работы для назначения указанной пенсии работа в должности руководителей общеобразовательных учреждений и учреждений НПО за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях СПО — при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.

Запрет со стороны органов власти на ведение указанными работниками преподавательской работы равносилен запрету на досрочную трудовую пенсию.

Объем преподавательской работы указанным работникам определяется при заключении трудового договора по основной работе путем внесения в него соответствующих дополнений либо в дополнительном соглашении к трудовому договору. Например, в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с директором школы, с заместителем директора может быть предусмотрена возможность выполнения преподавательской работы в определенном объеме (указывается предельный объем преподавательской работы, поскольку конкретный объем определяется при распределении учебной нагрузки в образовательном учреждении), а также время ее выполнения (в основное рабочее время, частично в основное рабочее время, за пределами основного рабочего времени).

Следует обратить внимание на то, что право на осуществление руководителями федеральных образовательных учреждений (структурных подразделений), реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, преподавательской работы без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях в том же образовательном учреждении на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору, закреплено в Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2012 – 2014 годы, заключенном между Министерством образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 22 февраля 2012 г. и зарегистрированном в Федеральной службе по труду и занятости 27 марта 2012г., регистрационный номер №204/12-14).

При этом стороны исходили из того, что предоставление преподавательской работы указанным лицам, а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений (структурных подразделений), работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования и учебно-методических кабинетов, центров) осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, если учителя, преподаватели, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

В приложении № 1 к Отраслевому соглашению предусмотрено также, что за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплата труда лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным причинам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аналогичные положения могут быть внесены в региональные и территориальные соглашения и коллективные договоры в целях единообразного регулирования в данном вопросе.

Источники


  1. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

  3. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.
Учебная нагрузка профессорско преподавательского состава
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here