Содержание
- 1 Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
- 2 Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
- 3 Указ президента о стратегии научно технологического развития
- 4 УТВЕРЖДЕНЫ ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 5 Указ президента о стратегии научно технологического развития
- 6 План по реализации Стратегии научно-технологического развития утвержден
- 7 Владимир Путин подписал указ об утверждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации
- 8 Путин утвердил Стратегию научно-технологического развития России
- 9 Без науки нет развития
- 10 Президент РФ утвердил Стратегию научно-технологического развития России до 2035 года
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
1 декабря 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Об этом глава государства сообщил в ежегодном послании Федеральному собранию.
Стратегией определяются цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты её реализации, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период.
Поручение о разработке стратегии научно-технологического развития РФ на долгосрочный период дал президент России Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию 24 июня 2015 года. Реализовывать стратегию будет правительство Российской Федерации с органами власти, академиями, научными и образовательными организациями.
Стратегия призвана получить технологии, которые помогут ответить на большие вызовы, увеличить долю высокотехнологичной продукции в ВВП, вывести наукоемкие отечественные технологии на новые рынки, а также повысить результативность исследований.
Стратегия предполагает фокусировку научного потенциала страны на решении ряда задач, к которым относятся риски для человека, связанные с антропогенной нагрузкой на окружающую среду; исчерпание возможностей экономического роста из-за экстенсивной эксплуатации ресурсов; необходимость наращивать энергетические мощности.
Авторы стратегии обозначили и приоритетные направления развития отечественной науки. Среди них — цифровые производственные технологии и новые материалы, развитие систем обработки больших объемов данных, машинное обучение и искусственный интеллект, переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, персонифицированная медицина.
Реализация стратегии, работу над проектом которой вели более трех тысяч экспертов, будет проходить при финансовой поддержке как из федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников. Планируется, что затраты на исследования и разработки будут поэтапно увеличены до 2% от ВВП, включая пропорциональный рост частных инвестиций. К 2035 году объем последних должен быть не ниже государственных.
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Для этого Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи:
создать условия для проведения исследований и разработок, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;
сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;
сформировать эффективную современную систему управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающую повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок;
способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.
Реализация Стратегии будет осуществляться в несколько этапов, связанных с этапами развития экономики и бюджетной системы Российской Федерации.
осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития;
начинается реализация научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;
формируется целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны;
создаются условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности.
На втором этапе (2020 — 2025 годы) и в дальнейшей перспективе:
обеспечивается увеличение объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, в том числе посредством реализации Национальной технологической инициативы и поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок.
Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития страны, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов РФ, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.
Указ президента о стратегии научно технологического развития
1 декабря президент Владимир Путин подписал указ об утверждении Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период. В связи с чем назрела необходимость в подготовке масштабной программы, которая должна привести страну к технологическому и научному прорыву?
О необходимости подготовки документа, утверждающего основные направления дальнейшего развития страны в области науки и технологий, президент заявил в середине 2015 года на заседании Совета по науке и образованию. Разработка документа была поручена Министерству образования РФ, которое, в свою очередь, запросило аналитическую поддержку у ЦСР. Для подготовки экспертизы центр привлек более 200 представителей научного сообщества, бизнеса, институтов инновационного развития, гражданского общества и власти. В итоге была выработана консолидированная позиция ученых, государства и бизнеса в части приоритетов для науки, а также близлежащих целей.
Как указывается на первой странице документа, научно-технологическое развитие РФ – это процесс качественного изменения роли науки и технологий в обеспечении независимости и повышении конкурентоспособности страны. Изменения столь радикальны, что речь идет о смене технологической парадигмы и новой промышленной революции.
Глобальной задачей станет получение технологий, способных ответить на эти вызовы, нарастить долю инновационной продукции в ВВП, вывести на новые рынки наукоемкие отечественные технологии. А глобальнее — обеспечить взрывной рост экономики и социальной сферы. Недаром стратегия уже получила особый статус — по значимости она приравнена к принятой ранее стратегии национальной безопасности.
«Произошло изменение модели повестки дня для исследований и разработок. Теперь она формируется как реакция науки на «большие вызовы», — поясняет вице-президент ЦСР и руководитель направления «Технологии» Владимир Княгинин http://csr.ru/news/utverzhdena-strategiya-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya/. Под «вызовами» понимаются «задания» на исследования и разработки, которые общество и государство ставит перед наукой.
Для России, если она задержится с вступлением в новую промышленную революцию, реальным является риск попасть в состав стран, «отставших навсегда». По мнению Владимира Княгинина, сильное отставание России в новой промышленной революции станет национальной катастрофой. Без перехода к передовым технологиям (дефицит труда и капитала в стране еще жестче, чем в других индустриально развитых странах) не удастся выйти на темпы роста выше 4% ВВП в год, а, следовательно, мобилизовать ресурсы, необходимые для инвестиционного подъема.
Княгинин поясняет: медленный рост будет блокировать приток инвестиций, поскольку привлекательными для инвестиций являются технологические сектора и отрасли с потенциалом годового роста свыше 10%. Темпы роста ниже 4% ВВП в год создают риск утраты конкурентоспособности страны и скатывания ее в тотальный дефицит ресурсов для решения самых острых экономических и социальных проблем общества, что почти неизбежно влечет за собой экономический, социальный, а затем и политический кризис.
Для запуска в России новой научной и промышленной революции, осуществления структурного маневра в экономике и социальной сфере необходимо развитие новых высокотехнологичных отраслей и секторов экономики, обеспечение выхода страны на новые технологические рынки, достижение нового качества человеческого капитала и адекватной ему новой (перспективной) организации рынка труда, считают в ЦСР. Также необходим перезапуск научно-технологического развития и повышение эффективности науки, переформатирование институтов развития, обеспечивающих технологическую динамику страны, ее способность решать новые задачи.
Реализовываться принятая программа будет не только при финансовой поддержке федерального бюджета, но и за счет различных внебюджетных источников. Затраты на исследования и научные разработки постепенно будут увеличены до 2% от ВВП страны, в том числе за счет частных инвестиций – их взнос в науку к 2035 году должен быть не меньше государственных. Государство должно привлекать партнеров из числа best-in-class, речь может идти как о частно-государственном партнерстве, так и о создании консорциумов. Причем внешние партнеры могут быть важнее внутренних, считают в ЦСР. Но всегда нужно обращать внимание на географическую близость и интенсивность контактов.
Теперь правительству в рамках утвержденной президентом стратегии предстоит в трехмесячный срок разработать дорожную карту — перечень конкретных мер и необходимых преобразований. Их внедрение, как говорится в стратегии, должно обеспечить «устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период».
УТВЕРЖДЕНЫ ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642
…Приоритеты и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации
- Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на первом этапе осуществления государственной научно-технической политики позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы.
- В ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:
а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;
в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);
г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
Конкурс Министерства образования и науки Российской Федерации проектов по созданию высокотехнологичного производства на 2017-2019 гг. (девятая очередь, шифр конкурса 2017-218-09)
Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы».
…1.4. Механизмом реализации Мероприятия является предоставление из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений.
Направления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках комплексных проектов должны соответствовать следующим приоритетным направлениям, подготовленным на основании направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642).
Указ президента о стратегии научно технологического развития
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Указ Президента Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. № 642
О Стратегии научно-технологического развития
Российской Федерации
УКАЗ
Президента Российской Федерации
О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации
В соответствии со статьей 18 1 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию научно-технического развития Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
утвердить в 3-месячный срок по согласованию с президиумом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию план мероприятий по реализации Стратегии научно-технического развития Российской Федерации;
осуществлять контроль за реализацией названной Стратегии;
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегиями научно-технологического развития Российской Федерации при осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев внесение необходимых изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации .
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
1 декабря 2016 года
№ 642
Указ Президента РФ №642 от 01.12.2016 года
О стратегии научно-технического развития Российской Федерации
План по реализации Стратегии научно-технологического развития утвержден
Глава правительства РФ Дмитрий Медведев
Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, разработанный Министерством образования и науки. Документ опубликован на сайте Правительства.
Подписанный план включает в себя мероприятия, рассчитанные на 2017-2019 годы. В их число входит разработка и утверждение государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», в состав которой войдут программа фундаментальных исследований и комплексные научно-технологические программы по приоритетным направлениям, определенным Стратегией. Для разработки таких программ будут создаваться советы по приоритетным направлениям.
Отдельно отмечается налаживание коммуникации в области науки и технологий, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям. В этот раздел вошли меры по привлечению бизнеса к перспективным научным проектам с государственным участием, создание выгодных налоговых и таможенно-тарифных условий для научных организаций, поддержка частных технологических компаний, в том числе в рамках «дорожных карт» Национальной технологической инициативы.
Еще одним приоритетом стали меры по выявлению талантливой молодежи и создание возможностей для построения успешной карьеры в области науки и инноваций, в том числе обеспечение доступа к российским и международным программам онлайн-обучения, разработка «дорожной карты» по развитию технологического предпринимательства студентов и молодых ученых, совершенствование системы присуждения ученых степеней, поддержка детского и молодежного научно-технологического творчества.
Также в плане уделяется внимание созданию условий для проведения исследований: и поддержка сетевых форм организации науки и инновационной деятельности, и обеспечение институтам доступа научной и научно-технической информации, и анализ и снятие административных барьеров для научных организаций, а также развитие центров коллективного пользования, уникальных установок класса «мегасайнс» и центров экспериментального производства.
Еще одно направление плана — развитие международного сотрудничества: развитие механизмов научной дипломатии, расширение взаимодействия с международными системами научно-технической экспертизы и прогнозирования, создание условий для полноправного участия российских ученых в международных проектах.
Владимир Путин подписал указ об утверждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации
Видео (кликните для воспроизведения). |
Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счёт создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Для этого Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи:
- создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;
- создать условия для проведения исследований и разработок, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;
Реализация Стратегии будет осуществляться в несколько этапов, связанных с этапами развития экономики и бюджетной системы Российской Федерации.
В своём Послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин сказал, что для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нужны собственные передовые разработки и научные решения. Для этого необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни.
«Нужно также учитывать, что в цифровых технологиях, например, кроются и риски, конечно. Необходимо укреплять защиту от киберугроз, должна быть значительно повышена устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления.
Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В её реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны.
Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего. Надо провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить, как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки.
Обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами, в том числе нацелить на эти задачи работу обновленного ВЭБа («Банка развития»). Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня», — сказал Владимир Путин.
Президент России дополнил, что мощным фактором накопления научных и технологических заделов, необходимых для экономического роста, для социального развития, должна служить и фундаментальная наука. Перед ней стоит двоякая задача: оценить, спрогнозировать тенденции будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми столкнёмся.
А в научной сфере, как и везде, будем развивать конкуренцию, поддерживать сильных, способных дать практический результат. Это необходимо учитывать и Российской академии наук, всем научным организациям. Продолжим формирование исследовательской инфраструктуры, которая позволит решать масштабные научные задачи.
«В рамках программы мегагрантов уже создано более 200 лабораторий, без всякого преувеличения, – мирового уровня, их возглавляют учёные, определяющие тенденции глобального научного развития. Кстати говоря, многие из них наши соотечественники, ранее уехавшие за рубеж», — сказал Владимир Путин.
«Для них будет запущена специальная линейка грантов, рассчитанных на период до семи лет. На эти цели, а также на развитие научной инфраструктуры, открытие новых лабораторий только в 2017 году к уже заявленным ресурсам на науку будет выделено дополнительно 3,5 миллиарда рублей», — подчеркнул Владимир Путин.
Путин утвердил Стратегию научно-технологического развития России
Президент РФ Владимир Путин
Президент Владимир Путин подписал указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Стратегия определяет развитие сферы науки и технологий в России до 2035 года. Она определяет цели, основные задачи, приоритеты и меры реализации государственной политики в этой области. В соответствии с документом, для реализации стратегии необходимы консолидированные усилия органов государственной власти, научно-образовательного сообщества, предпринимателей, институтов гражданского общества.
«В настоящее время российская наука продолжает играть важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой науки», — говорится в документе. Среди проблем научно-технологической сферы в стратегии перечислены устаревание принятых направлений работы, неравномерность распределения научных и образовательных организаций, исследовательского потенциала, невосприимчивость экономики и общества к инновациям, низкая эффективность российских исследовательских организаций, слабое взаимодействие с реальным сектором экономики.
Указ о разработке стратегии был подписан в июне 2014 года.
Без науки нет развития
В Госдуме на правительственном часе 11 сентября обсуждались проблемы развития научной деятельности. Наука определяет силу и самостоятельность страны. Прежде всего, фундаментальная наука — оттуда пришли самолёты, лазеры, ракеты, спутники, новая военная техника. И сейчас там нужно опережение, ведь тиражирование уже известного — путь к отставанию. Да и стоит фундаментальная наука недорого — один процент от всех расходов федерального бюджета
Но дело не только в деньгах. Беречь и уважать надо исследователей. Управлять учёными должны учёные, а не чиновники, не понимающие сути проблем. Придумывают числовые показатели, например, индексы цитируемости, количество публикаций в год и квартал. В тонусе всех держать надо, но для настоящего ученого не нужны понукания, наука для него — это жизнь, внутри непрерывно работающий «генератор» новых идей.
Поэтому надо вернуть институты Российской академии наук, которые были переданы в подчинение Министерству науки и высшего образования. Бюрократический подход может загубить науку. Исследования — процесс многолетний, сразу не заметишь, как исчезают научные школы, теряется преемственность, талантливая молодежь идет не в науку, а в торговлю, много уезжает в другие страны. Переломить надо эти плохие тенденции.
Больше в министерствах, компаниях, банках должно быть творческих людей, тогда и экономика оживится. Популяризировать надо науку, фильмы об ученых снимать, как это было не так давно. Престиж ученого должен быть выше престижа умельца делать деньги. Тогда и другие люди станут больше стремиться к знаниям, а не к пустым развлечениям и пошлым ток-шоу.
Бюрократия плодит бумаги и проекты. Перечислю некоторые из них:
— стратегия научно-технологического развития РФ;
— стратегия инновационного развития РФ;
— основы политики РФ в области развития науки и технологий;
— прогноз научно-технического развития РФ;
— национальная технологическая инициатива.
Есть указы президента, есть постановления правительства, государственные программы, дорожные карты по научно-техническому развитию.
Теперь вот еще и национальный проект «Наука», на реализацию которого в 2019-2021 гг. предусмотрено 130 млрд. руб. Но помимо всех перечисленных стратегий и постановлений есть раздел «Прикладные научные исследования» и в образовании, и в здравоохранении, и во всех других отраслях и видах деятельности. И по каждому документу есть показатели, отчетность. Думаю, чиновники от науки плодят и тонут в бумагах, заставляя и институты переваривать горы бумаг вместо творческой работы.
А своя электронная промышленность дает только 25% того, что нужно нашей экономике и оборонке. А бумаг и постановлений вокруг — десятки килограмм.
Делать надо так — есть расходы в бюджете на фундаментальные и прикладные исследования, и есть государственные программы на 5-10 лет вперед. То и надо расшифровать, делать конкретику и строго исполнять, а не плодить новые бумаги, забывая об «устаревших» и не выполненных.
В СССР тоже создали сильную науку. Молодежь охотно шла в аспирантуру. Зарплата профессора была в 3 раза выше, чем средняя по стране. Но больше для военного комплекса, а не для гражданских нужд населения (новые лекарства, новые ткани, мебель, обувь и т.д.).
Нет ни государства, ни настоящего предпринимательства без науки. Пора понять, что, если государство и бизнес экономят на науке, они долго не просуществуют в мировой и конкурентной борьбе. А эта борьба на наших глазах ужесточается и переходит в военную фазу. Предложение здесь очевидное: в каждом министерстве, в каждом ведомстве и в федеральном, и в региональных правительствах должны быть заместители по развитию науки. В ведомствах должны работать научные и экспертные советы. Там должны обсуждаться все основные программы развития страны и регионов. Крупные компании обязаны иметь серьезные научные подразделения по анализу и обобщению мировых тенденций в своей сфере бизнеса для того, чтобы разрабатывать новые технологии и новые товары.
Президент РФ утвердил Стратегию научно-технологического развития России до 2035 года
Владимир Путин в послании Федеральному собранию сообщил о подписании 1 декабря указа о Стратегии научно-технологического развития. В подготовке документа с 2015 года принимали участие эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в частности в формате организации рабочих групп и экспертных дискуссий.
Фрагмент стенограммы послания Федеральному собранию с упоминанием положений Стратегии:
«Уважаемые коллеги! Для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения. Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении. Сквозные — это те, которые применяются во всех отраслях: это цифровые, квантовые, робототехника, нейротехнологии и так далее.
Нужно также учитывать, что в цифровых технологиях, например, кроются и риски, конечно. Необходимо укреплять защиту от киберугроз, должна быть значительно повышена устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления.
Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В её реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны.
Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова — нашего будущего. Надо провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки; обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами, в том числе нацелить на эти задачи работу обновлённого ВЭБа («Банка развития»).
Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Поэтому совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов.
Будем увеличивать число бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по ИТ-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики. В следующем году на базе ведущих вузов, в том числе региональных, будут созданы центры компетенции, они призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков.
Мощным фактором накопления научных и технологических заделов, необходимых для экономического роста, для социального развития, должна служить и фундаментальная наука. Перед ней стоит двоякая задача: оценить, спрогнозировать тенденции будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми мы столкнёмся.
А в научной сфере, как и везде, будем развивать конкуренцию, поддерживать сильных, способных дать практический результат. Это необходимо учитывать и Российской академии наук, всем научным организациям. Продолжим формирование исследовательской инфраструктуры, которая позволит решать масштабные научные задачи.
В рамках программы мегагрантов уже создано более 200 лабораторий, без всякого преувеличения — мирового уровня; их возглавляют учёные, определяющие тенденции глобального научного развития (кстати говоря, многие из них наши соотечественники, ранее уехавшие за рубеж).
Недавно я встречался с группой таких исследователей. Уже сейчас большую часть своего времени многие из них работают в российских лабораториях, работают успешно, с удовольствием. И они видят, что сегодня в России ставятся интересные научные задачи, создаётся хорошая исследовательская база и материальные условия на достойном уровне.
Но, конечно, люди вправе и должны понимать, что у них есть горизонт работы и горизонт планирования, в этой связи предлагаю обеспечить долгосрочное финансирование эффективных исследовательских проектов, в том числе за счёт ресурсов Российского научного фонда.
При этом принципиально важно поддержать наших российских талантливых молодых учёных — их много, — чтобы они создавали в России свои исследовательские команды, лаборатории. Для них будет запущена специальная линейка грантов, рассчитанных на период до семи лет. На эти цели, а также на развитие научной инфраструктуры, открытие новых лабораторий только в 2017 году к уже заявленным ресурсам на науку будет выделено дополнительно 3,5 миллиарда рублей.
И конечно, деятельность научных центров должна быть тесно интегрирована с системой образования, экономикой, высокотехнологичными компаниями. Нам нужно превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты, этим, кстати говоря, мы всегда страдали: от разработок до внедрения огромное время проходит, да и вообще иногда… Это касается не только нашего времени, и даже не советского, а ещё в Российской империи всё было то же самое. Нужно эту тенденцию переломить — мы можем это сделать. Для решения этой задачи два года назад мы запустили Национальную технологическую инициативу, она призвана обеспечить лидерские позиции российских компаний и продукции на наиболее перспективных рынках будущего.
Уважаемые коллеги! Всё, о чём я сейчас говорил, все эти приоритеты заложены в Стратегию научно-технологического развития России. Указ о её утверждении подписан.»
Президент дал поручение разработать Стратегию научно-технологического развития России на долгосрочный период во время очередного заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 24 июня 2015 года.
Как сообщает официальный сайт Стратегии, над созданием документа трудились более трех тысяч экспертов, среди которых ученые, представляющие разные отрасли науки и ведущие научные организации страны, а также представители промышленных предприятий, высокотехнологичных инновационных компаний.
Для обсуждения различных аспектов развития науки, технологии и инноваций в РФ на площадке НИУ ВШЭ в течение 2015–2016 гг. прошли пять конференций, результаты которых учтены при разработке Стратегии:
Также в рамках подготовки Стратегии при организационно-методологической поддержке НИУ ВШЭ были созданы 10 тематических рабочих групп. Итоги их деятельности получили отражение в аналитических докладах, которые также были использованы при подготовке текста Стратегии:
Путин подписал указ о стратегии научно-технологического развития России
Президент России Владимир Путин подписал указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Об этом сообщается на официальном сайте Кремля.
В соответствии с документом главой государства утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, а также правительству РФ дано поручение утвердить в трехмесячный срок по согласованию с президиумом Совета при президенте РФ по науке и образованию план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано руководствоваться положениями Стратегии научно-технологического развития РФ при осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев внесение необходимых изменений в государственные программы субъектов РФ.
Настоящей Стратегией определяются цель и основные задачи научно-технологического развития РФ, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие РФ на долгосрочный период.
Стратегия направлена на научное и технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов РФ, определенных в документах стратегического планирования, определенных в рамках целеполагания на федеральном уровне.
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
# Стратегия научно-технологического развития России
Стратегия научно-технологического развития (СНТР) Российской Федерации — это документ, который формулирует цель и основные задачи научно-технологического развития страны, а также определяет основные направления и приоритеты государственной политики в этой области. Стратегия утверждена 1 декабря 2016 года указом президента России.
В документе определены проблемы российской науки, в частности, то, что направления исследований фундаментальной науки отстают от современных, научные и образовательные центры в разных регионах страны работают с разной эффективностью, молодежь не удается привлечь в науку, общество и экономика не готовы к инновациям и так далее.
Кроме того, в Стратегии выделены так называемые «большие вызовы» — существенные риски и проблемы, которые стоят перед обществом, экономикой и государственным управлением России. Справиться с этими проблемами можно во многом благодаря развитию науки и технологий. К этим вызовам относятся:
1.Исчерпание возможностей экономического роста России, который основан на эксплуатации сырьевых ресурсов;
2.Демографический переход, смысл которого в том, что продолжительность жизни людей увеличивается, и в связи с этим появляются новые медицинские и социальные проблемы, в частности появление новых пандемий и возврат старых эпидемий;
3.Возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду;
4.Необходимость обеспечить продовольственную безопасность и независимость России;
6.Новые внешние угрозы национальной безопасности (военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан);
Видео (кликните для воспроизведения). |
7.Необходимость эффективного освоения и использования пространства, а также укрепление позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Источники
Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.