Является ли акционерное общество государственным предприятием

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Является ли акционерное общество государственным предприятием" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.ст. 37 — 41)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в наименование главы VII настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности

>
Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Акционерное общество (АО)

Акционерное общество – способ организации крупной предпринимательской деятельности, связанной с большими капиталовложениями.

В акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное число акций. Акционеры т.е. владельцы акций несут ограниченную ответственность в пределах сумм приобретенных акций.

Акционерное общество – форма централизации капитала и вместе с тем основная организационная форма современных крупных капиталистических предприятий. Капитал акционерного общества формируется учредителями путем выпуска и продажи (или, как еще говорят, размещения) акций. Впоследствии для увеличения размеров капитала общество может выпускать также и свои облигации.

Акционер несет ответственность по обязательствам предприятия лишь в размере капитала, вложенного в акции. Если предприятие обанкротилось, владелец акций теряет только сумму капитала, на которую он приобрел ценные бумаги.

Акционерная форма собственности наиболее удобна для акционеров. Именно этим объясняется тот факт, что в настоящее время акционерная собственность является господствующей в экономике развитых стран. Крупный бизнес трудно, а подчас и невозможно, вести на основе только личного капитала предпринимателя.

Акционерная собственность – это закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии, система организации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы организации производства на базе добровольного участия акционеров. Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем, даже тех, которые сами не могут в силу разных причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного капитала вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но и высокорискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Есть много других положительных сторон акционерной формы собственности, делающих ее поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности вкладчиков.

Последнее обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной экономики, расстройства хозяйственных связей, неуверенности в завтрашнем дне, когда непредвиденная остановка производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение которых может не хватить даже всего имеющегося имущества. Подобной опасности подвергаются арендные предприятия, индивидуальные предприниматели, полные товарищества. Акционерные общества позволяют более оперативно использовать материальные и людские ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников общественного производства.

Акционерные общества, являющиеся основной формой организации современных крупных предприятий во всем мире, представляют собой наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов.

Основными чертами этого вида общества являются:

— разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли акции;

— ограничение ответственности участников по обязательствам общества только взносами в капитал общества;

— уставная основа объединения, позволяющая легко менять число участников и размеры акционерного капитала;

[3]

— отделение общего руководства от управления самим предприятием, которое сосредотачивается в руках особого органа – правления (дирекции) общества.

Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает лучшую форму реализации коллективной собственности, создавая заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля хозяйственной деятельности и управления ею со стороны акционеров. С другой стороны выпуск акций представляет собой сильный и неформальный способ привлечения средств для расширения и диверсификации производства.

Акционерное общество – одна из организационных и финансово-экономических форм хозяйственных образований и хозяйственной деятельности. Каковы особенности (преимущества) акционерных обществ?

Первая особенность акционерных обществ состоит в том, что они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов, выпуск акций для того, чтобы начать дело (купить землю, построить на ней предприятие, приобрести оборудование, сырье). За счет каких источников можно начать дело? Во-первых, за счет личных средств граждан, объединяющихся для создания предприятия. Во-вторых, за счет банковского кредита, который должен быть обеспечен денежными средствами или имуществом заемщика. В-третьих, за счет выпуска акций. Акциями данного общества может владеть большое количество инвесторов, т.е. можно быстро собрать значительную сумму денег. В отличие от облигаций, деньги, поступившие от продажи акций, отданы акционерному обществу на длительный срок – до ликвидации общества. Это более предпочтительный, а иногда и единственно возможный источник для начала дела.

Вторая особенность акционерных обществ – распыление риска. Акционер в случае банкротства общества рискует потерять деньги, которые он затратил на приобретение акций.

Третья особенность акционерного общества – участие акционеров в управлении ими. Изменение устава и размеров уставного капитала, избрание руководящих органов, утверждение годовых результатов деятельности, реорганизация и ликвидация общества – исключительная компенсация собрания акционеров. При этом голоса акционеров «взвешиваются» по числу акций.

Читайте так же:  Судебные приставы арестовали зарплатную карту что делать

Четвертая особенность акционерного общества – право акционеров на получение ежегодного дохода – дивиденда. При этом акционер часто не работает на том предприятии, акции которого он купил, и не обязан присутствовать на общих собраниях акционеров.

Пятая особенность акционерных обществ – дополнительные возможности стимулирования персонала. Предприятие может предоставить своим управляющим, работникам преимущественное право приобретения акций, продать им акции в рассрочку, со скидкой и т.д. Все это привлекает граждан и других инвесторов к участию в акционерном обществе.

Открытое акционерное общество (ОАО) – это общество, в котором число участников не фиксируется, которое производит открытую продажу акций среди неограниченного числа инвесторов. Его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО проводит свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Акции могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров, а также свободно продаваться на финансовом рынке. Формально каждый человек, купивший акции ОАО, становится его совладельцем. В действительности же мелкие держатели акций не оказывают никакого реального влияния на управленческие решения, принимаемые акционерной компанией. Такое влияние могут оказать только крупные владельцы акций, которые на общих собраниях акционерного общества обладают большим количеством голосов – пропорциональным сумме имеющихся у них акций.

Непосредственное влияние на управленческие решения оказывают те, кто имеет контрольный пакет акций. Формально контрольный пакет акций, дающий право его владельцам на управление акционерным обществом, должен составлять свыше 50% всех выпущенных акций, но на практике возможность управления акционерным обществом дает владение 15 – 30% всех акций.

Следует отметить, что в России в переходный период к рыночной экономике рынок бумаг пока не получил своего развития. Поэтому акционеры ОАО не имеют возможности реализовать основные достоинства акций – получение доходов за счет роста курса акций на бирже. Они вынуждены довольствоваться небольшими дивидендами (и то при наличии прибыли на предприятии).

[1]

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – предполагает продажу акций только учредителям. Не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые акции.

Акции могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров.

ЗАО имеет фиксированный состав участников, не вправе публиковать данные о годовом отчете и балансе.

Уставной капитал (УК) определяет минимальный размер имущества ОАО, гарантирующий интерес его кредиторов, закон требует, чтобы минимальный УК ОАО был не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, а ЗАО – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

УК может быть увеличен как путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций, так и путем размещения дополнительных акций. УК может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций и путем приобретения части размещенных акций.

Акционерные общества преобладают в сфере крупного бизнеса.

Производственные кооперативы совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности; личное трудовое участие членов; паевые взносы.

Государственные и муниципальные предприятия – основаны на государственной собственности и собственности города, района, входящих в них административно-территориальных образований.

Они преобразуются в унитарные предприятия. Это государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за собственником (имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам). Оно основано на праве полного хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Государственный (муниципальный) орган решает вопросы создания, реорганизации, ликвидации предприятия, целей деятельности, утверждает устав, часть прибыли, но не отвечает по обязательствам предприятия.

Унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом, может создавать дочерние предприятия путем передачи ему части имущества.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Правительства РФ. Оно владеет и пользуется имуществом, но распоряжается им только с согласия собственника, который утверждает устав и назначает руководителя.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом. Однако при недостаточности его субсидиарную ответственность несет Российская Федерация.

В условиях рынка основное средство регулирования гражданско-правовых отношений в среде предпринимательства – договор (договорные обязательства) – это соглашение двух или нескольких лиц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9162 — | 7242 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Государство как собственник АО

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • «Золотая акция»;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует «золотую акцию» или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Читайте так же:  Требования к содержанию протокола об административном правонарушении

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о «Об акционерных обществах», ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с «Законом о приватизации», использование государством «золотой акции» обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, «золотая акция» применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если говорить о сроке действия «золотой акции», то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Котировки акций
ОАО РАО ЕЭС России 13,70 руб.
Мосэнерго 2,2835 руб.
Полюс Золото 7457,5 руб.
Новатэк 1269 руб.
МРСК Волги 0,093 руб.
МРСК Урала 0,1786 руб.
МРСК Сибири 0,2469 руб.
МРСК Центра и Приволжья 0,2592 руб.
МРСК Центра 0,285 руб.
Акрон 4994 руб.
НМТП 8,45 руб.
Уралкалий 118,96 руб.
МТС 267,95 руб.
Магнит 3616,5 руб.
Русгидро 0,5406 руб.
Северсталь 1014 руб.
Транснефть 153950 руб.
Татнефть 733,3 руб.
Норникель 15938 руб.
НЛМК 148,18 руб.
Алроса 76,2 руб.
Аэрофлот 106,46 руб.
Башнефть 1850,5 руб.
Сургутнефтегаз 36,82 руб.
Сбербанк 234,22 руб.
Роснефть 410,05 руб.
Ростелеком 79,8 руб.
Лукойл 5377,5 руб.
Газпром 233,43 руб.

Новости эмитентов

Динамика добычи «Роснефти» могла бы быть лучше

Прибыль «МРСК Сибири» в 1 полугодии увеличилась на 7,8%

Особенности корпоративного управления в непубличных акционерных обществах с государственным участием

Вступили в силу многочисленные поправки в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах, значительно изменяющие правовое поле для российского бизнеса. Кодекс предлагает деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные. На современном этапе развития российской экономики государство является собственником огромного количества непубличных компаний, в связи с этим возникает необходимость совершенствования системы корпоративного управления. Требования законодательства к непубличным компаниям носит диспозитивный характер, тем самым предоставляя большую свободу акционерным обществам в распределении полномочий между органами управления и контроля, в результате чего повышается ответственность самого общества. Следовательно, вопрос улучшения качества корпоративного управления в непубличных компаниях с государственным участием становится очень актуальным.

Таким образом, во взаимоотношениях государства как собственника и других стейкхолдеров компаний могут возникать противоречия, основывающиеся на расхождении целей: «государство рассчитывает за счет партнерства обеспечить более высокую эффективность решения социальных задач, а бизнес — получить гарантированную прибыль при минимальном риске». Тем не менее существуют механизмы корпоративного взаимодействия и управления, которые помогают преодолевать подобные противоречия и согласовывать интересы всех стейкхолдеров. Следует отметить, что оптимальным было бы положение, когда государство могло соблюдать баланс между регулирующей своей функцией и функцией акционера, полноправного участника рынка. С помощью эффективных законодательных инструментов, тарифного регулирования и надзорных, контролирующих органов государство должно создавать наилучшие условия для законной, прозрачной деятельности субъектов рынка.

Читайте так же:  Отсутствие на работе из-за коронавирусной инфекции: правила, возможности и компенсации

1 сентября 2014 года вступили в силу многочисленные поправки в главу 4 части первой ГК РФ о юридических лицах, значительно изменяющие правовое поле для российского бизнеса. Известно, что поправки в главу 4 части первой ГК РФ о юридических лицах, которые были выделены в отдельный проект Федерального закона № 47538-6/2 из проекта Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был принят в первом чтении 27 апреля 2012 года, ожидались уже давно. Они долго обсуждались в юридическом и бизнес-сообществах как по причине их значимости (понятно, что законодательство о юридических лицах является базовым для других институтов права), так и в связи с наиболее сильным их влиянием на предпринимательскую и общественную деятельность.

Одно из наиболее значимых изменений — исключение деления акционерных обществ на типы. Теперь нет закрытых акционерных обществ, для которых характерны размещение акций только среди заранее определенного круга лиц и возможность преимущественной покупки акций. Кодекс предлагает деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные.

Публичные — это те общества, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, а непубличные — все остальные акционерные общества, которые не отвечают названным признакам, а также общества с ограниченной ответственностью. Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным, и наоборот.

Особенность публичных обществ в том, что их создание и деятельность регулируются, главным образом, императивными нормами. Так, в публичном акционерном обществе должен обязательно образовываться наблюдательный совет (п. 4 ст. 653), число членов которого не может быть менее пяти. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного АО и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию. В публичном АО не ограничиваются количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

Если к публичным обществам применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов, то применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом № 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции. В целом изменения в ГК РФ в сравнении с ранее действовавшими нормами применительно к непубличным обществам можно охарактеризовать как более диспозитивные — предоставляющие для бизнеса большую свободу усмотрения в выборе отдельных правовых конструкций. В таблице 1 представлены компетенции органов корпоративного управления в публичных и непубличных акционерных обществах.

Таблица 1. Компетенции органов корпоративного управления в публичных и непубличных акционерных обществах

Необходимо отметить, что цели государства и коммерческие соображения могут противоречить друг другу. Классическая цель компании — максимизация капитала акционеров. Цели государства в основном социальные или политические — стране необходимо обеспечить стратегические преимущества во внешней политике, население необходимо снабжать жизненно важными услугами, такими, как услуги связи, поставки электроэнергии, тепла, газа, а все это может противоречить коммерческим целям. В таких условиях государство, в принципе, может игнорировать тяжелое финансовое положение компаний, убытки, невыплаченные долги. Изначально противоречивая система целей усложняет задачи корпоративного управления.

Классическое разделение на собственника и агента (менеджера), распоряжающегося активом в интересах собственника, становится все более сложным. Формально собственниками государственных активов являются граждане страны. Но граждане не напрямую управляют государственными компаниями, эта роль принадлежит государству как институту, а точнее, государственным ведомствам, в интересах государства осуществляющим управление компаниями. Далее функция управления опосредуется представителями государственных органов в управленческой структуре компании. Эта опосредованность в целом снижает степень контроля акционеров над деятельностью наемного менеджмента. Повышаются риски того, что агенты не будут действовать в интересах собственника, а будут использовать активы компании в личных интересах.

Советы директоров в непубличных компаниях с государственным участием выполняют роль передаточного звена. Функции советов директоров в этих компаниях зачастую сводятся к транслированию решений, принятых на более высоком уровне. По ключевым вопросам представители государства, которые, как правило, формируют большинство в советах директоров, консолидированно голосуют по директивам, утверждаемым ФОИВ. В силу должностной иерархии либо по причине отсутствия мотивации они не принимают активного личного участия в выработке решений. Такое положение дел напрямую противоречит принципу фидуциарной ответственности, т. е. ответственности, которую персонально несет член совета директоров перед всеми акционерами компании. В результате советы директоров фактически не являются органами, принимающими решения по таким важным вопросам, как назначение (или увольнение) генерального директора, приобретение значительных активов, определение стратегических направлений инвестирования и пр.

На наш взгляд, для непубличных компаний с государственным участием необходима особая модель корпоративного управления: большая прозрачность целей деятельности и предлагаемых для их достижения решений, профессионализм членов совета директоров и коллегиальность его работы, когда любое решение открыто и детально обсуждается людьми, имеющими полезный опыт и готовыми взять на себя ответственность. Это позволило бы систематизировать и в дальнейшем учесть специфические для государственных компаний цели и специфические же риски, связанные со структурой собственности и не всегда отчетливой мотивацией «агентов».

Права акционеров акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени РФ осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ). ФАУГИ выполняет следующие функции собственника: внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров; выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную комиссию; предъявление требования для проведения внеочередного общего собрания акционеров; созыв внеочередного общего собрания акционеров; назначение представителя (выдача доверенности) для голосовании на ОСА; определение позиции акционера — Российской Федерации по вопросам повестки дня ОСА, являющаяся по сути основной функцией ФАУГИ. Ответственность за оперативное управление компаниями с государственным участием может быть возложена на отраслевые министерства. Однако ФАУГИ должно согласовывать свои решения с соответствующим отраслевым министерством. В результате этого процедуры принятия решений в отношении государственных компаний становятся длительными и бюрократизированными.

Читайте так же:  Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

Проведенный анализ системы корпоративного управления в непубличных российских компаниях с государственным участием позволяет сформулировать ряд конкретных рекомендаций, выполнение которых обеспечит соответствие результатов деятельности компаний целям и задачам как самой компании, так и государства.

Предложения по решению проблем мультизадачного агентирования в непубличных компаниях с государственным участием. В частном секторе есть ключевой показатель эффективности деятельности компании — прибыль. В государственном секторе может существовать масса показателей — экономических и неэкономических. Менеджеры всегда могут заявить, что причиной, по которой они потеряли деньги, была не их некомпетентность или неэффективность, а преследование иных целей. И со стороны практически невозможно оценить справедливость таких заявлений.

Когда между различными показателями предполагается баланс, менеджеры могут объяснить неудачу в достижении одной из целей «издержками», последовавшими из попыток достижения других. Падение оборота может быть объяснено как необходимое следствие поддержания занятости. Увольнения могут быть оправданы как необходимая предпосылка прибыльности. Это делает невозможным для акционера выработать какие-либо определенные критерии успешности для оценки менеджмента, что в свою очередь ведет к весьма серьезным проблемам агентирования.

Пока определение баланса между показателями предоставлено менеджеру, но дать ему несколько показателей — все равно что предоставить «индульгенцию», снимающую ответственность за профессиональные провалы.

Следует заметить, что проблема мультизадачного агентирования не является только проблемой стимулирования, которая могла бы быть разрешена доброй волей или более эффективным «внутренним» контролем. Конкуренция в частном секторе не только создает стимулы, она также предоставляет важные сведения об успешности компании. Так, к примеру, сравнивая себя с другими компаниями, действующими в конкурентной среде, частные могут определить, насколько успешнее можно действовать. Чтобы осуществлять такого рода сравнения между компаниями, показатели оценки менеджмента должны быть соизмеримыми. Единое указание на максимизацию прибыли допускает сравнение между компаниями, поскольку в сходной экономической среде все менеджеры делают примерно одно и то же.

Таким образом, с точки зрения корпоративного управления единственно возможным решением является определение самим принципалом того баланса между различными показателями, который ему желателен. Проблемы защиты интересов собственника в значительной степени снимаются четкой постановкой целей. Целевая направленность мотивации менеджеров в системах стимулирования является определяющей. Любая управленческая деятельность менеджеров должна быть подчинена достижению основной цели — увеличения стоимости компании для обеспечения стабильного роста компании. Стратегии управления государственной собственностью должны отталкиваться от принципа, что те государственные компании, в отношении которых государство не располагает целями, отличными от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

[2]

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994), (действующая редакция от 06.04.2015)

2. Государственная программа РФ «Управление федеральным имуществом» (на период 2013-2018 годы). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327.

3. Бандурина Н.В. Правовое регулирование корпоративного управления федеральной собственностью в Российской Федерации: автореф. дисс. д-ра юр. наук. М., 2012.

4. Харчилава Х.П. Анализ современных моделей корпоративного управления// Вестник государственного университета управления. М.: ГУУ, 2011. № 3.

5. Харчилава Х.П. Разработка методологии и механизма обеспечения баланса интересов в системе корпоративного управления// Вестник государственного университета управления. М.: ГУУ, 2011. № 6.

6. Харчилава Х.П. Современные проблемы развития корпоративного управления в российской экономике// Вестник государственного университета управления. М.: ГУУ, 2012. № 18.

7. Шиткина И.С., Бирюков Д.О. Компании с государственным участием: особенности правового регулирования и корпоративного управления // Национальный доклад по корпоративному управлению. Выпуск VI, Москва, 2013.

Является ли акционерное общество государственным предприятием

C сайта ОАО «РЖД»:

Где и когда я могу приобрести акции ОАО «РЖД»?
22.11.2004 Артюхин Николай Петрович
Ответ: Реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, принятой Правительством Российской Федерации в мае 2001 года. Важным результатом реализации Программы структурной реформы на начальном этапе стало разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления в сфере железнодорожного транспорта, и создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации.

С 1 октября 2003 г. открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в полной мере осуществляет хозяйственную деятельность в сфере железнодорожного транспорта.

Законодательно закреплено, что доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100 процентов. То есть единственным акционером ОАО «РЖД» является государство в лице Правительства Российской Федерации. Все полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации и от имени Российской Федерации.

Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО «РЖД», а также ограничение хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Таким образом, законодательно закреплено, что акции ОАО «РЖД» не могут находиться в частной собственности.

Вообще получается бред какой-то!
Они бы ещё бы ТОО или ИП сделали.
ОАО — акции могут распространияться не только среди узкого круга лиц (например работников предприятия), а среди простого населения.
ЗАО — только среди узкого круга лиц.

ОАО «РЖД» — ни то, ни другое.

Самый правильный вариант — это ГУП.

Читайте так же:  Как правильно инвестировать пенсионные накопления: советы Пенсионного фонда России

Непонятно, с какой целью государство создало ОАО? Да ещё законодательно закрепило 100 % за собой.

Акционерные общества и организуются для того, чтобы было движение акций, т.е. покупались/продавались.
Здесь же никакого движения нет по определению.

Иногда меняют форму собственности ООО на ОАО именно для такого движения.

ОАО, или открытое акционерное общество, это форма собственности предприятия. Во главе предприятия – собрание акционеров. «Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено» — это цитата из Ст. 7 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

ЗАО, или Закрытое Акционерное Общество – это форма собственности организации. В ЗАО акции распределяются только между его владельцами или другими лицами – главное, что количество этих лиц строго определено и неизменно (всего не более 50). ЗАО не имеет право выставлять свои акции на продажу. От одного лица другому акции в ЗАО могут переходить только с согласия большинства других акционеров.

ООО, или Общество с ограниченной ответственностью – это когда один несколько человек учреждают некое хозяйственное общество, внося в него уставной капитал, разделенный на доли. Цель создания ООО – коммерческая деятельность и получение прибыли. Участники ООО не отвечают за него по обязательством, не рискуют потерпеть убытки больше, чем стоимость их вкладов. Это закон.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Так что больше всего подходит ГУП.

Самое интересное, до ОАО у всех предприятий была организационно-правовая форма или ГУП или МУП.
Все предприятия, относящиеся к энергетики были ГУП.
Потом как правило их банкротили, и они становились ОАО, держателем акций этих предприятий было государство.
К чему огород городить?
Банкротили в том числе намеренно, работал экономистом на предприятии.

Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят.

С уважением, Дмитрий.

1. ILK , 11.05.2007 15:54
syomindm
Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят
естественно из-за серьезных ограничений на распоряжение собственностью в ГУП. Кроме того ГУПу значительно сложнее получать кредиты (нужно согласие государства), т.е. работать действительно гораздо сложней.
2. syomindm , 11.05.2007 15:58

цитата: ILK:
syomindm
Может быть с ОАО махинации проще прокручивать. Иначе зачем ОАО сделали? Думаю там не дурачки сидят
естественно из-за серьезных ограничений на распоряжение собственностью в ГУП. Кроме того ГУПу значительно сложнее получать кредиты (нужно согласие государства), т.е. работать действительно гораздо сложней.

Так получается перекладывание из одного кармана в другой.
Как будто, чтобы ОАО получить кредит не нужно согласия государства (как единственного акционера).
А что за серьёзные ограничения на распоряжения собственностью?
Опять же, в любом случае (и в ОАО и в ГУП) требуется согласие государства для того или иного действия.

Вообще не понимаю государство. Нафига кредиты брать в банках, платить проценты? Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия. Здесь уже получается большая политика.

Почему государство не поддерживает свои же государственные предприятия?

Я понять никак не могу, почему наш кредитор ОАО «Карелэнерго» подаёт на нас в суд.
Потом вводят внешнее управления, чтобы взыскать с нас долги.
Мы предприятие — государственное, ОАО «Карелэнерго» тоже в конечном счёте государственное (не смотря на ОАО).
Почему происходит перекладывание денег из правого карманы в левый?
Получается государство чуть ли само на себя в суд подаёт.
Юридически конечно всё правильно: разные организации, имеющаяся задолженность.
Но не проще ли было бы на верху во всём разобраться? И простило бы государство долги правого кармана левому.
Или если не хочет так, то по крайней мере сделало бы целевое финансирование на уплату долга.
Деньги ведь никуда не денутся. Не в коммерцию же оплата долгов идёт, а самому себе, т.е. государству.

3. ILK , 11.05.2007 16:21
syomindm

Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия.
совершенно не очевидно, если только в рамках госзаказа, кроме того есть понятие кассового разрыва, которое государство по определению не способно покрыть.
Как будто, чтобы ОАО получить кредит не нужно согласия государства
Не нужно. Максимум совета директоров по крупной сумме, а это чисто технически попроще.
Разница в распоряжении имуществом между ОАО и ГУП колоссальная.

4. syomindm , 11.05.2007 16:35
[q]ILK:
syomindm
Видео (кликните для воспроизведения).

Государство по идее должно на возмездной (без процентов) основе или безвозмездной финансировать свои предприятия.
совершенно не очевидно, если только в рамках госзаказа, кроме того есть понятие кассового разрыва, которое государство по определению не способно покрыть.

Источники


  1. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  3. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
Является ли акционерное общество государственным предприятием
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here