Является ли скважина объектом капитального строительства

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Является ли скважина объектом капитального строительства" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Является ли скважина объектом капитального строительства

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства регионального развития РФ от 21 июня 2012 г. № 15319-АП/08 “О сооружениях, не относящихся к объектам капстроительства”

о разъяснении законодательства о градостроительной деятельности Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках осуществления полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, установленных пунктами 1 и 5.5 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40, сообщается следующее.

При рассмотрении вопроса об отнесении конкретного сооружения к объектам капитального строительства необходимо учитывать в каждом случае его особенности, в том числе технические характеристики, длительность использования, связь с землей (возможность свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).

В частности, сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, являются:

1) башни на пригруженных опорах (сборно-разборные сооружения связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой) с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций);

2) сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью, выполняемой в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты, и пригружаемой фундаментными блоками;

3) мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.

У перечисленных сооружений отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при возведении данных объектов не требуется проведение существенных земляных работ (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.

Указанные сооружения связи являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.

Согласно части 3 статьи 49, пункту 2 части 17 статьи 51 и части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выдача разрешения на строительство не требуется, государственная экспертиза и государственный строительный надзор не проводятся.

Просим довести позицию Министерства до сведения органов государственного строительного надзора.

А.А. Попов

Обзор документа

Разъясняется, какие сооружения связи не относятся к объектам капстроительства.

В частности, последними не признаются башни на пригруженных опорах. Речь идет о сборно-разборных сооружениях связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой), с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций.

Объектами капстроительства также не являются сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты и пригружаемой фундаментными блоками.

Кроме того, к ним нельзя отнести мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.

Дело в том, что у перечисленных сооружений нет признаков капитальности: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при их возведении не проводятся существенные земляные работы (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.

Они являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.

Для таких сооружений не требуется разрешение на строительство. В их отношении не проводятся госэкспертиза и госстройнадзор.

Регистрации права собственности на скважины

Вопрос-ответ по теме

Юридическое лицо на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, пробурило для собственных нужд две скважины (вода). получена лицензия. есть ли необходимость в регистрации права собственности на вышеуказанные скважины, если да, то какие документы для этого необходимы.

Особенности регистрации права собственности на скважины зависят от того, получалось ли разрешение на строительство скважин или нет.

При этом следует отметить, что Законом № 533-ФЗ внесены изменения в градостроительное законодательство, которыми установлено, что при строительстве и реконструкции буровых скважин получение разрешения на строительство не требуется. В связи с чем, в Письме Минэкономразвития России от 03.03.2015 № Д23И-783 разъяснено, что в случае, если скважины соответствуют признакам, установленным п.1 ст.130 ГК РФ, то государственная регистрация должна осуществляться в порядке ст.25 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. При этом обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на буровые скважины, являются документы, подготовленные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о недрах (в данном случае, скорее всего имеется ввиду проект разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр).

По общему же правилу, перечень документов, необходимый для государственной регистрации такой же, как на любые вновь построенные объекты, а именно заявление о государственной регистрации права; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается объект. Это правило следует из ст.25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Следует отметить, что допускается регистрация права собственности юридических лиц на объекты вспомогательного назначения в упрощенном порядке на основании ст. 25.3 Закона о регистрации, на что указывалось в Письме Росреестра от 09.02.2012 № 14-910-ГЕ. Для реализации данного права, общество возможно придется в судебном порядке доказывать, что скважины относятся к объектам вспомогательного назначения.

В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Декларация об объекте недвижимого имущества является правоустанавливающим документом для регистрации права собственности объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимости не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, в т.ч. строения и сооружения вспомогательного использования п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).

Читайте так же:  Как правильно выделить доли детям в доме: полезные советы и рекомендации

Порядок государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании декларации об объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества», установлен п. 3 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и применяется для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, для строительства которых по законодательству РФ не требуется выдача соответствующего разрешения.

Согласно п. 1 и п. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, для строительства которых по законодательству РФ не требуется выдача разрешения на строительство, служат:

– документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества и содержащие его описание (декларация об объекте недвижимого имущества);

– правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Основной момент при регистрации права собственности на объект недвижимости в упрощенном порядке состоит в том, что регистрирующий орган может усомниться в том, что возведенное строение относится к вспомогательному назначению, что может привести к спорным ситуациям.

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2013 г. № 88-КГПР13-10 (опубликовано в Бюллетене ВС РФ №6 2014 г.) разъяснено, что критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию. Аналогичные разъяснения встречаются и в разъяснениях ведомств (см. Письмо Росреестра от 09.02.2012 № 14-910-ГЕ).

Следует отметить, что судебная практика, допускающая регистрацию права собственности на скважины в упрощенном порядке встречается редко, но все-таки представлена в Постановлении 15ААС от 10.12.2009 г. № А32-10455/2009.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 03.03.2015 № Д23И-783

«Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) относительно порядка осуществления государственной регистрации прав на буровые скважины в связи с вступлением в силуФедерального закона от 31 декабря 2014 года № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 533-ФЗ) в пределах компетенции сообщает.

Законом № 533-ФЗ внесены изменения в градостроительное законодательство, которыми установлено, что при строительстве и реконструкции буровых скважин получение разрешения на строительство не требуется.

Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона № 587689-6 «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (впоследствии Закон № 533-ФЗ) отмена процедуры выдачи разрешений на строительство в отношении указанных объектов обусловлена отсутствием целесообразности проверки проектной документации на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории, поскольку строительство таких объектов осуществляется на территории участка недр, предоставленного в пользование.

При этом отмена процедуры выдачи разрешений на строительство в указанном случае не является основанием для отмены прохождения обязательных процедур, установленных для строительства указанных объектов. Данное обстоятельство подтверждается наличием в Законе № 533-ФЗ положений, согласно которым выдача разрешений на строительство не осуществляется исключительно в отношении буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

В связи с изложенным, по мнению Департамента недвижимости, государственная регистрация прав на буровые скважины, в случае, если указанные объекты соответствуют признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, должна осуществляться в порядке статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на буровые скважины, являются документы, подготовленные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о недрах».

2.4. Понятие объекта капитального строительства. Виды объектов капитального строительства

Объектами капитального строительства, подлежащими учёту в государственном кадастре недвижимости и иных видах кадастров, являются здания, сооружения, помещения и объекты незавершённого строительства.

Здания, сооружения, объекты незавершённого строительства за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, относятся к недвижимым вещам.

Законодательное определение исключает из объектов капитального строительства временные постройки и прямо указывает, в качестве примера построек: киоск — строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца; навес — сооружение полузакрытого типа (крыша на опорах с незамкнутыми стенами или без них).

В российском законодательстве понятие «объект капитального строительства» существует с 2005 г. В прежнем градостроительном законодательстве использовались правовые конструкции «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности».

Рассмотрим подробнее виды объектов капитального строительства (далее — ОКС)

Зданием называется наземное строительное сооружение, имеющее внутреннее пространство, предназначенное для определенного вида человеческой деятельности и отдыха, или архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, проживания, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей, содержания животных.

Здание включает в себя сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения (оборудование). Здание может иметь также эксплуатируемые помещения в подземной части. Сооружение, не имеющее надземной части, не является зданием.

Здание является одним из видов строительных сооружений. Основной задачей зданий является пространственная организация бытовых, трудовых процессов и отдыха людей.

Здания изучает наука Типология, классифицирующая архитектурные объекты в их сравнении по общим признакам:

— градостроительным функциям и требованиям к ним;

По функциональному назначению здания подразделяются на четыре основные группы, соответствующие основным видам человеческой деятельности: быту, труду и общественно-административной деятельности:

— здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Каждая из этих групп имеет в свою очередь собственную типологическую структуру в зависимости от функционального назначения зданий, или их специфики. Основным признаком зданий, по которому определяют принадлежность его к той или иной группе, является назначение здания определенного типа для определенной цели.

Например: общественные здания классифицируются по областям культурно-бытового обслуживания населения:

2) наука, просвещение и обучение;

3) воспитание и обучение;

4) физкультура и спорт;

5) массовый отдых;

6) транспорт и связь;

7) общественное питание;

9) хозяйственно-бытовое обслуживание;

10) управленческо-административная деятельность;

11) коммунальные предприятия.

По объемно-планировочным параметрам здания классифицируют по этажности, планировочным схемам, функциональному зонированию зданий на генеральном плане и помещений в самом здании.

Например: жилые здания подразделяют на следующие типы:

— одноквартирные (одноэтажные, мансардные, двухэтажные);

— блокированные (двухквартирные одно-, двухэтажные, четырех- квартирные двухэтажные; многоквартирные одно- двухэтажные);

Читайте так же:  Увольнение в связи с закрытием обособленного подразделения

— секционные (односекционные трехэтажные и выше, многосекционные двухэтажные и выше);

Одним из примеров классификации зданий может служить следующая схема (рис. 2.1):

Рис. 2.1. Пример классификации зданий.

Жилое здание (дом) состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. К жилым зданиям (домам) относятся жилые дома постоянного типа, общежития, приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальные дома для одиноких престарелых, детские дома, интернаты при школах и школы-интернаты, другие дома.

Индивидуальные жилые дома — отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В их число также включаются дома коттеджного типа (при которых имеется небольшой участок земли; коттеджи бывают преимущественно двухэтажными с внутренней лестницей, на первом этаже которых обычно расположена общая комната, кухня, хозяйственные помещения; на втором этаже — спальни), одноквартирные блокированные жилые дома, состоящие из автономных жилых блоков.

Многоквартирный дом — совокупность двух и более квартир в жилом здании, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Нежилые здания — это здания, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей: промышленные, сельскохозяйственные, коммерческие, административные, учебные, здравоохранения, и другие.

В процессе развития потребностей населения города типы зданий постоянно видоизменяются. Кроме четко выраженных типов зданий, существует множество переходных форм.

Кроме типологической классификации, т.е. классификации зданий по назначению, существует подразделение зданий на классы по значимости. Выделяют 4 класса зданий. Каждому классу зданий предъявляются определенные требования относительно капитальности (строительные материалы и конструкции, огнестойкость и т. д.), степени градостроительного и народнохозяйственного значения, характеристики эксплуатационных качеств.

Здания I класса. К ним относятся жилые и общественные здания, отвечающие повышенным требованиям (общественные здания, играющие особо важную роль в композиции городов, жилые выше шести этажей и др.).

Здания II класса. Это здания массового строительства, жилые дома в 4—5 этажей.

Здания III класса представляют собой малоэтажные здания с небольшой вместимостью.

Здания IV класса. Это здания, удовлетворяющие минимальным требованиям.

Основными составными частями зданий являются помещения — это функциональная часть здания, сооружения или строения, отделенная от других функциональных частей физическими границами (стенами), не имеющими разрывов.

[2]

В составе помещений могут быть комнаты целевого назначения (комната-ванная, комната-прихожая, комната-кухня, комната для отдыха и др.). Комната — это неделимая функциональная часть здания.

Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

— плотина включает в себя тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др.;

— автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

К сооружениям, представляющим собой единый объект, состоящий из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением, относятся также стадионы, включающие в себя специально оборудованные площадки для занятия различными видами спорта, например, городошная и легкоатлетическая площадки, футбольное и хоккейное поля, беговая дорожка и ямы для прыжков. Площадки расположены на земле и являются приспособлением её для целей физкультуры и спорта. В данном случае эти сооружения были созданы именно в таком виде, что соответствует их функциональному назначению.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Строения. Законодательных определений понятия «строения» в Российском законодательстве не имеется. Как и ранее в законодательстве РСФСР, термин «строения» используется как общее понятие зданий и сооружений. В настоящее время понятие «строение» преимущественно используется либо в одном терминологическом ряду — «здание, строение, сооружение», либо как равнозначное понятию здание, либо подчеркивается второстепенное значение: «жилые и хозяйственные строения, расположенных на садовых и дачных участках», хозяйственные строения для содержания домашних животных, строения вспомогательного использования, строения потребительского назначения (дачи, садовые дома, гаражи).

В отличие от иных объектов капитального строительства, строение не является объектом учета, применяемом при ведении единого государственного реестра объектов капитального строительства и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объекты незавершённого строительства — объекты, строительство которых приостановлено, в основном, из-за отсутствия финансовых средств и материально-технического обеспечения. Указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта. В отличие от зданий, строений или сооружений объекты незавершённого строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2014 г. N Ф09-6722/14 по делу N А07-3223/2014 (ключевые темы: скважина — объекты капитального строительства — буровая установка — разрешение на строительство — подготовка проектной документации)

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2014 г. N Ф09-6722/14 по делу N А07-3223/2014

07 октября 2014 г.

Дело N А07-3223/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О.,

судей Сухановой Н. Н., Ященок Т. П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — управление; ИНН: 5902290459; ОГРН: 1025900533229) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2014 по делу N А07-3223/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» (далее — общество; ИНН: 0274051582; ОГРН: 1020202555240) — Андреев С.А. (доверенность от 13.01.2014 N ДОВ/54/127/14), Манапов Л.М. (доверенность от 16.09.2014 N ДОВ/54/311/14), Рафиков Р.М. (доверенность от 16.09.2014 N ДОВ/54/313/14).

Читайте так же:  Что такое двойной налог на землю: принципы и возможности оптимизации

Представители управления, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 14.02.2014 N 30-23/11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.

Решением суда от 26.05.2014 (судья Решетников С.А.) заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 14.02.2014 N 30-23/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса, признано незаконным и отменено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 (судьи Тимохин О.Б., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс), Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом судами, по мнению управления, необоснованно приняты во внимание доводы общества о том, что проект не определяет единый неделимый технологический процесс строительства поисковых скважин. Кроме того, управление считает неправомерными выводы судов о выделении земляных работ в отдельный этап строительных работ, на проведение которых не требуется разрешение.

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

[3]

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела управлением на основании распоряжения от 23.12.2013 N 2676/рп в период с 13.01.2014 по 28.01.2014 проведена проверка общества в рамках осуществления государственного строительного надзора при строительстве поисковой скважины N 301СБУ Сабировского лицензионного участка, входящей в состав группового рабочего проекта N 423, строительство поисковых скважин на Сабировском лицензионном участке, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, MP Ермекеевский район, землепользование общества с ограниченной ответственностью «Маяк» и ИП КФХ «Сергеев С.М.».

В ходе проведения проверки управлением выявлено нарушение обществом положений ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса, выразившееся в проведении обществом работ по строительству объекта капитального строительства (подготовка площадки, монтаж буровой) — поисковой скважины N 301СБУ Сабировского лицензионного участка, входящей в состав группового рабочего проекта N 423 строительство поисковых скважин на Сабировском лицензионном участке, при отсутствии разрешения на строительство.

По результатам проверки управлением составлены акт от 28.01.2014 N 28-2676А, протокол от 04.02.2014 N 30-23/11 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 14.02.2014 N 30-23/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.

Считая постановление управления от 14.02.2014 N 30-23/11 о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным и отменяя постановление управления от 14.02.2014 N 30-23/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса, суды исходили из недоказанности материалами дела состава вменяемого обществу административного правонарушения.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 9.5 Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительством — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса перечислены виды строительства, реконструкции, в случае осуществления которых выдается разрешение на строительство.

Согласно п. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства» названный Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с п. 1 — 4, 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса.

Из содержания п. 1 — 4, 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса следует, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В разделе III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, перечислены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, в том числе работы по устройству скважин и монтажные работы.

При этом судами отмечено, что раздел III данного Перечня не содержит указаний на подготовительные и монтажные работы, а также на монтаж буровых установок.

Судами из материалов дела установлено, что согласно общему журналу работ по строительству поисковой скважины N 301СБУ Сабировского лицензионного участка в период с 02 по 11 декабря 2013 года обществом осуществлялись работы по монтажу агрегатов буровой установки.

Кроме того, судами при рассмотрении спора принято во внимание имеющееся в материалах дела разрешение на строительство поисковой скважины N 301СБУ, выданное обществу сроком до 11.11.2014.

Читайте так же:  Ооо единый межрегиональный центр юридической помощи самара

Судами с учетом положений ст. 1, 134, 135 Градостроительного кодекса отмечено, что буровая установка представляет собой временную постройку, поскольку демонтируется после строительства скважины как объекта капитального строительства и не является ее конструктивной частью, используется многократно на различных объектах, не является недвижимым имуществом. Смонтированная буровая установка также может быть разобрана до начала строительства скважины как объекта капитального строительства. Следовательно, буровая установка сама по себя не является объектом капитального строительства, и работы по ее монтажу/демонтажу не могут быть приравнены к строительству.

Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку выдача разрешения на строительство в данном конкретном случае не требуется, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 Кодекса, материалами дела не доказано.

Следовательно, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, признания незаконным и отмены оспариваемого постановления управления от 14.02.2014 N 30-23/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса, являются правомерными.

Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на неправомерность выводов о выделении земляных работ в отдельный этап строительных работ, на проведение которых не требуется разрешение, была предметом рассмотрения судами, и ей была дана надлежащая правовая оценка.

При этом судами при рассмотрении спора отмечено, что производство земляных работ требует получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса. Доказательств отнесения спорного объекта к особо опасным, технически сложным и уникальным управлением не представлено.

Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2014 по делу N А07-3223/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Является ли скважина объектом капитального строительства

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2014 г. N Ф10-2972/14 по делу N А08-6739/2013 (ключевые темы: газопровод — вспомогательный объект — объекты капитального строительства — регистрация права собственности — нежилые помещения)

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2014 г. N Ф10-2972/14 по делу N А08-6739/2013

22 сентября 2014 г.

Дело N А08-6739/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2014.

Полный текст постановления изготовлен 22.09.2014.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

при ведении протокола в судебном

заседании кассационной инстанции

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Каскад»

(ОГРН 1123123000329, ИНН 3123294476, г.Белгород, ул.Архиерейская, д.2а, 308024);

— не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (ОГРН 1043107046861, ИНН 3123113560, г.Белгород, пр-кт Б.Хмельницкого, 162, 308010);

— не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

от третьего лица

[1]

открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Белгород» (ОГРН 1023101647106, ИНН 3124010222, г.Белгород, 5-й Заводской переулок, 38);

— не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.02.2014 (судья Назина Ю.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А08-6739/2013,

Общество с ограниченной ответственностью «Каскад» (далее — ООО «Каскад», Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее — Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган), изложенного в сообщении от 18.07.2013 N 01/021/2013-422, в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение — подземный, надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления внутрицехового газоиспользования оборудования, протяженностью 232 п. м, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Архиерейская, 2А и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на него.

Решением суда от 12.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2014, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО «Каскад» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов — для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации нежилого здания (автопаркинг с помещениями социально-бытового значения), общей площадью 3 568 кв. м, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Архиерейская, 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2012 N 31-АВ 515623.

ООО «Каскад» на праве собственности принадлежит автопаркинг с торгово-офисными помещениями, назначение: нежилое здание площадью 8 470,6 кв. м, инвентарный номер 31:16:0124027:110:14:401:002:150008630, литер Б, этажность 4, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Архиерейская, 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2012 N 31-АВ 515624.

С целью регистрации права собственности на объекты: сооружение — подземный, надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления внутрицехового газоиспользования оборудования, протяженностью 232 п. м, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Архиерейская, 2А, заявитель обратился в Управление Росреестра с соответствующим заявлением, представив следующие документы: заявление, платежное поручение на оплату госпошлины за регистрацию, доверенность на представителя и декларацию об объекте недвижимого имущества от 15.02.2013 года, технический паспорт от 29.01.2013 года.

Читайте так же:  Налоги на доходы, заработанные за границей: законодательство и налоговые ставки

Сообщением от 18.07.2013 N 01/021/2013-422 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на эти объекты: сооружение — подземный, надземный газопровод среднего давления, надземный газопровод низкого давления внутрицехового газоиспользования оборудования, протяженностью 232 п. м на основании того, что ООО «Каскад» не является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Ссылаясь на то, что данный отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По результатам рассмотрения спора суды со ссылкой на пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) указали, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в числе прочего являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Исходя из системного толкования данных норм гражданского и градостроительного законодательства суды сделали вывод о том, что при возведении вспомогательного объекта законодательством не предусмотрена необходимость получения застройщиком разрешения на строительство, а следовательно и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по окончании строительных работ. Право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируется в упрощенном порядке.

Давая оценку фактическим обстоятельствам спора, суды определили, что газопровод является именно таким вспомогательным объектом по отношению к зданию, принадлежащего Обществу и с учетом технического заключения констатировали, что данное сооружение не имеет самостоятельного назначения, а предназначено для обслуживания иных объектов недвижимости.

Признав, что Управление Росреестра не имело оснований для отказа в регистрации вспомогательного объекта, находящегося на земельном участке, принадлежащем Обществу, суды сочли оспариваемый отказ не соответствующим законодательству.

Между тем суды не учли следующее.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП ( пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).

По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

По мнению судов, газопровод является объектом капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает его отнесение к категории недвижимого имущества.

Однако термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса .

Из установленных судами обстоятельств следует, что газопровод находится на земельном участке, принадлежащем Обществу на праве собственности. Данное сооружение необходимо для газоснабжения автономной котельной станции технического обслуживания паркинга, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Архиерейская, 2А (техпаспорт объекта — т.1, л.д.63).

Так как газопровод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем здании, выводы судов о необходимости государственной регистрации права собственности на него не могут быть признаны обоснованными.

В связи с отсутствием у газопровода качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 , пунктом 3 части 2 статьи 288 , статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.02.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А08-6739/2013 отменить.

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области в государственной регистрации, изложенного в сообщении от 18.07.2013 N 01/021/2013-422.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Источники


  1. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.

  2. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.

  3. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
Является ли скважина объектом капитального строительства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here