Содержание
- 1 Участие педагога в допросе несовершеннолетнего
- 2 Памятка для педагога, участвующего на допросе несовершеннолетнего консультация на тему
- 3 Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей
- 4 Статья 397. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого
- 5 Правила приглашения педагога на допрос несовершеннолетнего
- 6 Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
- 7 Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего)
- 8 Особенности допроса несовершеннолетних
- 9 Допрос несовершеннолетнего ребенка без родителей — законно ли?
Участие педагога в допросе несовершеннолетнего
Вместе с тем, порядок привлечения педагога, его полномочия, обязанности, права, роль в производстве следственных действий, в законе достаточно не раскрыты, (лишь скупо упомянуты отдельные права, в т.ч. право задавать свои вопросы после следователя, оставляя последнему право эти вопросы отвести по своему усмотрению), что и позволяет следователям трактовать упомянутую норму закона весьма произвольно.
Если же вести речь о самих педагогах и психологах, то и они воспринимают свои обязанности или как тягостную формальность, но в большинстве своем склонны помогать следователю, устанавливая контакт с ребенком, а то и вовсе учиняют совместный с следователем перекрестный допрос. Иногда — занимают подчеркнуто отстраненное, равноудаленное и от защитника-адвоката, и от следователя, и от ребенка, положение, что для работы защитника и для интересов подозреваемого несовершеннолетнего представляется наименьшим злом. Бывают, наконец, педагоги, которые бросаются защищать, выгораживать ребенка, помогать ему в возникшей трудной ситуации, смягчить возможные последствия для него. Безусловно, такой вариант, особенно при согласованности действий с адвокатом, представляется наиболее продуктивным для защиты, однако, справедливости ради следует сказать, что и педагоги, избирающие данную тактику, являются редким исключением из перечисленных правил.
Представляется однако, что ни одна из перечисленных тактик поведения педагога не может считаться единственно верной.
Следует также сказать, что поднятая проблема имеет не только сугубо практическое и методологическое значение (как особенности оказания правовой помощи несовершеннолетним), но в последнее время приобрела еще и отчетливое публицистическое звучания в свете крайне эмоциональной реакции современного российского общества на неизбежное внедрение т.н. «ювенальной юстиции» и «ювенального правосудия», также понимаемых обществом весьма расплывчато, что и провоцирует участников этих дискуссий на крайне резкие мнения.
Попробуем разобраться, для чего в уголовном процессе участвует педагог/психолог.
Заметим вначале, что участие педагога в производстве следственных действий не является новацией современного права, и было предусмотрено еще советским законодательством — правда, оговаривалось, что приглашение такого специалиста зависит от усмотрения следователя или прокурора, или же ходатайства адвоката. Участие педагога было возможно при допросе обвиняемого и старше шестнадцати лет, если он был признан умственно отсталым. педагог допрос несовершеннолетний адвокат
Полагаем, что педагог/психолог обязан отражать в протоколе допроса эмоциональное состояние ребенка и вправе требовать прекращения допроса в том случае, если усматривает малейшую угрозу для ребенка, его здоровья, психики, эмоционального состояния, делать соответствующие заявления и дополнения к протоколу.
Хотелось бы отметить, что перечисленным действиям педагога/психолога должен активно способствовать адвокат, если робость и неискушенность педагога препятствуют ему в полной мере реализовать свои полномочия.
Подведем краткие итоги поднятых проблем.
Роль педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого выходит далеко за рамки оказания помощи следователю и должно являться дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов ребенка, ограждения его от возможного отрицательного влияния на психику.
Описанные различные точки зрения на проблематику показывают существенные различия подходов к пониманию целей и задач педагога/психолога, участвующих в допросе, и накладывают дополнительную ответственность на профессионального защитника — адвоката, обязывая его искать такие подходы к всем участникам следственного действия, которые бы, не умаляя важности добычи достоверных показаний для следователя, в полной мере обеспечили бы соблюдение прав ребенка, способствовали созданию непринужденной обстановки на допросе, исключающей возможное отрицательное воздействие на детскую психику, поддерживали соответствующее эмоциональое состояния ребенка, и т.д. Это весьма непростая задача, учитывая то обстоятельство, что участники допроса являются процессуальными противниками, преследующими совершенно разные цели.
Памятка для педагога, участвующего на допросе несовершеннолетнего
консультация на тему
Первопричиной возникновения проблем с поведением подростка – является нарушение его собственных прав.
В соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом (УПК) РФ при допросе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, при проведении следственных мероприятий и в судебном заседании должен присутствовать педагог либо психолог.
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Педагог на допросе
для педагога, участвующего на допросе несовершеннолетнего
Первопричиной возникновения проблем с поведением подростка – является нарушение его собственных прав.
В соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом (УПК) РФ при допросе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, при проведении следственных мероприятий и в судебном заседании должен присутствовать педагог либо психолог.
Допрос несовершеннолетнего в ночное время Законом запрещен
Основные задачи социального педагога, психолога попавшего на допрос несовершеннолетнего:
- выявление социальных, педагогических, психологических причин и условий, приведших ребенка на путь совершения преступления;
- предоставление своего заключения, на сколько меры пресечения, методы воздействия, способы и объем наказания, способны преодолеть эти причины и условия;
- оказание помощи в установлении психологического контакта между ребенком и следователем (дознавателем, судьей), педагог должен следить, что бы вопросы формулировались и ставились на привычном ребенку языке, содержали ясные и понимаемые им понятия, были конкретными не содержали двусмысленных, запутанных, трудно воспринимаемых формулировок;
- помочь несовершеннолетнему преодолеть стресс и переживания в сложной для него ситуации (следствие, судебное заседание).
Педагог на допросе – не защитник и не обвинитель.
Ст. 191, 280 УПК РФ
«Особенности допроса несовершеннолетнего, потерпевшего и свидетеля»
- допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14-ти лет, а по усмотрению следователя и суда и в возрасте от 14 – 18 лет проводится с участием педагога;
- при допросе несовершеннолетнего вправе присутствовать его законный представитель;
- педагог приглашается из учебного заведения, где учится (учился) подросток.
«Допрос несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого»
- в допросе несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16-ти лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие социального педагога или психолога – обязательно ;
- продолжительность допроса не может превышать 4 часов в день, а через 2 часа требуется перерыв;
- социальный педагог или психолог (с разрешения) вправе задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому, знакомиться с протоколом, делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей;
- при допросе несовершеннолетнего, достигшего 16-ти летнего возраста и не страдающего психическим расстройством участие социального педагога или психолога может быть инициировано защитником или самим несовершеннолетним.
Педагог не должен:
- опускать реплики
- задавать вопросы способные нанести ущерб интересам допрашиваемого и установления истины по делу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: — Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы.
В памятке раскрыты основные признаки готовящегося самоубийства и даны рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидального риска.
Памятка для родителей по профилактике правонарушений несовершеннолетними.
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие «синдром профессионального авгорания», рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции.
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие «синдром профессионального авгорания», рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции.
Профилактика противоправных действий относительно несовершеннолетних в сети Интернет.
Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей
Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.
Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.
Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования
Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:
- подобные события вызывают у детей большой стресс;
- несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
- несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
- подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.
Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних
Вызов на допрос несовершеннолетнего без присутствия родителей в правоохранительные органы или в суд обычно осуществляют через законных представителей ребенка. Однако, по УПК РФ, вызов на допрос могут направить не только через родителей, но и через администрацию школы. Вручить повестку лично в руки несовершеннолетнему или вызвать на допрос по телефону допускается только в том случае, когда требуется явиться немедленно (или если есть предположение, что общение с законными представителями может повлиять на правдивость показаний).
Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:
- при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
- в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
- в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
- допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
- в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
- допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
- несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.
Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей
Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.
В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.
Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.
Статья 397. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого
Статья 397. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого
В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше шестнадцати лет, если он признан умственно отсталым.
Участвующий в допросе педагог вправе, с разрешения следователя, задавать вопросы обвиняемому. По окончании допроса участвовавший в нем педагог имеет право ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала допроса несовершеннолетнего следователь обязан разъяснить педагогу его права, о чем делается отметка в протоколе допроса.
> Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого с материалами дела |
Содержание Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила приглашения педагога на допрос несовершеннолетнего
Позвонили вечером следователи и заявили, что я обязана явиться немедленно на допрос несовершеннолетнего как классный руководитель и педагог. Добавили, что я ОБЯЗАНО и днем и ночью. Имеют ли они право?
Ответы юристов ( 2 )
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Согласно ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно, в некоторых регионах прокуратура требует, что бы при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, так же присутствовал педагог. Однако нигде не сказано, что данным педагогом должен являться классный руководитель. Педагогом, участвующим в следственном действии может является любой воспитатель, учитель, преподаватель, имеющий педагогическое образование, что он (педагог) должен подтвердить, соответствующим дипломом. Педагог может отказаться от участия в следственных действиях, в связи с занятостью, и сотрудник полиции должен будет пригласить иного педагога. Так же незаконно допрашивать несовершеннолетнего в ночное время не законно.
Спасибо большое! Хочется отблагодарить, но данные карты вводить боюсь, а связь на телефоне у меня Теле 2. Просьба ввести метод оплаты и с Теле 2 связи.
Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
(“Эксперт-криминалист”, 2011, N 3)
Информация о публикации
Лифанова М.В. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. 2011.
N 3. С. 18 – 19.
УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО
Lifanova M.V. Participation of teacher and psychologist in interrogation of minor.
Лифанова М.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Института права БашГУ.
Проанализированы вопросы теории и практики участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, рассмотрены его процессуальный статус и функции.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, тактика допроса, подозреваемый, обвиняемый, педагог-психолог.
Theoretical and practical issues of a teacher-psychologist participation during the interrogation of a suspected or accused in the paper. His procedural status and functions are viewed.
Key words: juvenile delinquency, interrogation tactics, accused, teacher-psychologist.
Расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних невозможно без использования специальных знаний в области детской, подростковой и юношеской психологии и педагогики. Несовершеннолетние, совершившие преступление, отличаются от взрослых по основным интеллектуальным и волевым характеристикам. Интеллект несовершеннолетних определяется отсутствием жизненного опыта, суженным кругозором, недостаточностью теоретических знаний и практических навыков. Для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 17 лет, характерны тревожность, агрессивность, низкий уровень самоконтроля, зависимость от группы, высокий уровень напряженности, черствость по отношению к окружающим, экспрессивность поведения, склонность к риску, подозрительность и завистливость.
Представляется, что в силу возраста несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, склонны к эмоциональному восприятию окружающего мира, тогда как логический анализ сложившейся ситуации может осуществляться ими не в полной мере.
В целях успешного решения профессиональных задач следователь должен выявить, проанализировать и использовать личностные особенности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Так, с учетом характеристик личности можно прогнозировать отношение подозреваемого, обвиняемого к совершенному преступлению и возможному уголовному наказанию. Следовательно, можно предположить, какую защитную тактику изберет несовершеннолетний и своевременно спланировать приемы, способы и методы преодоления противодействия расследованию. С другой стороны, диагностика личности несовершеннолетнего допрашиваемого позволяет определить соответствующие ей тактические приемы, то есть такие способы воздействия на личность несовершеннолетнего, которые будут эффективны в данном индивидуальном случае. Нередко на основе знаний о личности несовершеннолетнего преступника можно сделать предположения о мотивах, целях, причинах и условиях совершенного преступления.
Иными словами, знание личностных особенностей подозреваемого, обвиняемого может быть положено в основу выдвижения версий о совершенном преступлении. И наконец, знание личностных характеристик лежит в основе установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым.
Именно поэтому участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, педагога или психолога обязательно.
В процессуальной и криминалистической науке не существует единой точки зрения по вопросу о процессуальном статусе педагога или психолога.
Отдельные авторы полагают, что и педагог, и психолог выполняют процессуальную функцию специалиста, поскольку обладают специальными знаниями в области возрастной психологии и педагогики и содействуют в производстве следственных действий . Так, Е.В. Стрельцова отмечает, что не возникает сомнений, что педагог и психолог являются носителями специальных знаний, и они привлекаются к допросу в качестве специалистов . Поддерживая эту точку зрения, С.В.
Матвеев полагает, что педагог – это специалист, а не какой-либо иной участник процесса, поскольку перед началом допроса ему разъясняются именно права и обязанности, предусмотренные ст. 58 УПК РФ . О.Ю.
Скичко предлагает произвести замену в УПК РФ термина “педагог” на термин “специалист в области возрастной или педагогической психологии” и закрепить его участие, как обязательное, так и факультативное, во всех следственных действиях с участием несовершеннолетних .
См.: Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
См.: Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 7.
См.: Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2006.
Другая группа авторов придерживается прямо противоположной точки зрения, полагая, что педагог или психолог являются самостоятельными участниками уголовного процесса, наряду со специалистом в области подростковой и юношеской психологии. Так, по мнению И.А. Макаренко, участвующего в допросе педагога, знающего несовершеннолетнего и пользующегося у него авторитетом, следует признать самостоятельной процессуальной фигурой, поскольку он, будучи заинтересован в исходе расследуемого дела, “не вписывается” в статус специалиста .
См.: Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Автореф. дис. … доктора юрид. наук. Саратов, 2006. С. 9.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В соответствии со ст. 58 УПК РФ, специалист – это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для решения строго определенных задач. Специалист содействует следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, оказывает помощь в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, консультирует следователя для постановки вопросов эксперту, разъясняет сторонам и суду вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию.
Представляется, что педагог или психолог, участвуя в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не содействуют следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов и не оказывают ему помощи в применении технических средств, хотя иные упомянутые функции специалиста могут ими выполняться. Так, педагог или психолог могут консультировать следователя, помогая ему сформулировать вопросы эксперту, если, к примеру, назначается психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза в отношении конкретного несовершеннолетнего. Также педагог или психолог способны ответить на вопросы следователя и суда, связанные с педагогикой или возрастной юношеской психологией.
Но их функции не ограничиваются изложенным. Как правило, педагог или психолог приглашаются для решения совсем иных задач.
По нашему мнению, педагог или психолог в рамках допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого выполняют две функции: оказывают содействие следователю и защищают законные права и интересы несовершеннолетнего. В рамках функции оказания помощи уголовному судопроизводству основными задачами педагога или психолога, как нам представляется, являются следующие.
- Педагог или психолог могут помочь следователю при оценке результатов допроса.
В рамках функции по защите законных прав и интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог способствуют ограждению несовершеннолетнего от нежелательного воздействия со стороны следователя (неверный тон, непродуманная формулировка вопросов и пр.). Целью при этом является охрана психического здоровья несовершеннолетнего от травмирующего воздействия необычной для него ситуации . Соответственно, педагог или психолог выполняют в определенном смысле “правозащитную функцию” .
В этом случае, как мы видим, педагог и психолог выполняют функции, не упомянутые в ст. 58 УПК РФ, то есть не свойственные специалисту. Следовательно, несмотря на общий признак – наличие специальных знаний как у специалиста, так и у педагога или психолога, последние в процессуальном смысле специалистами не являются.
См.: Курмаева Н.А. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2010.
См.: Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.
С. 139; Шейфер С.А. Следственные действия. М., 1981.
Различие проявляется также в круге процессуальных прав, предоставленных специалисту, педагогу или психологу. Анализ ст. ст. 58, 425 УПК РФ позволяет прийти к выводу, что процессуальные права педагога или психолога несколько уже, чем права специалиста. В частности, в ст. 425 УПК РФ не упоминается право педагога или психолога приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда.
Кроме того, не предусмотрен отвод педагога или психолога, тогда как отвод специалиста возможен (ст. ст. 70, 71 УПК РФ).
И наконец, следует отметить, что педагог или психолог – это процессуальная фигура, участвующая в ходе лишь одного следственного действия – допроса. При этом круг следственных действий, в которых может участвовать специалист, не ограничен. Представляется, однако, что участие педагога или психолога в иных следственных действиях было бы весьма рациональным и разумным.
В первую очередь участие педагога или психолога было бы оправданным в рамках очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания, поскольку указанные следственные действия в процессуальном и тактическом смыслах являются более сложными, нежели допрос.
Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего)
При допросе несовершеннолетних свидетелей участвует педагог. Участие педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля вызывается необходимостью помощи сторонам в судебном разбирательстве и суду, которая может выражаться в корректной, с точки зрения педагогики, постановке вопросов и оценке правильности ответов на поставленные вопросы.
Поэтому педагог участвует в допросе в качестве специфического специалиста. Педагогом в этом случае является лицо, имеющее среднее или высшее педагогическое образование, которое может и не быть представителем того учебного коллектива, где учился или учится несовершеннолетний. Присутствие педагога обязательно в двух случаях: а) при допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет; б) при допросе несовершеннолетних свидетелей, имеющих физические или психические недостатки.
Суд может усмотреть необходимость привлечь педагога к участию в допросе свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет, например, тогда, когда в материалах дела имеются данные о том, что подросток проживает в неблагополучной семье, бродяжничает, плохо учится или вообще не учится, психологически неустойчив и т.д.
Поскольку допрос несовершеннолетних свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, во всех случаях проводится в присутствии педагога, допрос названных подростков в отсутствие педагога влечет недопустимость полученных при этом доказательств. К несовершеннолетним с физическими недостатками необходимо отнести лиц с нарушениями слуха (полная или частичная глухота), речи (полная немота или заикание), зрения (полная слепота или частичное нарушение зрения) и другими недостатками, которые по усмотрению суда могут повлиять на правильность показаний. К несовершеннолетним с психическими недостатками необходимо отнести лиц, у которых отмечается отставание в психическом развитии либо отмечается психическое расстройство (например, несовершеннолетний является олигофреном в легкой степени дебильности).
Председательствующий, установив личность несовершеннолетнего свидетеля, обязан установить личность педагога. Путем опроса он обязан выяснить, в каких отношениях находится педагог с подсудимым, потерпевшим или свидетелем. Если будет установлено, что педагог с указанными участниками процесса состоит в родственных отношениях либо иным образом может быть заинтересован в исходе дела, то он не может участвовать в допросе несовершеннолетнего свидетеля. Председательствующий имеет право разрешить педагогу задавать вопросы в любое время допроса сторонами несовершеннолетнего свидетеля, поскольку вопросы педагога не связаны с позициями сторон, а предопределены лишь выполняемой педагогом ролью специалиста в судебном следствии. Помощь педагога суду заключается в установлении психологического контакта между допрашивающим и допрашиваемым, составлении перечня вопросов для допроса, в их формулировке и последовательности. Педагог рекомендует продолжительность допроса, тактические приемы его проведения и т.п.
При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних свидетелей вызываются также их законные представители. Участие законных представителей имеет существенное значение для обеспечения защиты прав и законных интересов этих лиц. Присутствие законного представителя подростка при допросе несовершеннолетнего свидетеля является обязательным только в случаях, когда несовершеннолетний не достиг 14 лет. В остальных ситуациях решение вопроса о присутствии при допросе законного представителя отдается на усмотрение суда. Председательствующий перед допросом несовершеннолетнего свидетеля обязан установить личность законного представителя и путем опроса обязан выяснить, в каких отношениях находится законный представитель с подсудимым. Например, является ли он родственником подсудимого, сослуживцем, знакомым и т.п. или ранее знакомства не имел. Председательствующий обязан перед допросом одновременно с разъяснением прав и обязанностей несовершеннолетнему свидетелю разъяснить и законному представителю его права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 56 УПК РФ. Участвующие в допросе несовершеннолетнего свидетеля законные представители вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому.
С целью исключения влияния подсудимого на несовершеннолетнего свидетеля первый может быть удален на время допроса последнего. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этого лица и предоставлена возможность задавать ему вопросы.
Будучи допрошенными в качестве свидетеля, подросток, его законный представитель, педагог, с разрешения председательствующего, могут покинуть зал судебного заседания, что обусловлено нравственно-этическими соображениями и имеет целью предохранение детской психики от возможных травм. Закон не предусматривает учета председательствующим мнения сторон при решении данного вопроса в отличие от допроса совершеннолетних свидетелей.
Особенности допроса несовершеннолетних
Особенности тактики допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлены особенностями их психики (повышенная внушаемость и самовнушаемость, склонность к фантазированию, неустойчивость поведения, высокая эмоциональность и т.п.), в большинстве случаев незначительным жизненным опытом, что не дает им возможности правильно оценить расследуемое событие в целом или отдельные его элементы.
При подготовке к допросу следует выяснить возраст (с указанием года, месяца и дня рождения), степень развития несовершеннолетнего, влияние на него взрослых, особенности его характера, интересы, взаимоотношения с лицом, о котором намечено его допросить, и с учетом этих моментов определить место допроса и лиц, которые будут участвовать в допросе (педагог, брат или сестра допрашиваемого и др.). Детей младшего возраста желательно допрашивать в привычной для них обстановке (в школе, дома и т.п.), тогда как подростков 15-17 лет, наоборот, в официальной обстановке, так как последняя накладывает на них отпечаток ответственности и они могут быстрее дать правдивые показания.
Несовершеннолетних можно допрашивать только об обстоятельствах, которые им известны. Поэтому на стадии подготовки к допросу желательно продумать формулировки вопросов, чтобы они не носили характер наводящих и внушения.
Приступая к допросу, следователь, прежде всего, должен расположить к себе несовершеннолетнего, преодолеть недоверие и отчужденность, вызвать допрашиваемого на откровенный разговор. Для этого можно поговорить с ним на отвлеченную тему — о книгах, музыке, кино, спорте и т.д.
В начале допроса следует выяснить, кому несовершеннолетний рассказал о событиях, по поводу которых он допрашивается, не обсуждалось ли это событие среди членов семьи, друзей, товарищей, что они при этим говорили. Это даст возможность предположить, что показывает несовершеннолетний именно по своим наблюдениям, а что с чужих слов.
Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долго сосредотачивать внимание на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос или должен устраивать перерывы, если этого избежать не удается.
Тактические приемы допроса несовершеннолетних могут быть сведены к детализации показаний и постановке контрольных вопросов, к предъявлению доказательства допрашиваемому, к демонстрации следователем своей осведомленности по делу и знанию личности допрашиваемого.
Если несовершеннолетний обвиняемый признает себя виновным, то в ходе допроса необходимо проверить, не сделано ли это признание под влиянием уговоров, запугивания или обмана со стороны взрослых, боязни мести, не вызвано ли оно желанием скрыть другое преступление, совершенное другим лицом.
При допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не признающего себя виновным, следователь должен разъяснить допрашиваемому значение правдивых показаний, попытаться установить и устранить причины, мешающие сказать ему правду.
Причинами недостоверных показаний несовершеннолетних могут быть как их заблуждения, так и ложь, причем в отдельных случаях безмотивная. Ложные показания могут даваться под влиянием испуга, стыда, неправильно понятого чувства солидарности, просьб и внушений со стороны взрослых.
При допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет педагог или психолог участвуют по усмотрению следователя, дознавателя. При допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля могут участвовать их родители или другие законные представители.
Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им лишь указывается на необходимость говорить только правду. Несовершеннолетним потерпевшему и свидетелю разъясняются право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих, членов семьи и близких родственников, а также другие процессуальные права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе допроса, которая удостоверяется их подписью (ст.221 УПК).
Участвующим при допросе педагогу или психологу, а также родителям или другим законным представителям разъясняется право делать подлежащие занесению в протокол замечания о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых, а также с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы допрашиваемому. Следователь, дознаватель вправе отвести вопрос, но должны занести его в протокол и указать причину отвода.
Допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день.
При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого защитник, участие которого обязательно, вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте записи показаний.
При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого участие педагога или психолога обязательно.
Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, прокурор разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса (ст.434 УПК).
Допрос несовершеннолетнего ребенка без родителей — законно ли?
Добрый день. Нет не законно. Найдите грамотного адвоката, которые составит грамотную жалобу в прокуратуру и будет представлять Ваши интересы.
Здравствуйте. Согласно ч.1 ст.191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при проведении допроса с участием несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
Тем самым обязательно должен был присутствовать педагог или психолог. Участие родителя необязательно.
Также потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав им указывается на необходимость говорить правду.
Здравствуйте. Нет, не законно. Согласно ст.191 УПК РФ при производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Эта норма предполагает обязанность следователя разъяснить законному представителю его право присутствовать. Иное нарушает это право. Пишите жалобу прокурору, в которой также укажите о незаконном поведении следователя, который сказал, что если они не признаются будут проверять на детекторе лжи. Никакого детектора лжи, как доказательства, в УПК РФ нет. Следователь также нарушил требование закона о разъяснении ст.51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Взяли ребятишек на испуг и довольны. Вы вправе предъявить требование о выплате компенсации морального вреда.
Оставьте, пожалуйста, отзыв.
Здравствуйте, уважаемая Регина!
Привожу текст статьи закона:
УПК РФ, Статья 191. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего
1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.
3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
4. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.
5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.
Что получается в Вашем случае.
Если это были допросы детей, то следователь (дознаватель) или по его поручению оперативный сотрудник обязаны были обеспечивать при проведении каждого допроса либо педагога, либо психолога. В связи с тем, что ч. 1 ст. 191 УПК РФ предусмотрено право законного представителя присутствовать при допросе несовершеннолетнего свидетеля, обязанность следователя (дознавателя) или иного лица, проводящего допрос, по обеспечению его присутствия, казалось бы, предполагается.
К таким мыслям подталкивают положения ч.1 ст. 11 УПК РФ, согласно которым: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».
И тут возникает вопрос: а является ли законный представитель свидетеля (в данном случае – несовершеннолетнего) участником уголовного судопроизводства?
Это долгий спор среди учёных-юристов, который продолжается до сих пор и не устранён ни изменениями в законодательстве, ни решениями высших судов, ни обычной судебной практикой.
УПК РФ, будучи основным уголовно-процессуальным законом России, не установил конкретный перечень участников уголовного судопроизводства.
Участники уголовного судопроизводства названы и их процессуальное положение описано в разделе II (статьи 29-72) УПК РФ. Среди них нет такого участника, как законный представитель свидетеля.
Далее смотрим определение участников уголовного судопроизводства. Согласно ч. ст. 5 УПК РФ это лица, принимающие участие в уголовном процессе.
Теперь нужно определиться с понятием «участие в уголовном процессе». Такого понятия в УПК РФ нет. Понятия «уголовный процесс» в УПК РФ также нет.
Поскольку в определении участников уголовного судопроизводства между этой категорией и лицами, принимающими участие в уголовном процессе, стоит знак «–», то логично утверждать, что эти категории идентичны, как и понятия «уголовное судопроизводство» и «уголовный процесс» с точки зрения УПК РФ.
Остаётся определить содержание понятия «участие». И тут в законе полная пустота. Обращения к словарям русского языка не поможет, так как они не являются источниками уголовно-процессуального права.
Как же его определить? Единственное, что приходит на ум, так это через определённые признаки, характерные всем участникам уголовного судопроизводства. В их числе могу назвать следующие:
— наличие процессуального статуса по закону.
У законного представителя несовершеннолетнего свидетеля есть право присутствовать при выполнении следственных действий с участием несовершеннолетнего свидетеля, представлять его интересы, заявлять в этих целях ходатайства и выполнять иные действия в интересах данного свидетеля.
Следовательно, он является участником уголовного судопроизводства (процесса), поскольку у него есть процессуальный статус, определённый УПК РФ и другими законами.
Согласно норме ст. 11 УПК РФ, обеспечение возможности осуществления своих прав участником уголовного судопроизводства входит в обязанность дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В данном случае естественной формой такого обеспечения представляется уведомление законных представителей (то есть, родителей) детей о времени и месте их допроса. Вызвать их они не могут, поскольку оснований для вызова нет, а вот уведомить, чтобы они могли присутствовать при допросе, обязаны.
Из изложенного следует два вывода:
— если следователь, дознаватель или по их поручению иное должностное лицо полиции допросило несовершеннолетнего без уведомления его законного представителя, значит он не обеспечил ему возможность осуществить своё право присутствовать при допросе. В этом случае нарушены требования ст.ст. 11 и 191 УПК РФ.
— если следователь, дознаватель или по их поручению иное должностное лицо полиции допросило несовершеннолетнего с уведомлением его законного представителя, который по уважительной или неуважительной причине не явился для присутствия на допросе, значит возможность осуществления им своего права присутствовать при допросе обеспечена. В данном случае требования закона не нарушены.
Как доказать нарушение закона (то есть, получил или не получил уведомление каждый родитель)? А вот это не входит в обязанность ни родителей, ни детей. Они могут лишь жаловаться в адрес руководителей следственного органа или органа дознания, прокурору и в суд, а также привести свои доводы (отсутствие уведомления в бумажном или электронном виде, отсутствие данных о присутствии родителей в протоколах допросов, заявления классного руководителя и детей об обстоятельствах проведения допросов).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обратите внимание, если при допросе ко всему прочему не производились видеозапись или киносъёмка, возражений на их применение со стороны детей не было и у них это не выяснялось, то налицо уже прямое нарушение ч. 5 ст. 11 УПК РФ, что приводит к недопустимости полученных показаний в качестве доказательств.
Источники
Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.