Основное различие внутреннего и внешнего аудита заключается

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Основное различие внутреннего и внешнего аудита заключается" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Отличие внешнего аудита от внутреннего аудита

Возникновение аудита в мировой практике как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов. Затем аудит разделился на подвиды, а между ними возникли различия. Для руководства аудит является основным средством осуществления контроля за деятельностью организации, и поэтому он должен рассматриваться в более светлых тонах. Речь идет прежде всего об осуществлении контроля за рисками, контроля доходов и расходов, контроля за работой руководства и персонала. Аудит, как независимый, так и внутренний, играет ведущую роль в решении этих задач.

Внешний (независимый) аудит и внутренний (организованный на предприятии) имеют много общих характеристик. Наряду с ними существуют и определенные отличия между этими видами деятельности.

Внутренний аудит осуществляется специалистами по бухгалтерскому (финансовому) учету, контролю и анализу, работающими на данном предприятии, внешний — профессионалами, которые выполняют свою работу на договорной основе.

Главная задача внутреннего аудита заключается в удовлетворении потребностей руководства данного предприятия, а внешнего — в выражении своего мнения для нужд третьих лиц.

При внутреннем аудите проверка использования ресурсов, осуществления хозяйственных операций, состояния учета и отчетности внутреннего контроля проводится в соответствии с выбранной учетной политикой и методическими положениями. При внешнем аудите проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности, эффективности использования ресурсов, уровень контроля и так далее осуществляются в соответствии с программой аудита. Внутренний аудит прямо связан с организацией материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам, хищениям и непосредственно заинтересован в обеспечении сохранности активов. При внешнем аудите связь с выявлением фактов мошенничества и хищений является не прямой, а возникшей в тех случаях, когда результатом являются приписки, различные искажения отчетности.

Внутренний аудит организационно не зависим от проверяемых объектов, он руководствуется требованиями руководящего органа организации и зависим от него и в материальном, и в финансовом отношении. Внешний аудит обязан быть не зависимым от клиента и организационно, и материально.

Внутренний аудит является частью внутрихозяйственного контроля, важнейший принцип которого -непрерывность. Деятельность его регламентируется внутренними стандартами, разрабатываемыми на предприятии и не противоречащими аудиторскому законодательству.

Внешний аудит является периодическим и осуществляется с интервалами. Деятельность регламентируется нормативно-правовой базой в области аудиторской деятельности (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, правила (стандарты) аудиторской деятельности и др.).

Виды аудита. Виды аудиторов и аудиторских услуг

Виды аудиторов и аудиторских услуг

Внешний и внутренний аудит хозяйственных систем. Их взаимосвязь и различия.

Виды аудита

В специальной экономической литературе встречается различная классификация видов (типов) аудита. В основном, многие авторы под видами аудита трактуют деление аудита на внутренний и внешний.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, причем его независимость определяется как законодательными, так и этическими нормами. Руководствуясь целями, стоящими перед аудиторами и решаемыми ими задачами внешний аудит подразделяется на обязательный и инициативный.

Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между аудируемым субъектом и аудитором, аудиторской организацией.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных законодательством РК. (задание для студентов: письменно. В каких случаях проводится обязательный аудит согласно Закона об аудиторской деятельности.)

Таким образом, при проведении обязательного аудита перед аудитором должна стоять единственная цель – формирование и последующее выражение мнения о достоверности во всех существенных аспектах аудируемой финансовой отчетности. В процессе и для достижения стоящей цели аудитор может решать промежуточные задачи – определять соответствие совершаемых организационных сделок законодательству, проверять расчетно-платежные документы, налоговые расчеты и т.п. Однако, вне зависимости от круга решаемых аудитором задач цель обязательного аудита остается неизменной.

В ходе инициативного аудита аудитор решает любые задачи для достижения целей определенных договором. Такими задачами, например, могут быть – консультирование, анализ, обзорная проверка, проверки расчетов и т.п. Достигаемые при этом цели также могут быть многогранны – устранение выявленных недостатков, обучение персонала, стратегическое планирование и многое другое.

Внутренний аудит – организованная в компании в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Потребность в проведении внешнего аудита основывается на требованиях пользователей финансовой отчетности. В ежегодной финансовой отчетности для акционеров и или совету директоров представляется информация об управлении активами, осуществляемом директорами и руководством. Банкиры, коммерческие кредиторы, а также потенциальные инвесторы и работники проявляют интерес к состоянию финансовых дел компании. Требование проведения независимого аудита предусматривает удовлетворение потребности в обеспечении объективной финансовой отчетности, не содержащей ошибок и махинаций и соответствующей потребностям пользователей.

За многие годы, особое значение стало придаваться не подробной проверке индивидуальных статей, а всестороннему обзору действующих систем, за которым следует проверка записей и финансовой отчетности, подготовленной на их основе. Причинами столь важного изменения являются:

· Увеличивающийся размер и сложность современных предприятий;

· Разработка более точных и усложненных компьютерных систем;

· Требование того, чтобы аудитор предоставлял заключение по отчету о результатах финансово-хозяйственной деятельности, что влечет за собой анализ всех финансово-хозяйственных операций в течение периода, а не просто остатков к кону года, как прежде.

Необходимость во внешнем аудите возникает в основном тогда, когда права собственности и управление предприятием разделяются. Даже в случае отсутствия законодательного требования к проведению внешнего аудита, существуют определенные преимущества присущие аудиту финансовой отчетности:

· Можно легко урегулировать споры между руководством. Например, товарищество, в котором возникли проблемы по разделу прибыли, может потребовать проведения независимой аудиторской проверки соответствующих счетов для точной оценки и раздела прибыли.

Читайте так же:  Разрешение на временное проживание лица без гражданства

· Процесс внесения основных изменений в право собственности может быть обеспечен, если прошлые отчеты содержат аудиторские заключения без оговорок, например, когда два единоличных торговца объединяют свой бизнес для создания нового товарищества.

· В целом, аудит предполагает всестороннюю проверку деятельности хозяйствующего субъекта и, следовательно, по всей вероятности, предоставит возможность аудитору выработать более конструктивные рекомендации для руководства и по повышению эффективности деятельности компании.

Внутренний аудит – это фактически внутрихозяйственный контроль.

Внутренний аудит призван служить интересам собственников. Он организуется в форме ревизионных комиссий и (или) специального органа внутреннего аудита, избираемого на собраниях акционеров или учредителей.

Внутренний аудит — одна из функций управления, организационная система контрольных процедур, осуществляемая работниками специализированного подразделения компании с целью осуществления текущего и последующего контроля бизнес процессов в системе учета, а также обобщения информации о состоянии контроля в организации в целом.

Необходимость во внутреннем аудите обусловлена несколькими причинами:

· усложнением организационной структуры предприятий (наличие дочерних компаний т.п.)

· разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

· удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;

· Стремлением администрации предприятия получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

Объектом внутреннего аудита является система внутреннего контроля организации в целом. В зависимости от приоритетов и конкретных задач, поставленных руководством компании в конкретный момент времени, проверки осуществляемые службой внутреннего аудита, могут иметь различную направленность. Объектом аудита в зависимости от влияния факторов внешней и внутренней среды может быть любой этап учетного процесса, сегмента бизнеса, проект или факт хозяйственной деятельности.

Согласно МСА 610 «Внутренний аудит – деятельность по оценке работы, созданная внутри субъекта в качестве одной из его служб. Наряду с прочими вопросами в его функции входят проверка, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Цель внутреннего аудита заключается в экспертной оценке соблюдения экономической политики предприятия, включая и учетную, оценке функционирования внутрихозяйственного контроля, осуществляемого всеми его структурными подразделениями. Следовательно, кроме задач чисто контрольного характера, внутренний аудит более подробно решает задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования и др. В данном случае под аудитом понимается совокупность различного рода аудиторский услуг по заказу администрации предприятия, оказываемых самостоятельным структурным подразделением данной организации. Есть еще один аспект внутреннего аудита. Он состоит в том, что специализированная служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы, Иначе он не выполнит роль эксперта в оценке учетной политики.

Теория аудита на Западе ограничивается рассмотрением трех следующих видов аудита:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Внешний и внутренний аудит хозяйственных систем. Их взаимосвязь и различия

Аудиторская деятельность осуществляется в виде внешнего аудита, который выполняется аудиторскими фирмами независимыми аудиторами, а также в виде внутреннего аудита, который проводит специализированное подразделение той организации, чья деятельность подвергается аудиторской проверке. Конечные общие цели обоих видов аудита во многом совпадают – это контроль. Однако имеют существенные различия в содержании и характере их дельности. Под внешним аудитом понимается оценка системы отчетности, проверка и оценка активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля. Главная задача внешнего аудита – установить соответствуют реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации или нет, оценить ее финансовое положение и результат деятельности за некоторый период. Внешний аудит осуществляется периодически, приглашенными со стороны аудиторами. Аудиторский отчет предназначен главным образом вышестоящим органам, акционерам, кредитора и т.д. Он используется в своей работе внутренними аудиторами.

Внутренний аудит имеет другую природу, смысл, назначение и организацию по сравнению с внешним аудитом. Служба внутреннего аудита, являясь независимым подразделением, созданным в рамках организации, выполняет систематическую, каждодневную работу по проверке и оценке ее деятельности.

По общепринятому определению общей задачей внутреннего аудита является помощь организации в эффективном выполнении своих обязанностей и назначений. Внутренний аудит – это орудие управления, предназначенное для обеспечения (гарантии) достижения целей управления. Для этого внутренний аудит снабжает управление организации результатами выполненного анализа, оценками деятельности того или иного подразделения, рекомендациями и информацией. Служба внутреннего аудита сотрудничает с внешними аудиторами. Результаты внутреннего аудита используются руководством организации для управления и текущего ведения дел с учетом имеющихся ресурсов и в рамках существующих законов. Использование знаний и опыта внутренних аудиторов для выявления внутренних резервов компании, определения приоритетных направлений ее развития, оценке рисков и управлению ими позволяет повысить финансовую устойчивость и конкурентоспособность компании, способствует ее динамичному развитию. Таким образом, внутренний аудит способствует достижению целей организации. Формирование в рамках организации службы внутреннего аудита как органа контроля качества высшего уровня должно быть не только экономически обоснованным, но и производится с учетом следующих допущений:

· компания заинтересована в развитии бизнеса и повышении эффективности деятельности;

· руководство, собственники и работники компании заинтересованы в достоверной информации о текущем состоянии дел;

· все субъекты экономических взаимоотношений внутри предприятия согласны «играть по правилам».

Таким образом, эффективность работы службы внутреннего аудита напрямую зависят от наличия в организации обязательных условий ведения цивилизованного бизнеса, в том числе корпоративной культуры.

В странах с развитым государственным аппаратом проблемам внутреннего аудита уделяется много внимания. Достаточно упомянуть о существовании Международной организации высших институтов контроля (The International Organization of Supreme Audit Institutions, INYOSAI), в которую входят более десятка стран, включая США, Англию и Японию. Международным является и Институт внутренних аудиторов (The Institution of Internal Auditors, IIA). В каждом из названных и других организаций имеется подразделение, ответственное за разработку соответствующих стандартов, которых придерживаются в своей деятельности внутренние аудиторы.

Читайте так же:  Уведомление о приостановлении предварительного следствия

По существу, внешний, и внутренний аудит хозяйственной системы имеют четкую взаимосвязь. Например, поскольку внутренний аудит – это по сути внутрихозяйственный контроль, на который опирается внешний аудит, то и аудиторский риск и масштабы внешней проверки хозяйственных систем (а соответственно и стоимость независимого аудита) во многом определяются деятельностью внутреннего аудита. Необходимость обязательной внешней аудиторской проверки, не исключает необходимости создания службы внутреннего аудита. Работа внутреннего аудитора, осуществляемая в течение всего отчетного периода, позволяет провести внешнюю проверку в более кротчайший срок и, соответственно, с меньшими затратами.

Независимые (внешние) аудиторы, хотя и выполняют формально сходные с внутренним аудитом методические процедуры, в целом они призваны осуществлять функцию засвидетельствования не столько для администрации, сколько для третьих лиц. Как правило, внешние аудиторы проводят проверку единовременно, по окончании отчетного года, поэтому у бухгалтерии не всегда имеется достаточно времени для устранения выявленных недостатков. Внутренние аудиторы работают в постоянном контакте с бухгалтерией и другими экономическими службами, что позволяет не допускать ошибок, либо устранять их в кротчайший срок.

По сложившейся практике, внешняя аудиторская проверка проводится на выборочной основе, не охватывая всех процессов/ функций организации, в связи с чем не все возможные недостатки и ошибки могут быть обнаружены и устранены. Привлечение специалистов сторонних организаций для проверки всех процессов/функций является весьма дорогостоящей услугой. Внутренние же аудиторы способны контролировать и анализировать все процессы/ функции предприятия, такие как: контроль за сохранностью активов компании, выявление внутренних резервов, управление финансовыми рисками, анализ оптимальности структуры компании, экспертиза договорных отношений, выступление в качестве консультанта при возникновении разногласий между головным офисом и его структурными подразделениями, анализ денежных потоков и многие другие вопросы. Принципиальные различия между этими видами аудиторской деятельности в основном сводятся к следующему:

1. Независимость внутреннего аудита условна, поскольку определяется его подчиненностью в организации — непосредственно руководству, правлению или собранию акционеров.

[2]

2. Главной задачей внутреннего аудита является не подтверждение достоверности отчетности, а обеспечение контрольных мер для предотвращения потери ресурсов.

3. Функции внутреннего контроля должны выполнять непосредственно работники организации, а функции внешнего аудита – только внешние эксперты.

4. Внутренний контроль носит не эпизодический характер, а ежедневный.

Принципиальные различия между внутренним и внешним аудитом приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Принципиальные различия между внутренним и внешним аудитом

Внутренний аудит Внешний аудит
Осуществляется специалистами по учету, контролю и анализу, работающими в данной хозяйственной системе Осуществляется профессионалами, которые не являются наемными работниками, а выполняют функцию засвидетельствования, главным образом на договорной основе
Цели и объект определяются руководством. Проверка с целью обеспечения безопасности активов и недопущения убытков Цели проистекают из законоположений, а также от внешних потребителей перед сторонними организациями. Доминирует аудит финансовой отчетности и достоверности информации
Основная задача – удовлетворение потребностей администрации в рамках данной хозяйственной системы Главная задача – высказать свое мнение для нужд третьих лиц – акционеров и инвесторов, банков, партнеров, органов власти и т.д.
Объект определяется руководством. Объект определяется статусом
Квалификация определяется по усмотрению управленческой структуры. Квалификация строго определяется (сертифицированные специалисты)
Относительная независимость Большая независимость
Методические приемы весьма сходны. Различия существуют на детальном уровне и в степени точности
Отчетность перед руководством Отчетность перед заказчиком

Взаимосвязь между внутренним и внешним аудитом регулируется МСА 610 «Рассмотрение работы службы внутреннего аудита».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нормативное регулирование внутреннего и внешнего аудита. Отличие внешнего аудита от внутреннего аудита

Аудитор — квалифицированный специалист, аттестованный на право осуществления аудиторской деятельности в установленном законодательством порядке. Аудиторы должны обладать глубокими знаниями. Кроме того, к ним предъявляют и высокие моральные требования. В США считается, что аудитор по нравственным качествам занимает второе место после священника.

Речь идет прежде всего об осуществлении контроля за рисками, контроля доходов и расходов, контроля за работой руководства и персонала. Аудит, как независимый, так и внутренний, играет ведущую роль в решении этих задач.

Внешний (независимый) аудит и внутренний (организованный на предприятии) имеют много общих характеристик. Наряду с ними существуют и определенные отличия между этими видами деятельности.

Внутренний аудит осуществляется специалистами по бухгалтерскому (финансовому) учету, контролю и анализу, работающими на данном предприятии, внешний — профессионалами, которые выполняют свою работу на договорной основе.

Главная задача внутреннего аудита заключается в удовлетворении потребностей руководства данного предприятия, а внешнего — в выражении своего мнения для нужд третьих лиц.

Внутренний аудит организационно не зависим от проверяемых объектов, он руководствуется требованиями руководящего органа организации и зависим от него и в материальном, и в финансовом отношении. Внешний аудит обязан быть не зависимым от клиента и организационно, и материально.

Внутренний аудит является частью внутрихозяйственного контроля, важнейший принцип которого — непрерывность. Деятельность его регламентируется внутренними стандартами, разрабатываемыми на предприятии и не противоречащими аудиторскому законодательству.

Внешний аудит является периодическим и осуществляется с интервалами. Деятельность регламентируется нормативно-правовой базой в области аудиторской деятельности (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, правила (стандарты) аудиторской деятельности и др.).

Внутренний аудит является одной из составных частей внутреннего контроля, одним из наиболее эффективных, но и наиболее дорогостоящих средств внутреннего контроля.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. Баланс может проверяться составлением альтернативного баланса на основе счетов Главной книги, что позволит аудитору констатировать возможные искажения.

При этом устанавливают:

¾ Все ли активы и пассивы отражены в отчете;

¾ Все ли документы использованы в отчете;

¾ Насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли. Балансовая прибыль должна быть определена по организации в целом и отдельно по ее структурным подразделениям и видам деятельности.

Читайте так же:  Ходатайство об исключении доказательств по уголовному делу

Независимость мнения внутреннего аудитора заключается в его свободе от проверяемых служб, но не от руководства. Внешний аудит осуществляется периодически (один, два раза в год), внутренний – гораздо чаще, что существенно повышает эффективность деятельности структурных подразделений организации. Несомненными плюсами также являются гораздо меньшие затраты в сравнении с внешним аудитом и глубина знаний внутренними аудиторами стиля работы, управления, культуры и политики предприятия.

Система нормативного регулирования внутреннего аудита имеет 3 уровня:

1. Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства;

2. Нормативный уровень – нормативные акты, методические указания и рекомендации, план счетов бухгалтерского учета, ПБУ;

3. Управленческий уровень (ненормативные документы) – отраслевые указания, распорядительные документы субъекта.

Стандарты внутреннего аудита должны иметь следующую структуру:

¾ Регламентированные положения и ссылки на национальные и международные стандарты;

¾ Общие положения – раскрывается необходимость стандарта, термины и определения, сфера применения и объект;

¾ Цели и задачи стандарта;

¾ Взаимосвязь с другими стандартами внутреннего аудита;

¾ Основные принципы и технологии – описываются проблемы и методы их решения;

¾ Оформление – перечисляются документы, составляемые в соответствии с данным стандартом;

[3]

Охарактеризуем стандарты внутреннего аудита.

Обычно эти стандарты сгруппированы в 3, а иногда 4 группы. Рассмотрим эти стандарты, сгруппировав их в три группы.

1. Общие стандарты

Эта группа охватывает следующие правила:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) Разумная гарантия. Под этим понимается разумное (т.е. без излишеств) достижение целей проверки. Иначе говоря, стоимость проверки не должна превышать полученного эффекта. При выполнении этого правила принимаются во внимание риски, свойственные операциям проверяемой организации, критерии для определения уровня риска, приемлемые размеры рисков для разных условий.

2) Отношение проверяемой организации. Внутренний аудит инициируется администрацией. Администрация и сотрудники организации должны демонстрировать положительное отношение к внутренней проверке, способствовать повышению ее эффективности, в том числе путем обеспечения необходимой информацией.

3) Компетенция персонала. Этот стандарт требует, чтобы руководство службы внутреннего аудита и ее сотрудники имели высокие личные качества, необходимую профессиональную подготовку, знание системы внутреннего контроля, достаточное для эффективного выполнения своих обязанностей. Важным является беспристрастность аудитора. В свою очередь руководство компании должно осознавать, что внутренний аудит является жизненно важным для организации.

Для поддержания уровня компетенции, позволяющего выполнять предписанные обязанности, предусматривается проверка знаний и опыта персонала службы аудита, систематическое повышение его квалификации. Кроме того, с целью поддержания эффективности внутреннего аудита необходимы обсуждения результатов.

4) Объекты и цели проверки. Объекты внутреннего контроля должны быть определены для каждого вида деятельности организации. Они должны быть логичны, практически обоснованы и в разумных пределах полны.

[1]

Этот стандарт требует, чтобы объекты проверок привязывались к операциям данной компании. Все операции должны быть сгруппированы в блоки (циклы). Блоки охватывают все виды деятельности организации и должны быть совместимы со структурой компании и функциями ее подразделений.

5) Методы внутреннего контроля должны быть эффективны и продуктивны для достижения поставленных целей.

Под методами контроля понимают различные процедуры, позволяющие достичь поставленные цели. Стандарт требует, чтобы эти методы обеспечивали высокую степень надежности проверки. Они включают планы организации аудита (включая разграничение обязанностей) и меры безопасности контроля.

2. Специальные стандарты

1) Документация. Существующие системы внутреннего контроля и все сделки, операции и прочие существенные события должны быть четко отражены в документах. Документация должна быть доступной и легко понятной при контроле.

Стандарт требует письменной фиксации: целей внутреннего контроля компании, ее методов и применяемых систем учета, всех важных аспектов сделок и других значимых событий компании.

Документация систем внутреннего контроля должна включать описание блоков и соответствующих объектов компании, директивы руководства, административную политику и внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета. Документация по сделкам и значимым событиям должна быть точной и полной, способной помочь в отслеживании сделок и событий, а также отражать источники информации. Выполнение этого стандарта требует, чтобы документирование методов внутреннего контроля, операций, событий было полноценным и полезным руководству компании и аудиторам при контроле за операциями.

2) Сделки и другие значимые события должны быть зарегистрированы должным образом и соответственно классифицированы.

Этот стандарт применим к целому процессу, жизненному циклу операции или событию и включает инициацию сделки и ее разрешение; ко всем аспектам операции, которая осуществляется; к его классификации в обобщающих регистрах.

3) Сделки и другие значительные операции должны быть авторизированы (разрешены) и выполнены только тем персоналом, который действует в рамках своей компетенции.

Этот стандарт связан с решениями руководства компании по обмену, передаче и использованию ресурсов в оговоренных целях и условиях. В принципе это означает гарантию того, что исполнены только реальные сделки. Авторизация сделок должна быть четко передана менеджерам и другим сотрудникам и должны предусматривать специальные условия и сроки исполнения.

4) Разделение обязанностей. Ключевые обязанности и ответственность в процессе авторизации, проведении сделок, регистрации сделок и их текущий контроль должны быть разделены между сотрудниками.

Для уменьшения риска ошибок или потерь, или для снижения риска их не обнаружения, нельзя допускать, чтобы одно и то же лицо контролировало все ключевые аспекты сделок. Кроме того, следует закрепить ключевые функции и ответственность за группой сотрудников для гарантии эффективности контроля. Основные функции включают авторизацию, одобрение сделок и их регистрацию.

5) Надзор. Должен обеспечиваться квалифицированный и постоянный надзор с тем, чтобы достигались цели внутреннего контроля.

Этот стандарт требует: четкой взаимосвязи между функциями и обязанностями сотрудников, подотчетность каждого сотрудника; систематической проверки, в необходимых пределах, работы каждого сотрудника; санкционирования работы в критических ее моментах для гарантии того, что работа протекает так, как требуется.

Читайте так же:  Трудовой кодекс порядок увольнения по собственному желанию

6) Доступность к ресурсам и ответственность за них. Доступ к ресурсам и к их учету следует ограничить только уполномоченными сотрудниками. Должна быть определена ответственность за использование ресурсов. Периодически следует проводить проверку наличия ресурсов (сравнения фактических ресурсов с их регистрацией). Частота проверок зависит от «уязвимости» активов.

Основа концепции ограничения доступа к ресурсам — это содействие в уменьшении риска неавторизованного их использования. Ограничение доступа к ресурсам зависит от уязвимости ресурсов и понимания риска потерь, оба эти фактора должны периодически оцениваться.

3. Стандарты аудиторских отчетов

По ним проводится своевременная оценка результатов аудиторской проверки, исправляются недостатки исходя из рекомендаций аудиторов.

Требования, предъявляемые к стандартам внутреннего аудита:

¾ Преемственность и непротиворечивость;

¾ Единство терминологической базы.

Выделяются также 6 групп стандартов внутреннего аудита:

1. Стандарты по анализу законов и нормативных актов, по оценке эффективности использования ресурсов;

2. Стандарты по регулированию технологического проведения аудита;

3. Стандарты по организации работы службы внутреннего аудита, управления и контролю качества;

4. Стандарты по регламентированию составления бухгалтерской отчетности;

5. Стандарты по специальным аудиторским проверкам и консультационным услугам;

6. Стандарты по профессиональным требованиям и взаимоотношениям с другими структурными подразделениями.

Первой задачей на пути формирования новой организационной структуры управления является определение таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно влияют на достижение стратегических целей предприятия. Если прежде к такой сфере относилось только производство, то в условиях рыночной экономики сюда относятся маркетинг, финансы, производство, персонал. А это значит, что вся организационная структура управления должна строиться вокруг них.

В старой организационной структуре управления они были в зачаточном состоянии и не носили линейного характера. Производственный блок с его техническим обеспечением, оставшийся от плановой системы государственного управления, был достаточно хорошо развит и требовал, скорее улучшения, но другие блоки приходилось создавать практически заново, так как перед ними ставились принципиально новые цели и задачи.

Вторая задача при формировании организационной структуры состоит в том, чтобы перейти от традиционного, к стратегическому управлению предприятием. Это в первую очередь задачи генерального директора. Поэтому необходимо было освободить его от текущей, оперативной работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах, персонале. В то же время следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы руководителей всех уровней и каждого подразделения, а также характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, научно-технический прогресс.

Следующая задача новой организационной структуры – обеспечить высокую гибкость системы управления, способность отслеживать быстрые изменения внешней среды. Для этого необходимо создание стратегического центра, а также формирование гибкой системы распределения полномочий.

Современной организационной структуре управления должна соответствовать новая система распределения полномочий, которая должна наполнить подразделения предприятия новым содержанием (целями и задачами), вложить в них новые принципы и методы управления, обеспечить гибкость структуры, адаптивность к меняющейся стратегии фирмы. Для создания стратегической эффективности организационной структуры в положениях о подразделениях и должностных инструкциях приоритет должен отдаваться аналитическим и перспективным направлениям работ. Текущая и оперативная работа должны контролироваться системно – сразу после исполнения. Такой контроль должен выполняться непосредственным потребителем работ, так как становится отправной точкой для следующего этапа работ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

Внешний и внутренний аудит (стр. 1 из 5)

I. Глава 1. Сущность внутреннего аудита

1.1. Необходимость возникновения аудита

1.2. Различия внешнего и внутреннего аудита

II. Глава 2. Организация службы внутреннего аудита

2.1. Структура и состав службы внутреннего аудита

2.2. Разработка методологии внутреннего аудита

III. Глава 3. Использование результатов работы внутренних аудиторов в ходе внешнего аудита в соответствии с международными и российскими стандартами аудита

Список использованной литературы

Внутренний аудит для российской практики понятие новое, в то же время за рубежом он активно применяется уже с конца XIXвека на средних и крупных предприятиях промышленности, строи­тельства, на предприятиях и в организациях транспорта и связи и других сфер деятельности, имеющих сложную управленческую структуру.

Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренни­ми документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функциониро­вания системы внутреннего контроля.

В настоящее время организаций со сложной внутренней структу­рой достаточно много. Это крупные и средние предприятия различ­ных сфер деятельности, организации, имеющие большое количе­ство структурных подразделений, сложные образования типа хол­дингов.

Существующая система внешнего аудита направлена в первую очередь на подтверждение достоверности отчетности и не решает многих проблем, связанных с совершенствованием системы управ­ления.

Актуальность работы проявляется в том, что внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о ее финансово-хозяйственной деятельности, повышает эффективность системы внутреннего контроля, препят­ствующей возникновению нарушений, и подтверждает достовер­ность отчетов ее обособленных структурных подразделений.

Целью курсовой работы является рассмотрение организации внутреннего аудита.

Для этого поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть назначение внутреннего аудита

2. Изучить структуру службы внутреннего аудита

3. Рассмотреть методологию внутреннего контроля

Предметом исследования является внутренний аудит.

В данной работе использовались такие методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, монографический метод, экономико-математический, абстрактно-логический, табличный.

Теоретической базой для данной курсовой работы являются труды российских учёных Барышникова Н.П., Макальской А.К., Мельника М.В.

Курсовая работа изложена на 29 страницах машинописного текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включает одну таблицу.

Глава 1. Сущность внутреннего аудита

1.1 Необходимость возникновения аудита

Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые неза­висимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компа­ниях Европы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (ад­министрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его де­ятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информа­цию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предпри­ятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная ад­министрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглаша­лись специальные люди — аудиторы, которым, по мнению акци­онеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъяв­ляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независи­мость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.[1]

Читайте так же:  Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя проводки

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизво­дителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли при­сяжными бухгалтерами.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потреб­ность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обя­зательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услу­гах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содер­жащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих от­четов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружи­ем против мошенничества.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующи­ми обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны ее со­ставителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвестора­ми, кредиторами);

2) зависимость последствий принимаемых решений (а они мо­гут быть весьма значительными) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информа­ции;

4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.[2]

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответству­ющую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право ока­зания такого рода услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредни­ков, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффектив­ность функционирования рынка капитала и дает возможность оцени­вать и прогнозировать последствия различных экономических реше­ний. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению ком­мерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отноше­ний должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Досто­верность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, — а также кредиторы лишены возможнос­ти самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и за­частую очень сложные операции предприятия законны и правиль­но отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нужда­ются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятель­ности предприятий и соблюдении ими законодательства необходи­мо государству для принятия решений в области экономики и нало­гообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтвержде­ния достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Правильные данные нужны непосредственным инве­сторам или акционерам, а также кредиторам для оценки надежнос­ти погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков инте­ресует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия — ста­бильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходи­мой для разработки экономической политики, включая налого­вые меры.

Компании, в которых администрация и собственники пред­ставлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традицион­ный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:

— возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;

— упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о фи­нансовом состоянии компании;

— упрощение процедуры получения финансовой помощи благо­даря представлению заверенных аудитором документов о финан­совом положении компании;

— упрощение отношений с налоговыми органами, так как прове­ренные аудитором счета вызывают большее доверие;

— возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбит­ра при разборе специфических спорных вопросов между партне­рами.

1.2. Различия внешнего и внутреннего аудита

Внутренний аудит — неотъемлемая часть управ­ленческого контроля организации; он может быть и независи­мым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному орга­ну предприятия, а внешним учредителям.

В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение:

Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренни­ми документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функциониро­вания системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит — один из способов контроля за эффектив­ностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и кон­сультационное значение, поскольку призвано содействовать опти­мизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Источники


  1. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  3. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.
Основное различие внутреннего и внешнего аудита заключается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here