Основные принципы государственной политики в сфере образования

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Основные принципы государственной политики в сфере образования" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

2.2.1. Государственная политика в области образования (образовательная политика)

Из курса «Правоведение», часть которого была посвящена общей характеристике государствоведческих понятий, известно, что одна из центральных категорий теории государства – «сущность государства», находит свое воплощение в проводимой государством политике (государственной политике),

под которой понимается система целей и задач, отражающих видение государством путей и перспектив его и общества в целом функционирования и развития, а также средств и методов, практически реализуемых государством для достижения этих целей и решения соответствующих внутренних и внешних задач.

В зависимости от сфер жизнедеятельности общества, содержания и характера соответствующих им целей, задач, используемых средств и методов, различается множество видов государственной политики: экономическая политика, культурная политика, научно-техническая политика, международная политика и т.д. В этом перечне свое и важное место занимаетобразовательная государственная политика.

Образовательная политика государства в самом общем плане представляет собоймногообразную деятельность государства по обеспечению функционирования и развитию национальной системы образования.В образовательной политике, как во всякой другой, выделяются несколько аспектов, характеризующих ее различные элементы, взаимосвязи между ними, формы и характер ее осуществления, Среди них особое место занимают: собственно политические, идеологические, социальные, социально-психологические, правовые, моральные, конфессиональные (религиозные), организационно-управленческие, материально-технические, финансово-экономические составляющие образовательной политики. С различной степенью конкретизации эти аспекты будут рассматриваться в других главах настоящего пособия. В данном случае ограничимся акцентированием внимания на три положения, относящиеся непосредственно к сущностной характеристике образовательной политики.

Во-первых,образовательная политика государства базируется на целом рядепринципов– руководящих началах, обусловливающих стратегию и тактику образовательной политики на конкретном историческом этапе развития общества и на будущий период (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды).

Во-вторых,эти принципы закреплены в действующем законодательстве, регулирующем различные стороны национальной системы образования, и прежде всего, в конституционных актах и актах, имеющих содержательно-стержневой, характер для правового регулирования сферы образования (Закон РФ «Об образовании» в Российской Федерации, Закон Китайской Народной Республики об образовании, Закон Республики Беларусь «Об образовании» и т.д.).

В-третьих,такая связь между принципами образовательной политики государства и законодательством в сфере образования свидетельствует о том, что правовая основа образовательной политики является ведущей среди других уже в том смысле, что все другие основания политики – идеологические, социальные, финансово-экономические, социальные и др. могут быть актуализированы лишь посредством их отражения в действующем законодательстве. В этом смыслеобразовательное право, о котором речь идет ниже,есть ведущая основа и одновременно важнейший критерий эффективности реальной образовательной политики всякого государства.

К принципам образовательной политики современного российского государства, закрепленным в ст.2Закона РФ «Об образовании»(1992) – основном,системообразующемзаконодательном акте в сфере образования, относятся:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Помимо правовой основы образовательной политики государства, важную роль играют ееидеологическаяиорганизационнаяосновы, непосредственно определяющие цели, задачи, содержание образовательной политики государства, средства и способы ее реализации.

Кидеологическойосновеследует отнестиНациональную доктрину образования в Российской Федерации,одобренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., и действие которой рассчитано до 2025 года.В Доктрине в концентрированном виде изложены основные цели и задачи образования, основные цели государства в сфере образования, требования, относящиеся к педагогическим кадрам, а также ожидаемые результаты реализации доктрины.

Организационной основой образовательной политики государства официально до конца 2005 года являетсяФедеральная программа развития образования,утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ.

Основные структурные элементы данной Федеральной программы отражают характеристику:

а) состояния и основных проблем развития системы образования;

б) целей, задач и сроков реализации программы;

в) направлений реализации программы и ожидаемых результатов;

г) обеспечения ресурсами системы образования;

д) финансового обеспечения программы и

е) системы мероприятий по реализации программы.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, начиная с января 2005 г. вместо Федеральной программы развития образования, утверждаемой законодательно, будет разрабатываться и утверждаться Правительством РФФедеральнаяцелеваяпрограмма развития образования, статус которой как организационной основы государственной политики в области образования на первый взгляд формально не изменился. Тем не менее, при внимательном анализе можно обнаружить, что реально этот статус все же претерпел изменения, поскольку программа развития образования на федеральном уровне переходит на более низкий уровень по степени своей юридической силы: если прежняя программа утверждалась Федеральным законом, т.е. имела законодательный статус, то новая программа будет иметь подзаконный (ведомственный) статус.

Такую законодательную новеллу трудно, думается, отнести к числу и объективно необходимых в современных условиях, и эффективных, поскольку сам законодательный орган, прежде всего, сама Государственная Дума (особенно, ее Комитет по образованию и науке) оказывается лишь косвенно причастным к разработке ведомственной целевой программы в области образования. Более того, такое решение, возлагая, казалось бы, полную ответственность за разработку целей, задач, содержание и средств по реализации государственной политики в области образования только на исполнительную власть в лице федерального Министерства образования и науки, фактически и существенно снижает степень системности управления образования как важнейшего социального института.

Читайте так же:  Может ли государственный служащий заниматься предпринимательством в России: подробный обзор законов

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Основные принципы государственной политики в сфере образования

Образование — основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства.

Право на образование — К. ст.53 Каждый имеет право на образование. Полное общее среднее образование является обязательным … и порядок его реализации — законами.
Важным средством проведения государственной политики в области образования является законодательство:
«Об образовании» от 23.05.91 (в ред .. от 23.03.96)
«О С.«О профессионально — техническом образовании» от 10.02.98
«Об общем среднем образовании» от 13.05.99
«О внешкольном образовании» от 22.06.00
«О дошкольном образовании» от 11.07.01
«О высшем образовании» от 17.01.02

«Об образовании » от 23.05.91 (в ред .. от 23.03.96) (по состоянию на 20.12.05)
Ст. 3 . Право граждан Украины на образование

Право граждан на образование обеспечивается:

разветвленной сетью учебных заведений, основанных на государственной и других формах собственности, научных учреждений, учреждений после дипломного образования;
открытым характером учебных заведений, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитания в соответствии со способностями, интересами гражданина;
различными формами обучения — очной, вечерней, заочной, экстернатом, а также педагогическим патронажем.

Система образования (ст.28)
учебные заведения,
научные, научно — методические и методические учреждения,
научно — производственные предприятия,
государственные и местные органы управления образованием и
самоуправления в области образования.
Система высшего образования (ст.16)
высшие учебные заведения всех форм собственности;
другие юридические лица, предоставляющие образовательные услуги в области высшего образования;
органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования.

Структура образования (ст.29)
дошкольное образование;
общее среднее образование;
внешкольное образование;
профессионально-техническое образование;
высшее образование;
после дипломное образование
аспирантура;
докторантура;
самообразование

Образовательные уровни ( ст.30 ):
начальное общее образование;
базовое общее среднее образование;
полное общее среднее образование;
профессионально -техническое образование;
высшее образование;
высшее образование.
Образовательные уровни высшего образования (ст.7 С. « О высшем образовании»)
Неполное высшее образование
Базовое высшее образование
Высшее

Образовательно — квалификационные уровни:

квалифицированный рабочий;
младший специалист;
бакалавр
специалист, магистр.

Вузов делятся на типы и могут иметь соответствующие уровни аккредитации.
типы:

университет
академия — вуз четвертого уровня аккредитации…
институт — ВУЗ третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии,
консерватория (музыкальная академия)
колледж — вуз второго уровня аккредитации или структурное подразделение вуза третьего или четвертого уровня аккредитации,
техникум (училище) — вуз первого уровня аккредитации или структурное подразделение вуза третьего или четвертого уровня аккредитации

В Украине для управления образованием создаются система государственных органов управления и органы общественного самоуправления.

Система органов управления образованием:
Министерство образования Украины (полномочия — ст.12);
министерства и ведомства Украины, которым подчинены учебные заведения (ст.12);
Высшая аттестационная комиссия Украины (ст.13);
Министерство образования Автономной Республики Крым (ст.12);
местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им органы управления образованием (ст.14).

Глава 1. Принципы государственной политики в области образования.

Самарский филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Направление подготовки – 44.04.01 Педагогическое образование

Работу выполнил магистрант

1 курса Бойко А. П._____________

Работа оценена __________________

«___» _________________ 2016 г.

[1]

Содержание

Глава 1. Принципы государственной политики в области образования.

Глава 2. Особенности развития и функционирования Национального проекта «Образование».

§ 2.1 Создание бизнес-школ мирового уровня.

§ 2.2 Модернизация региональных систем образования.

§ 2.3 Интернетизация образования.

§ 2.4 Инновационные программы вузов.

§ 2.5 Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования.

§ 2.6 Инновационные школы.

Список источников и литературы

Введение

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед.

«Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство», — в этой краткой фразе из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года выражена вся суть современной государственной политики в области образования. В обосновании приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики видна ясная цель формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века, а также признание ведущей системообразующей роли образования в строительстве новой России.

Столь высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов управления им четкого осознания высокой ответственности перед обществом и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.

В связи с этим была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010. г.[1] В ней определены основные задачи, решение которых должно существенно повысить уровень качества, доступности и эффективности образовательного комплекса в РФ. Модернизация системы общего образования позволит улучшить функционирование рынка труда в нашей стране.

Важнейшим инструментом реализации Концепции стал национальный проект «Образование». В настоящее время одним из его приоритетных направлений является осуществление региональных комплексных проектов модернизации общего образования.

Актуальность данной темы такова, что Российская Федерация проходит сложный путь своего развития в пост-советский период, который часто упоминается в официальных обращениях и в СМИ, но нет чёткой ясности, о потраченной четверти века нашим государством, что это? Начало или конец пост-советского периода? Чёткий отказ от доктрин СССР и модели управления государством во всех сферах, в том числе и в образовании, встаёт вопрос, заявляемые верховным руководством страны планы и осуществляемые реформы в образовании это какой то эксперимент, с авантюристским подходом или чётко и уверенная долгосрочная политика нашего правительства?

Читайте так же:  Разрешение на строительство до введения градостроительного кодекса

Глава 1. Принципы государственной политики в области образования.

Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:

1. право каждого жителя РФ на образование;

2. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

3. право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;

4. основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования.

Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления): 1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества; 2) обеспечение политической устойчивости власти; 3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики; 4) разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз); 5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

[3]

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой — в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования.

Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Наряду с государственными учебными заведе­ниями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатно­го образования существует платное во всех звеньях — от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финанси­рование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контро­лируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета ад­ресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образова­тельных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной осно­ве между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, ин­вестиции в человека становятся государственной политикой.

Читайте так же:  Какие условия для освобождения от уплаты алиментов?

Развивается нормативная правовая база в области образования: поста­новлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профес­сионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном вы­ражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Таким образом, образование напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

[Закон «Об образовании в РФ»] [Глава 1] [Статья 3]

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Примерные вопросы для экзамена по дисциплине Педагогика

Название Примерные вопросы для экзамена по дисциплине Педагогика
Дата 27.01.2018
Размер 0.97 Mb.
Формат файла
Имя файла pedagogika_k_ekzamenu.doc
Тип Вопросы для экзамена
#35286
страница 5 из 28
Подборка по базе: 1 Тесты или вопросы.doc, Тестовые вопросы по специальности «Эндокринология (взрослая)».pd, Аттестация риэлторов — экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов — экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов — экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов — экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов — экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов — экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов — экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов — экзаменационные вопросы, тесты.docx.

Система образования РФ, ее структура и основные принципы государственной политики в сфере образования (ФЗ «Об образовании в РФ»).

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

[2]

• учреждения дополнительного образования; .

• другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Сегодняшняя система образования в России — федеральная, централизованная.В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

Дошкольное образование. Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет. В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях.

Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии- неприемлемо

Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже — доктора наук.

Принципы государственной политики в области образования. Образовательная политика – это деятельность субъектов образования, общественных институтов и властных структур по определению общенациональной системы социальных приоритетов в образовании и целенаправленной деятельности по их претворению в жизнь.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах (ФЗ «Об образовании»):

• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов. По организационно-правовым формам выделяют :

• 3) муниципальные образовательные учреждения.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений :

• 2) массовые, общедоступные школы;

• 3) учреждения профессионального образования;

• 5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся:

• 3) развивающие центры и т. д.

Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Общеобразовательные учреждения представлены :

В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.

В структуру общеобразовательной школы входят :

• 3) старшая школы.

Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.

Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:

1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;

2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;

3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;

4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.
Цель образования – сформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.

Право на образование закреплено не только в законе «Об образовании», но и в Конституции РФ.

Основным инструментарием для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации служат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования. ФГОСы определяют требования к структуре основных образовательных программ, а так же к условиям реализации и результатам их освоения. Стандарты должны обеспечить преемственность образовательных программ и, одновременно, вариативность их содержания.

Принцип светскости образования — это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.

Принципы государственной образовательной политики

В статье 2 Закона РФ «Об образовании» установлены основные положения государственной политики в области образования. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учётом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т.д.).

Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько позиций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образования в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребёнку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образования в контексте образовательных программ, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Гуманистический характер образования.

Читайте так же:  Основания отказа в государственной регистрации юридического лица

По общенаучному философскому определению гуманизм в широком смысле – это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми.

В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер образования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, автономизации и др. Цель гуманистически направленного образования, основывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребёнку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время разграничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнёр общения, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя её духом сотрудничества, сотворчества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информационная, контролирующая.

контрольная работа Государственное регулирование образования и науки

Государственное регулирование в области образования Российской Федерации. Формы организации и финансирования науки. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Органы управления в сфере науки.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Читайте так же:  Сколько машин можно зарегистрировать на одного человека

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.11.2015
Размер файла 73,0 K

Подобные документы

Органы исполнительной власти как субъекты административного права. Принципы построения органов исполнительной власти. Организация деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Полномочия Министерства образования и науки РФ.

контрольная работа [28,5 K], добавлен 15.10.2011

Сущность, цели, задачи, перечень полномочий и законодательная регламентация деятельности Министерства образования и науки России. Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования. Министр образования и науки РФ.

реферат [24,5 K], добавлен 06.03.2011

Изучение понятия и правового закрепление федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, как федерального органа исполнительной власти. Анализ полномочий, организации деятельности, и контрольно-надзорных функций в сфере науки и образования.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 15.03.2010

Государственное регулирование муниципального управления в сфере образования. Современная ситуация в сфере образования в городе Улан-Удэ. Муниципальные органы управления в области образования города Улан-Удэ. Проблемы и пути решения выявленных проблем.

курсовая работа [57,0 K], добавлен 07.12.2011

Правовая основа государственного управления в образовательной схеме. Органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере образования. Проблемы и перспективы реформирования государственного управления Российской Федерации в сфере образования.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 26.06.2012

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Система образования Российской Федерации. Уровни общего и профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и требования.

презентация [142,5 K], добавлен 27.12.2013

Основы управления в современной сфере образования. Анализ организационных и распорядительных документов министерства образования и науки Астраханской области. Единая система делопроизводства и организации работы с документами в Министерстве образования.

отчет по практике [58,8 K], добавлен 09.05.2014

Механизмы правового воздействия на образовательные отношения. Современное состояние системы нормативно-правовых актов об образовании. Отношения в сфере образования: государственное регулирование, управление и контроль оценки качества образования.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 10.03.2014

Система органов государственного управления образованием. Организация управления высшим учебным заведением. Обучение по программам бакалавриата. Научные учреждения и организации. Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, социального развития.

реферат [29,0 K], добавлен 22.11.2009

Государственное регулирование науки в РФ, методы финансирования. Основные проблемы воспроизводства отечественного научного потенциала. Тенденции его финансовой поддержки. Приоритеты управления наукой и инновационной деятельностью в Приморском крае.

Видео (кликните для воспроизведения).

курсовая работа [57,0 K], добавлен 26.06.2016

Источники


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

  3. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
Основные принципы государственной политики в сфере образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here