Основания отказа в государственной регистрации юридического лица

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Основания отказа в государственной регистрации юридического лица" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица

Перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица является исчерпывающим. Эти основания перечислены в п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон «О госрегистрации»), среди которых в т. ч. следующие:

  • непредставление в регистрирующий орган необходимого комплекта документов (см. статью «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?»);
  • направление документов в ненадлежащий регорган;
  • участие юрлица, данные которого подаются в регорган, в реорганизации или принятие в отношении него решения о ликвидации;
  • несоблюдение установленной формы подаваемых документов;
  • подписание заявления о регистрации организации или внесении изменений в ЕГРЮЛ лицом, не обладающим соответствующими полномочиями;
  • выход из общества всех участников или единственного участника;
  • несоответствие названия организации предписаниям законодательства;
  • поступление до завершения процедуры госрегистрации в регорган судебного акта, содержащего запрет на проведение указанных регистрационных действий, и т. д.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В статье нами приведен неполный список оснований для отказа в регистрации юридического лица. С полным перечнем можно ознакомиться в ст. 23 закона «О госрегистрации».

Кроме того, с 01.10.2018 он будет дополнен еще 2 пунктами, согласно которым ФНС сможет отказать в госрегистрации, если заявитель (п. 12 ст. 1 закона «О внесении изменений. » от 30.10.2017 № 312-ФЗ) представит документы:

  • составленные с нарушением требований к оформлению (на практике данное обстоятельство уже квалифицируется как основание для отказа в процедуре, см. п. 1.1 письма ФНС России «О направлении. » от 06.07.2017 №ГД-4-14/[email protected]);
  • содержащие недостоверные сведения.

Действия регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации юридического лица

Решение об отказе в проведении данной процедуры может быть вынесено компетентным сотрудником регоргана в пределах 5 дней с момента получения документов (п. 3 ст. 23 закона «О госрегистрации»).

Такое решение оформляется в письменном виде. Его обязательным атрибутом является ссылка на конкретное нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации».

Документ, содержащий решение об отказе, в течение 1 дня с момента принятия такого решения должен быть направлен заявителю тем способом, который последний указал в своем заявлении. Если же в заявлении способ не определен, отказ направляется на указанный заявителем почтовый адрес.

Если заявление подавалось в регорган через МФЦ или посредством использования электронных каналов связи, в т. ч. портала госуслуг, то решение об отказе направляется в МФЦ для выдачи впоследствии заявителю либо в электронной форме на указанный заявителем адрес электронной почты соответственно.

Более детально порядок работы регоргана с представленными для регистрации юрлица документами, формирования и выдачи результата такой госуслуги (в т. ч. решения об отказе) описывается в Административном регламенте. утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее — Регламент).

Оспаривание решения регоргана об отказе

Решение регоргана об отказе в регистрации юрлица может быть обжаловано (п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», пп. 116, 126 Регламента):

  • в вышестоящий регорган;
  • ФНС России;
  • суд.

Жалоба подается в письменной форме, в т. ч. с использованием электронных каналов связи, а ее содержание регламентировано ст. 25.4 закона «О госрегистрации». Жалобу необходимо представить непосредственно в орган, принявший спорное решение, для ее дальнейшей передачи в вышестоящий орган.

ВАЖНО! Решение регоргана об отказе в госрегистрации может быть обжаловано в судебном порядке только при выполнении требования закона о досудебном урегулировании (абз. 2 п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», п. 1 ст. 197, п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В жалобе в обязательном порядке указываются основания, по которым заявитель считает отказ регоргана в госрегистрации юрлица неправомерным.

Что не может выступать основанием для отказа в регистрации юридического лица

Следует учесть, что основаниями для отказа в регистрации юридического лица не могут выступать следующие обстоятельства:

  • наличие судебного спора или третейского разбирательства по вопросам, связанным со сведениями, подлежащими внесению в ЕГРЮЛ, о размере доли в уставном капитале юрлица или ее принадлежности конкретному лицу (п. 1.1 ст. 23 закона «О госрегистрации»);
  • отсутствие у юрлица разрешений на привлечение и использование иностранных сотрудников (п. 1.3 письма ФНС России «О направлении Обзора. » от 11.10.2017 № ГД-4-14/[email protected], далее — Обзор);
  • проживание руководителя юрлица в ином иностранном государстве (п. 1.5 письма № ГД-4-14/[email protected]);
  • наличие сомнений в достоверности указанных в заявлении сведений в отсутствие у регоргана на момент вынесения решения об отказе в госрегистрации юрлица достаточных доказательств, на основании которых можно было сделать вывод о том, что в заявлении указаны недостоверные сведения об участнике такого юрлица (п. 1.6 Обзора), и др.

Итак, исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации». Такой перечень расширительному толкованию не подлежит, однако в 2018 году будет дополнен новыми пунктами.

Решение об отказе принимается до истечения 5 дней с момента получения документов регорганом и должно быть направлено заявителю в течение 1 дня с момента принятия. Оно может быть оспорено.

Расширение оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

28 июня 2013 года Президентом РФ был подписан Проект Федерального закона N 196666-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» которым было предложено внести изменения, в частности, в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации (далее – Закон N 129-ФЗ).

Таким образом, был принят Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон N 134-ФЗ).

Закон N 134-ФЗ добавил некоторые основания для отказа в государственной регистрации.

Так, согласно пп. «к» – пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, введенных Законом N 134-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае:

При этом, как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 июля 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Читайте так же:  Разрешается ли закрепление автомобиля за начальником ктп

Налоговый орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона N 129-ФЗ, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).

При этом согласно изменениям, внесенным Законом N 134-ФЗ в ст. 51 Гражданского кодекса РФ, убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Закон N 134-ФЗ внес и другие дополнения в ст. 51 Гражданского кодекса РФ.

Так, ст. 51 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

Также Закон N 134-ФЗ дополнил ст. 51 Гражданского кодекса РФ положениями об особенностях государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

Так, согласно положениям п. 3 и п. 4 ст. 51 Гражданского кодекса РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Вышеуказанные изменения соответствуют отдельно изложенным принципам развития гражданского законодательства РФ, которые содержатся в Разделе 2 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, которая была одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.

[1]

Например, Закон N 134-ФЗ реализовал принцип публичной достоверности реестра, в соответствии с которым любое добросовестное лицо, полагавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных реестра фактическим обстоятельствам. Юридическое лицо при этом не вправе ссылаться на данные, не внесенные в реестр, равно как и на недостоверность данных, содержащихся в реестре, в отношении лиц, добросовестно полагавшихся на эти данные. Установление же недостоверности таких данных должно является безусловным законным основанием отказа в государственной регистрации юридического лица.

Эти положения закреплены Законом N 134-ФЗ в п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ. Согласно его положениям данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

[2]

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

При этом Закон N 134-ФЗ не внес такое содержавшееся в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предложение по изменению функции по регистрации всех юридических лиц и ведению ЕГРЮЛ и закреплению ее за органами юстиции, которые в настоящее время уже осуществляют государственную регистрацию некоммерческих организаций. Как указано в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации это позволило бы сосредоточить государственную регистрацию всех юридических лиц в одном ведомстве и создать единый электронный реестр.
Однако, органами, осуществляющими государственную регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по-прежнему остались налоговые органы. Закон N 134-ФЗ вступил в силу с 30 июня 2013 года.

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО «Мир Консалтинга»

Ошибка в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании – основание для отказа?

Сегодня по всей России ежедневно создаются (регистрируются) сотни юридических лиц, в том числе и наиболее популярная и любимая нашими согражданами форма в виде общества с ограниченной ответственностью (ООО). С момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц субъект считается созданным, может осуществлять принадлежащие ему гражданские права и должен выполнять возложенные на него обязанности.

Однако на практике налоговые органы, на которые возложена обязанность регистрации юридических лиц, всеми доступными способами пытаются преградить новому юридическому лицу доступ к праву на осуществление деятельности.

Так, при обнаружении малейших, не являющихся юридически значимыми, недостатков в документах, поданных на государственную регистрацию юридического лица, в том числе в Заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании (далее – Заявление), налоговые органы отказывают в регистрации нового юридического лица. К примеру, одна из налоговых инспекций города Екатеринбурга недавно отказала в создании ООО по той причине, что в Заявлении в листе «М» была допущена малозначительная опечатка при указании кода ОКВЭД.

Читайте так же:  Посмотреть показания счетчика электроэнергии по лицевому счету

Привожу дословную выдержку из Решения об отказе в государственной регистрации юридического лица: «В соответствии с разделом 12 листа «Н» Заявления заявитель подтверждает, что сведения, содержащиеся в Заявлении, достоверны.

Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06 ноября 2001 года № 454-ст с 1 января 2003 г. принят и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее – Классификатор). В соответствии с листом «М» страницы 10 регистрируемое общество осуществляет такой вид экономической деятельности, как рекламная деятельность, которому, согласно Заявлению, соответствует код 70.40.

В соответствии с Классификатором рекламной деятельности соответствует код 74.40.

Учитывая изложенное, утверждение заявителя по разделу 12 страницы 11 Заявления не соответствует действительности, а заявление считается не представленным.

В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон) принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов».

То есть налоговый орган, увидев небольшую опечатку в Заявлении, посчитал представленные сведения недостоверными, а заявление не поданным.

В другом подобном примере был получен отказ в государственной регистрации ООО при создании на том основании, что, невнимательно заполнив Заявление, Заявитель пропустил пару пунктов, не указав в Заявлении в пункте 3.2 страницы 01 наименование органа (в нашем случае это был Директор) и, пропустив пункт 12 страницы 03, где должно было быть указано общее количество видов экономической деятельности, (в нашем случае их было 12). Налоговый орган, как и в предыдущем случае, посчитал, что при таких обстоятельствах Заявление считается не поданным, и, руководствуясь подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон № 129-ФЗ) принял решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных статьей 12 Закона № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

И таких примеров, когда налоговый орган отказывает в государственной регистрации из-за незначительных недостатков в заявлении, масса.

Подпункт а) пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, действительно, содержит такое основание для отказа в государственной регистрации, как непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Статья 12 Закона № 129-ФЗ содержит следующий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Представление документов на государственную регистрацию юридического лица в налоговый орган подтверждается выдачей расписки, то есть документа, подтверждающего наименование и количество поданных документов. Однако, не смотря на то, что все документы, поименованные в вышеуказанном перечне, налоговым органом получены, расписка выдана, тем не менее, налоговый орган считает возможным отказывать в государственной регистрации на том основании, что в Заявлении имеются ошибки. Ошибка в Заявлении необоснованно приравнивается налоговиками к отсутствию Заявления как такового.

Однако такая практика, по меньшей мере, несправедлива, а, в сущности, далеко не всегда законна. Ведь фактически все документы считаются поданными, а ошибки, допущенные при заполнении Заявления, не указаны в Законе № 129-ФЗ как основание для отказа. Да, может быть, они и свидетельствуют о том, что указанные сведения не совсем достоверны, но это уже другой вопрос, и другая статья закона, предусматривающая иные правовые последствия.

Отказ в регистрации юридического лица при создании, в том числе и из-за наличия каких-либо неточностей в Заявлении, может быть обжалован в суд, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Судебная практика по данному вопросу складывается не совсем однозначно. Здесь исход дела будет зависеть от конкретной ситуации. В одних случаях суды, рассматривая заявления об оспаривании подобных отказов в государственной регистрации юридических лиц, встают на сторону заявителей и обязывают налоговые органы устранить допущенные нарушения. В других случаях суды признают отказы налоговых органов абсолютно обоснованными и законными.

Позиция судебных органов зависит от того, мог ли налоговый орган самостоятельно устранить выявленное несоответствие, проанализировав, в совокупности, весь пакет представленных документов. Так, в нашем первом примере опечатка в цифрах кода ОКВЭД могла быть устранена налоговой инспекцией, исходя из сопоставления текста Устава ООО, в котором были указаны виды деятельности, и листа «М» Заявления, из которого четко усматривается наименование точно такого же вида деятельности по ОКВЭД.

Во втором примере недостатки Заявления также могли быть устранены налоговым органом. Не смотря на то, что в пункте 3.2 страницы 01 отсутствовало наименование органа (Директор), оно присутствовало в Уставе, в Договоре о создании ООО, да и в самом Заявлении в листе «Е», где указываются подробные сведения об этом органе. Отсутствие общего количества видов экономической деятельности на странице 03 заявления также не должно было являться препятствием для государственной регистрации, поскольку в листе «М» заявления видно количество видов экономической деятельности.

Как справедливо указано в Определении Высшего арбитражного суда РФ от 13.11.2010 N ВАС-12101/10 по делу N А60-43906/2009-С10, «Сама концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении законов все органы и должностные лица должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Действия государственных и муниципальных органов должны быть направлены на обеспечение достижения гражданами и юридическими лицами того законного юридического результата, за которым они обращаются к этим органам.

Государственный или муниципальный орган, обнаружив явную ошибку (опечатку), допущенную при оформлении документов, обязан самостоятельно устранить ее, а при наличии сомнений обратиться за уточнением к заявителю, если в соответствии с законом не установлена иная процедура обеспечения прав заявителей.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, равно как любой другой государственный или муниципальный орган или должностное лицо, должны содействовать, а не препятствовать в реализации гражданами и юридическими лицами своих прав, в том числе и права на создание организации.

Читайте так же:  Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги

Следовательно, рамки административной процедуры регистрации юридических лиц, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом непосредственного действия прав и свобод человека, не должны исключать помощь должностных лиц регистрирующего органа лицу, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением о создании организации».

Проблема состоит еще и в том, что наши граждане попросту боятся идти в суд, считают лишним и утомительным доказывать свою правоту в судебных органах. Ведь судебный спор подразумевает финансовые и временные затраты. Некоторые заявители опасаются обращаться в суд из страха быть «взятым на заметку» налоговиками в будущем, боязни повышенного внимания со стороны налоговой инспекции.

Заявители выбирают чаще всего другой путь – они заново готовят документы на государственную регистрацию юридического лица, и вновь обращаются в налоговый орган. И все бы ничего, вроде бы и не так утомительно, т.к. по сути, не представляет ничего сложного устранить ошибку в Заявлении, заново распечатать учредительные документы, потерять пару часов на поход к нотариусу и пару-тройку часов на ожидание в очереди у кабинета отдела по регистрации юридических лиц. Но загвоздка еще и в том, что повторной подаче документов на государственную регистрацию заявителю приходится повторно в полном объеме уплачивать государственную пошлину, которая составляет на сегодняшний день 4 000 рублей. То есть, по сути, государственная регистрация обходится заявителю в два раза дороже, а бюджет нашего государства за счет таких вот отказов налоговиков пополняется стремительными темпами, ведь, в сущности, проверив и проанализировав документы на регистрацию, налоговый орган формально выполнил свои обязанности, а отказ, это, извините, граждане, ввиду ваших ошибок и вашей невнимательности.

Какой же может быть выход из данной ситуации, если судебный процесс для наших граждан утомителен и непривлекателен, а переплата государственной пошлины является несправедливой?

Если обратиться к схемам работы других государственных органов, например, к работе органов, занимающихся государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то можно увидеть, что данные органы наделены полномочиями приостанавливать государственную регистрацию на определенный срок (ст. 19 Федерального закона РФ Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). То есть, сторонам сделки предоставляется возможность устранить недостатки, исправить ошибки.

Интересным представляется также проведение параллели с работой арбитражных судов. Так, если исковое заявление подано в арбитражный суд нарушением предусмотренных требований, заявителю дается шанс устранить, исправить недостатки. Статьей 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрена возможность оставления искового заявления без движения. Цель – дать возможность истцу устранить допущенные нарушения в срок, установленный в определении арбитражного суда.

На основании проведенных примеров и сравнений закономерно возникает идея — может, имеет смысл внести некоторые изменения в Закон № 129-ФЗ? Возложить на наши налоговые органы обязанность при государственной регистрации уведомлять заявителей о выявленных недостатках и устанавливать разумный срок для их устранения? Это позволило бы избежать и излишних судебных споров, и ненужной переплаты государственной пошлины, да и сэкономило бы массу времени налоговым органам, заявителям и судам. Ну и, ко всему прочему, позволило бы избежать скопления дел об отказах на полках кабинетов налоговых органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Автор: И. В. Швецова магистр частного права, практикующий юрист, руководитель Юридического бюро «ЮРМАКСИМУМ»

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 2 (2) 2011 С. 5

Отказ в регистрации юридического лица (ООО)

Оформление документов для создания ООО осуществляется с соблюдением множества правил. Поэтому любая мелкая ошибка может привести к отказу в регистрации. При помощи нашего бесплатного онлайн-сервиса вы легко подготовите весь пакет документов для регистрации ООО в полном соответствии с законодательством РФ.

В процессе подготовки документов для регистрации ООО, у многих будущих владельцев организаций возникают вопросы по каким причинам в регистрации юридического лица могут отказать, как этого избежать и что делать в том случае, если отказ все-таки получен.

Причины отказа в регистрации ООО

1. В поданных документах выявлены ошибки. Имеются в виду не только фактические ошибки (например, несоответствие сведений в учредительных документах действительной информации), но и грамматические ошибки (например, несоблюдение правил сокращений), просто опечатки. Обязательно проверьте реквизиты в квитанции на оплату госпошлины.

2. Сформирован неполный пакет документов. Сотрудник регистрирующего органа, принимающий от вас документы, не обязан проверять комплектность пакета документов. В его обязанности только входит удостовериться в заполнении заявления по форме Р11001 и уплате госпошлины.

3. Ошибка нотариуса. При получении отказа в регистрации ООО, ошибка может возникнуть не только по вашей вине. В обязанности нотариуса входит проверка пакета документов, в том числе на отсутствие ошибок. В прочем, регистрирующий орган не волнует по чьей вине возникла ошибка, отказ получаете вы, а значит несете риск потери уплаченной госпошлины и времени на исправление ошибок в документах.

4. Адрес массовой регистрации. Если юридический адрес ООО, указанный в документах на регистрацию, является массовым и находится в черном списке ИФНС – вам однозначно откажут. Выбирая такой адрес, в качестве юридического адреса компании, будьте готовы к негативным последствиям в виде отказа в государственной регистрации ООО.

5. Руководитель организации находится в черном списке ФНС. Аналогично отказу по причине использования адреса массовой регистрации. Законодательством не ограничивается количество компаний, в которых может быть один и тот же руководитель, но при этом, есть риск попасть в список «массовых руководителей» и получить отказ в регистрации ООО.

С полным перечнем причин отказа в государственной регистрации компании вы можете ознакомиться в ст.23 ФЗ от 08.08.2001г. N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Как избежать отказа в регистрации ООО

Перед подачей документов в регистрирующий орган проверьте весь комплект документов для регистрации ООО.

Обратите внимание на некоторые важные мелочи:

  • информация в документах соответствует действительности;
  • наличие и расположение подписей и печатей;
  • наличие данных в полях, обязательных к заполнению;
  • простановка дат;
  • наличие опечаток и тд.

Чтобы избежать глупых ошибок рекомендуем все основные документы для регистрации ООО оформлять при помощи бесплатных автоматизированных онлайн-сервисов. Кроме этого если вы сомневаетесь в своих силах, то лучше обратитесь к профессиональному юристу за консультацией.

Что делать, если вам отказали в регистрации ООО

Решение об отказе в регистрации ООО принимается в течении трех рабочих дней с момента подачи документов. Письменное подтверждение об отказе можно получить в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Читайте так же:  Что делать если работник отказывается подписывать приказ

Документ об отказе выдается заявителю или его представителю тем способом, который был указан в заявлении по форме Р11001 (лист Н страница 3). Если заявитель не определил, в каком виде хочет забрать документы, решение отправят по почтовому адресу, указанному в заявлении.

При подаче документов через МФЦ, решение об отказе направят в данный центр.

Регистрируя компанию через интернет с использованием ЭЦП, отказ направляется в форме электронного документа на e-mail, указанный заявителем. По запросу вам предоставят решение об отказе в бумажном виде (скачать образец).

В решении об отказе должна быть указана причина отказа, с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст.23 ФЗ от 08.08.2001г. N 129.

Если вы получили отказ, но его причина вам не ясна, вы имеете полное право получить в регистрирующем органе разъяснения. В случае затягивания процесса обратитесь к одному из руководителей.

Далее действуйте по ситуации:

Допустим, с причинами отказа вопросов не возникло, и вы согласны с тем, что были допущены ошибки, указанные в решении об отказе. В таком случае, проявите внимательность, и подготовьтесь к повторной подаче документов для регистрации ООО, не забыв при этом еще раз оплатить госпошлину.

В том случае, если отказ возник по ошибке нотариуса или банка, обратитесь непосредственно к ним и потребуйте исправления ошибок и возмещения ущерба. Если нотариус (банк) не захотят действовать мирным путем, вам ничего не остается, как только обратиться в суд.

Обжалование решения об отказе

Также, может сложиться ситуация, когда формулировку отказа вам так и не разъяснили, а вы не смогли найти ошибок в документах – направляйте в ИФНС жалобу на решение (скачать бланк). Срок на отправку жалобы – в течение трех месяцев с момента получения отказа.

Если в течение двадцати пяти дней не получен ответ, действуйте через суд. Подробно о порядке обжалования можно узнать в главе VIII.1. ФЗ от 08.08.2001г. N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом, рекомендуем предварительно получить консультацию юриста, с целью оценить ситуацию и вероятность положительного исхода при обращении в суд.

Тонкости регистрации: основания отказа, о которых вы не знаете

Бытует мнение, что 90% отказов в госрегистрации сведений об учредителе (участнике) или руководителе организации объясняются формальными нарушениями закона о госрегистрации юрлиц. Но в 2016 году в него внесли специальные основания для отказа. Большинству директоров и учредителей они до сих пор неизвестны. Поэтому отказ в регистрации, а также его причины могут стать для заявителей полной неожиданностью. Как правильно подобрать руководителя или учредителя (участника) компании, расскажет старший консультант Департамента юридической практики Alliance Legal Consulting Group Никита Роженцов.

1 января 2016 года начали действовать новые основания для отказа в регистрации учредителей (участников) и руководителей (лиц, действующих от лица компании без доверенности). Кандидатуры не внесут в ЕГРЮЛ, если их прошлый опыт дает основания сомневаться в их добросовестности:

– лицо ранее было учредителем/участником ООО (с долей 50% и более в уставном капитале) или руководителем юридического лица иной организационно-правовой формы, которое было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее (п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации) и при этом имело долги, в том числе безнадежные, перед бюджетом;

– лицо является учредителем/участником ООО (с долей 50% и более в уставном капитале) или руководителем юридического лица иной организационно-правовой формы, сведения о котором в ЕГРЮЛ отмечены как недостоверные, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации компании.

Новые нормы внесли в п. «ф» ст. 23 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанные ограничения действуют в течение трех лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ либо внесения соответствующих сведений в реестр.

Ограничения в отношении учредителя (участника) либо руководителя компании де-факто дублируют положения КоАП РФ о дисквалификации (ст. 3.11) с той лишь разницей, что административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судьей.

Стоит отметить, что введенные ограничения могут распространять свое действие применительно к случаям, когда управление юридическим лицом осуществляется управляющей компанией (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-6644/2016 по делу № А73-9926/2016 от 6 февраля 2017 г.).

«Бомба замедленного действия»

Логика законодателя проста и понятна: он стремился обеспечить достоверность ЕГРЮЛ, в частности, не допустить регистрации компаний, которые создаются для недобросовестной деятельности путем использования «номиналов» и т. д.

В то же время могут пострадать интересы лиц, которые занимались компанией, а затем потеряли к ней интерес и оставили с долгами перед бюджетом (пускай даже самыми незначительными). Для таких лиц нормы могут оказаться «бомбой замедленного действия»: они могут даже не подозревать об ограничениях, о которых узнают, как правило, лишь когда получат решение ИФНС об отказе в регистрации.

В более выигрышном положении те, кто имеет отношение к «проблемной» компании, которая еще не ликвидирована, но сведения о которой в ЕГРЮЛ отмечены как недостоверные. Они могут преодолеть ограничение, если внесут в реестр достоверную информацию или обжалуют соответствующую запись в административном или (или) судебном порядке.

Информация: как и что проверить

Хотя закон не регламентирует процедуру проверки указанных ограничений, не составляет большого труда узнать, участвовал ли человек в деятельности компании с «темным» прошлым. Достаточно проверить сведения в ЕГРЮЛ, это общедоступно. Куда сложнее выяснить, были ли долги у компании, прекратившей деятельность. Ее участник или руководитель могут просто не располагать достоверной информацией об этом.

Действующие правовые акты дают возможность получить справки от налоговых органов о том, платил ли налогоплательщик (плательщик сбора и/или страховых взносов, налоговый агент) налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако закон не регламентирует право бывшего учредителя (участника) либо руководителя юридического лица обратиться за такими справками в налоговый орган. В силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ это могут сделать только налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент. В то же время даже минимальная непогашенная задолженность перед бюджетом – вполне себе основание отказать в регистрации (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06-21519/2017 по делу № А49-11258/2016 от 8 июня 2017 г.).

Остается надеяться, что обсуждаемые нормы Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволят повысить достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, а также послужат толчком к осознанному подбору кандидатур на должность участника либо руководителя компании.

Читайте так же:  Справка о назначении пенсии вместо пенсионного удостоверения

Основания отказа в государственной регистрации юридического лица

Наши друзья и клиенты

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Новые правила государственной регистрации юридических лиц

С 29 апреля 2018 года:

С 1 октября 2018 года

Если при регистрации юридического лица будет получен отказ, то заявитель вправе исправить недостатки.

При условии, что отказ в регистрации получен по основаниям:

1. Не представлены необходимые документы
2. Документы для регистрации оформлены неверно.

Срок на исправление недостатковтри месяца со дня принятия решения об отказе.

1. В течение трех месяцев можно еще один раз обратиться за регистрацией юрлица.
2. Государственная пошлина повторно уплачиваться не будет.
3. Не нужно снова представлять документы, если они остались у регистрирующего органа.

Основание: Федеральный закон от 30.10.2017 N 312-ФЗ

Новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица

с 1 января 2016 года — представление недостоверных документов или сведений, а также представление сведений об учредителе или директоре, чьи компании были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие (п. 10 ст. 4 Закона № 67-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Федеральный закон №129-ФЗ в пункте 1 статьи 23 называет исчерпывающий перечень оснований для возможного отказа в регистрации юридических лиц:

— непредставление определенных Федеральным законом №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов;

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

— наличие в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Примечание. С момента записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона №129-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать указание на основание отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее срока, установленного статьей 8 Федерального закона №129-ФЗ для государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд – часть 3 пункта 1 статьи 51 ГК РФ.

Ответственность регистрирующего (налогового) органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц предусмотрена статьей 24 Федерального закона №129-ФЗ.

В соответствии пунктом 1 статьи 24 Федерального закона №129-ФЗ за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка регистрации, а также за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений (документов) либо иных, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц, документов заинтересованным лицам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 2 статьи 14.25 КоАП РФ).

Согласно положению пункта 2 статьи 24 Федерального закона №129-ФЗ, регистрирующий орган на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

В соответствии со статьей 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) – неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение должностного лица от регистрации влечет для «чиновника» наступление уголовной ответственности.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия (непредставление или несвоевременное представление сведений необходимых для включения в государственный реестр, а равно предоставление недостоверных сведений) предусмотрена пунктом 1 статьи 25 Федерального закона №129-ФЗ.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 1 статьи 14.1 КоАП РФ).

Непредставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50-ти минимальных размеров оплаты труда (пункт 3 статьи 14.25 КоАП РФ).

Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50-ти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет (пункт 4 статьи 14.25 КоАП РФ).

В соответствии с поправками, внесенными в статью 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, влечет за собой уголовную ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно с вопросами, касающимися государственной регистрации юридических лиц, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Государственная регистрация юридических лиц».

Источники


  1. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  3. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
Основания отказа в государственной регистрации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here