Основные законы регулирующие предпринимательскую деятельность

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Основные законы регулирующие предпринимательскую деятельность" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя

Исторические этапы правового регулирования российской истории, дают нам понять, что частное предпринимательство существовало на протяжении всей отечественной истории, поддерживалось государством и играло важную роль в развитии экономики. Рассматривая историко-правовые этапы российской истории, можно с уверенностью сделать вывод, что частное предпринимательство существовало на протяжении всей отечественной истории, поддерживалось государством и играло важную роль в развитии экономики.

Предпринимательство развивалось, учитывая особенности национального менталитета, то есть на основе обычаев, традиций, религиозной этики российского народа. При этом государство в России играло ведущую роль в развитии частного бизнеса. Его запрет со стороны государственной власти приводил к дестабилизации в стране. И наоборот, поддержка частного бизнеса способствовала развитию экономики. Вспомним политику «военного коммунизма» со своей жесткой централизацией и отрицанием частной собственности, именно она привела страну к полной экономической разрухе, социальной напряженности и обнищанию народа.

Напротив, пример новой экономической политики показывает, что развитие частного предпринимательства способствовало всеобщему процветанию. И именно частный российский бизнес в этот период создал для России материально-финансовую основу для дальнейшего экономического развития в рамках цивилизованной модели. И на сегодняшний день частное предпринимательство играет существенную роль в развитии российского государства, но, к сожалению, вопросы правовой регламентации граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, принадлежат к числу важнейших проблем гражданского права.

Действующее российское законодательство в сфере развития частного бизнеса не представляет собой полноценной системы правовых норм, которую можно характеризовать как свод основных положений, включающих в себя все разнообразие и многогранность вопросов, связанных с реализацией предпринимательских интересов. Наоборот, действующая нормативная система полна внутренних противоречий и несоответствий положениям других отраслей права. Также следует отметить, что темпы совершенствования отечественного законодательства в сфере предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям права и экономики.

Сложность формирования действующей полноценной правовой базы предпринимательской деятельности заключается в том, что мы утратили практический опыт предпринимательства из-за многолетнего господства плановой экономики, в результате которого положения частно-предпринимательской деятельности были изъяты из предмета регулирования гражданского права.

Предпринимательство развивалось во всех своих аспектах, учитывая особенности национального менталитета, то есть на основе обычаев, традиций, религиозной этики российского народа. При этом государство являлось важнейшим фактором в развитии частного бизнеса. Запреты со стороны государственной власти приводили к дестабилизации в стране. Наоборот, поддержка частного бизнеса способствовала значительному развитию экономики.

Ярким примером может служить политика «военного коммунизма», со своей жестокой централизацией и отрицанием частной собственности, именно она привела страну к полному экономическому краху, социальной напряженности и обнищанию народа.

Обратным примером служит новая экономическая политика, которая показывает, что развитие частного предпринимательства способствует все- общему процветанию. Поэтому именно частный российский бизнес в этот период создал для России материально-финансовую основу для дальнейшего экономического развития. На сегодняшний день частное предпринимательство играет существенную роль в развитии российского государства, но, к сожалению, вопросы правовой регламентации граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, принадлежат к числу важнейших проблем гражданского права.

Законодательство, действующее на данный момент в сфере развития частного бизнеса, не представляет собой полноценной системы правовых норм, которую можно охарактеризовать как свод основных положений, включающих в себя все разнообразие и многогранность вопросов, связанных с реализацией предпринимательских интересов. Наоборот, действующая нормативная система полна внутренних противоречий и несоответствий. Также следует отметить, что темпы совершенствования отечественного законодательства в сфере предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям права и экономики.

К сожалению, до сих пор в ГК РФ отсутствует правовая конструкция «предприниматель». Указанный пробел, в свою очередь, не способствует привлечению капиталов иностранного бизнеса, привыкшего опираться на правовые категории. Деятельность индивидуального предпринимателя регулируется ст. 23 ГК РФ, в которой сказано, что «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения». Понятие «предприниматель» отсутствует, законодатель просто предлагает альтернативу юридическим коммерческим лицам. Следовало бы дополнить ст. 23 ГК РФ следующим содержанием – предпринимателем признается гражданин, глава фермерского хозяйства, а также гражданин-учредитель коммерческой организации, признаваемой в соответствии с законом субъектом малого предпринимательства, занимающийся самостоятельной профессиональной, инновационно-экономической, индивидуально-трудовой предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, направленной на систематическое получение прибыли.

В настоящее время правовая регламентация индивидуальной предпринимательской деятельности облекается в правовую форму благодаря различным нормативным правовым актам. Основным источником регламентации предпринимательства в Российской Федерации является Конституция, которая закрепляет право на свободное предпринимательство и иную экономическую деятельность, не запрещенную законом.

Второй по значимости источник, регламентирующий частное предпринимательство, – это ГК РФ, который включает следующие нормы: во-первых, определение предпринимательской деятельности; во-вторых, организационно-правовые формы ее осуществления; в-третьих, правовой режим имущества предпринимателей; в-четвертых, предпринимательские договоры. Говоря о нормативно-правовых актах, которые определяют правовое положение индивидуальных предпринимателей, нельзя не обойти вниманием ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Названный закон устанавливает порядок регистрации и регулирует прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (далее – ИП). Однако, несмотря на обширную нормативно-правовую базу, с сожалением приходится признать, что в настоящее время в гражданском законодательстве России отсутствует конкретный перечень гражданских прав и обязанностей ИП, который содержался бы в одном нормативно-правовом акте.

Сейчас права и обязанности индивидуальных предпринимателей разбросаны по российскому законодательству. Все перечисленные выше нормы гражданского законодательства, имеют значение для осуществления и защиты прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью. В то же время, одной ст. 23 ГК РФ недостаточно для обеспечения должной правовой регламентации индивидуального предпринимательства в России.

Читайте так же:  Расчеты между индивидуальными предпринимателями наличными

Следует принять на федеральном уровне закон «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации», отсутствие которого усложняет и без того нелегкую жизнь индивидуальных предпринимателей. Как представляется, в данном законе нужно, прежде всего, четко прописать перечень гражданских прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей.

Массовое участие индивидуальных предпринимателей в хозяйственной жизни страны и общества требует наличия в законодательстве ясно определенных общих положений, единых для всех предпринимателей, независимо от сферы их деятельности. Кроме того, необходимы специальные правила, которые определяют правовое положение индивидуальных предпринимателей в конкретных сферах деятельности. На данный момент статьи законодательства, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей, все еще находятся на стадии формирования и содержат ряд норм, требующих уточнения, а иногда и изменения.

Таким образом, правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется на базе многочисленных кодифицированных актов. Так, нормы Гражданского кодекса РФ закрепляют право на осуществление гражданином предпринимательской деятельности без создания юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. ГК РФ регулирует вопросы собственности и режима имущества, в том числе денежных средств, используемых ИП в процессе осуществления своей деятельности, регламентирует обязательства (договорные и внедоговорные), содержит требования к конкретным договорам, заключаемым в процессе осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей с контрагентами, регулирует внедоговорную ответственность и пр.

Нормы Налогового кодекса РФ обязательны для исполнения индивидуальными предпринимателями как налогоплательщиками. Налоговое законодательство предоставляет возможность выбора режима налогообложения, в том числе выбора специальных режимов, позволяющих упростить процесс ведения предпринимательской деятельности. Трудовой кодекс РФ обязателен для тех индивидуальных предпринимателей, которые являются работодателями, в части оформления трудовых отношений с наемными работниками, и их правовой регламентации.

Кодекс об административных правонарушениях РФ регулирует вопросы привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушения в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Количество нормативно-правовых актов, на основании которых регулируется предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей, очень велико, что приводит к затруднениям в процессе ведения своей деятельности. Ведь в России далеко не все ИП являются специалистами в области права, в то же время действует принцип «незнание закона не освобождает от ответственности». Именно поэтому мы полагаем, что индивидуальные предприниматели должны иметь юридическое образование или иметь в штате юриста (пусть даже на непостоянной основе), чтобы разобраться в огромном массиве законодательства.

Основными законами, регулирующими деятельность индивидуальных предпринимателей, являются:

Федеральный закон от 08.08.2015 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»;
Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок» и др.

Поскольку в настоящее время многие индивидуальные предприниматели в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности рассчитывают на помощь со стороны государства, особое внимание уделим анализу законодательства, регулирующего порядок субсидирования и оказания другой государственной поддержки индивидуальным предпринимателям как субъектам малого предпринимательства.

Говоря о нормативно-правовых актах, которые определяют правовое положение индивидуальных предпринимателей, нельзя не обойти вниманием ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Названный закон устанавливает порядок регистрации и регулирует прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей.

Однако, несмотря на обширную нормативно-правовую базу, с сожалением приходится признать, что в настоящее время в гражданском законодательстве России отсутствует конкретный перечень гражданских прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей, который содержался бы в одном нормативно-правовом акте. Сейчас права и обязанности индивидуальных предпринимателей разбросаны по российскому законодательству.

Таким образом, мы пришли к выводу, что видится разумным принять закон «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации», который должен быть направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободу предпринимательской деятельности и формирование системы государственных гарантий для индивидуальных предпринимателей. Все перечисленные проблемы законодательной регламентации деятельности индивидуальных предпринимателей сказываются на том, что число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей [в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств] в течение ряда лет снижается.

На наш взгляд, обособление законодательной регламентации деятельности индивидуальных предпринимателей в конкретном законе способствовало бы увеличению численности индивидуальных предпринимателей. Так как нормативно-правовые акты, регулирующие возникновение и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, упорядочивают отношения в сфере предпринимательской деятельности, у государства появляется возможность не только осуществлять контроль в данной области, но и предоставлять всем участникам гражданского оборота правовую информацию и проводить адресно соответствующие социальные меры поддержки частного бизнеса, а также наиболее эффективно вести борьбу с нелегальным предпринимательством.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность

Читайте также:

  1. Банки и банковская деятельность. Функции и роль центрального банка
  2. Информационная деятельность.
  3. Лекция 19. Восприятие как деятельность.
  4. Лекция 34. Память и деятельность.
  5. Лекция 36. Мышление и деятельность.
  6. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
  7. Понятие о деятельности, структура. Внешняя и внутренняя деятельность. Виды деятельности. Освоение деятельности
  8. Порядок деятельности по созданию законов и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – парламентом.

Методы и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Поскольку предпринимательское право носит комплексный характер, то и правовое регулирование характеризуется сочетанием диспозитивных и императивных способов воздействия на субъектов. Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном (горизонтальном) или подвластном (вертикальном) положении, поэтому взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества – характерная черта метода правового регулирования предпринимательского права. Таким образом, предпринимательское право как комплекснаяотрасль имеет два основных метода регулирования отношений: равенства и подчинения.

Читайте так же:  Проверить переход права собственности в росреестре онлайн

В литературе по предпринимательскому праву чаще всего называют несколько методов правового регулирования: обязательных предписаний; автономных решений (метод согласованияи метода разрешения); рекомендаций.

Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности выглядят следующим образом:

1) принцип свободы предпринимательской деятельности;

2) принцип свободы договора;

3) принцип свободного перемещения объектов предпринимательской деятельности;

4) признание многообразия форм собственности и равно их защита;

5) принцип поддержания конкуренции и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

6) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

7) принцип законности.

Предпринимательское законодательство – это совокупность комплексных нормативно-правовых актов различной юридической силы, содержащие нормы частного и публичного права.

Специфика предпринимательского законодательства в следующем:

1) данное законодательство посвящено особому субъекту – лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность и связанным с этим лицом иным субъектам;

2) предпринимательское законодательство имеет особый объект – отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности;

3) предпринимательское законодательство носит комплексный характер, присутствуют нормы как частного, так и публичного права;

4) предпринимательское законодательство ненаходится в исключительном ведении РФ, а формируется как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.

Основные недостатки предпринимательского законодательства:большое количество коллизий и пробелов, колоссальная динамика, декларативный характер многих норм.

Виды актов предпринимательского законодательства:Конституция РФ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

[1]

В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Локальные корпоративные акты принимаются тем же субъектом, которых их и выполняет, принимаются по вопросам внутренней организации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В зависимости от вопросов внутренней деятельности субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, выделяются:

1) правовые акты, которые регламентируют внутриуправленческие отношения (между руководством и структурными подразделениями)

2) правовые акты, которые регламентируют отношения между структурными подразделениями

3) правовые акты, которые регламентируют отношения, связанные с перемещением товарно-материальных ценностей внутри юридического лица.

Другим источником предпринимательского права является обычай делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения.Признаки обычая делового оборота:

1) это сложившиеся и широко применяемые в сфере предпринимательской деятельности правила поведения;

2) обычай делового оборота рассчитан на широкое и массовое исполнение;

3) это правило, которое не предусмотрено законодательством (этим обычай делового оборота отличается от нормы права);

4) обычаи делового оборота не образуют какой-либо системы, существуют независимо друг от друга;

[3]

5) обычай делового оборота существует независимо от того, закреплён он где-либо формально или нет.

Международные договоры также являются источником предпринимательского права.Наряду с общепризнанными принципами международногоправа и международными договорами РФв рассматриваемой сфере действуют международно-правовые обычаи и акты международных организаций.

| следующая лекция ==>
Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности | Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 197 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовое регулирование индивидуального предпринимателя предполагает наличие у предпринимателя установленных законом обязанностей, за нарушение исполнения которых он подвергается штрафным санкциям или иным неблагоприятным последствиям. Предприниматель должен у установленном размере и своевременно уплачивать в бюджет налоги и сборы, отчитываться по итогам налогового периода о своей деятельности в уполномоченные государственные органы. Ответственность предпринимателя, в отличие от иных субъектов хозяйственной деятельности носит неограниченный характер, так как последний несет ответственность всем своим имуществом по обязательствам. [7]

В случае смерти предпринимателя, так как индивидуальная предпринимательская деятельность не передается по наследству и не предполагает правопреемства.

Нормативное регулирование предпринимательской деятельности состоит из нормативных актов, обращенных к неопределенному кругу лиц и иных актов, имеющих характер конкретизации круга регулируемых лиц.

Правовое регулирование предпринимателей состоит из следующих нормативно-правовых актов:

1. Конституция Российской Федерации.

Конституция является основным законом в Российской Федерации. В ней предусмотрены основные ничем неограниченные права, принципы и свободы граждан. Одна из таких свобод является свобода осуществления предпринимательской деятельности. Также в Конституции обозначается гарантия на единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свободное перемещение продукции, финансовых средств и услуг, защита и признание на равных условиях частной, муниципальной, государственной и иных форм собственности. [1]

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Во второй статье Гражданского кодекса дается понятие предпринимательской деятельности. Также в данном правовом акте прописаны принципы гражданско-правового регулирования экономических отношений, гарантировано развитие видов предпринимательства, которые не противоречат закону, обеспечены равенство неприкосновенность всех форм собственности.

3. Федеральные законы, основные из которых:

— Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007г.;

— Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991г. (ред. от 26.07.2006г.);

— Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999г. и прочие Федеральные законы, а также постановления Правительства, Указы Президента, нормативные акты местных и федеральных органов власти.

Можно отметить, что в Российской Федерации создана достаточно современная и полная нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы предпринимательской деятельности.

Правовое регулирование индивидуального предпринимателя предполагает, что на такого субъекта предпринимательской деятельности в равной мере распространяются законы, регламентирующие правовой статус физического лица, и нормы законодательства, характеризующие юридических лиц. Лицо имеет право в полном объеме реализовать правомочие по осуществлению хозяйственной деятельности для получения прибыли, зарегистрировавшись в данном качестве в налоговой инспекции по месту постоянного места проживания. Гражданский кодекс определяет, что лицо может зарегистрироваться как предприниматель по достижении им совершеннолетнего возраста и возникновении иных случае обретения им полной дееспособности (например, вступление в брачные отношения или эмансипация). Исключение из названного правила могут составить случаи, когда несовершеннолетний получил письменное согласие на ведение предпринимательской деятельности от родителей, заверенное в нотариальном порядке.

Читайте так же:  После досрочного погашения кредита страховка возвращается

На основе вышеизложенного, сделаем вывод о том, что предпринимательская деятельность рассматривается как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на получение прибыли от реализации товаров, работ, услуг, лицами, которые зарегистрированы в качестве предпринимателя в законодательном порядке. Существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательство. Это, в первую очередь Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс, а также множество федеральных и местных законов обращенных как к неопрделенному кругу лиц, так и направленные на конкретного конечного адресата. В целом в Российской Федерации создана достаточно современная и полная нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы предпринимательской деятельности.

Основные принципы регулирования предпринимательской деятельности

Основные принципы регулирования предпринимательской деятельности

Видео (кликните для воспроизведения).

Принципы предпринимательского права — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных ст. 1 ГК РФ (равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты). Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

Таким образом, к принципам предпринимательского права относятся:

  1. принцип законности;
  2. принцип свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
  3. принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. принцип единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  5. принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
  6. принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  7. принцип свободы договора.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими).

Прямое государственное регулирование выражается:

    • в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
    • установлении запретов;
    • применении мер ответственности.

Косвенное государственное регулирование выражается:

    • в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

[2]

Метод правового регулирования предпринимательского права

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:

  • метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
  • метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
  • метод автономных решений (метод согласования), который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).

Читайте так же:  Признание договора займа незаключенным судебная практика банкротство

Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

Основные законы регулирующие предпринимательскую деятельность

В начале 90-х годов Россия вступила в переходный период к рыночным экономическим отношениям.

Одним из основных направлений развития экономики Российской Федерации является создание благоприятных условий для поддержания малого бизнеса, который в странах с развитыми рыночными отношениями является основой экономики.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица получила довольно широкое распространение в Российской Федерации. Существенным плюсом выбора именно этой формы ведения предпринимательской деятельности являются более простая система налогообложения, а также упрощенный порядок ведения учета и отчетности.

Изучение института индивидуального предпринимательства базируется на основных направлениях, затрагивающих вопросы:

1. Правового статуса индивидуального предпринимателя;

2. Государственной регистрации индивидуальных предпринимателей;

3. Налогообложения индивидуальных предпринимателей;

4. Развития и поддержки индивидуального предпринимательства.

В соответствии с обозначенными вопросами, автор предлагает классифицировать основные нормативные акты, действующие в сфере индивидуального предпринимательства на современном этапе.

Нормативно — правовая база регулирования сферы индивидуального предпринимательства

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 № 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Приказ Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов операций для индивидуальных предпринимателей».

Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П)

Федеральный закон от 24.07.2008 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Как следует из данных таблицы 1, правовой статус индивидуального предпринимателя можно рассматривать в трактовке гражданского и налогового законодательства. Трубников А.А. Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2008 году // Бухгалтерский учет, 2008.- N 18.- с.67.

Статья 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством порядке. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 по состоянию на 06.12.2011.

Статья 23 ГК РФ определяет, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем также с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В том случае, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Необходимо обратить внимание, что согласно ст.24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение индивидуального предпринимателя (ст.11 НК РФ) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 по состоянию на 30.03.2012..

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, обобщая данные налоговым и гражданским законодательством определения индивидуального предпринимательства, можно отметить, что:

— Определения можно структурировать по элементам, таким как объект, субъект и обязательное условие.

— В обоих определениях есть сходство и различия по структурным элементам.

Для НК РФ характерно наличие субъекта — физического лица и главы фермерского хозяйства, объекта — предпринимательской деятельности, и обязательного условия государственной регистрации предпринимателя. Отличие определения в ГК РФ, проявляется в объекте правоотношений — самостоятельной деятельности индивидуального предпринимателя, направленной на систематическое получение прибыли.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовой статус индивидуального предпринимателя характеризуется признаками физического лица как субъекта налогового права и носителя статуса налогоплательщика.

В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 по состоянию на 01.04.2012 (далее — Закон о госрегистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование данной сферы отношений осуществляется актами гражданского законодательства, которое, в свою очередь, относится к исключительному ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст.3 ГК РФ). Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в ст.1 указанного Федерального закона, иначе такие акты вступят в очевидное противоречие с Конституцией РФ.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о госрегистрации Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 по состоянию на 01.04.2012, ст.1.

Читайте так же:  Отказаться от центрального отопления в многоквартирном доме

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — государственный реестр, реестр). Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» по состоянию на 22.12.2011

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 24.07.2008 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» по состоянию на 06.12.2011 физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства.

Федеральный закон № 209-ФЗ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Особое внимание следует обратить на порядок установления кассовой дисциплины индивидуальных предпринимателей. До конца 2011 года документом, регламентирующим вопросы кассовой дисциплины, являлся «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». С января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации. Положение обязывает соблюдать кассовую дисциплину не только организации, но и индивидуальных предпринимателей.

В новом Положении, как и в прежнем Порядке ведения кассовых операций, предусмотрена обязанность по соблюдению лимита остатка наличных денежных средств. Но есть одно существенное новшество. Если раньше максимально допустимую величину утверждал банк, то теперь компании и предприниматели делают это самостоятельно.

Размер лимита закрепляется распорядительным документом, например, приказом руководителя. Этот документ хранится в организации или у ИП в порядке, который они сами для себя установили.

Что касается сотрудников банка, то отныне они не вправе отклонить или одобрить размер лимита. Однако за ними сохранились полномочия по контролю за соблюдением кассовой дисциплины, в том числе, за превышением лимита. Это следует из пункта 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории российской федерации от 05.01.98 № 14-П.

Изменились правила расчета величины кассового лимита. Раньше бухгалтеры заполняли форму 0408020***, где выводили среднедневную и среднечасовую выручку, среднедневной расход и сообщали некоторые другие сведения. В частности, перечисляли, на какие нужды организация планирует расходовать наличные деньги. Затем указывали цифру, которую просили банк утвердить в качестве лимита. Теперь лимит необходимо определять по одной из двух формул, приведенных в данном положении.

Также следует отметить что в новом положении расширен перечень ситуаций, при которых можно превысить лимит кассы, четко прописано, кто должен вести кассу и подписывать кассовые документы, порядок оформления кассовых документов, а также изменен порядок выдачи подотчётных сумм.

Таким образом, основными документами, регламентирующими налогообложение индивидуальных предпринимателей являются:

1. На законодательном уровне:

· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 по состоянию на 06.12.2011, с.34-50

· Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011)

· Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по состоянию на 03.12.2011

2. На нормативном уровне:

· ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99;

· ПБУ «Доходы организации» ПБУ 9/99;

· ПБУ «Расходы организации» ПБУ 10/99;

· Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П);

· Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023) по состоянию на 05.10.2011 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012);

· Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598) по состоянию на 24.12.2010;

3. На методическом уровне:

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49;

4. Организационный уровень:

· Внутренние документы организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подробный анализ данных нормативных документов представлен в виде таблицы. (см.табл.1, приложение 1)

Источники


  1. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.

  2. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.

  3. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
Основные законы регулирующие предпринимательскую деятельность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here