Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Могут ужесточить ответственность за несообщение в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения

Elnur_ / Depositphotos.com

В госдуму был внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 126 Налогового кодекса с целью усиления ответственности налогоплательщиков за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации 1 . За такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере 40 тыс. руб. Сведения о создании подразделения, согласно законодательству, должны быть предоставлены в течение одного месяца со дня его образования. При изменении сведений сообщить в налоговую инспекцию нужно еще раньше – в течение трех дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В настоящее время также предусматривается налоговая ответственность за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях. Но штраф составляет всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих требования постановки на учет обособленного подразделения. Также стоит учесть, что если созданные подразделения являются территориально обособленными, то они обязаны уплачивать налоги и сборы в регионах своего расположения. А значит, если такое обособленное подразделение не зарегистрировано в налоговой инспекции, то оно не уплачивает налоги в бюджеты субъектов РФ (например, НДФЛ).

Поэтому законодатель и предложил увеличить размер штрафов до 40 тыс. руб., сделав его сопоставимым с штрафом за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе. Напомним, в настоящее время за такое деяние предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Напомним, что для постановки на учет обособленного подразделения нужно заполнить соответствующую форму (Форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected]).

1 С текстом законопроекта № 723363-7 «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Порядок регистрации обособленного подразделения организации

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ при осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.

За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. на основании ст. 116 НК РФ. За уклонение организации от постановки на учет в налоговом органе ст. 117 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

За нарушение срока постановки на учет, в том числе сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 500 до 3 тыс. руб. на основании ст. 15.3 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Соответствующая форма заявления N 1-2-Учет утверждена приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected]

При подаче заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены:

  • учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • положение об обособленном подразделении;
  • распоряжение (приказ) о его создании.

В случае отсутствия документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения (Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденный приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов и в тот же срок выдать ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

Форма сообщения N С-09-3 утверждена приказом ФНС РФ от 17.01.2008 N ММ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Читайте так же:  Порядок проведения предварительных и периодических медосмотров работников

Одновременно на основании ст. 15.6 КоАП РФ руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме от 300 до 500 руб.

Следует учитывать, что при создании организацией обособленного подразделения в виде филиала или представительства необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы организации (поскольку в силу п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица). Порядок государственной регистрации изменений (дополнений), вносимых в учредительные документы юридического лица установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Статья 17 Федерального закона N 129-ФЗ определяет, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001 (утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439);
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Федеральным законом N 129-ФЗ установлен трехдневный срок для представления в регистрирующий орган информации об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (в том числе сведений о филиалах юридического лица). На случаи внесения изменений в учредительные документы юридического лица указанный срок не распространяется (п. 5. ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, смотрите также письмо МНС РФ от 14.08.2003 N 09-1-02/4040-АВ409 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц»).

Порядок регистрации обособленного подразделения во внебюджетных фондах зависит от того, имеет ли обособленное подразделение отдельный баланс и собственный расчетный счет.

Регистрация в ФСС РФ

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователи-организации в случае создания обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны зарегистрироваться по месту нахождения такого подразделения в исполнительных органах страховщика по месту нахождения подразделения не позднее 30 дней со дня его создания.

Ответственность за нарушение указанного срока установлена ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Регистрация осуществляется на основании соответствующего заявления, форма которого утверждена постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 «Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей». Этим же документом утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений в исполнительных органах ФСС РФ (далее — Порядок).

Для регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с заявлением юридическое лицо представляет в соответствии с п. 9 и п. 11 Порядка заверенные в установленном порядке копии:

  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном обособленном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
  • извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстат), содержащего сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

При наличии на момент подачи заявления банковского счета, открытого обособленному подразделению, представляется также соответствующая справка из кредитной организации.

Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию (п. 7 Порядка).

Регистрация в ПФ РФ

Ответственность за нарушение срока регистрации в территориальном органе ПФР установлена ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При регистрации по месту нахождения обособленного подразделения страхователю направляется cоответствующее извещение в 2-х экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения организации. Форма Извещения приведена в Приложении N 3 к Порядку регистрации в территориальных органах ПФ РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденному постановлением Правления ПФ РФ от 19.07.2004 N 97п.

Регистрация в ФОМС РФ

В соответствии со ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» регистрация страхователей-организаций в территориальных фондах обязательного медицинского страхования по месту нахождения их обособленных подразделений осуществляется на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Из данной нормы прямо не следует, что регистрации по месту нахождения обособленных подразделений организации подлежат только при наличии у этих подразделений отдельного баланса, расчетного счета и при условии самостоятельного начисления ими выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Однако с учетом положений п. 8 ст. 243 НК РФ, а также разъяснений, содержащихся в письмах Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 30-МЗ и Федерального ФОМС РФ от 16.05.2007 N 3354/20-2, можно говорить о том, что обязанность страхователей зарегистрироваться в территориальном органе ФОМС РФ по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в том случае, если такое подразделение имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц.

В соответствии с п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 570) для регистрации организации, имеющей обособленные подразделения, необходимо в тридцатидневный срок с даты создания обособленного подразделения представить в территориальный орган ФОМС РФ заявление по форме согласно Приложению N 1 к Правилам. Вместе с заявлением нужно представить нотариально заверенные копии:

  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;
  • свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

Ольга Иванкова, Алексей Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Налоговики разъяснили, что грозит организации, не сообщившей о создании обособленного подразделения

Меры ответственности за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 116 НК РФ) не применяются в случае, когда налогоплательщик не сообщил налоговикам об открытии обособленного подразделения. В описанной ситуации нарушитель привлекается к ответственности за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). Такой вывод следует из письма ФНС России от 27.02.14 № СА-4-14/3404.

Читайте так же:  Характеристика на электрогазосварщика для награждения образец

Как известно, при открытии обособленного подразделения налогоплательщик обязан встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения такого подразделения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 83 НК РФ. А подпункт 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

По мнению специалистов ФНС России, в том случае, когда налогоплательщик не сообщает о создании обособленного подразделения, применяются нормы пункта 1 статьи 126 НК РФ, т.е. штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. А меры ответственности, предусмотренные пунктом 2 статьи 116 НК РФ, применяются в том случае, когда налогоплательщик ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе по месту своего нахождения (штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей).

В налоговом ведомстве отмечают, что аналогичные выводы содержались и в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5. В настоящее время этот документ утратил силу в связи с принятием постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57. В новом документе нет разъяснений, касающихся применения статьи 116 НК РФ. Однако, как считают в ФНС, это не связано с тем, что судьи как-то пересмотрели свою точку зрения по данной проблеме. Это следствие того, что в судебной практике не возникало противоречий по вопросу применения упомянутой статьи НК РФ.

Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения

Если у фирмы есть хоть одно рабочее место вне юрадреса – это обособленное подразделение. (ст. 11 НК РФ) .

Обязанность поставить обособленное подразделение на учет

Закон обязывает сообщать обо всех обособленных подразделениях на территории РФ.

Для этого в течение 1 месяца необходимо подать уведомление в налоговую. После чего налоговый орган ставит обособленное подразделение на учет. (п.п. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Что бывает, если не ставить обособленное подразделение на учет

Налоговая может обнаружить, что у организации есть обособленные подразделения, через которые ведется хозяйственная деятельность, непоставленные на учет. И выписать за это немалый штраф.

Штраф в размере 10% от доходов и не менее 40 тысяч рублей

В Налоговом кодексе РФ есть статья 116, пунктом 2 которой за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе установлен штраф 10 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Именно такой и могут начислить штраф. Даже если вы заплатили все налоги от деятельности, осуществляемой через это обособленное подразделение. На первый взгляд, конструкция простая: есть обязанность поставить обособленное подразделение на учет. Не поставил на учет – заплати штраф 10% от дохода.

Законных оснований для такого штрафа нет.
Что подтвердил Верховный суд РФ. Определение N 303-КГ17-2377 от 26 июня 2017 г.

[3]

Ситуация: организация не поставила на учет в налоговой 2 обособленных подразделения. Налоговая выявила это в ходе выездной проверки и назначила штраф 7,7 млн рублей (10% от полученного дохода). При этом недоплат по налогам у организации не было.

3 судебные инстанции подтвердили законность такого штрафа. Справедливость восторжествовала только в Верховном суде РФ. ВС РФ счел это существенным нарушением норм материального права и подробно разъяснил ситуацию.

Аргументы незаконности штрафа

Законный штраф за непостановку на учет обособленного подразделения = 200 рублей по статье 126 НК РФ. При условии уплаты всех налогов с деятельности через такое обособленное подразделение.

Изъятие части дохода 10% но не менее 40 000 руб. по пункту 2 статьи 116 НК РФ законно только когда деятельность через обособленное подразделение была сокрыта от налогообложения, очевидна недоплата налога, и, главное, нет возможности определить, в каком размере и какие именно налоги начислять.

Когда у налоговой есть возможность определить размер налогов, штраф 10% от дохода также не применим: квалифицировать нарушение следует по статье 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов. Штраф составит 20% от суммы недоплаченного налога, или 40%, если будет доказана умышленная неуплата налогов.

А если вы уплатили все налоги, непостановка на учет обособленного подразделения выражается только в том, что вы не направили уведомление. И это должно квалифицироваться по статье 126 НК РФ как непредставление документов.
Штраф составит лишь 200 руб.

Разница очевидна и существенна.

Назначили незаконный штраф? Смело обжалуйте его, приводя указанные аргументы и ссылаясь на Определение Верховного суда N 303-КГ17-2377 от 26 июня 2017 г.

АКТУАЛЬНО

Организации и ИП обязаны направить уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор

— виды деятельности о которых нужно уведомить Роспотребнадзор
— в какие сроки необходимо подать уведомление
— штрафы, ответственность
— сроки давности (как обжаловать назначенный штраф)

Штраф за несообщение об открытии ОП

Штраф за несообщение об открытии ОП

Опишите причину своей жалобы

КАКИЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ШТРАФЫ ЗА НЕПОСТАНОВКУ НА УЧЕТ ОБОСОБКИ?

Ответ ( Один )

Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом Письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря, необособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.

Но есть риск гораздо большего ущерба

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением прежде всего местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ: взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 N Ф04-5897/2016 по делу N А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Читайте так же:  Определение суда о приостановлении исполнительного производства

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

ВС РФ в Определении от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

[1]

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это предусмотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) — по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Закрываем обособленное подразделение

Материал для подписчиков издания «Новая бухгалтерия». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Новая бухгалтерия

Журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал состоит из четырех основных разделов: бухгалтерский учет, налоги, труд и заработная плата, право.

Периодичность выхода: 1 раз в месяц. Объем: 144 полосы.

Ответственность за нарушение сроков представления сообщения о создании обособленного подразделения

У нас есть обособленное подразделение, при этом мы не уведомили налоговую о его открытии. Какая ответственность вероятна в данной ситуации?

Судебная практика по привлечению юридического лица к ответственности за нарушение сроков предоставления сообщения о создании обособленного подразделения противоречива.

Суды все чаще разнятся в своих выводах о том, на основании какой нормы необходимо привлекать к ответственности юридическое лицо. За одно и то же нарушение привлекают по ст. 126, 116, 129.1 НК РФ.

На сегодняшний день имеется свежая позиция Верховного Суда (Определение ВС от 26.06.2017 № А04-12175/2015), где арбитры пришли к выводу о привлечении к ответственности за данное нарушение по ст. 126 НК РФ. Возможно, практика по таким спорам приобретет единообразие и юридических лиц за неуведомление о создании обособленного подразделения будут привлекать к ответственности по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

Осуществляя деятельность через созданное обособленное подразделение, налогоплательщик обязан сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Однако вопрос о том, по какой норме права привлекать к ответственности организацию за нарушение срока представления сообщения о создании обособленного подразделения, является спорным.

За несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения в зависимости от правоприменительной практики, сложившейся в регионе, организация может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 116 либо п. 1 ст. 126, либо ст. 129.1 НК РФ.

Кроме того, должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.3 либо ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Соответственно, по данным статьям предусмотрены и разные штрафы.

Обратимся к анализу судебной практики.

В ряде случаев суды приходили к выводу, что непредставление сообщения о создании обособленного подразделения организации является несообщением сведений, соответственно, ответственность за данное нарушение установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 № Ф05-11191/14, А40-130227/2013, оставленное без изменения Определением Верховного Суда РФ от 26.02.2015 № 305-КГ14-9035).

Суды Московского округа мотивировали решение тем, что действующим законодательством предусмотрена обязанность налоговых органов по постановке на налоговый учет обособленных подразделений, а не соответствующая обязанность налогоплательщиков, которые обязаны лишь направлять сведения о создании обособленных подразделений. Ответственность за ненаправление сведений о создании обособленного подразделения предусмотрена п. 1 ст. 129.1 НК РФ, которая устанавливает, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

В большинстве случаев арбитражные суды приходили к выводу, что несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2016 № Ф09-6160/16, А47-8399/2015, Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568, А76-2261/2015).

Данные решения мотивированы тем, что сообщение о создании обособленного подразделения организации является документом, форма которого утверждена ФНС РФ, а несообщение о создании обособленного подразделения не образует состава налогового правонарушения, если организация уже состоит на налоговом учете по одному из оснований.

В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 высказана позиция о правомерном привлечении к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ за ведение деятельности обособленного подразделения организации без постановки его на налоговый учет. Доводы налогоплательщика о неверной квалификации данного правонарушения судом отклонены. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016.

Читайте так же:  Предварительный договор купли продажи движимого имущества

Пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей. В соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей.

В письме ФНС РФ от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 разъяснено, что за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 № 17АП-6524/2015-АК по делу № А60-1327/2015 со ссылкой на письмо ФНС РФ № СА-4-14/3404 сделан вывод о том, что несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, налогоплательщик подлежит ответственности по ст. 126 НК РФ.

В итоговой справке о практике применения общих и специальных норм НК РФ (одобрена Президиумом Арбитражного суда Уральского округа 16.12.2016) указано, что в случае если налогоплательщик ранее поставлен инспекцией на налоговый учет, то есть им исполнена обязанность, предусмотренная пп. 2 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ, а в дальнейшем им несвоевременно подано заявление, предусмотренное п. 3 ст. 346.28 НК РФ, то основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной п. 1 ст. 116 НК РФ, отсутствуют.

Таким образом, существуют две противоположные точки зрения по вопросу применения налоговой ответственности за несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации, выраженные в определениях Верховного Суда РФ № 308-КГ15-13591 и от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 (ст. 116 или ст. 126 НК РФ).

Однако указанные определения не являются позицией Верховного Суда РФ, так как вынесены единолично судьями, по мнению которых при рассмотрении данных дел не допущено существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела.

Поэтому решение вопроса о применении той или иной ответственности за несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации будет зависеть от сложившейся практики применения в соответствующем регионе.

Обращаем внимание, что Определением Верховного Суда РФ от 10.05.2017 № 303-КГ17-2377 дело с аналогичным спором было передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку, по мнению суда, заслуживает внимания довод заявителя об отсутствии в его действиях по несообщению налоговым органам о деятельности обособленных подразделений состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда от 26.06.2017 № А04-12175/2015 в составе трех судей вынесла Определение. Судебная коллегия признала недействительным решение инспекции ФНС РФ в части привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ в виде штрафа.

Таким образом, на сегодняшний день данное определение является самым последним судебным актом по спорному вопросу. В случае спора с ФНС РФ о привлечении к ответственности за нарушение сроков представления сообщения о создании обособленного подразделения можно ссылаться на вышеуказанный судебный акт, который свидетельствует о том, что привлечение юридического лица к ответственности по ст. 116 НК РФ в вопросе неуведомления ФНС РФ о создании обособленного подразделения является неправомерным.

Возможно, после такой позиции Верховного Суда практика по таким спорам приобретет единообразие и юридических лиц за неуведомление о создании обособленного подразделения будут привлекать к ответственности по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Обособленное подразделение. или нет?

Когда организация обязана зарегистрировать ОП

Жизнь не стоит на месте. Некоторые компании расширяются и открывают новые магазины в другом районе, городе. Кто-то нанимает персонал для работы вне офиса, отправляет работников в длительные командировки, арендует склады в других регионах. В ряде случаев могут возникнуть обособленные подразделения А есть ли у вас ОП? Когда оно считается созданным? На эти вопросы мы ответим в нашей статье.

Мы не будем рассказывать о филиалах и представительствах, поскольку они автоматически регистрируются в ИФНС на основании сведений в

Условия возникновения обособленного подразделения

Согласно налоговым нормам ОП — это любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем не важно, есть ли сведения о нем в учредительных документах компани

Для возникновения ОП обязательно наличие следующих условий:

  • территориальная обособленность. То есть деятельность ведется по адресу, отличному от адреса организации, указанного в Значит, даже если подразделение и головная организация расположены в соседних зданиях и находятся в ведении одной налоговой инспекции, это может свидетельствовать о создании
  • оборудование стационарного рабочего места. В НК нет понятия «рабочее место», поэтому воспользуемся нормами Трудового кодекс Так вот рабочим считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодател Это место должно быть оборудовано, то есть должны быть созданы условия (есть мебель, офисная техника, инструменты и т. п.) для выполнения работником своих трудовых обязанностей.

Рабочее место будет стационарным, если оно создано на срок более 1 месяц При этом, если организуется всего одно рабочее место вне места нахождения организации, это уже является достаточным основанием для признания

  • через ОП уже ведется деятельност Это значит, что сотрудник, который будет трудиться на оборудованном месте, принят на работу и приступил к своим обязанностям.
Читайте так же:  Субсидиарная ответственность родителей несовершеннолетних детей

При открытии филиала (представительства) компании-упрощенцы теряют право на применение спецрежима, в то время как создание обычного ОП на право применения упрощенки никак не влияе

А вот будет ли работник организации трудиться на этом рабочем месте постоянно или только периодически (например, вахтовым методом), для образования ОП не важн Ведь даже если сотрудники время от времени меняются, работают они все равно на одних и тех же стационарных рабочих местах.

Итак, ОП возникнет в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдены.

С теорией разобрались, посмотрим, как ее применить в жизненных ситуациях.

Когда ОП точно не будет

Если какой-либо из вышеперечисленных признаков отсутствует, то ОП создавать не требуется. Например:

ОП следует признать

Допустим, организация решила арендовать помещение для хранения сырья. Этот склад расположен по адресу, отличному от адреса ее местонахождения. Фактически помещение будет закрыто, а открываться будет несколько раз в месяц только на время завоза или вывоза сырья. Постоянно находиться на складе работники не будут, но они будут приезжать туда периодически для завоза/ вывоза сырья. При этом Минфин считает, что время нахождения работника на складе не имеет значения, ведь он прибывает туда в связи со своей работой и выполняет там свою работу, а значит, это приводит к созданию стационарного рабочего места и, соответственно,

А есть ли ОП?

На практике встречаются и спорные ситуации.

[2]

Выполнение работ на стройплощадке заказчика

Достаточно часто возникают споры о создании ОП в случае направления работников в длительные (на срок более 1 месяца) командировки. Особенно это актуально для компаний, выполняющих строительные работы. Ведь в месте работ они могут устанавливать бытовки, использовать собственную технику или оборудование. При этом все это происходит на чужой территории (не контролируемой работодателем).

Охранным фирмам беспокоиться не о чем. Ведь посты, где трудятся сотрудники ЧОПов, предоставлены заказчиком услуг, а значит, о создании ОП речи нет

Споры о том, образуется ли в этом случае ОП, приходится решать в суде. Суд может занять сторону налоговиков, если сочтет, что создание стационарных рабочих мест инспекторами было доказано. Например, это удалось налоговикам из Северо-Кавказского округ Суды учли, что по условиям договора на компанию, как на генподрядчика, возлагалась обязанность обеспечить в период проведения работ соблюдение правил и требований охраны труда. А это значит, что компания должна была контролировать условия труда своих работников на рабочих местах. Согласно протоколам допроса свидетелей один из работников компании-генподрядчика в период выполнения работ постоянно находился на объекте строительства. И судьи пришли к выводу, что как минимум одно постоянное рабочее место по месту выполнения работ обществом было создано.

Если же инспекторы не докажут создание рабочих мест, суд встанет на сторону компании. Так, ФАС учел, что работники подрядчика во время нахождения на территории заказчика контролировались не подрядчиком, а заказчиком. И то, что работники подрядчика длительное время находились на стройплощадке заказчика, не подтверждает создание ОП.

Еще один неоднозначный случай — как расценивать труд надомника. Ведь в соответствии с заключенным трудовым договором он будет работать в месте своего проживания и использовать для работы инструменты и механизмы, выделенные нанимателем или приобретенные им самим за свой Образуется ли ОП по месту жительства таких работников?

Если работодатель обеспечивает надомника необходимым для работы оборудованием (например, компьютером, принтером, телефоном и т. п.) и это указано в трудовом договоре, то компании будет нелегко обосновать свою непричастность к организации рабочего места сотрудника. В случае если работник пользуется исключительно своим имуществом, то уже налоговикам будет затруднительно доказать, что в квартире надомника создается ОП. Тем более что эта квартира не находится под контролем работодателя (что является одним из признаков к примеру он не может беспрепятственно входить в помещение, где трудится надомник, или отслеживать условия труда (соблюдение требований охраны труда, санитарии и т. п.). Минфин в такой ситуации рекомендует компании обратиться в налоговую инспекцию для принятия решения о создании А вообще лучше заключить с сотрудником договор о дистанционной работе и избежать тем самым споров с налоговиками.

Почему важно не пропустить момент признания ОП

Теперь вы знаете, есть ли у вашей компании ОП или нет. И задача бухгалтера — сообщить о создании ОП в ИФНС, ФСС и ПФР, потому что организация, имеющая ОП, по месту нахождения этого ОП обязана:

  • уплачивать в региональный бюджет авансовые платежи и налог на прибыль, исходя из доли прибыли ОП в общей прибыли компании, и сдавать налоговую деклараци
  • уплачивать НДФЛ, удержанный с доходов работников и представлять в налоговую справки по форме
  • платить страховые взносы с выплат в пользу работников ОП, в отделения ПФР и ФСС представлять отдельные расчеты по форме ПФР и по форме по взносам, начисленным

Эта обязанность распространяется только на расположенные на территории РФ ОП, у которых есть отдельный баланс и расчетный счет и через которые начисляется и выплачивается вознаграждение работника

  • если по месту нахождения ОП у компании зарегистрированы транспортные средств — уплачивать за них транспортный нало и, соответственно, отчитываться в инспекци
  • если ОП имеет отдельный баланс, на котором учтены основные средства, — уплачивать в отношении этих ОС налог на имущество (авансовые платеж а также сдавать в ИФНС декларацию по налог
  • регистрировать в ИФНС ККТ, которая будет использоваться в
Видео (кликните для воспроизведения).

Если у вас есть сомнения относительно того, образуется ли у вас обособленное подразделение, обратитесь в свою налоговую инспекцию (или в инспекцию по месту ведения деятельност Но учтите, что, если ИФНС посчитает, что ОП возникло, вам, скорее всего, придется руководствоваться этим мнением. Ведь в противном случае при проверке инспекторы могут оштрафовать вас за ведение деятельности без постановки на

Источники


  1. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  2. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here