Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

billiondigital / Depositphotos.com

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», далее – Закон № 76-ФЗ).

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», далее – Закон № 117-ФЗ. Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов. При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика

1. Закон допускает более чем однократное предоставление государством жилого помещения семье военнослужащего, если основания разные

Жилищное управление Минобороны сняло заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилья как члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца. Эта квартира затем была приватизирована, перешла в собственность разных лиц и заявитель не мог предоставить справку о её освобождении.

Суды трех инстанций подтвердили законность этого решения.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и признал снятие с учета незаконным, сославшись на разные основания жилищного обеспечения. В первом случае заявитель обеспечивался жилым помещением, предоставляемым семье своего отца, в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем подлежала обязательному включению в договор передачи жилья в собственность.

А при достижении совершеннолетия заявитель не могла быть лишена права на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны как семья погибшего (умершего) военнослужащего, т.к. здесь другое основание предоставления жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 41-КГ17-46).

2. Повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного ему жилья

В 1993 г. заявителю как молодому специалисту была предоставлена квартира в связи со службой в управлении юстиции. После расторжения брака он выехал в другое место жительства, оставив квартиру супруге.

Читайте так же:  Справка об имуществе и обязательствах имущественного характера

Затем заявитель поступил на службу в ФСО России, жилищная комиссия которой в 2017 г. отказала ему в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, учтя в уровне жилищной обеспеченности площадь вышеназванной квартиры.

Не согласившись с этим, заявитель обратился в суд, и суды двух инстанций признали решение жилищного органа незаконным, обязав принять на учет.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и счёл обжалуемое решение правильным, т.к. повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного жилого помещения. Иное приводит к сверхнормативному обеспечению жильем.

Правовым основанием послужил п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 г. № 8 (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 декабря 2018 г. № 201-КГ18-35).

3. Семье вдовы погибшего (умершего) военнослужащего для принятия на жилищный учёт и предоставления жилья по договору соцнайма достаточно наличия оснований принятия на жилищный учет до гибели супруга-военнослужащего (само принятие на учёт не обязательно)

Жилищная комиссия войсковой части отказала заявителю, вдове умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, в принятии на жилищный учет по причине неподтверждения имеющимися документами права семьи стоять на учёте.

Суды отказали в незаконности этого решения, сославшись на отсутствие у них статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий до гибели военнослужащего и оснований нуждаемости после его гибели.

Между тем, имеет правовое значение не состояние на жилищном учёте, а наличие оснований быть принятыми на учёт до гибели супруга-военнослужащего (абзац 1 п. 3.1. ст. 24 Федерального закона о статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

На этом основании Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение для выяснения этого обстоятельства (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря 2018 г. № 5-КГ18-281).

4. В повторном обеспечении жилым помещением семьи военнослужащего должны быть учтены обстоятельства предоставления первого жилья и ведомственная принадлежность (отнесение его к ведению местной администрации) на момент приватизации

Отцу заявителя было предоставлено жилое помещение как семье военнослужащего. Затем квартира была приватизирована, но заявитель отказалась от участия в приватизации в пользу своей дочери, тем самым сохранив за собой право бессрочного пользования квартирой (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Жилищное управление Минобороны отказало заявителю в предоставлении жилищной субсидии, сославшись на неутрату права бессрочного пользования ранее предоставленным жильем заявителем, который на момент приватизации был обеспечен по установленным нормам.

Суды трех инстанций подтвердили законность решения.

Верховный Суд РФ не согласился с позицией судов и постановления отменил, указав, что в возникших отношениях имеет значение принадлежность ранее предоставленного жилья к государственному или ведомственному жилищному фонду на момент приватизации, включая время его отнесения к ведению местной администрации. От этого зависит возможность его учёта в уровне обеспеченности жильём за счет государства (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-8).

5. Намеренное ухудшение жилищных условий семьей военнослужащего является основанием отказа в принятии на жилищный учет в течение 5 лет с момента ухудшения

6. Отсутствие ссылки на предусмотренное частью 1 ст. 56 ЖК РФ конкретное основание снятия с учёта не влияет на законность правильного по сути решения о снятии семьи военнослужащего с жилищного учёта при намеренном ухудшении жилищных условий

Военнослужащая пограничного управления ФСБ России приобрела по договору мены квартиру, которую впоследствии подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства.

Затем выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по вопросу признания её с сыном нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.

Решением жилищной комиссии заявитель была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с неистечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части (ст. 53 ЖК РФ). К тому же, на момент принятия жилищной комиссией решения сын заявителя продолжал проживать в качестве члена семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности её отцу.

При этом, в нарушение части 2 ст. 56 ЖК РФ в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилучета, предусмотренное частью 1 этой статьи.

Суды признали незаконным снятие заявителя с жилищного учета, сославшись на наличие у ответчика информации об этих обстоятельствах при принятии на учет.

Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилучет на 5 лет.

Ссылка на отсутствие указание на конкретный пункт статьи о снятии с учета, по мнению высшей судебной инстанции, не свидетельствует о незаконности правильного по сути решения жилищной комиссии (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-7).

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

О некоторых проблемах, связанных с порядком расчета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения для военнослужащих (Ивкин С.А.)

Дата размещения статьи: 01.06.2016

Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, наряду с уже существующими формами обеспечения жильем для постоянного проживания, с 1 января 2014 г. предоставлено право получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения . Затронутая автором настоящей статьи тема связана с обеспечением военнослужащих жилищной субсидией, право на которую установлено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ , и практикой разрешения споров, связанных с применением соответствующих норм Закона, судебными органами.
———————————
Далее — жилищная субсидия.
Далее — Закон.

Пунктом 9 Порядка установлено, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Закона, поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.
Теоретические аспекты данного вопроса были раскрыты ранее такими авторами, как Д.Ю. Гайдин , Е.Н. Трофимов , поэтому автор остановится на судебной практике применения указанных норм.
———————————
Гайдин Д.Ю. Вместе или вместо? (к вопросу о выборе формы жилищного обеспечения) // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 5.
Трофимов Е.Н. К вопросу об обеспечении военнослужащих, увольняемых (уволенных) с военной службы по не льготному основанию, имеющих (имевших) на момент увольнения с военной службы общую продолжительность военной службы 20 лет и более, и членов их семей жилыми помещениями по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 6.

Читайте так же:  Статьи 292 558 гражданского кодекса российской федерации

Таким образом, анализ судебной практики показал, что судьи, в том числе судьи Верховного Суда Российской Федерации, по-разному применяют и толкуют нормы материального права.
Автор считает, что жилищным комиссиям воинских частей необходимо правильно устанавливать поправочный коэффициент и учитывать, что увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Закона, а именно уволенным с военной службы, так как иное толкование данной нормы делает несостоятельным применение п. 7 Правил при расчете поправочного коэффициента.
В свою очередь, командирам воинских частей в случае вынесения судебного акта не в пользу органа военного управления, при наличии достаточных оснований для его отмены, необходимо обжаловать судебный акт в установленном законом порядке вплоть до высшей судебной инстанции независимо от сложившейся судебной практики.


1. Кичигин Н.В. Нормативно-правовое регулирование и порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 4.

Материалы судебной практики

Военнослужащий, причинивший ущерб при дорожно-транспортном происшествии, несет ответственность в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих»

Требования абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федераль ного закона «О статусе военнослужащих» об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращ ение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коваленко Веры Васильевны на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Орличенко Ларисы Константиновны на нарушение ее конституционных прав статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Изданная в порядке реализации указанных конституционных положений статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает предоставление жилых помещений, государственных жилищных сертификатов, жилищных субсидий определенным категориям граждан, которые, находясь на военной службе, были признаны нуждающимися в жилье, что соответствует правовой природе данного вида социальной гарантии, призванной решать жилищные проблемы граждан, существующие в период прохождения ими военной службы, в том числе связанные с предстоящим увольнением с военной службы

Предусмотренное оспариваемым пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» условие об однократности предоставления соответствующих жилищных гарантий, продиктованное недопустимостью необоснованного сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств, не может расцениваться как расходящееся с конституционным принципом социальной справедливости и нарушающее конституционное право на жилище

Вдова гражданина, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при наличии у него общей продолжительности военной службы более 20 лет, имеет право на получение компенсационных выплат в связи с расходами по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Утрата гражданином статуса военнослужащего в связи с увольнением с военной службы не является препятствием для признания его уполномоченным органом нуждающимся в обеспечении жилым помещением

Вопрос о признании нуждающимся в жилых помещениях может быть поставлен перед уполномоченным органом и после увольнения с военной службы

Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 453-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (освободившиеся жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, ранее занимаемые военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, должны предоставляться другим военнослужащим и членам их семей.

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Майкопе, г. Армавире

[3]

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Решения суда по жилищным спорам военнослужащих

Жилищный вопрос главный в рамках конкретной семьи и целого государства. Существует ряд граждан, которым жилые помещения в собственность, передают безвозмездно. К таковым, в частности, относятся военнослужащие. Важно, чтобы они непросто защищали страну от посягательств извне, но и имели гражданство России, числились нуждающимися в улучшении жилищных условий. Если вышеупомянутые требования соблюдаются, а жилья все равно нет, то военный вправе обратиться к служителям Фемиды. Тогда выносятся судебные решения по жилищным спорам военнослужащих. Что они собой представляют? Могут ли быть оспоренными?

Обеспечение военнослужащих жильем: нормы, порядок

Предоставление жилого помещения военнослужащему в собственность регулируется следующими законами:

  • Жилищным Кодексом страны;
  • Федеральным законом №76-ФЗ;
  • Конституцией государства;
  • ведомственными актами.
Видео (кликните для воспроизведения).

Законодатель гарантирует военному собственную жилплощадь, если служащий:

  • является гражданином своей страны;
  • нуждается в том, чтобы улучшить условия проживания;
  • отслужил более 10 лет;
  • намеревается уйти в отставку (на пенсию) или без такового.
Читайте так же:  Протокол о назначении председателем гаражного кооператива

Получается, что военнослужащему, у которого нет своего жилья, через 10 лет службы обязаны выдать квартиру или дом. При этом военный должен уйти со службы по состоянию здоровья, собственным намерениям или изменениям в штатном расписании.

Если человек не желает расставаться с выбранной профессией, он может работать, но жилье в таком случае военному предоставят через 20 лет по действующему законодательству.

Не всегда служивым выдают именно готовую жилплощадь. Квадратные метры могут заменить денежной выплатой, которой хватит на покупку или строительство жилья.

Важно: квадратура предоставляемого помещения рассчитывается исходя из общих потребностей семьи военного, а не его одного.

По Жилищному кодексу на одного человека должно приходиться не менее 12 квадратных метров жилья. Семьям с двумя разнополыми детьми должны предложить минимум двухкомнатную квартиру.

Обычно помещение располагается в том городе, где прописан конкретный военнослужащий. Выбор населенного пункта, где появится жилье в собственности, в данном случае не предусмотрен.

Однако заезжать в первое же предложенное жилье военному не обязательно. Гражданину предлагают несколько вариантов жилья, он вправе выбрать наиболее подходящее для него и его семьи.

Обеспечение жилыми помещениями на временной основе предусмотрено для граждан, служащих по контракту. Помещение предоставляют в том населенном пункте, где трудится конкретный военный. Если такой возможности нет – то выбирается ближайшие город или село. Подробнее об этом сказано в 15 статье закона о статусе военнослужащих.

Военная служба и опасна, и трудна. Случаи гибели не являются редкостью. Если военный умер при выполнении служебного задания, члены его семьи все равно вправе рассчитывать на собственные квадратные метры. Об этом говорится в статье №24 вышеупомянутого закона страны.

Если в семье произошел разлад и последующий развод, то ячейка общества уже не признается таковой. Сам военнослужащий имеет право на собственное жилье, его супруга (супруг) – уже нет. Что касается несовершеннолетних детей, здесь все зависит от того, с кем они будут жить в дальнейшем: с военнослужащим – тогда при предоставлении жилья малолетних возьмут в расчет.

Проблемы обеспечения служивых жилой площадью

Казалось бы – по закону все просто. Военным обязаны предоставить жилье, если они в нем нуждаются, отслужили более 10 лет и собираются увольняться. На практике в предоставлении квартир иногда отказывают. Чем мотивируют такое решение?

Начнем с того, что вопрос регулирует жилищная комиссия конкретного гарнизона (военной части). Именно в ее адрес военный подает заявление о том, что он намерен получить жилье в собственность.

На практике оказывается, что жилья нет, как и средств, которые нужно выделить на его приобретение. Военных «кормят завтраками», предоставляют им социальное жилье, всячески оттягивая момент получения персональной квартиры.

Иногда такая тактика срабатывает. Люди просто устают ждать, поэтому копят деньги, берут кредиты, занимают у родственников и покупают жилье самостоятельно. Тогда они исключаются из очереди нуждающихся в том, чтобы улучшить свои условия проживания, соответственно, безвозмездное жилье не предоставляется.

И здесь случаются казусы, противоречащие здравому смыслу. Яркий пример — ситуация, случившаяся с Сергеем Барышевым. Военнослужащий в свободное от работы время подрабатывал свадебным оператором, накопил денег, занял у родственников и купил себе жилье в Подмосковье за почти 5 миллионов рублей. Однако военная прокуратура признала подобную деятельность слишком противоречивой и даже порочащей военного. Состоялся суд, решением которого квартиру у служивого отобрали, обратив ее в собственность государства.

Выходит, покупать жилье самостоятельно все-таки не стоит? Надо ждать своей очереди? А если семья живет в невозможных условиях, и неизвестно: когда все это закончится? Здесь совет лишь один: не сидеть на месте. Если военнослужащему должны предоставить жилье, значит, гражданин защищен законом, опасаться ему нечего.

Способы урегулирования конфликтов

Что делать, если жилье не дают, хотя все сроки уже вышли? Писать жалобы, обращения, в общем, действовать, а не сидеть сложа руки. Примерная схема действий в данном случае выглядит следующим образом:

  • человек собирает документы, подтверждающие его нуждаемость в жилье, собственной жилплощади;
  • подает жалобу на рассмотрение жилищной комиссии гарнизона;
  • если она неудовлетворена, пишется обращение в адрес командира военной части;
  • далее – обращение в военный суд. О нем будет сказано чуть ниже.

Военнослужащему необходимо собрать следующие документы:

  • удостоверяющие собственную и личности членов семьи;
  • справку о доходах;
  • справку о признании семейства нуждающимся в улучшении условий проживания;
  • заявление.

Заявление имеет типовой характер. Составляется по единому образцу. В «шапке» указывают от кого и кому направляется бумага, далее оформляется содержание. В нем указываются основания для получения помещения (нуждаемость, срок службы, выход на пенсию). В течение 30 дней обязаны дать ответ по вопросу о жилье.

Как долго ждать собственных квадратных метров? После подачи в отставку военного обеспечивают квартирой или домом в месячный срок. Иногда случаются казусы или форс-мажоры, на которые люди не могут повлиять. Тогда сроки увеличиваются, но не продолжаются более года. Иначе – это уже повод для судебного разбирательства.

Решение проблемы через суд

Очень многие граждане боятся обращаться в суд за защитой своих прав. Хотя ничего страшного в этом нет. Даже наоборот, именно суд является той единственной инстанцией, где стоит поискать правду.

Вопросы с военнослужащими по жилью решает военный суд. Туда подают иски, связанные в том числе с предоставлением жилплощади для военнослужащих в собственность. Принятое решение может быть оспорено Высшим арбитражным судом страны в исключительных случаях.

В 99 процентах ситуаций служители Фемиды встают на сторону того лица, чьи права нарушены. Это – их непосредственная обязанность.

Обращение в военный суд происходит по следующему сценарию:

  • гражданин оформляет исковое заявление;
  • оплачивает государственную пошлину (это предусмотрено Налоговым Кодексом России. В данном случае служивые от нее не освобождаются – статья 333.38);
  • предоставляет требуемые документы, доказывающие его нуждаемость в собственном жилье;
  • далее назначается разбирательство;
  • ответчиком в таком случае является жилищная инспекция конкретного гарнизона;
  • в ходе слушания дают высказаться обеим сторонам, заслушиваются их доводы и претензии;
  • потом служитель Фемиды выносит решение, каким оно будет, зависит от конкретной ситуации.

В деле – очень много нюансов, в которых сложно разобраться. Иногда военные совершают ошибки и оказываются без положенных им квартир – например, не учитывают уже имеющиеся доли в жилье, не встают на учет по регистрации нуждаемости.

Чтобы семейство включили в списки тех, кому требуется улучшить свои условия проживания, надо подтвердить тот факт, что члены ячейки общества не имеют своего жилья или оно слишком маленькое, его площади явно недостаточно для проживания семьи (на каждого члена приходится менее 12 квадратных метров).

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта земельных участков официальный сайт

Не нужно быть малоимущими, чтобы нуждаться в жилье. Об этом факте многие забывают или просто не знают. Поэтому часто военнослужащие уверены – собственные квадратные метры от государства им не положены, ведь зарплата хорошая, семья не находится за чертой бедности, значит, и жилье не нужно.

Примеры судебных разбирательств

Гражданин А., собирающийся на пенсию, отслуживший более 10 лет, подал в военный суд иск. Заявление гласило, что гражданину отказывают в предоставлении жилья, потому что семья прописана у матери А. Квартира у нее большая – места всем хватает. Так мотивирует отказ жилищная комиссия гарнизона. Правомерны ли их действия? Суд постановил, что указанные обстоятельства не являются причинами для непредставления семейству отдельного жилья. Были изучены правоустанавливающие документы на квартиру, согласно которым собственницей помещения является только мать А., не он сам, не члены его семейства. Через месяц семья А. въехала в новую квартиру.

Военный Н. приобрел для своей семьи двухкомнатную квартиру площадью 50 квадратных метров. Узнал о законе, позволяющем ему получить жилье безвозмездно от государства, и решил воспользоваться своим правом. Суд отказал в удовлетворении требований, потому как семья гражданина Н. не являлась нуждающейся в улучшении условий своего проживания, не стояла на очереди.

Семья солдата К. владела трехкомнатной квартирой. Ее молодым на свадьбу подарили родители. Затем было решено продать жилплощадь, чтобы встать на учет, как нуждающиеся в улучшении условий и получить свое от государства. Хоть К. и отслужил 12 лет, вышел в отставку, даже умудрился встать на очередь, его требования не удовлетворили. Судья запросил документы о продаже жилья. Оказалось, что произошло это около 2 лет назад, значит, семья намеренно ухудшила условия проживания. По халатности специалиста комиссии, они оказались включенными в список нуждающихся в жилищных улучшениях незаконно. Также в отношении этого сотрудника была возбуждена служебная проверка.

Заключение

Закон гласит: военным обязаны предоставить жилье. Не всем, конечно, а только тем, кто реально в нем нуждается, не может самостоятельно приобрести себе квартиру или дом. Для получения помещения гражданину надо соблюсти некоторые условия: отслужить 10 лет и выйти в отставку либо проработать в течение 20 лет в качестве военного. Предоставляемые квартира или дом должны находиться в адекватном, пригодном для проживания состоянии. Военный, получивший собственные квадратные метры жилья, не вправе истребовать имущественный налоговый вычет. Жилплощадь является субсидированной, переданной безвозмездно, а вычет возвращается только с личных денег гражданина, которые он потратил на покупку недвижимости.

Предоставление жилья в натуре может быть заменено денежной выплатой. Средств должно хватить на покупку дома или квартиры по желанию военного.

Порядок и судебная практика по вопросам обеспечения жилья военнослужащих

Здравствуйте! Очень нужна помощь квалифицированного юриста, который хорошо знает порядок и судебную практику по вопросам обеспечения жилья военнослужащих.

Я военнослужащий. Перевелся в город где проживают родители. При управлении где прохожу службу не прописывают (было сказано устно, официально не обращался, по поводу служебного жилья то же официально не обращался, на руках ещё не было справки о сдаче служебного жилья по прежнему месту службы). Пришлось вместе с семьей (жена и ребенок (3 года) прописаться в квартире родителей (договоров о порядке проживания не заключали). Жена с ребёнком сейчас в другом городе, временно прописаны у тещи. Жена там работает в ФПС (прапорщик внутренней службы). В собственности у меня жилья нет. Квартира 48 кв.м., принадлежит на правах собственности в равных долях отцу, матери, племяннику (16 лет). В квартире прописаны отец, мать, я, жена и моя дочь. У отца в другом городе (30 км) есть в собственности дом, фактически в нем проживают. Племянник зарегистрирован в доме своего отца—моего брата. Жилищная комиссия отказала мне в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору соц. найма, т.к. я являюсь членом семьи собственников жилья и уровень обеспеченности с учетом дома отца больше установленной нормы.

Сам уже понял, что совершил большую ошибку прописавшись у родителей. Начитался судебных решений по таким делам и понял, что получается это мои родители обеспечили мою семью жильем, а не государство, как этого гласят наши законы. Но надо, что то делать.

Если выписаться, то автоматически ждать 5 лет.

Можно в этом случае поступить так:

— заключить заднем числом договор безвозмездного пользования жилым помещением, где прописать, что обязуюсь выписаться при первом их требовании. Договор же не требует обязательной регистрации.

Если нет, то сделать дальше так:

[1]

—родители продадут свои доли племяннику (без выселения проживающих), пропишутся в доме, попаду ли я под пункт 1.1 ст. 51 ЖК РФ, как проживающий не у члена своей семьи, и расчёт обеспеченности делать не надо будет. (Или суд будет ссылаться на то, что племянник давал своё согласие на нашу регистрацию как члена семьи).

Если снова нет, то:

— племянник (так как несовершеннолетний, в лице моего брата), через суд, без моего согласия, пытается меня с моей семьей выселить (я уже понимаю, что обязательно мне надо будет оспаривать решение суда), но может ли суд выселить несовершеннолетнего ребенка?

Если получится, то я становлюсь без прописки, у жены с ребёнком есть временная. Но нам с женой все равно надо будет где то прописаться вместе, как правильно это надо будет сделать?

Ну и самый крайний вариант: родители выпишутся и с племянником продадут свои доли отцу жены брата (не выписывая нас), нужно ли тогда ему будет ему выселять нас по суду?

Могу ли я после этого претендовать на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Найму. Ведь я сам свои жилищных условий не нарушал.

Как законно поступить в этой ситуации? Чтоб признаться нуждающимся в жилом помещении? Какие есть пути решения данной ситуации, чтобы не ждать пять лет?

С наступающим Новым Годом и Рождеством!

Очень нужна Ваша помощь!

Могу предложить вариант. Возможно, сработает. Племяннику, как собственнику, прописаться (если у него больше нет собственности), Вас станет больше, уровень обеспеченности меньше. Возможно, собственники могут прописать родственников без жилья . Под ст. 53 ЖК Вы не попадете.

По поводу продажи родителями своей доли тоже может сработать. Здесь играет роль не только согласие на прописку, но и определенные неимущественные и имущественные права членов семьи. Необходимо вести общее хозяйство.

Читайте так же:  Педагог дополнительного образования должностная инструкция

Так же Вы можете обратиться в суд и доказать, что Вы не член семьи родителей, а у Вас есть своя семья. С родителями Вы не ведете общее хозяйство, у Вас нет общих финансов и т.д.

Вам надо обратиться к юристу, который ведет такие дела и просчитать все варианты., чтобы минимизировать финансовые затраты и все риски.

Мой электронный адрес [email protected] обращайтесь, постараюсь подсказать как действовать дальше. В вашем вопросе необходимо пройти очередность решения проблемы и добиться положительного результата. Буду признателен за отличный отзыв за мой ответ.

[2]

Доброго времени суток, уважаемый автор! Спасибо за поздравления!

Для квалифицированных ответов на заданные Вами вопросы мне не хватает Вашей информации. Так, Вы ничего не говорите о том, состоите (или состояли) в очереди на улучшение жилищных условий, являетесь (или являлись) участником НИС (Конституционный Суд РФ запретил снимать с очереди на жилье военнослужащих, члены семьи которых являются участниками программы военной ипотеки); как военный стаж имеете. В целом, по предложенным Вами вариантам: я бы не советовала не торопиться и применять какой-либо из них, пока не определитесь с правовой позицией защиты права на получение жилья. И есть к Вам вопрос: когда планируете сдать служебное жилье по прежнему месту службы?
И, конечно, как специалисту, мне бы хотелось ознакомиться с содержанием отказа жилищной комиссии.

Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 утверждены:
— Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приложение N 1 к настоящему Приказу);

— Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение N 2 к настоящему Приказу).

Согласно п. 9. Инструкции – Приложение 1: Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.

Согласно п. 10. указанной Инструкции: Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
а) подачи ими заявления о снятии с учета;
б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей;
д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 1 Инструкции (Приложение 2): военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются — военнослужащие), и совместно проживающим с ними членам их семей (далее именуются — члены их семей) предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Позиция Конституционного Суда РФ (Постановление от 5 июня 2013 г. N 12-П):
«постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т.е. констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений. С этой точки зрения всем указанным гражданам на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями независимо от места постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должно быть предоставлено равное право на получение мер социальной поддержки, установленных законом в рамках системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений».

Что касается судебной практики: необходимо смотреть постановления (определения) Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, сложившуюся практику военных судов в совокупности с военным законодательством и ЖК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Всего доброго и с Новым годом! Если требуется более детальная консультация, можете обратиться ко мне индивидуально, в том числе на адрес эл. почты.

Источники


  1. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.

  3. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
  4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  5. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here