Содержание
- 1 Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
- 2 Статья 235. Основания прекращения права собственности
- 3 Принудительное изъятие имущества у собственника на возмездных и безвозмездных основаниях
- 4 Глава 15. Прекращение права собственности (ст.ст. 235 — 243)
- 5 Принудительное изъятие имущества у собственника на возмездных и безвозмездных основаниях
Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
1. В случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 — 286 настоящего Кодекса.
Абзац второй утратил силу с 1 апреля 2015 г.
2. Утратил силу с 1 апреля 2015 г.
Комментарий к Ст. 239 ГК РФ
1. Гарантия собственности неразрывно связана с гарантией личной свободы, направлена на обеспечение собственнику свободного участия в гражданском обороте и предоставление ему возможности удовлетворять жизненные потребности. При этом обеспечение реализации прав собственности предполагает необходимость решения целого комплекса вопросов о взаимодействии интересов собственника и общества.
Достаточно очевидно, что собственность в современном мире в любом случае подлежит ограничению социальными и публичными интересами.
Частью 3 ст. 35 Конституции РФ допускается правомерное принудительное отчуждение любого имущества в установленных законом исключительных случаях при соблюдении соответствующей процедуры. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 235 ГК РФ. Перечень таких оснований сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным федеральным законом (см. также комментарий к ст. 235 ГК). В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника.
При этом частным случаем принудительного изъятия недвижимого имущества, предусмотренного комментируемой статьей, является изъятие у собственника земельного участка в публично-правовых интересах (для государственных или муниципальных нужд) либо в качестве гражданско-правовой санкции за ненадлежащее использование земли как особо ценного природного ресурса.
Возможность принудительного изъятия земельного участка в настоящее время признается во всех странах с развитой правовой системой. Конституции большинства европейских государств предусматривают возможность ограничения права частной собственности в целях рациональной эксплуатации земли и «установления справедливых социальных отношений», «для общего блага», в случаях, «оправданных общественной пользой или социальными интересами», «по мотивам общественной пользы» и т.д. .
———————————
См. ст. 44 Конституции Итальянской Республики 1947 г.; ст. 14, 15 Основного Закона ФРГ 1949 г.; ст. 17, 18, 24 Конституции Греции 1975 г.; ст. 33, 45 — 47, 128 Конституции Испании 1978 г.; а также: Жариков Ю.Г., Масевич М.Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. М., 1997. С. 13.
Конституция РФ, закрепляя в ст. 36 право частной собственности на землю и в ч. 3 ст. 35 — принцип предварительного и равноценного возмещения за имущество, принудительно отчуждаемое для государственных нужд, не определяет конкретный порядок и форму соответствующего возмещения в отношении такого специфического имущества, как земельные участки. Данный вопрос урегулирован федеральными законами, прежде всего ЗК РФ (ст. ст. 49, 55, 57 и 63) и ГК РФ (ст. ст. 279 — 283).
Так, ст. ст. 279 и 283 ГК РФ предоставляется возможность изъятия для государственных или муниципальных нужд путем выкупа земельных участков у собственников, а также у лиц, которые владеют и пользуются земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
При этом случаи, когда допускается такое изъятие, отнесены ст. 49 ЗК РФ к исключительным. Данной статьей приведены только два возможных основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд:
1) выполнение международных обязательств Российской Федерации;
2) необходимость размещения (при отсутствии других вариантов) непосредственно перечисленных в указанной статье объектов государственного или муниципального значения (к примеру, объектов федеральных энергетических систем, объектов использования атомной энергии, объектов обороны и безопасности, федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи).
Иные случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут быть установлены федеральными законами. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть дополнительно предусмотрены только случаи изъятия таких земельных участков, которые находятся в собственности самих субъектов Федерации либо в муниципальной собственности, т.е. участков, предоставленных в пользование либо аренду гражданам, юридическим лицам.
Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника ввиду его ненадлежащего использования. ГК РФ выделяет два основания такого изъятия:
2) если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (ст. 285 ГК).
Права на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, могут быть прекращены в порядке и по основаниям, установленным соответственно ст. 54 и п. 2 ст. 45 ЗК РФ. К примеру, наряду с вышеуказанными основаниями земельный участок может быть изъят у данных лиц также в связи с неустранением совершенных умышленно земельных правонарушений, связанных с нарушением установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, с систематическим невыполнением обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии, с систематической неуплатой земельного налога. При этом принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
2. Очевидно, что принудительное изъятие земельного участка, как правило, несовместимо с сохранением у бывшего владельца такого участка права собственности на здания, сооружения, иные объекты недвижимости, расположенные на этом участке.
Это также связано с последовательно закрепляемым в последнее время законодателем в ряде федеральных законов правилом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (см., к примеру, подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Поэтому комментируемой статьей применительно к случаям принудительного изъятия земельных участков устанавливается общее правило об одновременном изъятии (отчуждении) объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках.
Смысл рассматриваемой нормы состоит не в дополнительном ограничении прав собственности, а в формировании цивилизованных правил отчуждения (выкупа) этого имущества с предоставлением собственнику справедливой компенсации и в установлении дополнительных гарантий сохранения в отдельных случаях права собственности на такое имущество при изъятии земельных участков.
В частности, согласно комментируемой статье здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на изымаемом земельном участке, могут быть также изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 279 — 282 и 284 — 286 ГК РФ, только в случаях, когда изъятие земельного участка невозможно без прекращения права собственности на это имущество. При этом требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.
Таким образом, комментируемая статья с учетом ст. ст. 279 — 282, 284 — 286 ГК РФ в целях обеспечения баланса интересов собственника и публичных интересов устанавливает определенные гарантии защиты прав собственника.
Во-первых, выкуп зданий, сооружений, расположенных на изымаемом земельном участке, либо их продажа с публичных торгов при отсутствии согласия соответствующего собственника возможны только по решению суда, но не в административном порядке.
Во-вторых, обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого земельного участка без прекращения прав собственника на находящуюся на участке недвижимость. При этом бремя доказывания лежит на органе государственной власти или органе местного самоуправления, заинтересованных в изъятии земельного участка.
В-третьих, изъятие зданий, сооружений, расположенных на изымаемом земельном участке, возможно только при условии получения справедливой компенсации, а в случае изъятия такого участка для государственных или муниципальных нужд — также возмещения всех связанных с этим убытков (см. комментарий к ст. ст. 279 — 282, 284 — 286 ГК).
3. Поскольку жилые помещения являются разновидностью недвижимого имущества (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), то установленный комментируемой статьей порядок изъятия относится и к ним. Вместе с тем ввиду особой социальной значимости жилых помещений порядок их изъятия в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд устанавливается также нормами ЖК РФ. В частности, в статье 32 ЖК РФ определяется порядок обеспечения жилищных прав граждан — собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По существу данная статья развивает ст. ст. 239, 279 — 282 ГК РФ с учетом особенностей, установленных для жилых помещений.
К примеру, при определении выкупной цены жилого помещения в нее включаются не только рыночная стоимость жилого помещения, но и все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение.
4. Согласно п. 2 комментируемой статьи она подлежит применению также при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, водных объектов и других обособленных природных объектов, на которых находится это имущество.
При этом, учитывая установленные специальным отраслевым законодательством особенности правового режима таких природных объектов, данная статья будет подлежать применению с учетом данных особенностей.
К примеру, согласно ч. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ не допускается отчуждение водных объектов, принадлежащих на праве частной собственности (пруд, обводненный карьер), без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Таким образом, объекты недвижимости, расположенные на таких водных объектах, будут подлежать принудительному изъятию (отчуждению) только в случае изъятия земельных участков, в пределах которых расположены такие водные объекты. При этом случаи принудительного прекращения права пользования водными объектами (по аналогии с ненадлежащим использованием земельных участков) не обязательно могут повлечь продажу с публичных торгов соответствующих объектов недвижимости, расположенных на водных объектах.
Так, в соответствии со ст. 10 Водного кодекса РФ при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан в том числе обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах.
Статья 235. Основания прекращения права собственности
1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 235 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи в общих чертах указывает основания прекращения права собственности по воле собственника, а также в силу объективных обстоятельств, которые не могут квалифицироваться как действия кого-либо, направленные на прекращение права собственности. Данная норма является отсылочной (см., в частности, коммент. к ст. ст. 217, 218, 223, 225, 226, 236 ГК). Хотя содержащийся в ней перечень оснований прекращения права собственности сформулирован как исчерпывающий, в действительности он таковым не является. Например, в нем не поименованы такие способы прекращения права собственности, как возврат прежнему собственнику животного, сохранившего привязанность к нему (см. коммент. к ст. 231 ГК) и отмена дарения (см. коммент. к ст. 578 ГК).
Основанием прекращения права собственности, которое одновременно не является основанием возникновения этого права у другого лица, является упомянутая в п. 1 комментируемой статьи гибель (уничтожение) вещи, о чем уже шла речь в коммент. к ст. 209 ГК. Можно встретить мнение о том, что уничтожение вещи в процессе ее потребления является осуществлением только правомочия пользования ею (т.е. не распоряжения), так как воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства (например, сожжение дров в камине). Однако квалификация действия как распоряжения зависит скорее от того, сохраняется ли в результате вещь у собственника, нежели от направленности воли собственника. До тех пор, пока вещь еще может быть использована по своему назначению, имеет место пользование; в момент необратимой утраты назначения происходит распоряжение путем уничтожения вещи. При этом, строго говоря, право собственности на материальные остатки уничтоженной вещи присутствует. Так, из ст. 86, ст. 89 ВК РФ можно сделать вывод о том, что разрушенное воздушное судно является объектом права собственности, но это уже новое право на новый, изменившийся в своей сущности объект.
2. Статья 35 Конституции определяет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения. Норма п. 2 комментируемой статьи, отсылочная по своей форме, как раз и посвящена общему описанию случаев принудительного изъятия у собственника имущества, а также понятию приватизации (см. также коммент. к ст. 217 ГК). Прекращение права собственности помимо воли собственника может рассматриваться в ряде случаев как санкция (см. коммент. к п. 3 ст. 220, п. 3 ст. 222, ст. ст. 237, 238, 240, 241, 243, 284, 285, 293, п. 2 ст. 578, 1252 ГК); как способ обеспечения важнейших государственных и общественных интересов (см. коммент. к ст. ст. 239, 242, 243, 279 — 283 ГК); как средство поддержания баланса конкурирующих частных интересов (см. коммент. к п. 4 ст. 252 ГК).
Основания принудительного прекращения права собственности должны быть прямо и исчерпывающе предусмотрены федеральным законом, что следует как из общего принципа неприкосновенности собственности (п. 1 ст. 1 ГК), так и прямого указания п. 2 комментируемой статьи.
3. Процесс принудительного обращения в государственную собственность имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам, именуется национализацией (абз. 10 п. 2 комментируемой статьи). Национализация производится на основании специального федерального закона с возмещением стоимости изъятого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК.
В большинстве капиталистических государств национализация крупнейших предприятий осуществлялась путем обмена акций на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акционеров заключался в том, что они получали право вместо неопределенного и колеблющегося в периоды кризисов дивиденда требовать выплаты твердой суммы дохода, а государство выигрывало в том, что получало возможность влиять на принятие решений интересующим его предприятием. Таким способом осуществлялась, в частности, послевоенная национализация Английского банка, предприятий угольной промышленности и железнодорожных предприятий в Англии в период политики «тэтчеризма» (см. подробнее: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность // Законодательство. 1999. N 2, 3).
В экономике и некоторых зарубежных правопорядках, например США, существует также понятие «ползучей экспроприации» (creeping expropriation), т.е. скрытой национализации, когда специального закона не принимается, однако создаются столь невыносимые условия для ведения бизнеса в конкретной стране, что инвесторы сами ищут возможность избавиться от своих активов в пользу государства.
В настоящее время специальный федеральный закон о национализации в России не принят (в 2005 г. Правительство РФ сняло соответствующий законопроект с рассмотрения в Государственной Думе РФ). Согласно ст. 35 Конституции принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии не только равноценного, но и предварительного его возмещения. Поэтому Федеральное Собрание РФ, прежде чем будет принято окончательное решение о национализации, должно с помощью органов исполнительной власти заранее определить примерное количество собственников, имущество которых подвергнется национализации, общий размер компенсации и утвердить расходы на возмещение им убытков отдельной строкой в федеральном бюджете на предстоящий год.
Другой комментарий к статье 235 ГК РФ
1. В статье все основания прекращения права собственности разграничены на: а) добровольное прекращение; б) утрату права собственности по объективным причинам; в) принудительное изъятие у собственника его имущества.
Добровольное прекращение права собственности встречается при добровольной ликвидации или реорганизации юридического лица.
Право государственной и муниципальной собственности прекращается и на основании приватизации (см. ст. 217 и коммент. к ней).
3. Утрата права собственности по объективным причинам, т.е. не зависящим от воли собственника, встречается при гибели вещи. Если при этом сохраняются какое-то имущество или отходы, то право собственности на них принадлежит собственнику вещи. Кроме того, право собственности по причинам, не зависящим от воли собственника, утрачивается: при потере вещи, после приобретения на нее права собственности лица, нашедшего ее, или другого лица (ст. 227, 228 ГК); по основаниям приобретательной давности (см. ст. 234 и коммент. к ней) и в других случаях, предусмотренных законом. Право собственности конкретного гражданина прекращается его смертью.
4. Пункт 2 содержит исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия имущества у собственника. Эти случаи должны соответствовать ч. 3 ст. 35 Конституции, согласно которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Принудительное изъятие тоже можно разграничить по его основаниям. Если подп. 1, 2, 4 п. 2 предусматривают изъятие имущества вследствие ненадлежащего поведения собственника, то правила подп. 3, 5, 6 п. 2 действуют независимо от поведения собственника и обусловлены государственными или общественными интересами. Все эти случаи регулируются в последующих статьях.
5. Последняя часть ст. 235 посвящена национализации, под которой понимается обращение в собственность государства имущества, находящегося в собственности у граждан и юридических лиц. В ГК не указаны причины национализации. Они определяются государственными интересами и не зависят от воли собственника имущества. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК. Однако ссылка на ст. 306 ГК не полностью соответствует положениям ст. 35 Конституции о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд допустимо только при условии предварительного и равноценного его возмещения. Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими законами и применяются непосредственно, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества.
6. В статье содержится отсылка к п. 4 ст. 252 ГК, который предусматривает принудительную компенсацию стоимости доли в общем имуществе, после чего собственник утрачивает право на эту долю. Право собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение прекращается судом по иску органа местного самоуправления (см. ст. 293 и коммент. к ней). Статьи 272, 282, 285 гл. 17 ГК регулируют вопросы, связанные с прекращением права пользования земельным участком (см. коммент. к ним), при решении которых нужно учитывать положения Земельного кодекса.
Принудительное изъятие имущества у собственника на возмездных и безвозмездных основаниях
Возмездное принудительное изъятие имущества у собственника
Рассмотрим основные случаи возмездного изъятия имущества у собственника. Выкуп (продажа с публичных торгов) бесхозяйственно содержимого имущества предусмотрен ГК РФ.1 Указанное имущество в отличие от бесхозяйного имеет собственника, который известен, но относится к нему нерадиво, допуская его порчу и разрушение. Если имущество не представляет значительной ценности и бесхозяйственное обращение с ними не нарушает ничьих интересов, право вовсе не реагирует на поведение нерадивого собственника.
Иначе обстоит дело, если речь идет об имуществе, представляющим значительную экономическую, историческую, научную, художественную или иную ценность для общества, или об имуществе, бесхозяйственное содержание которого угрожает общественным или государственным интересам.
Если собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно их содержит, что грозит утратой ими своего значении, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. Иск об изъятии ценностей предъявляет государственный орган, к ведению которого относится обеспечение сохранности соответствующего имущества.
Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения (например, собственник установил в своем доме оборудование, использование которого нарушает права и интересы соседей, или разместил производство, отходы и выбросы которого причиняют ущерб природной среде). Если собственник и после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может вынести решение о продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения. Поскольку собственнику передается вырученная от продажи жилого помещения с торгов сумма, он, если речь идет о гражданине, может быть выселен из этого помещения без предоставления жилой площади, хотя бы и не был обеспечен другим жильем.
Принудительное отчуждение земельного участка может производится только на возмездных основаниях (кроме обращения взыскания по обязательствам и при отчуждении земельного участка, который в силу не может принадлежать данному лицу). Рассмотрим один из случаев прекращения права собственности на землю — изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земельных участков с этой целью производится лишь в исключительных случаях, установленных ЗК РФ. К ним относятся:
- 1. Выполнение международных обязательств РФ;
- 2. Размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
- 3. Иные обязательства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных и муниципальных нужд может производится только «при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда».
Гражданское законодательство устанавливает общий порядок изъятия земельных участков в данном случае, как для собственника, так и для лиц, которым они предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется РФ, ее субъектом или муниципальным образованием,3 то есть за счет соответствующих бюджетов. Лица, у которых изымаются земельные участки, должны быть не позднее, чем за год уведомлены об этом органом, принявшим решение об изъятии (выкупе) земельного участка. Плата за земельный участок, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка.
Владельцам пользователям и арендатором изымаемых земельных участков возмещаются лишь убытки на основании Положения о порядке возмещения убытков, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 января 1993г.4 Возмещению подлежат: стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных или иных зданий и сооружений или затраты по их переносу на новое место; стоимость плодово-ягодных, защитных или иных многолетних насаждений, незавершенного производства; убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования; затраты, необходимые для восстановления ухудшенного качества земель; убытки, связанные с ограничением права пользовании; упущенная выгода.
Оценка строений производится по сметной стоимости строительства новых объектов, равных имеющимся по полезной площади. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
- — принудительное прекращение прав на землю возможно за противоправное использование земельного участка, выражающееся в форме действия или бездействия;
- — прекращение права собственности и прекращение иных прав на землю осуществляется в порядке искового производства;
- — принудительное лишение лица права на землю не снимает с него обязанности возместить ущерб, причиненный земельному участку.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Особым случаем принудительного изъятия является реквизиция.
В русском дореволюционном праве использовали для данного случая термин экспроприация. Что характерно для реквизиции?
Во-первых, это отчуждение имущества, изъятие его у собственника.
Во-вторых, это отчуждение принудительное. Когда в основу передачи лежит согласие собственника, налицо будут договорные отношения о передаче имущества в собственность.
В-третьих, такое принуждение осуществляется со стороны государства. Законодатель подчеркивает, что реквизиция осуществляется по решении государственных органов. В дореволюционной России изъятие (экспроприация) осуществлялась на основе высочайших указов.
В-четвертых, лишение лица собственности всегда должно иметь веские основания. В качестве таких оснований ГК РФ называет стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер. Мотив изъятия имущества — интересы общества.
В-пятых, обязательность вознаграждения. В русском дореволюционном праве подчеркивалось, что это вознаграждение должно быть справедливым и приличным, поскольку в противном случае по соображениям соблюдения общественного блага мог быть причинен несправедливый ущерб одному из членов общества. Действующий закон предписывает стоимости имущества.
Важно отметить, что при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, лицо, у которого имущество было реквизировано, вправе требовать по суду возврата сохранившего имущества.
Исторически основным способом установления господствующего типа собственности, который в свое время утвердился в нашей стране в результате Октябрьской революции принято считать национализацию, то есть обращение в собственность Советского государства имущества, принадлежавшего юридическим и физическим лицам. В собственность государства в первую очередь были обращены средства производства или, как принято говорить, основные командные высоты в экономике. Сама национализация проводилась под различными наименованиями, но сущность ее оставалась неизменной. За редчайшим исключениями национализация носила безвозмездный характер.
Истекшие десятилетия показали, что государство, обратив в свою собственность львиную долю производственного потенциала страны, взвалило на себя такое экономическое бремя, с которым само не в состоянии справиться. На деле обобществить производство так и не удалось, как и не удалось создать такой организации труда, которая строилась на сознательной дисциплине всех трудящихся.
В настоящее время подход к возможным случаям принудительного изъятия имущества физических и юридических лиц в собственность государства претерпел в нашей стране коренные изменения. Опираясь на ст.35 Конституции РФ, гражданское законодательство устанавливает, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убытков.
Понятие национализации содержится в ст.235 ГК РФ «Основания прекращения права собственности». ГК РФ только упоминает о национализации, не раскрывая, его основных черт. Более подробно процесс национализации анализируется экономическими науками.
Как показывает опыт мирового социально-экономического развития, приватизированные процессы периодически сменяются процессами национализации.
Разновидностью национализации является деприватизация — обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества. Примером повторной национализации может служить деприватизация черной металлургии в Великобритании в 1967г., которая была национализирована в первые годы после второй мировой войны, а затем подверглась денационализации очередным правительством консерваторов.1 Решение об обращении в государственную собственность в порядке национализации принимается, как правило, на основе закона, определяющего условия, порядок и механизм национализации конкретного имущества. В исключительных случаях национализация проводиться путем принятия правительством специального постановления.
Инициатива в проведении национализации может исходить от субъектов законодательной инициативы. По некоторым мнениям сторонников национализации в современной России такая инициатива может исходить также от политических партий, профсоюзов (признанных на общенациональном уровне) и трудовых коллективов предприятий негосударственных форм собственности на основаниях угрозы экономической и национально-государственной безопасности страны, загрязнения предприятиями окружающей среды, нарушение законодательства страны и т.д. Цели национализации заключаются в:
- — сохранении предприятий и других объектов производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения национально-государственной безопасности страны или необходимых обществу;
- — обеспечение экологической безопасности страны;
- — защите потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;
- — осуществление структурной перестройки народного хозяйства;
- — пресечение незаконного перевода прибылей за границу;
- — установлении контроля за использованием финансовых ресурсов, которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой сферы.;
- — обеспечении реализации социально-экономических целей, намеченных национальным планом.
Существует два способа национализации:
- 1. Принудительный: отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны,3 либо без возмещения в качестве карательной меры, как это имело место, например, в случае национализации заводов «Рено» во Франции (1945г.), владельцы которых активно сотрудничали с фашистскими оккупантами.
- 2. Добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц — собственников имущества.
Объекты национализации составляют всего две группы: изначально частные предприятия, подлежащие национализации и приватизированные ранее предприятия, подлежащие обращению в государственную собственность.
Размеры возмещения определяются исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у собственника в результате национализации и исходя из сумм, фактически уплаченных новым владельцем во время приватизации государственного имущества с учетом официально определенного коэффициента инфляции.
Глава 15. Прекращение права собственности (ст.ст. 235 — 243)
Глава 15. Прекращение права собственности
См. схему «Прекращение права собственности»
> Основания прекращения права собственности |
Содержание Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Принудительное изъятие имущества у собственника на возмездных и безвозмездных основаниях
Возмездное принудительное изъятие имущества у собственника
Выкуп (продажа с публичных торгов) бесхозяйственно содержимого имущества предусмотрен ГК РФ. Указанное имущество в отличие от бесхозяйного имеет собственника, который известен, но относится к нему нерадиво, допуская его порчу и разрушение. Если имущество не представляет значительной ценности и бесхозяйственное обращение с ними не нарушает ничьих интересов, право вовсе не реагирует на поведение нерадивого собственника.
Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения.
Если собственник и после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может вынести решение о продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения. Поскольку собственнику передается вырученная от продажи жилого помещения с торгов сумма, он, если речь идет о гражданине, может быть выселен из этого помещения без предоставления жилой площади, хотя бы и не был обеспечен другим жильем.Принудительное отчуждение земельного участка может производится только на возмездных основаниях (кроме обращения взыскания по обязательствам и при отчуждении земельного участка, который в силу не может принадлежать данному лицу).
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных и муниципальных нужд может производится только «при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда».
Гражданское законодательство устанавливает общий порядок изъятия земельных участков в данном случае, как для собственника, так и для лиц, которым они предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Владельцам пользователям и арендатором изымаемых земельных участков возмещаются лишь убытки на основании Положения о порядке возмещения убытков, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 января 1993г. Если лица, у которых изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не согласны с решением об изъятии их участков, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск в суд об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Такой иск может быть предъявлен в течении двух лет с момента направления соответствующим лицам уведомления об изъятии (выкупе) у них земельного участка.
Что касается ликвидации юридического лица, то вопрос о судьбе земельного участка должен решаться в зависимости от того, в чьей собственности он находился — в частной или государственной. Если земельный участок находился в собственности юридического лица, то он либо передается учредителям юридического лица, имеющим вещные права на него или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом. Если же земельный участок принадлежал юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды, то право постоянного (бессрочного) пользования должно подлежать прекращению по постановлению (решению) соответствующего органа, предоставившего земельный участок, а договор аренды — подлежать расторжению с последующей регистрацией указанных действий в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимой имущество и сделок с ним.
ГК РФ предусматривают возможность принудительного прекращения прав собственности на землю, если сам собственник не использует его по целевому назначению или осуществляет использование земельного участка с грубым нарушением земельного законодательства.
В целом, несмотря на совершенство современного законодательства в отношении порядка прекращения права собственности на землю можно сделать выводы:
принудительное прекращение прав на землю возможно за противоправное использование земельного участка, выражающееся в форме действия или бездействия;
прекращение права собственности и прекращение иных прав на землю осуществляется в порядке искового производства;
принудительное лишение лица права на землю не снимает с него обязанности возместить ущерб, причиненный земельному участку.
Опираясь на ст.35 Конституции РФ, гражданское законодательство устанавливает, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убытков. Понятие национализации содержится в ст.235 ГК РФ «Основания прекращения права собственности». ГК РФ только упоминает о национализации, не раскрывая его основных черт. Более подробно процесс национализации анализируется экономическими науками.
Безвозмездное принудительное изъятие имущества у собственника
Закон предусматривает следующие случаи безвозмездного принудительного изъятия имущества у собственника: обращение взыскания на имущество собственника по его долгам; отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; конфискация
Первым основанием, по которому возложено изъятие имущества у собственника на безвозмездной основе, закон называет обращение взыскания на имущество по обязательствам. Такое взыскание, как правило, может производиться только на основании решения суда. Иной порядок обращения взыскания может быть предусмотрен законом или договором. Примером иного порядка взыскания может служить взыскание по кредитному договору на основании исполнительной надписи нотариуса в соответствии со ст.87-89 Основ законодательства о нотариате.
Исключительно по решению суда может быть обращено взыскание на заложенное имущество в трех случаях, когда:
для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или органа;
предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
залогодатель отсутствует, и установить место его нахождения невозможно.
Приведенные правила свидетельствуют, что при невыполнении обеспеченного залогом обязательства предмет залога не может автоматически перейти в собственность залогодержателей. Независимо от того, в каком порядке обращено взыскание на заложенное имущество — по решению суда или без обращения в суд, — предмет залога должен быть реализован по правилам, установленным ст.350 ГК РФ.
Конфискацией в соответствии со ст.29 Кодекса об административных правонарушениях признается принудительное безвозмездное обращение в собственность государства предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Как правило, конфискован, может быть лишь предмет, находящийся в собственности граждан. Однако законодательством предусмотрены и случаи конфискации предметов, являющихся собственностью организаций.
Гражданский кодекс РФ называет условие прекращения права собственности:
- а) отчуждение собственником своего имущества другим лицам (сделки: купля-продажа, мена, дарение и т.д.) (ст. 235);
- б) добровольный отказ собственника от права собственности (ст. 236).
При этом допускается отказ собственника от права собственности путем:
публичного объявления об этом;
совершения реальных действий, бесспорно свидетельствующих об этом намерении (выброс имущества);
особый случай — приватизация государственного (муниципального) имущества (ст. 217 ГК РФ);
- в) гибель или уничтожение имущества;
- г) утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (эти случаи уже рассмотрены выше).
Принудительное изъятие у собственника имущества (т.е. не по воле собственника) не допускается, кроме случаев, когда это производится по основаниям, предусмотренным законом.
Если подвести итог к главе, то можно всю вышеперечисленную информацию систематизировать:
Случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных началах (ст. 235 ГК РФ), т.е. компенсация:
если при отчуждении имущества оно в силу запрета не может принадлежать данному лицу. Защита публично-правовых интересов. Речь идет о тех видах имущества, которое по прямому указанию закона либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте (оружие, яды, наркотики и т.д.);
при отчуждении недвижимости в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК РФ). Особый случай — земельный участок изымается у частного собственника в публично-правовых интересах (прокладка дороги);
при выкупе бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей. Принудительный выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ). Дело касается не любых, а особо охраняемых государством культурных ценностей. В судебном порядке требуется установление факта их бесхозяйственного содержания, а также реальной угрозы утраты этих ценностей;
при реквизиции имущества. Реквизиция — предусмотренное законом принудительное изъятие у частного собственника его имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией. Допустимо в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, эпидемии и т.д.);
при выкупе земельного участка для государственных нужд в соответствии с решением суда;
Случаи безвозмездного принудительного изъятия имущества у собственника (помимо его воли). Это возможно лишь в двух случаях:
обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (ст. 12, 24, 56 ГК РФ). Допустимо только на основании судебного решения, правда, иногда допускается законом и во внесудебном порядке;
Видео (кликните для воспроизведения). |
конфискация имущества в соответствии со ст. 243 ГК РФ (решение суда, решение в административном порядке). Эта санкция применяется к частному собственнику в установленном законом порядке за совершение им правонарушения (ст. 243 ГК РФ). Статья 169 ГК РФ рассматривает случай санкции за гражданское правонарушение в виде конфискации в случае умышленного совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.
Источники
Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
-
Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
-
Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.