Проведение служебной проверки в отношении государственного служащего

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Проведение служебной проверки в отношении государственного служащего" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Служебная проверка

Служебная проверка (расследование) — это совокупность мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами государственного органа в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования дисциплинарных проступков государственных служащих или для опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство.

Проведение служебных проверок (в некоторых актах они именуются служебными расследованиями) является условием привлечения к дисциплинарной ответственности служащих органов внутренних дел, прокуратуры, таможни и т.д.

Вопросы проведения служебной проверки в отношении государственных гражданских служащих урегулированы ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К проведению служебной проверки предъявляются следующие требования:

1. Служебная проверка проводится:

· по решению представителя нанимателя (если ее целью является решение вопроса о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности);

· по письменному заявлению гражданского служащего (если ее целью является опровержение порочащих гражданского служащего сведений).

2. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

3. Порядок проведения служебной проверки в государственном органе должен быть установлен локальным правовым актом.

4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

· факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

· вина гражданского служащего;

· причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

· характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

[3]

· обстоятельства, послужившие основанием для письменно­го заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

5. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

6. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

· давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

· обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

· ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Проведение служебной проверки в отношении государственного служащего

До применения к госслужащему дисциплинарного взыскания необходимо провести служебную проверку. Если порядок ее проведения или оформление результатов будут нарушены, служащий сможет их оспорить. Расскажем, на какие моменты следует обратить внимание.

Не каждый может быть инициатором проверки

Служебная проверка проводится только по решению представителя нанимателя или письменному заявлению госслужащего. Форма заявления законом не установлена, поэтому она может быть разработана в самом госоргане.

Как отметил Московский городской суд, принятие решения о проведении служебной проверки — это исключительная компетенция нанимателя. Третье лицо не может в судебном порядке понудить госорган провести проверку.

Так, Люберецкий городской суд Московской области восемь раз признал незаконным бездействие госслужащего. Третье лицо, чьи права были нарушены, обратилось с заявлением в госорган о проведении служебной проверки. На это сообщалось, что проверка проводится по решению представителя нанимателя или письменному заявлению госслужащего. Московский городской суд с таким ответом согласился. В другом деле этот же суд отметил, что применение к госслужащему мер ответственности является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.

Требовать объяснения нужно письменно

Порядок проведения служебной проверки установлен ст. 59 Закона о госслужбе. До применения дисциплинарного взыскания нужно провести проверку и затребовать у госслужащего письменное объяснение.

После проведения проверки и до наложения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя уже не должен требовать объяснений.

По мнению КС РФ, цель объяснений — дать госслужащему возможность изложить свою позицию относительно вменяемого ему проступка.

Уведомление о необходимости представить объяснение лучше оформить письменно. Приморский краевой суд отметил: отсутствие утвержденной формы уведомления не отменяет необходимости письменно истребовать у госслужащего объяснения.

Если служащий откажется давать объяснения, следует составить акт.

По мнению судов, докладная записка служащего не является объяснительной. В ней работник не излагает свою позицию относительно проступка, не объясняет причин, способствовавших ненадлежащему исполнению должностных обязанностей.

Независимо от того, даны ли объяснения, госслужащий в период проверки имеет право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы в обоснование своей позиции.

Кто войдет в комиссию, решает руководитель

Проведение проверки поручается подразделению госоргана по вопросам госслужбы и кадров. Участвуют также юридическое (правовое) подразделение и профсоюз.

В проверке не может участвовать госслужащий, который прямо или косвенно заинтересован в ее результатах, иначе они будут недействительными.

Читайте так же:  Регламент предварительное согласование предоставления земельного участка

Судебная практика показывает:

— госслужащий должен подтвердить личную неприязнь к нему со стороны руководства, что чаще всего проблематично;

— оценивать достаточность уровня знаний и опыта членов комиссии может только руководитель, принимающий решение о проверке.

Наличие дисциплинарного проступка можно установить только после проверки, а не до нее

Назначение служебной проверки само по себе не устанавливает факта совершения госслужащим нарушений.

Дисциплинарный проступок и вина могут быть установлены лишь по результатам проверки.

Возможна ситуация, когда госорган не ознакомил госслужащего с результатами проверки. По мнению судов, приказ о ее назначении не признают незаконным только по этой причине.

Если служебная проверка не была завершена в связи с увольнением госслужащего, заключения по результатам проверки быть не может.

Какие ошибки при проведении проверок суды признают существенными

Существенными процессуальными нарушениями суды считают такие:

— работодатель не может доказать, что требовал у госслужащего объяснительную;

— не составлен акт об отказе госслужащего дать письменное объяснение;

— отсутствует перечень вопросов, по которым затребовано письменное объяснение;

— при проведении проверки и наложении дисциплинарного взыскания не установлены объективно и всесторонне обстоятельства совершения проступка;

— ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вызвано объективными причинами (в том числе отсутствием работников, невозможностью заполнить вакансии);

— при наложении взыскания не учтены тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду;

— не доказано виновное, ненадлежащее исполнение служащим должностных обязанностей, не учтены причины и условия, способствовавшие совершению проступка;

— заключение по результатам проверки не подписано одним из членов комиссии;

— объяснение касается обстоятельств выполнения служащим трудовых функций, т.е. в нем нет обстоятельств, позволяющих идентифицировать его как объяснение по факту проверки.

Может ли проводится служебная проверка в отношении работника, который в данный момент находится в очередном отпуске?

Здравствуйте, Андрей Владимирович!

Согласно ч. 1 ст 59 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная проверка может проводиться как по инициативе представителя нанимателя, так и по инициативе самого гражданского служащего. Основанием проведения служебной проверки по решению представителя нанимателя является поступившая к нему информация о совершении дисциплинарного проступка с участием сотрудника государственного органа либо об установленном факте совершения или подготовки им преступления.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Нахождение работника в очередном отпуске не препятствует в проведении служебной проверки.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Служебная проверка в отношении гражданского служащего

В качестве общих правовых механизмов отвода или самоотвода государственного служащего в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов могут выступать положения ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющей порядок проведения служебной проверки. В соответствии с ч. 1 ст. 59 указанного Закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. В данном случае решение представителя нанимателя следует рассматривать в качестве отвода, а письменное заявление служащего — в качестве самоотвода.

Важно, чтобы служебная проверка была полной, объективной и всесторонней в отношении обстоятельств ее назначения. Возникновение конфликта интересов может быть установлено проверяющими путем сбора и последующей оценки следующей информации:

  • факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • вины гражданского служащего;
  • причин и условий, способствовавших совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характера и размера вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Такая информация может быть получена от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, организаций, должностных лиц или граждан.

По аналогии с требованиями, которые предъявляются к информации, поступающей на рассмотрение комиссии по урегулированию конфликта интересов, информация, сбор которой осуществляется в ходе служебной проверки, должна быть оформлена в письменном виде и содержать описание нарушения служащим требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и данные об источнике информации.

Должностное лицо, назначившее служебную проверку, обязано контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается, как правило, подразделению по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и представителей профсоюза.

Императивным требованием следует считать запрет на участие в проверке служащих, прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах. Это могут быть товарищи, напарники лица, у которых не сложились отношения со служащим, в отношении которого проводится проверка. В этих случаях такие лица обязаны обратиться клипу, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении их от участия в ней. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Читайте так же:  Пленум ВС утвердил новые правила рассмотрения кассационных жалоб: подробности и комментарии

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.

Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Некоторые процессуальные аспекты служебных проверок (их инициирование, проведение, а также подготовка заключения) в связи с задачами по профилактике правонарушений коррупционной направленности и недопущению их совершения гражданскими служащими ФССП России содержатся в разработанных Управлением противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России «Методических рекомендациях по повышению эффективности проведения служебных проверок в территориальных органах ФССП России».

Взыскание руководителю: вынесение осложняется различными правовыми препятствиями

Е. Логинов,
ведущий специалист – эксперт УФНС России по Республике Татарстан

Ответственность государственного служащего вытекает из соответствующих нормативных актов, должностного регламента и служебного контракта, заключенного с представителем нанимателя. Наиболее распространенным видом ответственности в сфере государственно-служебных отношений выступает дисциплинарная ответственность.

Данный вид ответственности применяется к гражданскому служащему за совершение дисциплинарного проступка, который по статье 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон) может быть в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.

При этом, несмотря на очевидные различия объема ответственности между категориями должностей гражданской службы, Закон не выделяет каких-либо особенностей, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности должностных лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители».

Таким образом, на вышеуказанных должностных лиц распространяется общий порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный в статье 58 Закона, предусматривающий обязательную процедуру проведения служебной проверки.

С точки зрения законодателя, существенных особенностей по проведению служебной проверки в отношении должностных лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», не существует. Вместе с тем практика проведения служебных проверок в отношении указанных должностных лиц показывает, что такие служебные проверки осложнены различными правовыми элементами.

Прежде всего проведение служебной проверки в отношении указанной категории государственных служащих осложняется тем, что в качестве «обвиняемого» в совершении дисциплинарного проступка выступает должностное лицо, наделенное полномочиями по руководству за структурными подразделениями государственного органа и непосредственно не выполняющее его задачи и функции. Отсюда как раз и вытекают определенные трудности, связанные с определением совокупности обязательных факторов, подлежащих установлению при проведении служебной проверки и как следствие – квалификацией действия (или бездействия) в качестве дисциплинарного проступка. К таким факторам часть 2 статьи 59 Закона относит:

1. Факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.

2. Вину гражданского служащего.

3. Причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.

4. Характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка

Все перечисленные факторы (или обстоятельства) должны быть установлены участниками проверки в ходе ее проведения, то есть подтверждены либо опровергнуты на основе документов и сведений, отнесенных к проведению служебной проверки.

Одним из первых подлежит установлению факт совершения гражданским служащим (рассматриваемой категории) дисциплинарного проступка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для установления данного факта необходима соответствующая документально подтвержденная информация о дисциплинарном проступке. Источником такой информации могут быть различные документы.

Применительно к анализируемому случаю и учитывая, что должностное лицо категории «руководители» обладает особым статусом и полномочиями по сравнению с другими категориями гражданских служащих, такой документ должен исходить либо от государственного органа, осуществляющего общий надзор за исполнением законодательства Российской Федерации, либо от вышестоящего государственного органа, в функции которого входит контроль за деятельностью подведомственного нижестоящего государственного органа.

Исходя из этого данный документ, подтверждающий факт совершения дисциплинарного проступка указанным должностным лицом, возникает в результате реализации вышестоящим государственным органом функции контроля за деятельностью нижестоящего государственного органа и его должностными лицами.

В свою очередь, обозначенная функция контроля предполагает проведение проверочных мероприятий (ревизий, аудиторских проверок), в ходе которых как раз и происходит обнаружение дисциплинарного проступка и как следствие – установление факта его совершения и остальных обстоятельств, перечисленных в части 2 ст. 59 Закона, в итоговом документе проверки.

Чаще всего, как показывает практика, обнаружение дисциплинарных проступков в системе государственной службы происходит в результате проведения вышестоящими государственными органами аудиторской проверки организации работы нижестоящего (подчиненного) государственного органа.

Обнаружение дисциплинарного проступка условно включает в себя несколько этапов.

1. Проведение аудиторской проверки внутреннего аудита работниками вышестоящего государственного органа.

На данном этапе должностными лицами вышестоящего государственного органа (специалистами определенного направления) проверяется деятельность соответствующих структурных подразделений нижестоящего органа согласно утвержденному плану проверки.

Как правило, указанный проверяемый период деятельности нижестоящего государственного органа составляет два года. Данный срок совпадает со сроком давности привлечения к дисциплинарной ответственности с момента совершения дисциплинарного проступка по результатам аудиторской проверки (статья 58 Закона).

2. Подписание соответствующего акта аудиторской проверки, дата которого является днем обнаружения дисциплинарного проступка.

Содержание второго этапа характеризуется тем, что по результатам аудиторской проверки составляется соответствующий акт, в котором:

— отражается организация работы государственного органа за определенный период деятельности по соответствующим направлениям;

— отмечаются различные показатели (экономические, статистические и т. п.), а также выявленные настоящей проверкой нарушения действующего законодательства и правовых актов государственных органов.

В акте указывается существо нарушения, а квалификация выявленных нарушений подтверждается ссылками на соответствующие положения нормативных правовых актов, в том числе правовых актов государственных органов, нормы которых нарушены.

3. Подготовка докладной записки по результатам аудиторской проверки с изложением фактов, содержащих признаки совершения государственным служащим дисциплинарного проступка.

На последнем этапе составляется докладная записка, которая представляет собой адресованный руководителю документ, содержащий необходимую информацию с выводами и предложениями, на основании которой представитель нанимателя решает вопрос о проведении (непроведении) служебной проверки в отношении конкретного государственного служащего перед применением дисциплинарного взыскания. Как правило, таким должностным лицом является должностное лицо, замещающее руководящую должность (например, заместитель руководителя территориального государственного органа).

Читайте так же:  Перенос обеспечительного платежа на новый договор аренды

Таким образом, при установлении факта совершения дисциплинарного проступка, основным подтверждающим документом для участников проверки служит докладная записка. Проблема заключается в том, что выявленные в результате аудиторской проверки нарушения, которые отражены в докладной записке, выступают не как нарушения, непосредственно совершенные руководителем, а как последствия ненадлежащего контроля с его стороны. Поэтому установить причинную связь между бездействием такого должностного лица и наступившими последствиями бывает достаточно проблематично.

В большинстве случаев на практике в содержание такой докладной записки включается информация о:

— гражданском служащем, допустившим неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

— дате совершения гражданским служащим неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;

— дате обнаружения совершенного гражданским служащим неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;

— совершенном гражданским служащим неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей с указанием положений нарушенных нормативных правовых и иных актов, обстоятельствах, при которых совершен дисциплинарный проступок, и вине гражданского служащего;

— характере и размере вреда, причиненного действиями (бездействием) гражданского служащего.

Из этого следует, что в акте аудиторской проверки, а затем в докладной записке проведен, по сути, предварительный анализ тех обстоятельств, которые должны быть установлены в ходе служебной проверки его участниками (часть 2 ст. 59 Закона).

[1]

1. Факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка подтверждается самой докладной запиской и ее содержанием.

2. Вина гражданского служащего.

Считается, что виновность действия или бездействия выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей. По этой причине вина гражданского служащего подтверждается в докладной записке соответствующими нарушениями с указанием должностного лица (куратора), осуществляющего контроль за деятельностью соответствующего структурного подразделения.

На наш взгляд, должностное лицо указанной категории в силу своего статуса несет ответственность не только за свои действия, но и за бездействие, которое выражается в отсутствии надлежащего контроля за организацией работы соответствующего структурного подразделения. Такой подход реализуется на практике путем установления в должностном регламенте государственного служащего, замещающего должность категории «руководители», обязанности координировать и контролировать деятельность соответствующих структурных подразделений государственного органа.

Разумеется, в ходе служебной проверки могут обнаружиться дополнительные факты, имеющие значение для дела. Например, так называемые уважительные или объективные причины, препятствующие надлежащему исполнению должностных обязанностей, исключающие вину в совершении дисциплинарного проступка. Указанные причины (при их наличии) отражаются в объяснениях государственного служащего и заключениях специалистов. Однако в случае с руководителями, которые в силу своего должностного положения обязаны контролировать деятельность соответствующих отделов, дополнительные факты для них практически не имеют существенного значения, поскольку вина руководителя в рассматриваемом случае предполагается.

Таким образом, в настоящее время дисциплинарная практика на государственной службе идет по пути установления вины руководителя в совершении дисциплинарного проступка, в том числе в зависимости от вины должностных лиц курируемого им отдела, действия (бездействие) которых обусловили совершение дисциплинарного проступка.

На основании этого находит свое подтверждение тезис о том, что руководитель, наделенный особыми полномочиями, несет и особую повышенную ответственность в сфере государственного управления.

3. Причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.

Обычно данные обстоятельства не фиксируются в докладной записке. Причины устанавливаются в ходе служебной проверки и отражаются в заключении исходя из объяснений государственного служащего и данных, характеризующих личность гражданского служащего и предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.

4. Характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка, указывается в резолютивной части докладной записки в денежном выражении.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Поскольку аудиторская проверка имеет своей целью в том числе выявление недостатков и нарушений в деятельности проверяемого государственного органа, фактически акт по результатам аудиторской проверки и «выжимка» из этого акта (докладная записка) с квалификацией выявленных нарушений, являющихся последствием ненадлежащего контроля со стороны должностного лица, замещающего руководящую должность, содержат достаточные основания для привлечения последнего к дисциплинарной ответственности.

2. Установление обстоятельств дисциплинарного проступка в ходе проведения служебной проверки по результатам аудиторской проверки на практике сводится исключительно к сбору необходимых подтверждающих документов и их последующему правовому анализу.

3. Последствия ненадлежащего контроля (нарушения) со стороны должностного лица рассматриваемой категории, как правило, из докладной записки переносятся в заключение по результатам служебной проверки и в рамках данных мероприятий отражаются в описательной части указанного заключения.

В этой связи хотелось бы отметить, что воспроизведение нарушений, выявленных в результате аудиторской проверки, в заключении по результатам служебной проверки, не является обязательным. Как было указано выше, нарушения, обнаруженные специалистами проверяющей группы, выступают не как нарушения, непосредственно совершенные руководителем, а как последствия ненадлежащего контроля с его стороны. Поэтому дублировать заново содержание докладной записки в заключение не имеет смысла. Достаточно приложить докладную записку к заключению по результатам служебной проверки перед направлением его к представителю нанимателя.

4. Один из необходимых выводов, который должны указать участники служебной проверки в итоговом заключении, – это предложение о применении либо неприменении дисциплинарного взыскания согласно п.2 ч.9 ст.59 Закона.

Между тем, принимая во внимание рекомендательный характер заключения по результатам служебной проверки, представитель нанимателя при принятии решения о применении к соответствующему гражданскому служащему определенного дисциплинарного взыскания не связан выводами участников проверки.

Как проходит служебная проверка сотрудников

Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.

Читайте так же:  Основания снятия с кадастрового учета объекта недвижимости

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

Законодательное обоснование

В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

В каких случаях проводится проверка?

Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

Базовые задачи расследования

Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:

  • Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
  • Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
  • Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
  • Определение виновности лица.
  • Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.

К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.

Порядок осуществления служебной проверки

Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала. Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:

  • Причину осуществления расследования.
  • Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
  • Полномочия комиссии.
  • Сроки, отведенные на проверку.
  • Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.

Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.

Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.

ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Права предположительно виновного лица

Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

  • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
  • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
  • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
  • Ознакомление с собранными по делу материалами.

Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

Заключительная часть служебной проверки

В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:

  • Участники комиссии и ее председатель.
  • Сведения о противоправном деянии.
  • Данные о предположительно виновном лице.
  • Причины произошедшего.
  • Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.

К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.

Служебная проверка госслужащего

Краткое содержание

Добрый день! Увольнение госслужащего по инициативе работодателя возможно только при наличии уважительных причин. Увольнение с государственной службы регламентируется статьей 37 закона о государственной службе 79 ФЗ, а также
статьей 39 закона о государственной службе 79 ФЗ. Следовательно, для увольнения такого сотрудника должны иметься веские основания. То есть, причина для увольнения должна быть только уважительной, которая указана в действующем законодательстве.

Госслужащий вправе уйти с рабочего места, расторгнув служебный контракт по собственной инициативе. Если заявление написано раньше окончания служебной проверки и госслужащий самостоятельно уведомляет своего работодателя о желании уйти, то работодатель не вправе ему препятствовать мотивируя проведением проверки. Заявление подается за 14 дней до прекращения рабочей деятельности.

Но в этот период гражданин вправе отозвать собственное заявление.

Если в табеле не отмечается присутствие и за это время не начисляется з/плата, то отстраненный работник не должен находиться на рабочем месте в соответствии с режимом и графиком работы на предприятии.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018)
«»ТК РФ Статья 76. Отстранение от работы

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 353-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными «законами». В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Читайте так же:  Расторжение договора управления по инициативе управляющей организации

ст. 193 ТК РФ.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Проверка госслужащих

Краткое содержание

Добрый день! Увольнение госслужащего по инициативе работодателя возможно только при наличии уважительных причин. Увольнение с государственной службы регламентируется статьей 37 закона о государственной службе 79 ФЗ, а также
статьей 39 закона о государственной службе 79 ФЗ. Следовательно, для увольнения такого сотрудника должны иметься веские основания. То есть, причина для увольнения должна быть только уважительной, которая указана в действующем законодательстве.

Госслужащий вправе уйти с рабочего места, расторгнув служебный контракт по собственной инициативе. Если заявление написано раньше окончания служебной проверки и госслужащий самостоятельно уведомляет своего работодателя о желании уйти, то работодатель не вправе ему препятствовать мотивируя проведением проверки. Заявление подается за 14 дней до прекращения рабочей деятельности.

Но в этот период гражданин вправе отозвать собственное заявление.

Служебная проверка в отношении работников

Возможность проведения служебной проверки предусмотрена российским законодательством о государственной и муниципальной службе. Проводится она обычно в отношении служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Ее процедура и сроки строго регламентируются законом и подзаконными актами.

Нормы о служебной проверке

Регулирует служебную проверку в отношении таких работников законодательство о государственной и муниципальной службе, отдельных видах службы (МВД, ФАС, ФТС, ФНС и др.).

Общие правила о служебной проверке, актуальные для всех видов службы, содержатся в ст. 59 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Правила о служебной проверке

Служебная проверка — это тщательное изучение всех обстоятельств дисциплинарного проступка, совершенного служащим.

Им может быть совершены действия (или бездействие), нарушающие:

  • должностной регламент;
  • служебный контракт;
  • правила трудового распорядка;
  • требования законов и других нормативных правовых актов.

Действия (бездействие) служащего могут выражаться в:

  • неисполнении/ненадлежащем исполнении его должностных обязанностей;
  • нарушении трудовой дисциплины;
  • несоблюдении запретов для служащих, установленных законодательством;
  • нарушении обязанностей соблюдать государственную и служебную тайны.

При этом противоправные действия (бездействие) служащего могут считаться дисциплинарным проступком, если они совершены по его вине (умышленной или неосторожной).

Проведение проверки

Основаниями для ее проведения могут быть решение работодателя (представителя нанимателя), а также письменная просьба самого служащего.

Порядок проведения служебной проверки регламентируется в нормативных актах о конкретных видах службы.

В любом случае при ее проведении должны быть установлены в полном объеме беспристрастно и всесторонне:

  • факт дисциплинарного проступка, совершенного служащим;
  • его вина в проступке;
  • причины и условия совершения;
  • размер вреда, причиненного проступком, и его характер;
  • основания обращения служащего с письменной просьбой о проведении служебной проверки.

Своевременность и правильность проведения назначенной служебной проверки должны контролироваться работодателем.

Проводить ее поручается подразделению госоргана по вопросам госслужбы и кадров с обязательным участием юристов и профсоюзного органа (при наличии). Сам служащий, заинтересованный в ее итогах, не должен участвовать в проверке, иначе они будут считаться недействительными.

[2]

Его могут временно отстранить от работы на время проведения проверки на основании приказа работодателя. Денежное содержание при этом сохраняется.

Служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе:

  • давать объяснения, представлять заявления, ходатайства и другие документы;
  • обжаловать решения и действия лиц, проводящих проверку;
  • знакомиться с заключением служебной проверки и другими ее материалами по окончании (если там не содержится сведений, составляющих гостайну).

Итоги служебной проверки

Проверка должна быть проведена в течение одного месяца. Результаты оформляются в виде письменного заключения, которое направляется назначившему ее должностному лицу.

В нем должны обязательно содержаться установленные проверкой факты и обстоятельства, а также предложение о применении/неприменении к служащему дисциплинарного взыскания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подписывается заключение участниками служебной проверки и затем приобщается к личному делу служащего, в отношении которого она проводилась.

Источники


  1. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.

  2. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

  3. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
  4. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
Проведение служебной проверки в отношении государственного служащего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here