Смена разрешенного использования земельного участка собственником

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Смена разрешенного использования земельного участка собственником" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Особенности изменения вида разрешенного использования земельного участка, порядок процедуры, её стоимость и сроки

Российское законодательство в области градостроительства и земельных отношений значительно усовершенствовалось, и прочтения одного закона недостаточно для понимания сути вопроса.

Если возникла необходимость смены вида разрешенного использования земельного участка, возможно статья поможет разобраться и убережет от бессмысленного хождения по кабинетам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

[1]

Когда смена допустима?

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования (далее – ВРИ) делятся на основные, условно разрешенные, вспомогательные по отношению к основным, либо к условно разрешенным.

Смена ВРИ производится в соответствие с градостроительным регламентом. Градостроительный регламент, являющийся частью правил землепользования и застройки, определяет перечень ВРИ, предусмотренных для территориальной зоны, в границах которой расположен участок.

В таких ситуациях заявитель может обратиться в местную Администрацию с предложением о дополнении градостроительного регламента. В случае положительного решения перевод также возможен.

Существуют территории для которых градостроительный регламент не устанавливается и на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Смена вида использования таких участков запрещена, к ним относятся:

  • зеленые насаждения общего пользования;
  • земли лесного и водного фондов;
  • земли запаса;
  • сельхозугодья в составе земель сельскохозяйственного назначения;
  • особо охраняемые природные территории;
  • территории объектов культурного наследия;
  • территории общего пользования;
  • территории линейных объектов;
  • территории добычи полезных ископаемых.

Также нельзя сменить ВРИ участков, находящихся в охранных зонах водных объектов, дорог, промышленных объектов и объектов культурного наследия.

Есть ли шанс поменять ВРИ без согласия собственника?

Если земля находится в частной собственности, однозначно не получится сменить вид использования без согласия собственника. Однако, если речь идет о собственности государственной или муниципальной, то вопрос остается на усмотрении органов местного самоуправления и Росреестра.

Если следовать логике, то утверждение перечня видов использования местными органами власти можно рассматривать, как согласие на смену ВРИ арендатором. Но это не совсем так. Случаи отказа – не редкость, это доказывает многочисленная судебная практика.

Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №1756/13 от 25.06.2013 гласит, что изменение ВРИ земельного участка может быть осуществлено только с согласия собственника.

Как изменить ВРИ земельного участка? Способов изменения два – это выбор ВРИ из перечня основных видов, перечисленных в градостроительном регламенте, и получение разрешения на условно разрешенный вид использования.

Существует и третий способ – обращение в Администрацию с предложением внести изменения в Правила землепользования и застройки.

Способ изменения ВРИ Куда обращаться Сроки Стоимость Результат
Выбор из перечня основных ФГБУ «ФКП Росреестра» (кадастровая палата) 23 рабочих дня Бесплатно, кроме Москвы и Московской области Кадастровая выписка с изменениями
Выбор из перечня условно разрешенных Местная Администрация (через проведение публичных слушаний) До 1 месяца Затраты на проведение публичных слушаний Разрешение на условно разрешенный вид использования
Через внесение изменений в ПЗЗ Местная Администрация (с подготовкой проекта внесения изменений в ПЗЗ и проведением публичных слушаний) От 2 до 4 месяцев Затраты на проведение публичных слушаний Разрешение на условно разрешенный вид использования

Процедура перевода, порядок действий

Поиск и определение нового типа эксплуатации земли

В первую очередь нужно определиться с новым видом использования. Необходимо обратиться в местную Администрацию за градостроительным планом земельного участка, либо на официальном сайте органа местного самоуправления изучить градостроительный регламент в составе правил землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования определить территориальную зону, в границах которой расположен участок, в градостроительном регламенте найти перечень видов для данной зоны. Если нужный вид находится в перечне основных, значит обращаться нужно в Росреестр. Если же он находится в перечне условно разрешенных, необходимо обращаться в местную Администрацию за разрешением на условно разрешенный вид использования.

Не менее важно знать об отличиях ВРИ земельных участков:

Сбор документов

Как только мы определились, как сменить вид разрешенного использования земельного участка, следует обратиться в Росреестр, для этого потребуются:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника, в случае, если заявитель им не является.

Для обращения в Администрацию:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника;
  • копии правоустанавливающих документов на земельный участок и иные объекты недвижимости, расположенные на нем.

В заявлениях обязательно указываются персональные данные заявителя, адрес и кадастровый номер земельного участка, вид использования, на который необходимо получить разрешение, а также информация о наличии объектов капитального строительства, число и подпись заявителя.

Пример заявления в Росреестр

В отдел ФГБУ «ФКП Росреестра» от Федоровой С.И.

Прошу осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 00:00:000000:00, находящегося по адресу: г.Челябинск, ул. Первомайская, 40, в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования на вид, предусмотренный зонированием территории: индивидуальное строительство.

Ходатайство об одобрении условной формы применения надела

В комиссию по землепользованию и застройке г. Санкт-Петербурга от Иванова И.И.

Прошу предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка. Информация об объекте недвижимости:

  1. Правообладатель.
  2. Местоположение(адрес).
  3. Кадастровый номер.
  4. ВРИ.
  5. Запрашиваемый ВРИ.
  6. Код территориальной зоны.

Оплату расходов, связанных с проведением публичных слушаний гарантирую.

Получение решения

При обращении в Росреестр, положительным результатом смены ВРИ будет являться кадастровая выписка земельного участка с изменениями. При наличии всех необходимых документов, отказ маловероятен.

Заявление в местную Администрацию рассматривается на публичных слушаниях с участием всех заинтересованных лиц. Решение выносится уже по результатам слушаний. Срок проведения публичных слушаний по данному вопросу не должен превышать одного месяца. Результатом является выдача разрешения либо отказ в выдаче такого разрешения.

Читайте так же:  Обязанности электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования

Внесение поправок в ЕГРН

При получении положительного результата из Росреестра либо из местной администрации, остается последний шаг – внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости. Для государственной регистрации изменений необходимо обратиться в Росреестр со следующими документами:

  • Заявление, с указанием адреса и кадастрового номера земельного участка.
  • Копия документа удостоверяющий во личность.
  • Кадастровая выписка с новым ВРИ или разрешение на условно разрешенный вид использования.

Расчет стоимости услуг

Изменение ВРИ – услуга бесплатная. Но в отдельных муниципальных образованиях Московской области, а также в самой Москве, за такие изменения взимается плата. Размер её определяется из разницы кадастровой стоимости участка с измененным ВРИ и существующей кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость уменьшилась в результате смены ВРИ, то размер платы будет составлять 10 % от новой кадастровой стоимости. В Санкт-Петербурге смена вида использования земли пока бесплатна.

Государственная регистрация изменения ВРИ осуществляется после оплаты Госпошлины.

При обращении в Росреестр срок предоставления услуги по изменению ВРИ составляет 23 рабочих дня.

При смене ВРИ через проведение публичных слушаний, предоставление готового документа может затянуться на срок более месяца. Это зависит от порядка проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, принятого в данном муниципальном образовании.

Срок внесения изменений в запись ЕГРН – 10 рабочих дней.

Возможные проблемы и их устранение

При изменении ВРИ могут возникнуть следующие трудности:

    Нет нужного вида использования в перечне ВРИ. В этом случае вносится предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части градостроительного регламента.

Процедура внесения изменений осуществляется через проведение публичных слушаний и занимает 2-4 месяца. В случае, если в правила землепользования и застройки изменения были внесены, разрешение на условно разрешенный вид использования выдается заявителю без проведения публичных слушаний. Основание – часть 11 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ.

  • Получен отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Отказ можно оспорить в судебном порядке.
  • Смена ВРИ – это обязательная процедура для получения права использовать земельный участок по иному назначению. Не стоит ей пренебрегать, так как при нецелевом использовании участка велик риск быть привлеченным к административной ответственности.

    Полезное видео

    На видео предоставлена информация о том, что такое изменение вида разрешенного использования земельного участка и каким образом происходит эта процедура:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Можно ли поменять вид разрешенного использования у арендованного участка?

    Добрый день, у меня вопрос. Семь лет назад я взяла в аренду у государства земельный участок сроком на 10 лет, который граничит с земельным участком принадлежащим мне на правах собственности. Дело все в том, что категория земель: земли населенных пунктов, НО разрешенное использование: для садоводства и огородничества, через три года срок аренды заканчивается, в связи с тем у меня вопрос, могу ли я продлить аренду, но самое главное могу ли я поменять вид разрешенного использования на ЛПХ или ИЖС, для того чтоб в дальнейшем построить на этом участке дом и выкупить его в собственность у государства. Заранее спасибо за ответ!

    P.S. участок находится в Московской области

    Ответы юристов ( 1 )

    • 7,2 рейтинг
    • 1388 отзывов

    Земельный участок находится у Вас в аренде, по этому самостоятельно изменить вид разрешенного использования Вы не сможете.

    Изменить вид разрешенного использования может собственник земельного участка.

    [3]

    Право на изменение видов разрешенного использования имеется у органов местного самоуправления.

    Таким образом, Вы вправе обратиться к собственнику — органу местного самоуправления по месту расположения такого участка об изменении его вида использования.

    Добрый день, я прекрасно понимаю что самостоятельно это сделать я не смогу, так как не являюсь собственником, меня интересует какова процедура и и возможно ли в принципе что то изменить (возможно в судебном порядке), возможно ли продлить аренду и какими должны быть мои действия (про обращения в органы самоуправления я тоже знаю)

    ЗК РФ Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

    (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
    2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
    КонсультантПлюс: примечание.
    Федеральным законом от 21.07.2014 N 224-ФЗ подпункт 1 пункта 2 статьи 39.3 после слов «освоение территории» дополнен словами «(за исключением земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в аренду для комплексного освоения территории в целях строительства такого жилья)».

    1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;
    1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
    (пп. 1.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

    2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
    КонсультантПлюс: примечание.
    С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3 излагается в новой редакции.

    3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;
    4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
    КонсультантПлюс: примечание.
    С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ подпункт 5 пункта 2 статьи 39.3 признается утратившим силу.

    Читайте так же:  До какого времени допустимо громко слушать музыку в квартире?

    (см. текст в предыдущей редакции)

    КонсультантПлюс: примечание.
    С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 вносятся изменения.

    10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
    11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    (пп. 11 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ)

    3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

    3. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
    1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
    КонсультантПлюс: примечание.
    С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 39.6 вносятся изменения.

    2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

    Изменение вида разрешенного использования без согласия собственника ЗУ

    Имею в собственности земельный участок, документально все оформлено. Статус ЗУ-земли населенного пункта, вид разрешенного использования-под организацию КФХ. В плане развития городского округа ЗУ обозначен как земли под размещение объектов социально-общественного назначения. Могут ли на частной земле находиться такие объекты? Могут ли без без согласия собственника сменить вид разрешенного использования (земля используется по назначению)?

    Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента. В декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.

    Письмо Минэкономразвития РФ от 08.02.2011 N Д23-464.

    Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

    В случае если правила землепользования и застройки приняты, то в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в орган кадастрового учета заинтересованное лицо представляет соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего такое изменение сведений о земельном участке.

    Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка ( п. 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412) и копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Исходя из данных норм следует, что изменение вида разрешенного использования без согласия собственника ЗУ нельзя.

    В соответствии с законом о КФХ земли населенных пунктов могут использоваться для строительства зданий и сооружений для ведения фермерского хозяйства.

    Насильно вам никто вид разрешенного использования не сменит. Просто, если в правилах землепользования и застройки вашего городского поселения имеются утвержденные градостроительные регламенты которые определяют иной правовой режим использования территориальной зоны в которой находится ваш участок, то в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, если вид разрешенного использования и иные параметры его не соответствуют градостроительному регламенту, то он может использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Если было принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, то единственным способом отменить такое решение является оспаривание его в судебном порядке (ст. 61 Земельного кодекса РФ).

    Если вы имеете земельный участок в собственности, то изменять что-либо без вашего согласия никто ничего не вправе. В то же время, земельный участок может быть изъят для государственных либо муниципальных нужд в порядке и по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, при этом собственнику компенсируется рыночная стоимость земельного участка.

    Глава местной администрации поселения (до даты утверждения Правил землепользования и застройки),

    Представительный орган местного самоуправления (депутаты поселения, городского округа) при утверждении Правил землепользования и застройки и при внесении в них изменений.

    Решения о переводе земель иных категорий в земли населённых пунктов вправе принимать только представительные органы местного самоуправления (депутаты поселения, городского округа) при утверждении Генерального плана поселения (городского округа) и при внесении изменений в утверждённый Генеральный план.

    Правила застройки и землепользования определяют правовой режим каждого земельного участка за исключением территорий общего пользования (парков, скверов, культурных объектов, памятников, особо охраняемых природных зон, водных поверхностей и линейных объектов- железнодорожных магистралей).

    Читайте так же:  Как начисляется плата за вывоз мусора в случае отсутствия договора: полезная информация

    В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ возможно изменение категории земель сельхозназначения на земли поселений.

    Юридический центр «ГРАД»

    Защита прав. Недвижимость. Строительство.

    Будущее — начинается в настоящем!

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ) – обязательная процедура, которую проходят для получения права на использование надела по своему усмотрению, а именно для ведения деятельности, не предусмотренной существующим ВРИ. Статья 30 Градостроительного Кодекса РФ позволяет вносить изменения во ВРИ при условии, что они не противоречит правилам землепользования и застройки определенного муниципального образования, на чьей территории находится участок.

    Для чего нужно менять ВРИ

    Вид разрешенного использования, будучи одной из наиважнейших правовых характеристик земельного участка, определяет права и действия его собственника. ВРИ накладывает ограничения на тип возводимых зданий, их площадь, этажность и плотность размещения на наделе. Участок должен использоваться только по целевому назначению, исходя из принадлежности к определенной категории земель. Нарушение правил использования выделенного надела может привести к административной ответственности.

    Собственник участка обязан четко следовать букве закона и соблюдать все градостроительные нормы и правила, а не действовать супротив ним, в угоду своим интересам и прихоти. Не человек, а регламент решает, какие объекты капитального строительства можно возводить на участке, а какие – реконструировать. К числу нелегальных действий относится использование земли сельскохозяйственного назначения под коммерческие цели, допустим, для осуществления торговой деятельности. Выходом из подобной ситуации становится смена статуса надела, а именно его ВРИ.

    И тогда за дело берутся квалифицированные юристы, которым принято доверять решение самых сложных задач. Мы, сотрудники юридического центра «Град», помогаем каждому своему клиенту добиться положительного результата в любом деле, даже в таком нелегком, как изменение ВРИ земельного участка.

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка может потребоваться в силу ряда причин:

    1. Перепродажа надела. После изменения ВРИ участка его кадастровая стоимость может вырасти в разы. К примеру, перевод сельскохозяйственных угодий в ИЖС, что означает изменение их ВРИ с «садоводства» на «дачное строительство», позволит возводить в пределах этих территорий различные объекты, включая многоквартирные дома. Участок, на котором расположена такого рода недвижимость, стоит в 3-4 раза дороже, чем пустой кусок земли.
    2. Монтаж торговой точки, временного сооружения или производственного предприятия. Поскольку это земля коммерческого назначения, она однозначно будет приносить своему владельцу доход в виде денежного эквивалента. Размер прибыли ожидается внушительный, даже если собственник надела пойдет на перепродажу.
    3. Жилищное строительство. Каждый второй землевладелец спит и видит, чтобы на его участке, откуда ни возьмись, появился дом, что отнюдь не реально без наличия на руках ВРИ «ИЖС». Чтобы проект по возведению жилого объекта на находящейся в частной собственности территории признали законным мероприятием, нужно принять соответствующие меры и обзавестись необходимым правоустанавливающим документом. Изменение вида разрешенного использования земельного участка станет отправной точкой к началу вожделенных строительных работ.

    Возведение здания или сооружения в обход установленных законом ограничений грозит немалым штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока собственник надела не устранит выявленное нарушение. Всего этого можно избежать при наличии официального разрешения на ведение строительных работ.

    Если набрать в поиске Google или Yandex «изменение ВРИ Московская область», то результатах выдачи появится множество предложений от практикующих юристов. Именно так люди находят нас и с нашей помощью получают одобрение властей на строительство.

    На сегодняшний день предусмотрена пеня в размере:

    • до 0.5 % от кадастровой стоимости земли (не менее 3000 рублей) за неиспользование сельхозугодий;
    • до 1% от кадастровой стоимости земли (не менее 10 000 рублей) за ее нецелевое использование;
    • до 1.5% от кадастровой стоимости земли (не менее 20 000 рублей) за простаивание без дела участков, выделенных под ИЖС.

    Уклонение от исполнения предписаний уполномоченного органа может обернуться более серьезным наказанием, от которого не получится отделаться одним лишь штрафом.

    Живете в пригороде столицы? Не знаете, к кому обратиться, чтобы иметь возможность выговориться и быть услышанным? Введите в окне поиска запрос «изменение ВРИ земельного участка в Московской области», и на ваш призыв откликнутся опытные юристы, среди которых будем и мы! Вы сможете выбрать специалиста не выходя из дома!

    Что означают основные и условно разрешенные ВРИ?

    Все способы использования земель для хозяйственной деятельности указаны в классификаторе ВРИ. Он утвержден Федеральным органом исполнительной власти на основании приказа Минэкономразвития № 540 от 1 сентября 2014 г. У каждого участка имеется свой ВРИ, тем не менее, особенности использования каждой отдельно взятой территориальной зоны, подлежащей застройке, определяются градостроительными регламентами. Они устанавливают правовой режим для выделенных наделов – для всего, что расположено на их поверхности, и последующего размещения объектов капитального строительства. И согласно этим нормативным документам некоторым участкам дополнительно присваиваются условно разрешенные виды использования земель.

    Очень часто можно встретить в Интернете, такой запрос, как «изменение ВРИ Московская область» – так резиденты пригородов решают проблему поиска нужного специалиста. В результате отпадает необходимость ездить на прием к столичному юристу.

    Главным различием между основными и условно разрешенными ВРИ объектов капстроительства и наделов является то, что первые выбираются собственником в самостоятельном порядке, без каких-либо одобрений или согласований, в то время как вторые недоступны без позволения уполномоченного органа публичной власти.

    Процедура изменения ВРИ

    Этап 1. Сбор документов

    Для того чтобы изменение ВРИ земельного участка состоялось, необходимо заранее как следует к этому подготовиться, собрав все необходимые документы. Первым делом нужно нанести визит в местную администрацию, где навести справки относительно возможности перевода имеющегося участка в другую категорию для реализации намеченных строительных или реконструкционных планов.

    Наряду с этим, нужно иметь при себе:

    Этот перечень содержит основной пакет документов, однако, в зависимости от ВРИ, он может быть расширен. Не будет лишним заблаговременно поинтересоваться у органов местной исполнительной власти по поводу того, каким должен быть полный список бумаг и заодно узнать, как осуществляется изменение вида разрешенного использования земельного участка.

    Читайте так же:  Программа проведения инструктажа по антитеррористической безопасности

    Обычно все необходимые документы вместе с заявлением подает сам собственник надела. Если не получается сделать это лично, то можно послать отправление с объявленной ценностью, воспользовавшись почтовым сервисом России.

    На рассмотрение заявление отводится определенное время. В общем случае, это не занимает более 60-ти дней, но если вопрос не требует дополнительных проверок и специального изучения, то решение по нему может быть вынесено в течение 30-ти суток. Как правило, госпошлина за изменение ВРИ земельного участка не взимается. Однако иногда, на основании решения органов местного муниципалитета, в некоторых регионах могут потребовать оплату за оказание данной услуги с целью внесения средств бюджет, что является легальным действием.

    Этап 2: Получение разрешения

    Специальная комиссия рассматривает документы и заявление, поданные собственником участка или его представителем, после чего вместе с главой администрации местного самоуправления выносит обоснованное решение о переводе земли в другую категорию либо об отказе в удовлетворении прошения. В случае несогласия с принятой резолюцией, заявитель в любой момент может обратиться с жалобой в суд. Для этого у него на руках будет письменный мотивированный ответ об отказе в оказании услуги с указанием причин, почему не произошло изменение ВРИ.

    При положительном для заявителя исходе дела, администрация подает сведения в Росреестр для перерегистрации участка. После этого вносятся соответствующие изменения в ЕГРН. Земля в новом статусе должна быть поставлена на кадастровый учет.

    Вас интересует изменение ВРИ земельного участка в Москве? Мы работаем как с физическими, так и юридическими лицами, помогая им в оформлении необходимого пакета документов и их относительно быстрому прохождению по инстанциям. Благодаря большому юридическому опыту и полученным знаниям нам удается решать даже самые сложные задачи.

    Этап 3: Внесение корректировок в ЕГРН.

    После того, как администрация дает согласие на изменение вида разрешенного использования земли и передает документы в Росреестр, отводится не больше 15 дней на внесение правок в ЕГРН. Собственника надела должны уведомить об этом в смс-сообщении или по емейлу в течение 5-ти суток. Если заявитель не был официально оповещен в обозначенный срок, то он имеет право самостоятельно обратиться в Росреестр по поводу внесения соответствующих корректировок в ЕГРН.

    Как быстро изменить ВРИ?

    Кому ни разу не приходилось менять ВРИ земли, тот не поймет, как на самом деле проходит эта процедура. Больше всего проблем возникает при взаимодействии с местными землеустроительными службами.

    Изменение ВРИ земельного участка в Московской области и в столице возможно только при наличии всего пакета документов и заполненного заявления. Когда все бумаги собраны и правильно оформлены, то их без задержек принимают к рассмотрению.

    Муниципалитет имеет полное право вернуть документы заявителю, если они по содержанию или форме не соответствуют установленным требованиям или содержат ошибки. И, как показывает практика, таких случаев предостаточно. Чаще всего это опечатки, искаженные слова или данные, ошибочные утверждения, неверные даты и т.д. Поэтому к вопросу подготовки документов следует подходить со всей серьезностью.

    Наш земельный юрист готов проверить ваши документы на соответствие установленным требованиям и выявить в них ошибки, если таковые имеются. Мы находимся в столице, но оказываем услуги и тем, кто живет за ее пределами.

    Жители пригородов находят нас в Интернете, набрав в окошке запроса слова: «изменение ВРИ Московская область». Мы избавляем своих клиентов от утомительного прохождения бюрократических процедур и стояния в многочасовых очередях. Если вам нужно изменение вида разрешенного использования земли, то мы будем рады вам помочь.

    Если у вас уже готов пакет документов, то вы можете показать его нашему юристу, и он сможет дать вам рекомендации или даже предложит действовать от вашего имени.

    [2]

    Изменение ВРИ земельного участка в Москве или Московской области займет у вас меньше времени и сил, если вы доверите эту задачу нашим специалистам.

    Вы можете заказать предварительную консультацию по телефону

    +7 (967) 087-44-23
    Или воспользоваться формой обратной связи.
    Мы будем рады помочь Вам в решении любых возникающих вопросов.

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Обзор практики от Верховного суда

    Верховный суд РФ выпустил Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с изменением видов разрешенного использования земельных участков. В него вошли вопросы о том, в каких случаях собственники и арендаторы участков могут требовать изменения вида разрешенного использования, а в каких нет, а также каковы последствия несоблюдения процедуры изменения разрешенного использования и нарушения законодательных ограничений. Всего в обзоре представлено девять судебных позиций.

    На прошлой неделе, 14 ноября 2018 г., Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (далее — Обзор). Он подготовлен в связи с тем, что на практике возникают сложности в разрешении таких споров, как, в частности, при установлении лиц, управомоченных на изменение вида разрешенного использования, при применении процедурных особенностей такого изменения, при определении последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования земельных участков с нарушением ограничений.

    Изменение вида разрешенного использования арендатором

    Вспомогательный вид разрешенного использования вместо основного

    Верховный суд РФ указал, что вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, нельзя выбрать вместо основного при предоставлении земельного участка.

    Вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

    Речь идет о такой ситуации: истец являлся собственником земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «сады, огороды». Он попросил у администрации предоставить в собственность земельный участок, который примыкал к его участку, под открытую гостевую стоянку. Этот соседний участок располагался в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами. К числу основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в этой зоне, относились в том числе индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество, дачное строительство. Открытая гостевая стоянка являлась вспомогательным видом использования земельных участков в данной зоне. Собственник получил отказ в его требовании предоставить примыкающий земельный участок. Первая инстанция и апелляция поддержали собственника, признав незаконным решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка под открытую гостевую стоянку. Но суд кассационной инстанции принял по делу новое решение. Он отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не представил доказательства использования участка в соответствии с основным разрешенным видом использования.

    Читайте так же:  Ответственность за неоткрытие обособленного подразделения

    Разрешенное использование должно соответствовать предельным размерам участка

    В Обзор включена позиция о том, что вид разрешенного использования земельного участка невозможно изменить, если градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

    Так, собственник земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» обратился в орган муниципального образования с заявлением о принятии решения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Он просил изменить «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок. При этом он просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссия по проведению публичных слушаний дала заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка. Но орган местного самоуправления отказал. Собственник подал в суд заявление о признании незаконными действий органа местного самоуправления.

    Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Он установил, что площадь земельного участка, принадлежащего истцу, составляла 625 кв. м. В то же время градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки было предусмотрено, что для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м, минимальный размер земельного участка должен быть 1000 кв. м. Апелляция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

    Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

    Установление видов разрешенного использования в градостроительном регламенте

    Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

    Так, в правила землепользования и застройки части территории одного муниципального образования были внесены изменения. Для территориальной зоны «ведение огородничества», соответствующей функциональной зоне генерального плана муниципального образования «ведение огородничества», был установлен градостроительный регламент, включающий вид разрешенного использования «ведение садоводства». Правообладатели земельных участков в этой территориальной зоне подали коллективный иск об оспаривании такого решения. Они ссылались на то, что это нарушает права и законные интересы собственников земельных участков, препятствует их надлежащему использованию, устанавливает ограничения по эффективности эксплуатации участков (строительство и реконструкция жилых домов) и снижает их стоимость. Кроме того, установление вида разрешенного использования «ведение садоводства» в функциональной и территориальной зонах «ведение огородничества» противоречит положениям классификатора видов разрешенного использования земельных участков, а также требованиям ст. 35 и 36 ГрК РФ.

    Первая инстанция удовлетворила иск. Апелляция отменила это решение. Она решила, что виды разрешенного использования «ведение садоводства» и «ведение огородничества», установленные в территориальной зоне «ведение огородничества», являются сочетаемыми и предусматривают использование земельных участков в сельскохозяйственных целях, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур, размещением хозяйственных строений, сооружений или садовых домов. Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны «ведение огородничества» с основным видом разрешенного использования «ведение садоводства» с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административных истцов права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов). Включив это дело в Обзор, ВС РФ поддержал позицию апелляции.

    Другие позиции Верховного суда из Обзора судебной практики

    При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

    Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Если при предоставлении земельного участка вид разрешенного использования не был определен, то администрация муниципального образования не вправе отказать в установлении вида разрешенного использования земельного участка.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.

    Источники


    1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

    2. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.

    3. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
    4. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
    Смена разрешенного использования земельного участка собственником
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here