Чем отличается хозяйственное ведение от оперативного управления

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Чем отличается хозяйственное ведение от оперативного управления" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

>
Право хозяйственного ведения
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Чем отличается хозяйственное ведение от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (по ГК РФ)

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Сущность вышеназванных прав в Гражданском кодексе РФ (далее по тексту – ГК РФ) регламентируется применительно к созданным на основе данных прав юридических лиц. Поэтому, основные черты вышеуказанных прав будут анализироваться применительно к видам юридических лиц, создающимся на их основе.

Итак, на основе права хозяйственного ведения создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а на основе права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения. Теперь в кратком виде рассмотрим отдельно каждое из этих прав.

Право хозяйственного ведения

При праве хозяйственного ведения собственник имущества, на базе которого создается государственное или муниципальное предприятие, решает следующие вопросы:

    • создание, реорганизация и ликвидация предприятия;
    • определение предмета и цели деятельности предприятия;
    • назначение руководителя предприятия;
    • осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
    • предоставление согласия на продажу, сдачу в аренду, отдачу в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ и на иное распоряжение имуществом.

Собственник имеет право на часть прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении имущества.

Право оперативного управления

Основные отличительные черты, присущие праву оперативного управления сводятся к следующему:

  1. Казенное предприятие и учреждение осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных действующим законодательством РФ, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
  2. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользованное или использованное не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
  3. Казенное предприятие и учреждение отличаются друг от друга по правомочиям в отношении закрепленного за ними имущества:

а) Казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распорядиться закрепленным имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Оно самостоятельно реализует произведенную продукцию (если иное не установлено законом), однако порядок распределения доходов, в т.ч. полученных от реализации продукции, определяется собственником имущества.

б) Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных по смете средств. Если в учредительных документах учреждению предоставляется право осуществления приносящих доход видов деятельности, то полученные от этого доходы и приобретенное имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на его отдельном балансе.

юрист А.А. Рудаков

Если у Вас возникли какие-то дополнительные воросы — прошу присылать их мне .

Аннотация

: В данной небольшой по объему публикации представлена краткая характеристика сущности права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Ключевые слова

: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, собственник имущества, учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Сущность вышеназванных прав в Гражданском кодексе РФ (далее по тексту — ГК РФ) регламентируется применительно к созданным на основе данных прав юридических лиц. Поэтому, основные черты вышеуказанных прав будут анализироваться применительно к видам юридических лиц, создающимся на их основе.

Итак, на основе права хозяйственного ведения создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а на основе права оперативного управления — казенные предприятия и учреждения. Теперь в кратком виде рассмотрим отдельно каждое из этих прав.

Право хозяйственного ведения

При праве хозяйственного ведения собственник имущества, на базе которого создается государственное или муниципальное предприятие, решает следующие вопросы:

  • 1. создание, реорганизация и ликвидация предприятия;
  • 2. определение предмета и цели деятельности предприятия;
  • 3. назначение руководителя предприятия;
  • 4. осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
  • 5. предоставление согласия на продажу, сдачу в аренду, отдачу в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ и на иное распоряжение имуществом.

Собственник имеет право на часть прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении имущества.

Право оперативного управления:

Основные отличительные черты, присущие праву оперативного управления сводятся к следующему:

Казенное предприятие и учреждение осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных действующим законодательством РФ, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник вправе изъять излишнее, неиспользованное или использованное не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие и учреждение отличаются друг от друга по правомочиям в отношении закрепленного за ними имущества:

  • а) Казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распорядиться закрепленным имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Оно самостоятельно реализует произведенную продукцию (если иное не установлено законом), однако порядок распределения доходов, в т.ч. полученных от реализации продукции, определяется собственником имущества.
  • б) Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных по смете средств. Если в учредительных документах учреждению предоставляется право осуществления приносящих доход видов деятельности, то полученные от этого доходы и приобретенное имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на его отдельном балансе.
Читайте так же:  Справка о принадлежности объекта недвижимости где получить

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как способы осуществления права собственности

В некоторых случаях осуществление права собственности непосредственно собственником невозможно. Тогда в праве используются так называемые вещные права вторичного характера. Они не могут существовать самостоятельно, отдельно, сами по себе и являются средством реализации права собственности. К ним относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В ГК эти виды прав не урегулированы, зато они содержатся в ГК.

Право хозяйственного ведения

ГК (ст. 136) право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним владельцем (уполномоченным ним органом), с ограничением правомочности распоряжение относительно отдельных видов имущества по согласию владельца в случаях, предусмотренных ГК и другими законами.

Относительно защиты права хозяйственного ведения применяются положения закона, установленные для защиты права собственности. Появление этой правовой категории было обусловлено необходимостью разграничения права собственности государства и права государственного предприятия в отношении выделенного ему имущества. Право хозяйственного ведения было предусмотрено лишь в отношении государственной собственности. Однако на практике возникла проблема определения правового режима имущества, предоставленного, в частности, учредителями управления хозяйственного общества.

Поскольку имущество не передавалось в собственность такого предприятия, а только предоставлялось ему для осуществления уставной деятельности, то естественно возникло предположение, что оно должно принадлежать частному предприятию, хозяйственному обществу и пр. на праве хозяйственного ведения.

При сравнении права хозяйственного ведения с правом собственности обращает на себя внимание идентичность их содержания: как в одном, так и в другом случае субъект соответствующего права имеет правомочности владения, пользования и распоряжения имуществом. Возникает вопрос: чем они отличаются?

Прежде всего, отличие заключается в характере прав.

Право собственности является основным, самостоятельным правом, в то время как право хозяйственного ведения вторичное и зависит от права собственности. Если право собственности может существовать и без права хозяйственного ведения, то последнее невозможно без права собственности.

Вторичным характером права хозяйственного ведения обусловлены и такие его ограничения как право собственника контролировать использование имущества путем аудиторских и других проверок, получать часть прибыли от использования этого имущества, принимать решения о ликвидации или реорганизации юридического лица, в хозяйственное ведение которого было предоставлено имущество, и тому подобное.

Право оперативного управления

Важным представляется сосредоточить внимание на характерных признаках права оперативного управления: наличия правомочий, полученных от владельца, и определении им границ использования имущества. С учетом этих обстоятельств можно предложить такое определение понятия, рассматривается:

Право оперативного управления — это основанное на праве собственности другого лица и предоставленном им полномочии право владения, а также ограниченные права пользования и распоряжения имуществом в целях и пределах, установленных собственником.

Как и право хозяйственного ведения, право оперативного управления является производным от права собственности и более ограниченное по сравнению с ним. Оно также более узкое, чем право хозяйственного ведения.

Если право хозяйственного ведения содержит все 3 правомочия — владения, пользования и распоряжения, то право оперативного управления, обычно охватывает одновременно лишь 2 — владения и пользования или владения и распоряжения.

В любом случае лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, а может это делать только в пределах, установленных собственником.

Ответственность по своим долгам лицо, в чьем оперативном управлении находится имущество, несет только в пределах этого имущества. В остальных случаях ответственность субсидиарно несет собственник такого имущества.

Право оперативного управления в советском гражданском праве было закреплено ранее, чем право хозяйственного ведения и длительное время было единственным средством осуществления права государственной собственности.

Однако с принятием Закона «О собственности», что в настоящее время утратил силу, и появлением права хозяйственного ведения имущество на праве оперативного управления, как правило, закреплялось за учреждениями (хотя в некоторых случаях на таких началах имущество может принадлежать также предприятиям и организациям).

Таким образом, фактически произошло разделение права хозяйственного ведения и права оперативного управления также и по субъектному составу.

ГК, как уже отмечалось, не предусматривает ни права хозяйственного ведения, ни права оперативного управления. Это можно объяснить тем, что их планировалось заменить такими категориями, как «право собственности юридических лиц» (ст. 322) и «владение» (глава 30 проекта ГК 1996 г).

Разработчики проекта ГК стремились избежать использования понятий «право оперативного управления» и «право хозяйственного ведения» путем признания права собственности на имущество, закрепленное государством, Автономной Республикой Крым и территориальной общиной, за созданными ими юридическими особами1. Но в окончательном варианте, согласно ст. 329 ГК юридическое лицо публичного права приобретает право собственности лишь на то имущество, которое передано ей в собственность. С другой стороны, ГК действует вместе с ГК, в котором среди вещных прав упоминаются право хозяйственного ведения и право оперативного управления (ст. 136, 137). А имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и подлежит закреплению за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 73 ГК).

Таким образом, вопрос о судьбе права хозяйственного ведения и права оперативного управления остается нерешенным. Пока что они продолжают существовать как категории вещного права Украины.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Читайте так же:  Совместительство согласно российскому законодательству это

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

§ 4. Право оперативного управления

Понятие. Отличие от права хозяйственного ведения. Право учреждения на доходы от разрешенной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения, является ограниченным вещным правом.

Это право имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов — оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.

Читайте так же:  Содержание права частной собственности на земельные участки

2. Ограниченность права оперативного управления как вещного права настолько велика, что «оставшиеся» правомочия позволили законодателю использовать конструкцию права оперативного управления для принципиально разных организационно-правовых форм юридических лиц:

а) казенного предприятия и

Хотя по формальным признакам казенное предприятие относится к коммерческим организациям, а учреждение — к некоммерческим, известная имущественная обособленность, обеспечиваемая правом оперативного управления, достаточна для участия этих лиц в экономическом обороте. Особенности учреждения и казенного предприятия как участников гражданских правоотношений рассматривались в главе «Юридические лица».

2. По основаниям возникновения, содержанию и прекращению права оперативного управления принципиальных отличий от права хозяйственного ведения нет. Тем не менее, право оперативного управления имеет и ряд следующих особенностей.

Первая. Право оперативного управления по общему правилу находится в большей «подчиненности» праву публичной собственности. Отношения казенного предприятия (в меньшей степени) или учреждения (в большей степени) с публичным собственником носят разрешительный характер.

Вторая. По общему правилу распоряжение любым имуществом, переданным в оперативное управление, производится только с согласия собственника (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями).

Третья. Правом оперативного управления могут обладать не только исключительно государственные или муниципальные юридические лица, но и учреждения, создаваемые на праве частной собственности.

Четвертая. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3. Право оперативного управления содержит положение о том, что доходы, полученные от разрешенной законом и собственником деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на особом балансе.

В литературе не утвердилось единое мнение о правовой сущности этого правомочия учреждения.

Право учреждения на доходы — это особое вещное право (но в любом случае не право собственности).

(Ю.К. Толстой, В.А. Плетнев и др.)

Право учреждения на доходы является разновидностью вещных прав, прямо поименованных в п. 1 ст. 216 ГК, — это или «суженное» право хозяйственного ведения, или «расширенное» право оперативного управления.

Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной деятельности, обладает всеми признаками ограниченного вещного права и, следовательно, можно признать его таковым, наряду с сервитутом, правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления.

Лекция № 41. Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Лекция № 40. Понятие и виды ограниченных вещных прав

Под ограниченным вещным правом понимается установленное законом право пользования в ограниченном виде чужим имуществом в своих интересах.

Виды ограниченных вещных прав:

· вещные права юридических лиц – право хозяйственного ведения и оперативного управления

· ограниченные вещные права по использованию чужих земельных участков (сервитут)

· права ограниченного пользования недвижимым имуществом

К правам ограниченного пользования недвижимым имуществом относится:

Права членов семьи собственника жилого помещения – члены семьи собственника имеют права пользования жилым помещением по его назначению. Данное право сохраняется за ними даже в случае:

— перехода права собственности к другому лицу;

— прекращения семейных отношений с собственником.

Члены семьи несут с собственником солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данного помещения.

Право пожизненного пользования жилым помещениемвозникает у гражданина в случае договорных отношений. Так по договору пожизненной ренты получатель ренты имеет право пользования жилым помещением, переданным по данному договору. При этом получатель ренты не вправе распоряжаться им и сохраняет свое право при смене собственника помещения.

Право хозяйственного ведения – право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.

Особенности:

· субъектом – являются государственные и муниципальные предприятия, кроме казенных предприятий.

· объектом данного права являются имущество – здания, сооружения, оборудование и т.д., переданное собственником на баланс предприятия.

· собственник определяет пределы пользования переданным имуществом;

· предприятие не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно.

Собственник на переданное имущество сохраняет лишь ряд полномочий (так он лишается полномочия пользования и владения):

— решает вопросы создания предприятия (предмет и цели деятельности предприятия, назначает руководителя);

— решает вопросы его реорганизации и ликвидации;

— осуществляет контроль за использованием переданного имущества по назначению;

— имеет право на получение части прибыли от использования имущества.

Право оперативного управления – право казенного предприятия, учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Особенности:

[3]

· субъектами являются казенные предприятия (коммерческие организации) и учреждения (некоммерческие учреждения).

· объектом данного права – все виды имущества, закрепленное собственником, при этом собственник имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

· право оперативного управления имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества.

· собственник несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий и учреждений.

Право оперативного управления казенного предприятия

Имущество, закрепленное за казенным предприятием, может отчуждаться только с согласия собственника.

Произведенную продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом.

Доходы, полученные казенным предприятием, распределяются также собственником.

Право оперативного управления учреждения

Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже с согласия собственника.

Учреждение имеет право распоряжение на доходы, полученные в результате осуществления разрешенной уставными документами деятельности. Также учреждение самостоятельно осуществляет распоряжение имуществом, приобретенным на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе и не может быть изъято по решению собственника.

Учреждение несет ответственность перед кредиторами только в размере находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник.

Читайте так же:  Почта президента россии владимира путина написать письмо

Право хозяйственного ведения и оперативного управления возникает в момент передачи имущества государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям и учреждениям, если иное не установлено законом или собственником.

Прекращается право хозяйственного ведения и оперативного управления:

— по общим основаниям прекращения права собственности;

— по решению собственника в случаях правомерного изъятия имущества.

В случае смены собственника переданного или закрепленного имущества предприятия и учреждения сохраняют право хозяйственного ведения или оперативного управления на принадлежащее им имущество.

  1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1141 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Понятие права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления не являются классическими вещными правами. Теория оперативного управления получила доктринальное обоснование в 40-50 гг. XX в. в советском гражданском праве (А.В. Венедиктов*(1043)) и была впервые легально закреплена в Основах гражданского законодательства СССР 1961 г. (ст. 21)*(1044). Разработка данной теории явилась результатом поиска правовой конструкции, которая позволила бы эффективно использовать имущество государства без утраты им права собственности на него*(1045). Теория оперативного управления, на основе которой получили легальное признание право оперативного управления и право полного хозяйственного ведения, дала ответ на вопрос, на каком праве государственные предприятия владеют и пользуются государственным имуществом, не являясь его собственниками*(1046).

Право полного хозяйственного ведения и право оперативного управления являются прототипами выделяемых ныне в законодательстве права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Однако современные права значительно сужены по объему по сравнению с их прототипами с целью ограничения возможности злоупотребления государственными предприятиями предоставленной им экономической свободой*(1047).

Субъект указанных прав обладает спецификой, которая предопределяется основной функцией данных правовых конструкций — обеспечить участие в гражданском обороте государственного имущества и переложить на управомоченных лиц бремя содержания этого имущества. Право хозяйственного ведения может принадлежать только государственным и унитарным предприятиям*(1048), тогда как право оперативного управления закрепляется за государственными казенными предприятиями и учреждениями*(1049).

Содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления. Это право устанавливается федеральным законом и не может быть изменено соглашением между юридическим лицом и собственником его имущества (п. 39 постановления N 6/8). Различия в содержании этих прав предопределены особенностями правоспособности их субъектов. Право хозяйственного ведения, принадлежащее коммерческим организациям — унитарным предприятиям, шире по объему, чем право оперативного управления некоммерческих организаций — учреждений, а также казенных предприятий, которые, несмотря на то что являются коммерческими организациями, участвуют в гражданском обороте в ограниченных пределах.

В содержание права хозяйственного ведения входят правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за унитарным предприятием, с учетом следующих ограничений, установленных ГК.

Правомочие пользования в части возможности присвоения плодов и доходов от использования закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества ограничено возможностью собственника получать часть прибыли от такого использования (абз. 2 п. 1 ст. 295 ГК; ст. 17 Закона о предприятиях).

Правомочие распоряжения унитарное предприятие осуществляет в пределах, не лишающих его возможности вести свою уставную деятельность (п. 1 ст. 18 Закона о предприятиях). Только с согласия собственника унитарное предприятие вправе распоряжаться недвижимым имуществом. Такое же ограничение действует и в отношении распоряжения любым имуществом предприятия путем совершения сделок по его обременению (например, соглашения об установлении договорного сервитута на основании ст. 274 или ст. 277 ГК и т.д.). Согласие собственника необходимо также и при внесении какого-либо имущества предприятия в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, а также при распоряжении вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале и (или) акциями таких юридических лиц (п. 2 ст. 295 ГК, п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях). Сделки, совершенные предприятием с нарушением этих ограничений, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях*(1052)).

По общему правилу право оперативного управления так же, как и право хозяйственного ведения, включает правомочия владения, пользования и распоряжения. Целевой характер права оперативного управления и правоспособности субъектов этого права выражается в том, что его содержание ограничено не только ГК, Законом о предприятиях и другими федеральными законами, но и целями деятельности субъекта права, заданиями собственника и назначением имущества (п. 1 ст. 296 ГК).

Содержание права оперативного управления имеет особенности в зависимости от субъекта данного права. В соответствии с данным критерием можно выделить право оперативного управления казенного предприятия, право оперативного управления частных и бюджетных учреждений, а также право оперативного управления автономных учреждений.

Казенное предприятие вправе без согласия собственника распоряжаться только производимой продукцией, работами и услугами путем предоставления их третьим лицам на возмездной основе (реализации). Распоряжение остальным имуществом, включая доходы предприятия, возможно только с согласия собственника. При этом распоряжение любым имуществом, закрепленным за казенным предприятием, разрешается только в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником, в пределах, не лишающих это предприятие возможности осуществлять уставную деятельность (ст. 297 ГК, ст. 17, 19, 20 Закона о предприятиях).

Право оперативного управления частных и бюджетных учреждений вообще лишено правомочия распоряжения*(1053). Автономное учреждение вправе свободно распоряжаться только движимым имуществом, которое не относится к особо ценному, а также доходами от своей деятельности (п. 1 ст. 298 ГК; п. 8, 9 ст. 2 ФЗ от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях»*(1054)). Под особо ценным движимым имуществом понимается такое имущество, без которого осуществление учреждением уставной деятельности будет существенно затруднено. Принадлежность имущества к особо ценному определяется учредителем при закреплении такого имущества за автономным учреждением в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (п. 3, 4 ст. 3 Закона об учреждениях).

Читайте так же:  Статья 128 гражданский процессуальный кодекс российской федерации

Дискуссионным остается вопрос о правовой природе распоряжения учреждениями доходами, полученными от предпринимательской деятельности, разрешенной уставом, а также имуществом, приобретенным на такие доходы. В п. 2 ст. 198 ГК предусматривается, что учреждение распоряжается такими доходами и имуществом по собственному усмотрению и учитывает их на отдельном балансе. Политическая подоплека такого решения законодателя — недостаток финансирования учреждений и вследствие этого поиск дополнительного источника финансирования. Однако с 1 января 2002 г. БК исключил применение положения п. 2 ст. 298 ГК к бюджетным учреждениям, установив, что все доходы бюджетного учреждения подлежат зачислению после уплаты налогов в бюджет соответствующего уровня и должны учитываться в единой смете доходов и расходов (ст. 51, 55, 60, 151 БК). Таким образом, право самостоятельного распоряжения доходами от предпринимательской деятельности и имуществом, приобретенным на такие доходы, сохраняется в настоящее время только за частными и автономными учреждениями.

Из буквального толкования норм действующего законодательства следует, что законодатель не дифференцирует правовое основание владения и пользования учреждением своим имуществом и, следовательно, любое имущество поступает в оперативное управление учреждения (п. 2 ст. 299 ГК; п. 1 ст. 3 Закона об учреждениях). Однако сама по себе квалификация данного права как права оперативного управления, права хозяйственного ведения*(1055) или вещного права sui generis*(1056) ничего не добавляет при определении правового режима имущества учреждения, а также не дает ключ к ответу на два важных практических вопроса, связанных не с объемом данного вещного права, а с объемом правоспособности учреждений как юридических лиц: а) может ли быть изъято собственником имущество учреждения, полученное от предпринимательской деятельности; и б) забронировано ли имущество учреждения, полученное от предпринимательской деятельности, от обращения взыскания кредиторов?

Отрицательный ответ на первый вопрос вытекает из закона и подтверждается судебной практикой (п. 2 ст. 296 ГК; п. 9 ст. 2 Закона об учреждениях*(1057)). На второй вопрос применительно к автономным учреждениям законодатель прямо ответил отрицательно (п. 2 ст. 120 ГК; п. 4 ст. 2 Закона об учреждениях). В отношении учреждений иных видов из закона следует, что они несут ответственность по своим долгам только денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК). Однако судебная практика допускает обращение взыскания не только на денежные средства, но и на любое иное имущество таких учреждений, приобретенное на доходы от предпринимательской деятельности, что указывает на необходимость изменения соответствующих норм законодательства*(1058).

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении определенных видов имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, а именно недвижимого имущества, а также внешних ценных бумаг, долей и паев, могут устанавливаться Правительством РФ (п. 2 ст. 11 Закона о предприятиях).

Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Момент возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления по общему правилу привязан к моменту передачи имущества, в отношении которого публичный собственник в лице уполномоченных органов власти принял решение о закреплении имущества за соответствующим юридическим лицом (п. 1 ст. 299 ГК). Таким образом, каузой передачи имущества является односторонняя сделка по распоряжению имуществом, совершаемая его собственником. Иной момент возникновения указанных вещных прав может быть установлен в решении публичного собственника о передаче имущества (п. 1 ст. 299 ГК; п. 2 ст. 11 Закона о предприятиях).

Возникновение и прекращение указанных вещных прав на объекты недвижимости, закрепляемые за предприятиями и учреждениями, подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 299 ГК).

Еще одним специфическим основанием прекращения указанных вещных прав является переход права собственности на имущество, являющееся объектом данных прав, от публичного собственника к частному в результате приватизации (ст. 217 ГК). Данное основание прекращения названных вещных прав представляет собой исключение из правила о следовании данных прав за вещью (п. 3 ст. 216, ст. 300 ГК). Вместе с тем права хозяйственного ведения и оперативного управления, устанавливаемые на имущество публичного собственника, не могут прекратиться по таким основаниям, как реквизиция и национализация, что следует из существа указанных оснований прекращения права собственности (ст. 235 ГК)*(1059).

Применительно к вопросу о возможности прекращения прав хозяйственного ведения и оперативного управления вследствие отказа от них управомоченного лица необходимо отметить следующее. Отказ от права является одним из способов осуществления правомочия распоряжения. Следовательно, отказ предприятия или учреждения от права возможен только в отношении того имущества, которым эти юридические лица вправе распоряжаться без согласия собственника*(1060). При этом для прекращения соответствующего права на имущество, которым такие юридические лица не могут распоряжаться свободно, недостаточно их одностороннего волеизъявления. Однако такое волеизъявление может служить основанием для принятия собственником решения о правомерном изъятии соответствующего имущества*(1061).

Дата добавления: 2015-07-24 ; просмотров: 489 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.

  2. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.

  3. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
Чем отличается хозяйственное ведение от оперативного управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here