Отнесение земельного участка к определенной категории земель

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Отнесение земельного участка к определенной категории земель" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Разъяснения для землепользователей о необходимости отнесения земель к определенной категории

Разъяснения для землепользователей о необходимости отнесения земель

к определенной категории

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Данные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, можно сказать, что:

  1. Все земли в Российской Федерации делятся на 7 категорий.
  2. Все земли или земельные участки по отдельности должны быть отнесены только к одной из 7 категорий.
  3. Не должно быть земель или земельных участков, не отнесенных ни к одной из 7 категорий, т.е. не должно быть безкатегорийных земель или земельных участков.

Отсутствие четкого определения категории земель порождает негативные последствия для самих землепользователей. Например, землепользователь в такой ситуации не может надлежащим образом осуществлять правомочия пользования, т.е. не может использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, т.к. оно остается неясным.

Категория земель является обязательной характеристикой для всех земель России. Поэтому факт отнесения земельного участка к определенной категории должен быть закреплен и явно выражен во всех правоустанавливающих документах, содержащих определение земельного участка как объекта прав.

При возникновении, изменении или прекращении прав и обязанностей на земельный участок, категория земель должна быть определена, в противном случае возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей невозможно:

1) отсутствие указания на категорию земель в документах государственного кадастра недвижимости (в том числе в кадастровом паспорте земельного участка) может послужить основанием для признания незаконным правовых актов о предоставлении земельного участка, недействительными договоров, предметом которых являются земельные участки, т.к. в зависимости от категории земель определяется правовой режим земельного участка, в том числе его оборотоспособность, а также зависит порядок предоставления земельных участков, определение надлежащего субъекта, имеющего полномочие на распоряжение земельным участком в случае предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности;

2) если не установлена категория земель, значит, земельный участок не имеет целевого назначения и должен быть отнесен к категории земель запаса, т.к. только земли запаса не имеют целевого назначения. Но использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию. То есть использование земельного участка, категория земель которого не определена, запрещено;

3) представление на государственную регистрацию документов, не отражающих информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (в том числе и о назначении имущества), является основанием для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При отсутствии в правоустанавливающих документах на земельный участок данных о принадлежности земельного участка к определенной категории земель, необходимо его отнесение к одной из установленных Земельным кодексом РФ категории земель.

Пунктами 2, 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее Закона) урегулированы правовые ситуации отнесения земельных участков к землям определенной категории по заявлениям правообладателей земельных участков в случае:

— если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю;

— в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона (до 05.01.2005 года), внесение изменений в документы государственного кадастра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков в ФГБУ «ФКП Росреесра» по Саратовской области;

— если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. В этой связи правообладателю земельного участка необходимо обратиться в адрес главы Энгельссского муниципального района Саратовской области с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в данном случае осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Закона.

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

СТ 8 ЗК РФ

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Читайте так же:  Порядок предоставления имущественного вычета при покупке квартиры

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Абзац девятый утратил силу.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Комментарий к Статье 8 Земельного кодекса РФ

Законодатель выделил категорию земель сельскохозяйственного назначения, установив, что перевод в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением находящихся в федеральной собственности) осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Это связано с тем, что планирование использования земель сельскохозяйственного назначения относится к полномочиям субъектов РФ (подп. 10 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») и принимая во внимание такой основной принцип земельного законодательства, как учет значения земли как основы жизни и деятельности человека .
———————————
В п. 1 комментируемой статьи не совсем корректно используется только понятие «земли», учитывая, что ст. 6 ЗК РФ рассматривает земли и земельные участки как разные объекты земельных отношений. Исходя из п. 3 ст. 6 ЗК РФ, положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в собственности конкретного публичного образования или в частной собственности может находиться только земельный участок. Земли находятся в государственной неразграниченной собственности.

Порядок и особенности перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, а также порядок отнесения земель или земельных участков к определенной категории урегулированы в Федеральном законе от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

По общему правилу перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании решения уполномоченного органа по результатам рассмотрения ходатайства заинтересованного лица о переводе земель или земельных участков из состава земель одной категории в другую. Ходатайство о переводе может быть подано и органами государственной власти, органами местного самоуправления, но только с согласия правообладателя земельного участка.

Без согласия правообладателей земельных участков подача ходатайства допускается только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Закона N 172-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 172-ФЗ содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

Содержание ходатайства о переводе земель водного фонда в земли другой категории и составе прилагаемых к нему документов утверждено Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10 ноября 2011 г. N 882 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 12).

Описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности РФ земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 мая 2010 г. N 168 (РГ. 2010. 16 июля).

Содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также исчерпывающий перечень прилагаемых документов непосредственно установлены п. п. 3 и 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ.

Таким образом, органы государственной власти не уполномочены устанавливать требования к содержанию ходатайства и составу прилагаемых к нему документов при переводе земельных участков из одной категории в другую, в том числе из категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку содержание ходатайства и прилагаемых к нему документов может быть установлено только для целей перевода земель, а не земельных участков, из одной категории в другую. Позицию о необходимости руководствоваться ч. ч. 3 и 4 в случае подачи ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую отметил и Верховный Суд РФ в своем Определении от 11 ноября 2009 г. N 8-Г09-30.

Определением Верховного Суда РФ от 25 июня 2008 г. N 67-Г08-5 доводы о тождественности понятий «земля» и «земельный участок» применительно к переводу земель и земельных участков из одной категории в другую признаны несостоятельными.

Статья 4 Закона N 172-ФЗ определяет исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую:

1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Ограничения перевода земель или земельных участков из отдельной категории земель установлены самим Законом N 172-ФЗ (ст. ст. 7, 9 — 12). Кроме того, такие ограничения также предусмотрены иными федеральными законами (например, п. 1 ст. 99 ЗК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Читайте так же:  Соглашение о партнерстве между физическими лицами образец

Согласно ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы являются материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального, регионального значения.

В таком основании для отказа в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, как несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, необходимо отметить, что исходя из ч. 12 ст. 9 ГрК РФ само по себе утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, т.е. не приводит к изменению категорий земель.

Только установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ст. 8 Закона N 172-ФЗ, п. 1 комментируемой статьи, ст. 84 ЗК РФ). Об установлении и изменении границ населенных пунктов подробнее см. комментарий к ст. 84 ЗК РФ.

Из общего правила перевода земельных участков из одной категории в другую в соответствии с Законом N 172-ФЗ можно выделить следующие исключения.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. При этом переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 октября 2010 г. N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом . Важно при этом отметить, что Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступающим в силу с 1 января 2017 г., устанавливается достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, частью которого является кадастр недвижимости (ст. ст. 1, 7 указанного Федерального закона).
———————————
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 21 августа 2013 г. по делу N А82-11557/2012 также отмечено, что по смыслу п. 2 ст. 8 ЗК РФ указанные в ней документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.

Статьей 14 Закона 172-ФЗ установлены правила отнесения земель или земельных участков к определенной категории (на основании документов государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов, при отсутствии указания на категорию в таких документах — на основании решений органов местного самоуправления городского округа или муниципального района в зависимости от цели использования, для которой предоставлялся земельный участок). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Частью 21 ст. 34 Закона N 171-ФЗ также предусмотрено, что в случае если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель. При этом принятие отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

Органом, управляющим и распоряжающимся земельными участками, находящимися в собственности РФ, является на федеральном уровне прежде всего Правительство РФ в соответствии со ст. 14 и др. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (см.: Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005).

Комментарий к СТ 8 ЗК РФ

Статья 8 ЗК РФ. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

[2]

Комментарий к статье 8 ЗК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает органы, уполномоченные принимать решения по переводу земель из одной категории в другую. В настоящей статье установлены два критерия для определения полномочного органа: форма собственности на определенный земельный участок и категория земель.

В отношении земель населенных пунктов предусмотрен более сложный порядок изменения их категории, связанный с процедурой изменения или установления границ населенных пунктов. Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (см. комментарий к ст. 84). Изменение границ муниципального образования осуществляется в соответствии с ФЗ о местном самоуправлении (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822) с согласия населения или с учетом мнения населения в зависимости от характера изменения границ.

Законодатель особо выделил туристско-рекреационную особую экономическую зону, закрепив, что установление или изменение границ этой зоны, а также включение земельных участков в ее границы либо исключение земельных участков из границ такой зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

[1]

Публичные органы власти, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.

Читайте так же:  Форма 14001 смена юридического адреса образец заполнения

Перевод земель — это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельных участков, так и всех иных лиц (см. Определение ВС РФ от 19.09.2007 N 5-В07-51).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК, ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Исключение составляет отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до 5 января 2005 г., которое осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается соответствующее ходатайство о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: органами государственной власти субъектов РФ — в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; Правительством РФ — в отношении иных земель.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством РФ;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия такого акта. Основания для отказа в рассмотрении ходатайства, а также основания для отказа в переводе установлены в ст. ст. 3, 4 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

Названный Федеральный закон устанавливает ограничения и иные особенности для перевода земель и земельных участков определенной категории (гл. 2). В последние годы переводы земель коснулись в большей степени земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса.

Действующее федеральное земельное законодательство не устанавливает порядок изменения целевого назначения в рамках отдельной категории земель. Ранее в законодательстве определялись лишь отдельные случаи изменения целевого назначения земель (см., например, Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 N 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда»).

Читайте так же:  Письменные объяснения свидетеля в гражданском процессе образец

Субъекты РФ вправе принять свои правила изменения целевого назначения земель при сохранении существующей категории земель (ст. 2 ЗК РФ, ст. 72 Конституции России). Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы не вправе самостоятельно менять целевое назначение, установленное при предоставлении земельного участка (см. Постановление ФАС Московского округа от 15.06.2005 N КА-А41/4959-05). Решение об изменении целевого назначения по заявлению заинтересованного лица вправе принимать органы, уполномоченные предоставлять земельные участки на данной территории.

2. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Категория земель, к которой относится конкретный земельный участок, является одним из его индивидуализирующих признаков. Комментируемая статья перечисляет документы, в которых должна быть указана категория земель.

Исходя из особенности выделения земель населенных пунктов все земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. В случае если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в этих случаях осуществляется в общем порядке, установленном ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший акт о переводе земель или земельных участков, направляет копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи ЕГРП.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи ЕГРП. Переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

3. Признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую осуществляется в судебном порядке. Решение о признании таких актов недействительными может привести к признанию недействительными сделок, заключенных на основании этих актов.

Подведомственность дел определяется по правилам гл. 3 ГПК и гл. 4 АПК РФ.

Отнесение земельного участка к определенной категории земель

Цель: отнесение земельного участка к определенной категории земель.

Место: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Кипенское сельское поселение», д. Глухово.

Проблема: у администрации района были разные причины для отказа, которые все время менялись. То все относится к землям лесного фонда, то нужно сделать местной администрации карта-план

поселка и внести границы в ЕГРН, то просто законно отказать не могут из-за противоречивой информации, то нужно внести изменения в генеральный план.

Решение: применение к администрации мер прокурорского реагирования и внесение представления об устранении нарушении федерального законодательства.

Подробно. Представьте, что Вам по наследству перешел земельный участок и дом.

А Вы захотели подарить его своему внуку.

Но сделка приостановлена — из-за отсутствия категории земель.

Изначально, земельный участок был выделен еще в 1961 году для строительства жилого дома.

Тогда не существовало разделение земель на категории. В ЕГРН была запись о том, что категория не установлена.

В 2004 году отнесение земельных участков к определенной категории земель стало обязательным.

Казалось бы, все просто — подаешь заявление в администрацию района, глава издает постановление об отнесении участка к категории земель населенных пунктов.

Тем более что согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки земельный участок входит в нужные зоны (Ж-1), которые позволяют строить жилые дома.

Те не менее, администрация района постоянно отписывалась и несла бессмыслицу. Особенно отличался заместитель главы — А.Р. Гасанов, ответы которого отменял по жалобе глава района.

Но и глава также не справлялся со своими обязанностями — снова присылал ответы, как сложно им издать постановление.

Пришлось подавать жалобу прокурору. Ответил его заместитель — просто переслал жалобу главе района, на которую ответил А.Р. Гасанов.

Заместитель главы района, как всегда, решил отличиться. Писал, что он не прокурор и не может применить к себе же меры прокурорского реагирования.

Конечно, ответ заместителя прокурора был обжалован. Нельзя было оправлять жалобу тому, на которого граждане жалуются. Тогда уже прокурор внес представление главе района и администрация была вынуждена издать постановление.

Юридический аспект.

На самом деле все просто — одна статья должна помочь принять решение.

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(далее – ФЗ о переводе) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным .

Согласно ч.11 ст.14 ФЗ о переводе в случае, если категория земель не указана в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований ч.12 ст.14 ФЗ о переводе.

Читайте так же:  Соглашение о совместной деятельности между юридическими лицами

У Участка категория в ЕГРН и документах не указана.

В силу ч.12 ст.14 ФЗ о переводе земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

То есть неважно, участок в границах населенного пункта или нет, все равно он расположен в территориальной зоне Ж-1, а значит должен быть отнесен к категории земель населенных пунктов.

137. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории

Полное наименование услуги:

Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории

Орган, предоставляющий услугу:

Право на получение услуги:

Условия предоставления услуги:

Сроки предоставления услуги:

Срок предоставления муниципальной услуги не превышает 35 (тридцати пяти) дней с даты регистрации заявления заявителя о предоставлении муниципальной услуги в ОМС.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление на предоставление муниципальной услуги;
  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  • копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  • согласие правообладателя земельного участка на отнесение земельного участка к определенной категории.

Заявитель вправе представить следующие документы по собственной инициативе:

  • копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
  • выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) на земельный участок;
  • кадастровый паспорт земельного участка, кадастровая выписка на земельный участок;
  • сведения из генерального плана, либо правил землепользования и застройки муниципального образования.

Результат предоставления:

  • Решение органа местного самоуправления об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории.
  • Решение органа местного самоуправления об отказе в отнесении земель или земельного участка в составе таких земель к определенной категории.

Основания для отказа и приостановки:

Основания для приостановления муниципальной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области не предусмотрены.

Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

  • Выявление в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в том числе представление заявителем документов, срок действительности которых на момент поступления в Администрацию района в соответствии с действующим законодательством истек;
  • Подача заявления и прилагаемых к нему документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный законодательством;
  • Непредставление заявителем одного или более документов;
  • Нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

Жизненная ситуация:

Устав
Положение о защите персональных данных
Отчёт по показателям эффективности
Региональный стандарт
Регламент организации деятельности
БрендБук
Перечень не предоставляемых документов и сведений (Распоряжение 2326-р от 01.11.2016 )
Типовой проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, разработанный Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области ( pdf | doc )
Публичная оферта (предложение) на заключение Агентского договора оказания услуг по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области, осуществляющих или планирующих осуществлять экспортную деятельность в Муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа Клин ( pdf | doc )
Инструкция заполнения портальной формы РПГУ
Учетная политика МАУ «МФЦ» ГО Клин для целей бухгалтерского учета
Федеральные государственные гражданские Минюста России ответственных за рассмотрение обращений граждан и организаций
Центр (Клин)
ПН-СБ 08:00-20:00
Перерыв Нет
Воскресение Выходной
ТОСП (Высоковск)
ПН, СР, ЧТ 09:00-18:00
Перерыв Нет
Вт, Пт, Сб, Вс Выходной
ТОСП (Решетниково)
Вт, Чт, Пт 09:00-17:00
Перерыв 13:00-14:00
Пн, Ср, Сб, Вс Выходной
ТОСП (Воздвиженское)
Понедельник 09:00-16:00
Вт, Чт 09:00-18:00
Перерыв 13:00-14:00
Ср, Пт, Сб, Вс Выходной
ТОСП (Слобода)
ПН, СР 09:00-18:00
Пятница 09:00-17:00
Перерыв 13:00-14:00
Вт, Чт, Сб, Вс Выходной
ТОСП (Зубово)
Вт, Чт 09:00-17:00
Пятница 09:00-16:00
Перерыв 13:00-14:00
Пн, Ср, Сб, Вс Выходной
ТОСП (Нудоль)
Пн, Ср, Пт 09:00-17:00
Перерыв Нет
Вт, Чт, Сб, Вс Выходной
ТОСП (Петровское)
Пн, Ср 09:00-18:00
Пятница 09:00-16:00
Перерыв 13:00-14:00
Вт, Чт, Сб, Вс Выходной

Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа Клин (МАУ «МФЦ» ГО Клин)

Адрес: 141601, Российская Федерация, Московская область, городской округ Клин, город Клин, Советская площадь, дом 18А, 3 этаж

Тел. 8-800-550-50-30 (доб. 52212)

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Список всех действующих МФЦ Московской области подробнее>

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.

  3. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
Отнесение земельного участка к определенной категории земель
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here