Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Кто ответчик по иску о возмещении вреда в ДТП, если виновник — работник организации?

    Транспортное средство является источником повышенной опасности.

    Владельцем источника повышенной опасности не всегда является непосредственно водитель автомобиля. Если он является работником организации по трудовому договору, то владельцем признается не водитель, управляющий транспортным средством, а организация. Необходимо обратиться в страховую компанию, где застрахована автогражданская ответственность данной организации (или, если имеются условия для прямого возмещения убытков, — в страховую компанию, выдавшую вам полис ОСАГО), в случае отказа в выплате, обращаться в суд.

    В том, случае, если выплата явна занижена, или не покрывает издержек, связанных с покрытием ущерба, в качестве ответчика необходимо привлекать данную страховую компанию и владельца транспортного средства — организацию, если у страховой компании отозвана лиценция — то привлечь также Российский Союз автостраховщиков. Сумму страховой выплаты в пределах лимита ответственности страховой компании суд взыщет со страховщика (страховой компании, или если лицензия отозвана — с Российского союза автостраховщиков), в части превышающей эту сумму — с владельца транспортного средства — в нашем случае организации.

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» (п.п. 19-22) содержатся следующие разъяснения:

    Владелец источника повышенной опасности

    Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

    Согласно статьям 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

    На лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред жизни или здоровью в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, если будет доказано, что оно завладело транспортным средством противоправно (пункт 2 статьи 1079 ГК РФ).

    Юридическое лицо или гражданин, возместившие вред, причиненный их работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора, вправе предъявить требования в порядке регресса к такому работнику — фактическому причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (пункт 1 статьи 1081 ГК РФ).

    Доверенность и законное владение транспортным средством

    По смыслу статьи 1079 ГК РФ, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению.

    [2]

    Если в обязанности лица, в отношении которого оформлена доверенность на право управления, входят лишь обязанности по управлению транспортным средством по заданию и в интересах другого лица, за выполнение которых он получает вознаграждение (водительские услуги), такая доверенность может являться одним из доказательств по делу, подтверждающим наличие трудовых или гражданско-правовых отношений. Указанное лицо может считаться законным участником дорожного движения (пункт 2.1.1 Правил дорожного движения), но не владельцем источника повышенной опасности.

    О привлечении к участию в деле страховщика

    Учитывая, что в силу статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, при предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в результате дорожно-транспортного происшествия, непосредственно к владельцу транспортного средства (страхователю) суд вправе привлечь к участию в деле страховую организацию (страховщика), застраховавшую гражданскую ответственность владельца транспортного средства.

    Сумма возмещения вреда, не превышающая размер страховой выплаты, установленный статьей 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, может быть взыскана со страховщика. Если размер страховой выплаты полностью не возмещает причиненный вред, то суммы возмещения вреда в недостающей части подлежат взысканию с владельца транспортного средства.

    Об ответственности арендатора и арендодателя
    транспортного средства за причиненный вред

    При определении субъекта ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью третьих лиц арендованным транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), переданным во владение и пользование по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, необходимо учитывать, что ответственность за вред несет арендодатель, который вправе в порядке регресса возместить за счет арендатора суммы, выплаченные третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (статьи 632 и 640 ГК РФ). Если же транспортное средство было передано по договору аренды без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, то причиненный вред подлежит возмещению самим арендатором (статьи 642 и 648 ГК РФ).

    Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

    Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

    Читайте так же:  Увольнение в связи с организационно штатными мероприятиями
  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Кто возмещает ущерб в ДТП если автомобилем завладело третье лицо?

    В каком случае считается, что лицо управляло автомобилем без законных оснований а значит, не являлось на момент ДТП законным владельцем? Кто отвечает в этом случае за причиненный вред, должна ли произвести страховую выплату по ОСАГО страховая компания? Что если автомобилем завладел нетрезвый знакомый, который, пока я спал, тайно взял ключи от моего автомобиля и совершил на нем ДТП. Кто отвечает за причиненный вред?

    Страховая компания обязана произвести страховую выплату даже в случае если лицо, управляющее транспортным средством не было вписано в полис обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению, или если транспортное средство использовалось в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, однако, при условии, что данное лицо являлось законным владельцем управляемого транспортного средста.

    • собственник транспортного средства;
    • лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
    • лицо, владеющее транспортным средством на ином законном основании:

    — право аренды;
    — доверенность на право управления транспортным средством;
    — распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства;
    — иные основания, например, на основании договора хранения с правом пользования транспортным средством.

    Риск ответственности лица, управляющего транспортным средством в отсутствии указанных выше оснований является незастрахованным и отвечать за причиненный в результате ДТП ущерб будет либо сам непосредственный причинитель вреда, либо законный владелец, по вине которого автомобилем завладели третьи лица.

    Согласно п. 2 статьи 1079 ГК РФ, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

    Как видно из указанной нормы права, ответственность за причиненный вред будет нести лицо, противоправно завладевшее транспортным средством (например, при угоне). Однако, в том случае, если будет установлено, что действия (бездействия) владельца способствовали завладению автомобилем третьими лицами, то ответственность за причиненный вред может быть возложена как на владельца, так и на лицо, неправомерно завладешее транспортным средством. Например, владелец автомобиля оставил ключи в замке зажигания или в месте, доступном для третьих лиц.

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    Вопрос 25: Подлежит ли взысканию со страховщика страховая сумма по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.)?

    Ответ: Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в редакции от 21 июля 2005 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

    Следовательно, исходя из вышеуказанной нормы, по договору обязательного страхования является застрахованной ответственность только владельца транспортного средства.

    При этом в соответствии с абз. 4 ст. 1 этого же Закона владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.); не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

    Учитывая вышеизложенное, лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.

    Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений.

    [3]

    Однако такое лицо не освобождается от гражданско-правовой ответственности. При возложении ответственности за вред, причиненный транспортным средством, на лицо, управлявшее автомобилем без законных оснований, необходимо выяснить обстоятельства, при которых произошло выбытие автомобиля из обладания законного владельца, и исходить из положений п. 2 ст. 1079 ГК РФ («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 9 за 2006 год).

    Из судебной практики

    «. Доводы представителя ОСАО «Россия» об отсутствии обязанности страховщика возместить причиненный вред в связи с тем, что ДТП произошло по вине водителя управлявшего автомобилем, не имея законных оснований на управление им и не включенного в страховой полис ОСАГО в качестве лица допущенного к управлению этим транспортным средством, по мнению суда несостоятельны.

    Так в судебном заседании установлено, что Б.И.С. не имеет водительского удостоверения.

    К доводам С.И.А. о том, что он не разрешал Б.И.С. управлять своим автомобилем, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, поэтому не мог воспрепятствовать действиям Б.И.С., суд относиться с должной критической оценкой и расценивает их, как способ защиты уйти от ответственности.

    При этом суд принимает во внимание, что в момент совершения Б.И.С. ДТП собственник автомобиля ВАЗ – 21043 С.И.А. находился в указанной машине на переднем сидении, что подтверждается объяснениями К.В.П., Б.И.С. данными сотруднику милиции в день совершения ДТП и не оспаривается самим С.И.А. При этом, С.И.А. не сообщил о том, что автомобиль выбыл из его владения в результате противоправных действий Б.И.С., не заявлял в милицию об угоне автомобиля.

    Читайте так же:  Может ли государственный служащий заниматься предпринимательством в России: подробный обзор законов

    Таким образом суд приходит к выводу, что Б.И.С. управлял автомобилем ВАЗ – 21043 по добровольному волеизъявлению собственника С.И.А., т.е. на законных основаниях.

    Пунктом 2 ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО» наступление гражданской ответственности за причинение вреда лицом, не имеющим права управления транспортным средством (водительского удостоверения) и не названным в договоре обязательного страхования в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством, из страховых рисков по обязательному страхованию не исключается.

    Последствия несоблюдения страхователем установленного в договоре ограничения предусмотрены ФЗ «Об ОСАГО» и одновременно являются гарантиями прав страховщика на предъявление регрессного требования.

    В том числе статья 14 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает право страховщика предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО» обязанность по выплате страхового возмещения потерпевшему К.В.П. в размере 112510 руб. 27 коп. должна быть возложена на ОСАО «Россия» в г. Мурманске» (Решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 14 мая 2009 года по делу № 2 – 477/09).

    Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

    Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом

    Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;. (статья 1 Федерального закона об ОСАГО)

    Владелец транспортного средства — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;. (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

    Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.

    В этой связи необходимо понимать, что понятие «владелец транспортного средства» не тождественно понятию «водитель». Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.

    «Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»)

    Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 закона об ОСАГО)

    Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

    Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!

    В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования. Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года»)

    Рекомендуем также: «Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика»

    Если виновник ДТП – не собственник автомобиля, на кого подавать в суд

    Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Если виновник ДТП – не собственник автомобиля, на кого подавать в суд

    Не всегда за рулем автомобиля, участвовавшего в ДТП, находится его собственник. Такие ситуации порождают много вопросов относительно того, кто же будет возмещать материальный ущерб потерпевшей стороне?

    Ответить однозначно на них не представляется возможным. Ведь многое зависит от того обладал водитель полномочиями на управление этим автомобилем или нет, кто является ее собственником?

    Кто возмещает ущерб от ДТП, виновник или собственник

    Обязанность по устранению всех последствий аварии обычно ложится на собственника автомобиля или на лицо, которое управляло им во время ДТП. Точное установление лица, которое обязано будет по закону возместить причиненный в результате аварии материальный ущерб, зависит от множества обстоятельств: является собственником транспортного средства юридическое или физическое лицо, на каком основании право управления автомобилем было передано лицу, совершившему ДТП.


    Чтобы разобраться в ситуации, помните о следующем:

    • если водитель имел доверенность на управление не принадлежащим ему транспортным средством, то ответственность за возмещение ущерба будет нести он сам;
    • при самовольном управлении им чужим автомобилем без доверенности, решайте все вопросы по возмещению ущерба также и с собственником автомобиля;
    • если имя водителя внесено в полис ОСАГО, то обращайтесь в страховую компанию, заключившую договор страхования;
    • если ДТП совершено на автомобиле, числящимся в угоне, отвечать придется лицу, виновному в его угоне и аварии.
    Читайте так же:  ИП и налоговый режим для самозанятых: как совместить и не переплатить?

    После того как будет ясно, кому придется возмещать ущерб, причиненный ДТП, направьте виновному лицу письменную претензию со своими расчетами и просьбой о добровольном возмещении им ущерба. При получении отказа или при игнорировании виновником вашего обращения, подготовьтесь к судебному разрешению спора.

    Что делать, если виновник ДТП – не владелец автомобиля

    Получить от виновника аварии денежные средства для возмещения причиненного вам ущерба, если тот управлял не собственным автомобилем, не составит никакого труда при наличии у него генеральной доверенности. Предъявляйте ему свои претензии на вполне законных основаниях.

    Если виновник аварии управлял этой машиной без ведома ее владельца или без оформления своих полномочий, то отвечать придется собственнику автомобиля. Конечно, речь не идет о случае, когда автомобиль был угнан, и столкновение было совершено угонщиком.

    В данном случае возбуждается уголовное дело. Лицо, совершившее угон, будет нести ответственность за возмещение причиненного им ущерба. Но для этого автовладельцу придется доказать факт угона автомашины документами, полученными от следственных органов, например, постановлением о возбуждении уголовного дела.

    Обычно в таких случаях пострадавший признается гражданским истцом. Его иск разрешается вместе с уголовным делом. Результат его рассмотрения отражается в приговоре суда.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Внимание! У владельца транспортного средства, оплатившего все расходы потерпевшего по восстановлению его имущества, здоровья, есть возможность вернуть эти денежные средства, если он не был виновен в ДТП. Для этого ему достаточно предъявить настоящему виновнику аварии иск, называемый регрессным.

    Выплаты при наличии и отсутствии страховки

    Наличие у автовладельцев полисов ОСАГО гарантирует возмещение ущерба страховщиками не только в случаях, если авария совершена собственником автомобиля, но и при управлении им третьим лицом на основании генеральной доверенности.

    Если с вами произошло дорожно-транспортное происшествие, следуйте следующим правилам:

    • вызовите на место происшествие сотрудников ГИБДД и аварийного комиссара для оформления всех необходимых документов, в том числе и схемы ДТП, которые понадобятся для решения вопроса о возмещении ущерба;
    • со справкой о ДТП обратитесь в страховую компанию. Также там потребуются паспорт, страховой полис, заявление на получение возмещения, ПТС и данные банковского счета для зачисления сумм. Ответ придет в течение 20 дней.

    Неполучение ответа в указанный срок или несогласие с размером суммы страхового возмещения дают основания для обращения в суд и проведения независимой экспертизы.

    Сложнее обстоит дело, если ущерб придется возмещать виновнику аварии, а не страховой компании.

    Когда возмещается ущерб после ДТП с собственника автомобиля?

    Что делать, если у виновника ДТП нет страховки, читайте тут.

    Такое возможно при следующих обстоятельствах:

    • если имя водителя не было вписано в страховой полис;
    • если истек срок действия страховки;
    • если автомобиль находился в угоне и авария совершена угонщиком.

    Отсутствие страховки предполагает, что обязанность возмещать материальный ущерб, причиненный пострадавшим, придется нести собственнику автомобиля или лицу, управлявшему транспортным средством.

    Сложность заключается в том, что у них может не оказаться денежных средств, достаточных для погашения ущерба.

    Если можно будет обеспечить исполнение иска за счет наложения ареста на автомобиль собственника, то сделать это по отношению к лицу, управлявшему им по доверенности, невозможно. Возможно, что удастся установить наличие у него другого имущества. При его отсутствии ждать возмещения ущерба придется долго.

    Ежемесячные поступления по исполнительному листу из его заработной платы не помогут вам быстро отремонтировать поврежденный автомобиль.

    Но в любом случае пострадавшей стороне предстоит выявить все его повреждения, оценить стоимость ремонта, запасных частей и деталей, а также определиться с окончательной суммой возмещения. Для этого придется провести независимую экспертизу. А во избежание в дальнейшем споров желательно ее проведение в присутствии виновника аварии.

    Ответственность виновного в ДТП

    Из содержания статьи 1079 ГК РФ следует, что ответственность за вред, причиненный автомобилями, которые являются источниками повышенной опасности, несут их собственники или лица, владеющие ими на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на ином законном основании.

    От ответственности они будут освобождены только в том случае, если докажут, что источник повышенной опасности выбыл из их владения из-за противоправных действий третьих лиц, например, в результате угона автомобиля. При таких обстоятельствах вред будет возмещен тем лицом, которое будет признано виновным в судебном порядке в незаконном завладении автомобилем и его угоне.

    Если будет установлена вина владельца автомобиля и его действия способствовали незаконному изъятию у него автомобиля, то отвечать перед потерпевшими придется ему совместно с лицом, незаконно завладевшим транспортным средством.

    Если ДТП совершено на автомобиле, принадлежащим юридическому лицу, то отвечать будет оно. Ведь это юридическое лицо является владельцем источника повышенной опасности. Например, в случае, если авария совершена водителем предприятия на служебном автомобиле.

    После окончательного расчета с пострадавшей стороной, юридическое лицо вправе возместить свои убытки и взыскать уплаченную им сумму со своего сотрудника, виновного в аварии. Для этого ему следует подать иск в суд и представить документы, подтверждающие произведенные им выплаты.

    Как составить иск в суд о возмещении ущерба при ДТП

    При недостижении участниками ДТП договоренности о порядке возмещения ущерба и его размерах пострадавшей стороне придется обращаться в суд. Помните о том, что законом установлен срок исковой давности для обращения в суд, равный трем годам. Не пропустите этот срок, ибо по истечении этого времени вы теряете право на судебную защиту своих интересов. И в таком случае причиненный вам ущерб так и останется невозмещенным.

    Используйте изложенные ниже рекомендации и составьте исковое заявление в суд самостоятельно, без дополнительных затрат на услуги юристов:

    • определите ответчика по иску. Им может быть владелец автомобиля или лицо, управлявшее им по генеральной доверенности;
    • соблюдайте правила подсудности. Иск о возмещении ущерба подается в суд по месту проживания или нахождения ответчика. При наличии нескольких ответчиков, можете выбрать любой суд по месту проживания любого из них. От цены иска зависит также какой суд будет рассматривать ваше дело. Если сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то дело рассматривается мировым судьей. Остальные дела находятся в юрисдикции районных судов;
    • если виновников аварии несколько, то нет необходимости предъявлять иск каждому из них. В одном исковом заявлении можно указать нескольких ответчиков;
    • опишите обстоятельства, при которых произошло ДТП, кто виноват в его совершении, какие повреждения причинены вашему автомобилю и сошлитесь на заключение эксперта;
    • укажите предпринятые вами меры по мирному урегулированию спора: дата подачи претензии и полученный вами ответ (их копии приложите к иску);
    • изложенные в исковом заявлении доводы подкрепите имеющимися у вас доказательствами: документами ГИБДД, заключением экспертизы, расчетами суммы ущерба, квитанциями о покупке запчастей, документами об уплате госпошлины.
    Читайте так же:  Ответственность за незаконную перепланировку жилого помещения

    При подготовке иска можете просить суд взыскать с виновника не только фактически понесенные вами затраты по восстановлению автомобиля.

    Помимо них можете указать в иске:

    • о затратах, которые вы еще не произвели, но совершение которых вам предстоит. Например, стоимость ремонтных работ. Оценивать их придется предварительно, исходя их существующих тарифов на аналогичные работы;
    • о возмещении вам морального вреда. При условии доказанности того, что вам были причинены физические и моральные страдания. Сумма взыскиваемого морального ущерба устанавливается истцом самостоятельно;
    • о взыскании рыночной стоимости поврежденного автомобиля. Она потребуется при сильном повреждении автомобиля, если стоимость ремонта превышает его цену.

    Каждое их этих заявленных требований должно быть подтверждено документально с приведением точных расчетов. Это не относится к определению размера возмещения морального вреда. Он устанавливается истцом произвольно. При вынесении решения суд тщательно оценивает все представление истцом доводы и возражения по ним ответчика. Исход дела зависит прежде всего от обоснованности иска.

    Если составление искового заявления вызывает у вас затруднения, то воспользуйтесь консультацией юристов. Они не только помогут грамотно написать исковое заявление, но и подскажут какие документы нужно представить в суд. При этом все затраты на оплату юридических услуг вы сможете взыскать с ответчика. Для этого сохраните все квитанции и приобщите их к иску.

    Исковое заявление подается в суд с соблюдением правил подсудности. После чего судьей проводится беседа с истцом и ответчиком, назначается день судебного разбирательства дела. Если ответчик игнорирует повестки и не является без уважительных причин неоднократно в суд, то дело может быть рассмотрено заочно (без участия ответчика). После получения решения дождитесь вступления его в силу и выписки исполнительного листа.

    Передайте его в службу судебных приставов. Теперь только от них зависит быстрое исполнение решения. При несогласии с вынесенным судом решением вы вправе в установленный срок обжаловать его.

    Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом

    В обыденной жизни мы привыкли ставить знак равенства между понятиями «владелец» и «собственник». Т.е. собственник и есть владелец. Однако, кем же тогда является управляющий автомобилем по доверенности?

    Тоже владельцем. Точнее, именно он то в этот момент и является владельцем транспортного средства, поскольку эти права ему переданы собственником.

    В соответствии с п.1 ст.209 ГК, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Владение означает возможность реально иметь, физически обладать неким имуществом в данный момент.

    Правомочие пользования означает возможность использования этого имущества, извлечения его полезных качеств, его потребления (по сути это возможно только владея им).

    Распоряжение означает возможность определения судьбы имущества (продать, подарить, уничтожить).

    Однако в соответствии с п.2 ст.209 ГК, собственник вправе передать все эти полномочия (одно, два или все вместе) другому лицу. Выдача доверенности содержащей перечень предоставляемых прав, подтверждает их передачу. При этом собственник остается собственником, но очевидно лишается возможности использовать это имущество с момента его передачи. Переданные собственником правомочия теперь будут принадлежать не ему, а новому законному владельцу — владельцу по доверенности.

    Разумеется, надо различать законное и незаконное владение. Незаконное владение не дает никаких правомочий, зато влечет немалый груз ответственности.

    Итак, под владельцем транспортного средства понимаем его законного обладателя, в данный момент использующего его в своих интересах (косвенно это подтверждено 2-м абзацем п.1 ст.1079 ГК РФ).

    Теперь разберемся с ответственностью.

    Она как мы понимаем, может быть административной, гражданской и уголовной.

    С ответственностью за нарушение ПДД ( административной ) все просто — субъекты правонарушений четко указаны , в формулировках соответствующего состава правонарушения (в КоАП).

    Это могут быть как собственники или владельцы ТС по доверенности , так и лица, управляющие автомобилем в присутствии собственника/владельца по доверенности*. Другими словами, в большинстве случаев ответственен водитель, т.е. лицо, управляющее автомобилем.

    *или другому специальному праву (аренда, фрахт, распоряжение соответствующего должностного лица, например, предоставление машины работодателем)

    В некоторых случаях, лицо не являющееся водителем, но являющееся собственником или владельцем автомобиля по доверенности*, тоже может быть привлечено к административной ответственности (например, при передаче управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления).

    С уголовной ответственностью тоже все просто — ее несет виновный водитель (кто за рулем — тот и виноват).

    Гражданская ответственность

    По иному решается вопрос об ответственности за причиненный вред имуществу гражданина/юридического лица и здоровью гражданина.

    По общему правилу, причиненный вред возмещается его причинителем, если только последний не докажет отсутствие его вины.

    Если вред причиняется источником повышенной опасности , то вред подлежит возмещению его владельцем или собственником независимо от его вины. Единственным способом для владельца ТС избежать ответственности — это доказать, что вред причинен в результате действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст.1083 ГК).

    (ст. 1079 ГК относит к ним и автомобиль)

    Анализируя ст.1079 ГК, можно сделать следующие выводы.

    Не владеющий автомобилем в момент причинения вреда собственник не несет ответственности за причинение вреда, если автомобилем управляло лицо, которому собственник на каком-либо законном основании вверил управление автомобилем.

    Если собственник сам управлял своим автомобилем и причинил кому-нибудь вред, то он и будет отвечать за причиненный вред. Это самый простой случай; однако, есть некоторые исключения (работник, несовершеннолетний), о которых — ниже.

    Если автомобилем управлял не собственник, причем собственник машины ему права управления не передавал, то ответственным будет сам собственник, если только он не докажет, что автотранспортное средство выбыло из его обладания помимо его воли. Например, в случае угона автомобиля необходимо немедленно заявить об этом правоохранительным органам или представить соответствующих свидетелей. В таком случае лицо, неправомерно завладевшее транспортным средством, приравнивается в отношении ответственности за причиненный вред к владельцу машины.

    [1]

    К этому вопросу не следует относиться легкомысленно. Суд очень скептически посмотрит на владельца автомобиля, которым был сбит человек, а владелец заявляет об угоне уже после ДТП.

    Читайте так же:  Рассчитать рыночную стоимость квартиры калькулятор онлайн

    Но в том случае, если в суде будет установлено, что в таком неправомерном завладении есть и вина собственника , то часть ответственности он может возложить и на него. К примеру, если собственник «на минутку» забежит в магазин не заглушив мотор и оставив двери автомобиля незапертыми, а угонщик этим воспользуется.

    Если лицо управляет автомобилем по доверенности в отсутствие собственника, то ответственным будет именно оно. Однако если собственник находился в той же машине, то считается, что она не выбывала из его владения, и ответственность понесет ее собственник (сбили человека — уголовка на водителе, ущерб здоровью — на собственнике).

    Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (столкновения двух/нескольких ТС)

    Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается виновником/виновниками происшедшего, пропорционально вине, т.е.на общих основаниях (ст.1064 ГК).

    Если лицо управляет автомобилем (не имея собственных прав на владение им) в присутствии собственника или лица, имеющего доверенность, ответственными будут последние.

    При аренде транспортного средства без услуг по управлению и техническому обслуживанию владельцем (и ответственным за вред) будет считаться непосредственно арендатор.

    Однако если договор аренды автотранспортного средства предусматривает оказание услуг по управлению и техническому обслуживанию (т.е. это договор фрахтования ), то транспортное средство считается остающимся во владении лица — арендодателя.

    Если автомобилем управлял работник, а собственником автомобиля является его работодатель, то ответственным будет работодатель, независимо от того, в рабочее время ли причинен вред, или же водитель совершал «левый рейс», важно, что работодатель сам доверил эту машину работнику. Другое дело, если водитель взял авто покататься без разрешения, но в этом случае этот факт работодателю придется доказать.

    Если работник управлял собственным транспортным средством, то работодатель будет отвечать за вред, только если вред причинен во время исполнения его служебных обязанностей. Однако здесь работодатель ответственен уже в силу того, что работодатель всегда ответственен за действия своих работников (ст.1068 ГК).

    Общие собственники автомобиля (ими в т.ч. являются супруги, если автомобиль куплен во время брака ) несут ответственность сообща тогда, когда находятся в машине вместе. В том же случае, если автомобилем управлял один из них, именно он и будет возмещать вред.

    То, что машина «записывается» только на одного, совсем не означает, что собственник один. Теоретически, машина должна регистрироваться сразу на обоих супругов-собственников.

    В том случае, если вред возмещен не причинителем вреда, то лицо, этот вред возместившее, имеет право регрессного иска к виновнику причинения вреда. Собственник, сидевший рядом с водителем, может предъявить иск к этому водителю; работодатель, чей работник кого-то стукнул, вправе потребовать от него возмещения своих убытков (с некоторыми ограничениями, установленными трудовым законодательством) и т.д.

    Если в соответствии с вышеизложенным выясняется, что ответственным за вред должно быть лицо, не достигшее 18 лет (кроме случаев эмансипации ст.27 ГК), то дополнительно ко всему действуют ряд нижеперечиленных правил .

    Здесь мы естественно исключаем случаи управления несовершеннолетним т.к. не достигшим 18-ти лет водительские «права» не выдаются. Однако собственниками авто они вполне могут быть и в весьма нежном возрасте, а соответственно нести ответственность возлагаемую на собственников ТС.

    За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, т.е. малолетних, ответственность полностью несут родители (опекуны, усыновители), если только не докажут, что вред причинен не по их вине (ст.1073 ГК). Под виной понимают недосмотр, недостатки воспитания, поощрение озорства. Аналогично ответственны образовательные, воспитательные, лечебные и др. заведения, которым малолетний официально был вверен.

    Несовершеннолетние от 15 до достижения 18 лет отвечают за вред самостоятельно; родители же несут субсидиарную ответственность, то есть только и в пределах недостатка средств несовершеннолетних, опять же, если не докажут отсутствие своей вины. Аналогична ответственность тех же самых учреждений (см. выше) (ст.1074 ГК).

    Надо учитывать, что вина родителей будет очевидна, когда их ребенок, даже будучи собственником автомобиля, пользовался автомобилем (управлял сам или передавал управление имеющему водительские права) без разрешения родителей и без присмотра с их стороны или других надлежащих лиц.

    Непреодолимая сила — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст.401 ГК). К ним относят:

    а) природные стихийные явления (землетрясения, наводнения, пожары, тайфуны)

    б) некоторые обстоятельства общественной жизни (военные действия, национальные забастовки, масштабные эпидемии)

    в)объявление запретительных актов государственными органами.

    При солидарной ответственности должников (причинителей вреда) кредитор (потерпевший) вправе требовать возмещения вреда как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст.323 ГК).

    Субсидиарная ответственность — «дополнительная» ответственность, которую лицо несет в силу закона при недостаточности имущества основного должника для удовлетворения требований кредитора (ст.399 ГК). Кредитор вправе предъявить требования к лицу, несущему субсидиарную ответственность только в том случае, если он предъявил требования к основному должнику и основной должник либо отказался эти требования удовлетворить, либо не дал ответа в разумный срок.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    (Материал добавлен на сайт 31.10.05)

    Источники


    1. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

    2. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

    3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
    Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here