Подведомственность подсудность дел в административном судопроизводстве

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Подведомственность подсудность дел в административном судопроизводстве" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Статья 24. Подсудность по выбору административного истца

Статья 24. Подсудность по выбору административного истца

См. комментарии к статье 24 настоящего Кодекса

1. Административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Информация об изменениях:

Статья 23 дополнена частями 3.1 и 3.2. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

4. Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам (ст.ст. 17 — 27)

Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам

>
Подведомственность административных дел судам
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Определение подведомственности дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 31.01.2018

В то же время нормы процессуального права, определяющие подведомственность судам общей юрисдикции дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, содержатся не только в КАС РФ, но и в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — АПК РФ), а также в законах материально-правового характера, что вызывает значительное число вопросов в правоприменительной практике, влечет появление судебных ошибок, вызванных различным толкованием норм о подведомственности.
Для разрешения возникающих в судебной практике проблем, связанных с определением подведомственности и подсудности дел, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, необходимо обратиться к официальному толкованию, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» .
———————————
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 3 октября. N 222.

При этом дела по внутрикорпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, если такие дела не связаны с реализацией публичных полномочий, не могут рассматриваться судами в процессуальной форме, установленной КАС РФ, подлежат разрешению по правилам ГПК РФ в исковом порядке. Аналогичные по своей правовой природе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской деятельности должны рассматриваться и разрешаться в гражданской процессуальной форме, присущей арбитражному процессу, т.е. «решение вопроса о разграничении подведомственности административных дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции предполагает учет характера отношений, в рамках которых возникает спор или иное дело» .
———————————
Носова Ю.Б. Подведомственность и подсудность административных дел судам // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 62 — 70.

Таким образом, анализируя официальную позицию Верховного Суда РФ по проблемам определения подведомственности дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, следует отметить, что, несмотря на усложнение судебного применения, которое способно создать почву для коллизий всех трех ныне существующих процессуальных регламентов — ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ , эта позиция существенных изменений не претерпела, и, так же как и при ранее существовавшем процессуальном порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, основным критерием для определения подведомственности является характер спорных правоотношений, несмотря на то что субъектный состав, безусловно, играет в этом вопросе значительную роль, хотя и меньшую, чем до принятия КАС РФ.
———————————
Уксусова Е.Е. Гражданское и административное судопроизводство: системные аспекты взаимосвязи // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 5. С. 69 — 82.

Литература

Подведомственность административных дел

Полномочия органов власти определяют подведомственность административных дел. И нарушение правил подведомственности может повлечь отмену и протокола об административном правонарушении, и постановления. Эти правила являются основой соблюдения порядка привлечения к административной ответственности.

Как определить подведомственность административных дел

В России существуют различные контролирующие органы. Каждый из которых наделен определенными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности. Обширный перечень органов власти и судебной системы предопределяют также общественная опасность некоторых видов правонарушений. А также значительные ограничения прав человека при назначении отдельных видов административных наказаний.

Читайте так же:  Основания отмены постановления о возбуждении исполнительного производства

В процессе привлечения к административной ответственности подведомственность означает полномочие рассматривать дело. То есть исследовать доказательства, личность правонарушителя, обстоятельства дела и назначить административное наказание. Но КоАП предусматривает, что и возбуждение дела об административном правонарушении тоже осуществляют определенные должностные лица органов власти. То есть это тоже своего рода подведомственность. Но связанная с составление первичных процессуальных документов.

Полномочия органов власти и суда на рассмотрение дел закрепляет глава 23 КоАП РФ. А составлять протоколы (начинать дело) – статья 28.3 КоАП РФ.

Подведомственность административных дел судам

Перечень правонарушений, по которым дело рассматривают именно суды, обширен. Его устанавливает часть 1 стати 23.1 КоАП РФ. Но сами суды тоже делятся. Они бывают мировыми, районными, арбитражными, судами субъекта РФ и т.п.

По общему правилу дело по существу рассматривает мировой суд.

Районный суд рассматривает дело по существу, во-первых, если по делу проводилось административное расследование. Во-вторых, если наказание за правонарушение КоАП устанавливает в виде административного выдворения, приостановление деятельности, дисквалификацию.

Судьи районных судов будут выносить решения по делам:

  • о нарушении законодательства в сфере собраний, митингов, шествий и т.п. (ст. 5.38)
  • в области охраны объектов культурного наследия (ст. 7.13-7.16, ч. 18,19 ст. 19.5)
  • неповиновение законному требованию сотрудника органа власти (19.3)
  • возбуждение ненависти, вражды и иные, предусмотренные частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Судьи арбитражных судов рассматривают правонарушения, перечень которых устанавливает статья 23.1, когда они совершены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Это правонарушения в экономической сфере.

Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ говорит, что ряд дел тоже рассматривают судьи. Если орган власти передает суду материалы.

Подведомственность административных дел несовершеннолетних лиц

Дело об административном правонарушении, совершенное лицом до 18 лет, рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Обратите внимание на то, кто является законным представителем такого лица. О них мы подробно рассказали в публикации “доверенность по административным делам“.

Дела о правонарушении таких лиц в области дорожного движения и нарушение правил управления судном могут быть переданы такой комиссии по решению должностного лица, который составил протокол.

Сама комиссия может передать дело суду, если установит, что не может назначить наказание. Если правонарушение указано в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Подсудность административного дела по КоАП РФ

По общему правилу дело рассматривает уполномоченный орган по месту совершения административного правонарушения. Поэтому, к примеру, если нарушение в области дорожного движения произошло в Новгороде, а нарушитель живет в Смоленске, дело рассматривают в Новгороде.

Есть способ изменить подсудность. Подать ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства нарушителя. Причем КоАП не обязывает называть причины передачи дела.

Исключительная подсудность установлена для ряда правонарушений статьей 29.5 КоАП РФ.

Статья 27. Передача административного дела в другой суд

Ст. 27 КАС РФ

Статья 27. Передача административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд

1. Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если:

[2]

1) административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

3. О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

4. Административное дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Комментарий к Статье 27 Кодекса административного судопроизводства РФ

2. Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции административное дело, подсудное нижестоящему суду .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1997. С. 531 — 532.

3. В случаях, предусмотренных к.с., административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, может быть передано на рассмотрение другого суда непосредственно, минуя вышестоящий суд, по истечении срока на обжалование или принесение представления, а если подана жалоба или принесено представление — после оставления в апелляционном порядке жалобы или представления без удовлетворения.

4. Частная жалоба на определение суда о передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд приносится в общем порядке. См. содержание и комментарий к ст. ст. 313, 314 КАС РФ.

Читайте так же:  Постановление правительства 863 неоднократное пересечение

5. О понятии «отвод» см. комментарий к ст. 33 КАС РФ.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность дел об административных правонарушениях представляет собой закрепление в КоАП (глава 23), других законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях между органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела.

При этом необходимо отметить, что в КоАП органы и должностные лица по характеру своих полномочий, касающихся административных правонарушений, подразделяются на две группы. Органы и должностные лица, входящие в первую группу, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Органы и должностные лица, отнесенные ко второй группе, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, т.е. они фактически полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

Значительное количество административных правонарушений рассматривается судьями судов общей юрисдикции. Судьями рассматриваются самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях, влекущие возможность применения, в частности, таких серьезных административных наказаний, как административного выдворения, административного ареста, дисквалификации и др.

Так, судьями рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (глава 5 КоАП). Это, например, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24); принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40) и ряд других. В сфере посягательств на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6) судьям подведомственны такие правонарушения, как: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); занятие проституцией (ст. 6.11) и др. Судьями также рассматриваются административные правонарушения, содержащиеся и в других главах КоАП: административные правонарушения, посягающие на охрану собственности (глава 7), административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9), правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10), административные правонарушения на транспорте (глава 11), административные правонарушения в области связи и информации (глава 13), административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14), а также в ряде других областей.

Анализируя данные составы административных правонарушений, следует обратить внимание на то, что КоАП относит к подсудности судей дела о правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию орудия или предмета правонарушения или административный арест).

Говоря о компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, необходимо отметить, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, и др. На практике в подавляющем числе случаев дела рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях по ряду составов, предусмотренных КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

В случае совершения административных правонарушений военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, дела рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Кроме того, в соответствии с КоАП к полномочиям судей общей юрисдикции относится также рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях передачи органом или должностным лицом, к которым поступило данное дело. Составы данных правонарушений определены в ч. 2 ст. 23.1 КоАП. В этих случаях одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц. Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом административных санкций (т.е. наказаний), применяемых к правонарушителям (у судей он значительно шире).

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

— дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;

— дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35); о нарушении порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36), а также других административных правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних.

Органы внутренних дел (милиция) в соответствии с КоАП рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями его Особенной части: ст. 6.8, 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. 11.9, 11.14, 11.15, ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст. 11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1, ст. 20.23, ст. 20.24.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний согласно КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел:

— начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители;

Видео (кликните для воспроизведения).

— начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители, начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

— должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные милиции.

Военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают административные правонарушения в виде неисполнения военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25), непредставления в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1); уклонения от медицинского обследования (ст. 21.6); умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7), а также предусмотренные ст. 21.2 — 21.5 КоАП.

Кроме указанных органов, в соответствии с КоАП в пределах установленной компетенции дела об административных правонарушениях рассматривают: органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые органы; таможенные органы; органы экспортного контроля; пограничные органы, а также ряд других органов.

Читайте так же:  Решение суда о признании договора дарения недействительным

Глава 4. Подведомственность и подсудность административных дел судам

знать понятие подведомственности и подсудности административных дел, виды подсудности;

уметь определять подсудность и подведомственность конкретного административного дела;

[3]

владеть навыками определения подсудности и подведомственности.

[1]

Обязательным условием для обращения с заявлением выступает соблюдение правил о подведомственности и подсудности. Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции рассматривают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В свою очередь в системе судов общей юрисдикции, за исключением мировых судей, административные дела рассматриваются с соблюдением правил подсудности. Подсудность — это предписанная кодексом административного судопроизводства совокупность признаков административного дела, по которым определяется, какой из судов правомочен принять административное дело к рассмотрению в качестве суда первой инстанции, рассмотреть и разрешить его. Выделяют следующие виды подсудности: родовая (предметная), персональная, территориальная, альтернативная, исключительная.

Родовая подсудность связана с распределением рассмотрения административного дела по звеньям судебной системы. Она определяется видом правового спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений (ст. 19-21 КАС РФ). Так, правовые споры, возникающие на федеральном уровне, подсудны административной коллегии Верховного Суда РФ (например, об оспаривании правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и др. — п.1-2 ч. 1 ст. 21 КАС РФ). Споры, возникающие из административных и иных публичных отношений на уровне региона, соответственно, подсудны административной коллегии судов субъектов РФ (например, об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ — п.2 ч.1 ст. 20 КАС РФ). Административные дела, не отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ и судов среднего звена, рассматриваются по первой инстанции районным судом.

Персональная подсудность определяется признаками, характеризующими стороны. К сожалению, по своему характеру норма, изложенная в ст. 18 КАС РФ, является бланкетной. Для решения вопроса о персональной подсудности в первую очередь необходимо обращаться к положениям Федерального конституционного закона от 23.06.99 г. №1-ФКЗ ( в ред. от 08.03.15) «О военных судах Российской Федерации». Согласно ст. 7 указанного закона военным судам подсудны, например, дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Предметная и персональная подсудность определены законом и не могут быть изменены.

Территориальная подсудность административных дел связана с территорией, на которую распространяется юрисдикция конкретного суда. В основе территориальной подсудности заложено место нахождения административного ответчика (ч.1 ст. 22 КАС РФ) либо территория, на которую распространяются его полномочия (ч.2 ст. 22 КАС РФ).

В целях обеспечения доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел (п.1 и 3 ст. 3 КАС РФ) законодатель предусмотрел возможность выбора для административного истца территориальной подсудности. Так, альтернативная подсудность, предусмотренная ст. 24, 26 КАС РФ, допускает право выбора истцом для обращения с административным исковым заявлением либо по месту нахождения административного ответчика, либо по месту жительства или нахождения административного истца. Например, административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации (ч.1 ст. 24 КАС РФ). Административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или по месту нахождения одного из них по выбору административного истца.

Исключительная подсудность установлена для отдельной категории административных дел: о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в нем. Административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии; административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в этих медицинских учреждениях подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин. Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина (ст. 23 КАС РФ).

Общее правило для изменения подсудности административного дела заложено в ч.2 ст. 27 КАС РФ. Основаниями для принятия решения о передаче административного дела в другой суд выступают:

1) административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) при рассмотрении административного дела выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными.

О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Административное дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

1. Дайте понятие подведомственности в административном процессе.

2. Дайте понятие подсудности в административном процессе.

Читайте так же:  Правила направления средств материнского капитала на образование

3. Укажите виды подсудности в административном процессе.

4. Определите порядок и основания для изменения подсудности в административном процессе.

Дата добавления: 2018-10-18 ; просмотров: 147 | Нарушение авторских прав

Подсудность административных дел

О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации осуществляется в специальной процессуальной форме, предусмотренной Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, соблюдение требований которой выступает одной из важнейших гарантий справедливого и эффективного правосудия по административным делам.

От единообразного толкования и применения законодательства об административном судопроизводстве зависит решение задач административного судопроизводства, состоящих, прежде всего, в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В целях обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации законодательства об административном судопроизводстве Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

Основные положения

1. Исходя из закрепленного частью второй статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также — суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее — административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);

административные дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

Перечни категорий административных дел, подлежащих рассмотрению и разрешению по правилам КАС РФ, изложенные в частях 2, 3 статьи 1 названного Кодекса, не являются исчерпывающими.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся также иные дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (публичные полномочия).

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом, дела, возникающие из вышеуказанных правоотношений, отнесенные к подведомственности арбитражных судов либо подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке (например, дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении, а также дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, дела, связанные с назначением и выплатой пенсий).

Судам следует учитывать, что споры физических лиц с органами местного самоуправления, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия), рассматриваются по правилам КАС РФ. Вместе с тем такие споры рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, если в результате их рассмотрения должен быть разрешен вопрос о гражданских правах и обязанностях других граждан и организаций.

2. К административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, относятся дела по административным искам к органам местного самоуправления и их должностным лицам, связанные с реализацией их публичных полномочий, в частности, с осуществлением муниципального контроля, с порядком формирования органов местного самоуправления, утверждением границ муниципальных образований (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

3. Кроме дел, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, указанных в части 3 статьи 1 КАС РФ, относятся, например:

дела об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации и об установлении временного ограничения на пользование должником специальным правом (часть 4 статьи 67, часть 3 статьи 67 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);

дела по требованиям о прекращении действия права на управление транспортным средством (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);

дела об отсрочке или о рассрочке взыскания, об уменьшении размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора, наложенного за неисполнение исполнительных документов, не названных в части 2 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

дела о признании информационных материалов экстремистскими, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (часть 5 статьи 15 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

4. Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренным данным Кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Под иными государственными органами понимаются, в частности, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ, в порядке, предусмотренном названным Кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций, если они не отнесены к подведомственности арбитражных судов (например, об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулиремых организаций медиаторов (статья 18 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»).

Читайте так же:  Продление разрешения на работу высококвалифицированному специалисту

5. В силу части 4 статьи 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом.

Порядок реализации данного права лицами, не являющимися участниками административного судопроизводства, регулируется нормами Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Так, согласно части 2 статьи 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 названной статьи, размещаются в сети «Интернет».

6. Решения суда, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, в полном объеме не объявляются (не оглашаются). Оглашению подлежит только резолютивная часть таких решений независимо от того, в закрытом или открытом судебном заседании рассматривалось дело (часть 10 статьи 11, части 2 статьи 174 КАС РФ).

7. В соответствии с частью 11 статьи 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных данным Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ).

Вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом следует иметь в виду, что в случае, если судебное разбирательство по делу об оспаривании нормативного правового акта осуществлялось в закрытом судебном заседании, опубликованию подлежит именно сообщение о принятии решения.

8. Ознакомление лиц, участвующих в деле, с записями, сделанными в ходе аудио- и (или) видеопротоколирования закрытого судебного заседания, их воспроизведение осуществляются в условиях, обеспечивающих невозможность их копирования и передачи другим лицам. Копии соответствующих записей лицам, участвующим в деле, не выдаются (статья 11, пункт 5 части 1 статьи 45, статьи 204, 205, 207 КАС РФ).

9. В ходе рассмотрения административного дела может быть объявлен перерыв в судебном заседании.

В период объявленного перерыва не исключается возможность рассмотрения судом других дел (часть 4 статьи 2 КАС РФ, статья 163 АПК РФ).

Подсудность административных дел

10. В случае, если полномочия органа власти распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельных государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).

Указанные разъяснения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

Состав суда

11. В соответствии с частью 2 статьи 28 КАС РФ административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

Замена судьи или нескольких судей, приступивших к рассмотрению административного дела, возможна в случаях предусмотренных частью 3 указанной статьи КАС РФ, на основании определения председателя суда, его заместителя или председателя судебного состава,которое выносится в виде отдельного судебного акта без проведения судебного заседания (часть 4 статьи 2, часть 3 статьи 198 КАС РФ, статья 6 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав

Статья 24 КАС РФ. Подсудность по выбору административного истца (действующая редакция)

1. Административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Источники


  1. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  2. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
  4. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.
  5. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
Подведомственность подсудность дел в административном судопроизводстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here