Полиция имеет право проводить оцепление участков местности

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Полиция имеет право проводить оцепление участков местности" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Полиция имеет право проводить оцепление участков местности

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

5. При осуществлении действий, указанных в частях 2-4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Вопрос № 3. Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (статья 15 ФЗ № 3 «О полиции»):

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

5. При осуществлении действий, указанных в частях 2 — 4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации, статье 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных Законом о полиции, а также Федеральными конституционными законами «О военном положении», «О чрезвычайном положении» и другими законодательными актами.

Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов — это мероприятия, осуществляемые полицией для перекрытия по определенному рубежу отдельных участков территории и объектов, и действия ее подразделений, нарядов и сотрудников по временному установлению специального порядка пропуска людей, транспортных средств, грузов, товаров и животных в зону оцепления (блокирования). Для осуществления указанных мероприятий используются обычные и специальные наряды полиции — цепочки, патрульные группы, наряды сопровождения, контрольно-пропускные пункты, посты наблюдения, заслоны и др. Наряды оцепления формируются из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, нарядов других служб и подразделений полиции.

Принятие решения о проведении оцепления (блокирования) участков местности Закон относит к компетенции руководителя территориального органа МВД России. Решение об оцеплении (блокировании) жилых помещений, строений и иных объектов могут принимать и другие сотрудники полиции.

Участки местности могут быть оцеплены (блокированы) полицией при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий. Это делается для создания условий по беспрепятственному проведению аварийно-спасательных, восстановительных и других неотложных работ по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказанию пострадавшим медицинской и других видов помощи, спасению материальных и культурных ценностей, снижению размеров ущерба окружающей природной среде, для локализации зоны чрезвычайной ситуации, обеспечения правопорядка и безопасности граждан, восстановления нормальных условий жизнедеятельности населения и территорий (см. пункт 7 часть 1 статья 12 ФЗ № 3).

Читайте так же:  Пожаловаться на учителя в департамент образования анонимно

Полиция вправе оцеплять (блокировать) участки местности при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций. В ходе несения службы сотрудники полиции должны уметь отграничивать момент возможного перехода легального публичного мероприятия в незаконные групповые действия граждан.

Деятельность полиции, направленная на пресечение массовых беспорядков, может сопровождаться применением специальных средств блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (см. статья21 ФЗ № 3).

Участки местности могут оцепляться (блокироваться) полицией при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания. Полиция в данном случае оказывает содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания (см. пункт 13 часть 1 статья 12 и пункт 2 часть 2 статья 14 ФЗ № 3).

Полиция применяет оцепление (блокирование) участков местности также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона о полиции она обязана осуществлять розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Преследование таких лиц может осуществляться по горячим следам либо в результате проведенных мероприятий по установлению их местонахождения.

Полиция вправе оцеплять (блокировать) участки местности при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

[3]

При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для:

обеспечения безопасности граждан и общественного порядка (пункты 5, 6, 13 и 31 части 1 статьи 12, пункты 18 и 21 части 1 статьи 13 ФЗ № 3);

проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий (пункт 9 части 1 статьи 12, пункт 7 статьи 13 ФЗ № 3);

охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия (пункт 2 части 1 статьи 12, пункты 7 и 37 части 1 статьи 13, пункт 2 части 2 статьи 27 ФЗ № 3);

защиты объектов собственности, которым угрожает опасность (пункт 7 части 1 статьи 13 ФЗ № 3).

Кроме того, полиция вправе временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях, предусмотренных пунктом 20 части 1 статьи 13 Закона о полиции.

Ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов осуществляется путем распорядительно-регулировочных действий, к которым относятся сигналы регулировщика, ручное управление светофорным объектом, установка временных дорожных знаков, указателей, технических средств ограждения участков дороги (конусы, сигнальные ленты) и др. Нарушение указанных предписаний (ограничений и запретов) может повлечь административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП РФ), за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками (статья 12.16 КоАП РФ), а в соответствующих случаях — и иные виды юридической ответственности.

Оцепление (блокирование) может осуществляться в отношении не только участков местности, но и жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

В период оцепления (блокирования) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения. К таким мерам могут относиться установление пропускного режима для граждан, проживающих или работающих в зоне оцепления (блокирования), по предъявлении паспорта или иного документа; установление альтернативных маршрутов движения для транспорта и пешеходов; предоставление доступа граждан к объектам инфраструктуры, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность населения, и др.

Вывод:Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов — это мероприятия, осуществляемые полицией для перекрытия по определенному рубежу отдельных участков территории и объектов, и действия ее подразделений, нарядов и сотрудников по временному установлению специального порядка пропуска людей, транспортных средств, грузов, товаров и животных в зону оцепления (блокирования).

Вывод по теме: Меры государственного принуждения применяемые полицией направлены на укрепление законности и правопорядка в обществе, повышения эффективности борьбы с противоправными посягательствами, защиту прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности в стране.

Тема 1.1.5. «Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»

Цель занятия: рассмотреть правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 1269 | Нарушение авторских прав

Полиция имеет право проводить оцепление блокирование участков местности

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

5. При осуществлении действий, указанных в частях 2–4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Читайте так же:  Работодатель несет ответственность за задержку заработной платы

Похожие главы из других книг

2 Архитектура общественных зданий и жилых домов
Большинство московских домов в начале века были двух- и трехэтажными, хотя много домов даже в центре и на больших улицах было одноэтажных, в том числе деревянных оштукатуренных.[5]В последнее десятилетие прошлого века и в

[1]

Статья третья
ИСТОРИЯ ДРУГИХ АУТОДАФЕ В МУРСИИ
I. В 1564 году в Мурсии было аутодафе, на котором сожгли одного осужденного живьем и одиннадцать в статуях как заочно осужденных. Епитимийных было сорок восемь. Сохранение особых воспоминаний об этой церемонии обязано

Статья пятая
ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ГЕРЦОГА ПАРМСКОГО И ДРУГИХ КНЯЗЕЙ
I. В 1563 году мурсийская инквизиция приговорила к унизительным наказаниям другого государя, по имени дон Филипп Арагонский, сына султана Феца и Марокко, отрекшегося от магометанства и принявшего крещение. Я

Статья третья
ИСТОРИЯ ХУАНА ДЕ БАСАНТЕ И ДРУГИХ ЛИЦ
I. Хуан де Басанте, профессор латинской и греческой грамматики в Сарагосе, был также преследуем инквизицией, потому что был другом Переса в тюрьме манифестированных. Но он заслужил часть испытанного им страдания, потому

Статья третья
ПРОЦЕССЫ, ВОЗБУЖДЕННЫЕ ПРОТИВ КНЯЗЯ МИРА И ДРУГИХ ЛИЦ
I. В 1792 году сарагосские инквизиторы получили донос и заслушали свидетелей против дома Агостино Абад-и-ла-Сьерры, епископа Барбастро. Он был оговорен как исповедующий янсенизм и одобряющий принципы,

Уборка помещений
«По субботам следует убираться», – предписывает св. Бенедикт (Устав, XXXV, 13). В аббатстве Бек садовник занимался уборкой трапезной перед третьим часом, а галереи – после повечерия. Секретарь убирался в зале капитулов и церкви. Он мыл алтари сначала водой, а

Глава 5
Блокирование Буды
В Буде устойчивая линия боев складывалась 24 декабря 1944 года. Она проходила между Фаркашретерским кладбищем и аллеей Олас. 25–26 декабря советская пехота стала понемногу продвигаться в кварталы, лежащие к северу от кладбища. Почти без боя были

Архитектурный ансамбль строений северной границы Марсова поля
Застройка северной и западной частей Марсова поля продолжалась в течение XVIII–XIX столетий.жВ 1714 году в северо-западной части осушенного Большого луга в соответствии с указом Петра I о регулярной почтовой

1.6. Строительство новых укрепленных районов и других объектов оборонного значения
Когда одна часть армии училась воевать, другая работала. Вся западная граница СССР представляла собой гигантскую строительную площадку. Днем и ночью над созданием сооружений пояса

20. Спасение жилых и нежилых массивов
Одна из неудачных идей, стоящих за спроектированными как целое массивами, состоит в том, что эти массивы вычленены, отделены от остального города. Думать о спасении или усовершенствовании массивов как массивов значит повторять эту

70 участков русской земли!
1847 год. В Палестине появилась русская духовная миссия.1868 год. Куплен участок земли. «Маврикийский дуб стал нашим» (предполагают, что ему более 3000 лет) Антонин Капустин.1886 год. Иеромонахом Иоасафом Плехановым приобретён ещё один участок земли в

Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

5. При осуществлении действий, указанных в частях 2 — 4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Sorry, the page you are looking for is currently unavailable.
Please try again later.

If you are the system administrator of this resource then you should check
the error log for details.

Faithfully yours, nginx.

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

Читайте так же:  Продажа нескольких объектов недвижимости одним договором

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

5. При осуществлении действий, указанных в частях 2 – 4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

  • 1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
  • 2) при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  • 3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
  • 4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • 5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

5. При осуществлении действий, указанных в частях 2 — 4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Особенности осмотра участков местности и помещений, не являющихся местом происшествия, а также предметов и документов

Организационно-тактические особенности осмотра участков местности и помещений, не являющихся местом происшествия,

обусловлены прежде всего специфическими целями его проведения. Среди них могут быть названы: изучение свойств личности потерпевших, подозреваемых, обвиняемых; ознакомление с условиями полностью или частично уничтоженной обстановки места происшествия; исследование и фиксация условий, в которых по информации органов расследования предполагается совершение преступления.

До выезда к месту проведения осмотра следует четко определить его цели и задачи. В некоторых ситуациях для этого необходимо получение дополнительной информации об условиях обстановки, подлежащей исследованию, свойствах личности интересующих следствие субъектов. При подготовке к осмотру с целью более глубокого изучения личности собираются сведения о месте готовящегося следственного действия, о привычках, увлечениях изучаемого субъекта, о его отношениях с лицами, проживающими, работающими, бывающими на территориях, подлежащих осмотру.

Для производства осмотра в жилище необходимо получить согласие проживающих там лиц. Необходимо выяснить отношение указанных лиц к готовящемуся следственному действию, изучить свойства их личности, чтобы избрать убедительные аргументы для получения согласия на осмотр. Закон не регламентирует процедуру истребования такого согласия. Это может быть сделано в ходе допроса лиц, проживающих в указанных жилищах. Согласие или отказ на производство осмотра должен быть зафиксирован в протоколе. Зафиксированный таким образом отказ является основанием для возбуждения перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища (ч. 5 ст. 177 УПК).

Перед осмотром участков, аналогичных месту происшествия, рекомендуется истребовать соответствующую проектную документацию, планы и чертежи территорий, помещений, готовящихся к осмотру, схемы расположения в них средств электрогазоснабжения, вентиляции и т.д. О внесенных изменениях допрашиваются свидетели, в некоторых ситуациях проводится проверка их показаний на месте.

Читайте так же:  Офицерские курсы для контрактников с высшим образованием

Подготовка к осмотру с целью установления неизменности условий обстановки может включать в себя производство оперативно-разыскных мероприятий, допрос свидетелей для определения времени, когда в интересующем следствие месте бывает меньшее или большее количество людей, какие к нему прилегают объекты, что расположено на участках, подлежащих обследованию. Изучается также соответствующая документация.

Для осмотра выбирается время, наиболее благоприятное для достижения поставленных целей и задач. Осмотр рекомендуется начинать в то время, когда на обследуемом объекте отсутствуют лица, которые могут оказать противодействие расследованию. Следует заранее рассчитать примерную продолжительность осмотра, с тем чтобы не пришлось преждевременно прекращать его из-за наступления ночного времени или окончания работы учреждения, предприятия.

На данной стадии осуществляется планирование предстоящего осмотра. Оно предполагает определение операций, которые необходимо выполнить в ходе этого следственного действия, установление их последовательности, технических средств, подлежащих использованию, числа и функций участников.

В некоторых ситуациях необходимо осуществить различные согласования для обеспечения доступа к осматриваемым объектам, участия лиц, в ведении которых находится обследуемое помещение или участок местности.

По прибытии к месту осмотра следует прежде всего оценить полноту и эффективность уже выполненных действий. При обнаружении недостатков в подготовке до выезда принимаются меры по их устранению. В частности, могут быть вызваны дополнительные участники и запрошены дополнительные технические средства.

Перед осмотром жилища проживающим там лицам может быть объявлено судебное решение. Всем присутствующим и участникам разъясняются порядок производства осмотра, их нрава и обязанности.

В учебно-методических пособиях рекомендации по проведению поисково-исследовательского этапа нередко практически без изменений заимствуются из положений по тактике осмотра места происшествия. Несмотря на значительное сходство тактика этих двух следственных действий имеет и отличия.

В частности, на стадии общего осмотра участков местности и помещений, не являющихся местом происшествия, следователь, ранее изучавший обстановку, подлежащую обследованию, проверяет, насколько его представления соответствуют действительности. На этой же стадии с учетом более полных данных о структуре осматриваемых территорий и поставленных задач определяются границы и избираются пределы осмотра. Направленность поисков в ходе подобных осмотров зависит от характера расследуемого преступления и предполагаемых свойств личности изучаемого субъекта.

Например, по делам о корыстных преступлениях, связанных с получением крупных доходов, такие осмотры проводятся для установления соответствия реального уровня материального обеспечения легальным доходам. В этих целях осматриваются квартиры, дома, дачи, гаражи, имеющиеся в них объекты и дорогостоящие предметы. Для определения стоимости обнаруженных предметов требуется участие специалистов. В некоторых ситуациях рекомендуется не только осматривать сами предметы, но и изучать товарные чеки, гарантийные талоны, инструкции по пользованию определенными устройствами, отражающими признаки названных выше объектов, а также документы, записи в которых фиксируют расходы на приобретение того или иного имущества, ведение домашнего хозяйства, планируемые затраты и т.д. Иногда представление о реальных тратах дает изучение не только самих предметов, но и упаковки от них.

В этих случаях рекомендуется сплошной осмотр в целях выявления дорогостоящих строений, отделки помещений, ценных предметов обихода и т.п. В большинстве подобных ситуаций целесообразно использование приемов концентрического осмотра.

По делам о преступлениях несовершеннолетних рекомендуется осмотр комнаты или ее части, в которой проводил время подозреваемый (обвиняемый). Качество, количество и состояние принадлежащих несовершеннолетнему вещей позволяют установить отношение к обвиняемому в семье, некоторые свойства его личности (аккуратность, неряшливость, потребности в предметах определенного вида, увлечения и т.п.).

Для выявления неизменности обстановки, сходной с условиями места расследуемого происшествия, обычно используется выборочный метод. Границы осмотра в таких ситуациях избираются с учетом мнения специалистов, принимающих участие в осмотре.

При подготовке к осмотру предметов прежде всего требуется уточнить цель этого следственного действия. В некоторых ситуациях целью осмотра предмета может быть выявление групповых и родовых признаков, определение общего состояния, степени изношенности и т.д. Такие цели ставятся, в частности, при осмотре предметов, предположительно относящихся к холодному, огнестрельному оружию, боеприпасам и т.п. В этих условиях подготовка в основном заключается в приготовлении измерительных приборов, которые понадобятся для определения размеров исследуемого объекта, обнаружения на нем номерных знаков и других обозначений. Кроме того, готовятся средства дополнительной фиксации (фото-, видеокамеры) и упаковочные материалы.

Первоначально определяются наименование, назначение осматриваемого предмета, затем его общие и частные признаки. Когда возникают затруднения с определением назначения, наименования объекта в целом или отдельных его частей, для участия в осмотре рекомендуется пригласить специалиста, а также ознакомиться со справочной литературой.

По мере установления перечисленных характеристик предмета следователь сообщает об этом понятым. При необходимости следователь консультируется с участвующим в осмотре специалистом, знакомит понятых с данными справочной литературы, подтверждающими его выводы.

Подготовка к осмотру усложняется, когда целью его проведения является обнаружение следов преступления. На основе сведений о том, как использовался подлежащий осмотру предмет в ходе преступного события, где он находился, с какими объектами контактировал, выдвигаются предположения о том, какие следы могли на нем образоваться. При этом необходимо учитывать возможность умышленного либо случайного уничтожения, изменения следов.

В зависимости от характера, локализации, состояния предполагаемых следов избираются условия, средства и методы осмотра. Так, для обнаружения биологических следов с помощью ультрафиолетовых лучей осмотр целесообразно проводить в затемненном помещении.

Осмотр предметов, от которых могут отделиться элементы или следы-наслоения, рекомендуется проводить на поверхности, покрытой листом чистой бумаги, контрастной цвету исследуемого объекта.

В процессе динамического осмотра следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить имеющихся следов и не внести новых. Не рекомендуется также нарушать целостность объектов, приводить в действие механизмы неизвестного назначения или неисправные, проверять пригодность огнестрельного оружия и боеприпасов, пробовать на вкус неизвестные вещества и жидкости, выполнять иные операции, опасные для жизни и здоровья окружающих.

Читайте так же:  Почему стоит запрет на регистрационные действия автомобиля

Подготовка к осмотру документов также обусловлена целями и задачами, определяемыми в соответствии с условиями реальных следственных ситуаций. Для достижения указанных целей могут потребоваться различные технические средства. Например, для выявления признаков материального подлога, потожировых отпечатков, микрочастиц-наложений целесообразно использование измерительных приспособлений (линеек, штангенциркулей), увеличительных приборов, ультрафиолетовых осветителей, электронно-оптических преобразователей, источников освещения различной мощности и т.п.

Признаки подделки денежных купюр могут быть выявлены с помощью приборов экспресс-анализа, а также сканеров, датчиков, визуализаторов. Эти устройства используются для проверки фактов наличия или отсутствия специальных магнитных, ультрафиолетовых, инфракрасных меток и защитных компонентов.

Общий обзор документов рекомендуется начинать с определения формата, цвета, общего состояния бумажного носителя, выяснения вопроса о том, изготовлен ли документ на бланке или простом листе.

Далее исследуются реквизиты документа, устанавливается его название, назначение. Затем изучаются внешний вид и пространственно-ориентировочные (топографические) признаки письма.

При осмотре официальных документов, материалов служебной переписки рекомендуется обращать внимание на расположение текста (реквизитов адресата и составителя; наличие или отсутствие полей, абзацев), а также на признаки письменной речи (стиль, лексику, уровень грамотности).

Для обнаружения признаков удаления текста, внесения в него изменений могут использоваться увеличительные приборы, ультрафиолетовые, инфракрасные и обычные осветители.

В ходе осмотра документов не допускаются действия, выполнение которых может привести к нарушению целостности бумажного носителя или красителя, с помощью которого исполнялся текст или оттиск печатей и штампов.

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

5. При осуществлении действий, указанных в частях 2 — 4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

5. При осуществлении действий, указанных в частях 2 — 4 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

[2]

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

  2. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

  3. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
  5. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
Полиция имеет право проводить оцепление участков местности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here