Содержание
- 1 Тема 17. Законотворческий процесс в РФ
- 2 Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой (ст.ст. 116 — 126)
- 3 Как и кто принимает законы в РФ?
- 4 Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс
- 5 Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов
- 6 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой РФ (стр. 1 из 2)
- 7 Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу
- 8 Процедура принятия федерального закона
Тема 17. Законотворческий процесс в РФ
1. Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
2. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
3) принятие закона;
4) санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.
2.1. Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.
Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.
Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:
а) пояснительную записку к законопроекту;
б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;
в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);
г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).
2.2. Обсуждение законопроекта
2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.
2.3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.
2.4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой (ст.ст. 116 — 126)
Глава 13.
Порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой
> Статья 116 |
Содержание Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального. |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Как и кто принимает законы в РФ?
Новые законы РФ сначала принимают в Госдуме, а потом одобряют в Совете Федерации. Затем, документ относят на подпись Президенту России.
Подобный официальный порядок принятия различных федеральных законов исключает создание абсурдных или ошибочных правовых актов. Затем, готовый ФЗ публикуют в различных СМИ. Ниже кратко говорится о том, как принимаются законы в РФ, а также перечислены сроки их принятия и иные нюансы.
Российское законотворчество: основные стадии
Законотворчество считают законодательным процессом рассмотрения и принятия Парламентом РФ нового закона Российской Федерации (ФЗ). Сначала в Государственную думу вносят законопроект, а в итоге президент России подписывает готовый документ.
Полномочиями на принятие конституционных или иных федеральных законов наделены те должностные лица и госорганы, которые являются участниками законодательного процесса.
Общая схема принятия ФЗ
До принятия нового ФЗ документ проходит несколько таких стадий законотворчества:
- Внесение в Госдуму;
- Рассмотрение в Госдуме;
- Принятие нижней палатой Парламента РФ;
- Одобрение сенаторами в Совете Федерации (Совфед);
- Подписание действующим Президентом России.
После того, как по это схеме принимается новый закон РФ, его публикуют в СМИ.
Перечень участников законодательного процесса
Определенные госорганы РФ и должностные лица занимаются разработкой и принятием разнообразных федеральных законов. Таким правом наделены следующие участники законодательного процесса:
- законодательные органы регионов РФ;
- члены верхней палаты Парламента РФ — Совфеда;
- министры и сотрудники Правительство РФ;
- Президент России;
- российские суды — КАС, ВАС, ВС РФ;
- отдельные сенаторы и депутаты Государственной думы.
Ниже приведен порядок принятия федеральных новых законов в Госдуме РФ.
Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме
Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме проводят на заседании этот госоргана и открывают докладом от сотрудника Правительства РФ или иного чиновника, который внес документ на обсуждение. Потом, в профильном думском комитете готовят и принимают определенное заключение на ФЗ. Затем, депутаты обсуждают, дают правовую оценку документу и вносят в него различные поправки.
Проект закона рассматривают 3 раза:
- В 1 чтении анализируют главы документа с общими положениями;
- Во 2 — рассматривают детали и вносят поправки;
- После того как новые законы принимаются Госдумой России в первых двух чтениях, их рассматривают в третий раз, а потом одобряют большинством голосов «За» или, наоборот, отклоняют голосами «Против».
Принятие ФЗ Госдумой
Согласно ч. 2 ст. 105 Конституции РФ, новые законопроекты принимают в Госдуме простым большинством депутатских голосов (50%+1 голос «За»). Принятие в РФ конституционных новых федеральных законов (например, о проведении референдума, введении в стране военного положения или ЧП и др.) проходит по-другому. Такие документы одобряют 2/3 депутатских голосов «За».
После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед.
Одобрение законопроекта сенаторами
Согласно ст. 105 Конституции РФ, сенаторы одобряют новые законопроекты простым большинством (50% + 1 голос «За»). Конституционные правовые акты в верхней палате российского Федерального собрания принимают после получения 3/4 голосов «За» от лиц, кто принимает федеральные законы. Здесь законопроекты одобряют или отклоняют на протяжении 14 дней.
Согласно ст. 106 Конституции РФ, к таковым правовым актам относят законопроекты о бюджете, о границе, войне и мире и др.
Подписание ФЗ Президентом России
Согласно ст. 107 Конституции РФ, принятый депутатами Госдумы и одобренный сенаторами законопроект передают на подпись действующему Президенту России.
Затем, глава государства ставит на нем свою подпись или накладывает президентское вето на протяжении 14 дней.
Вступление нового ФЗ в юридическую силу
После принятия конкретного закона РФ по вышеприведенной схеме, его в законном порядке публикуют на первых страницах «Российской газеты» и в печатных или электронных изданиях «Собрания законодательства РФ». Это делают на протяжении 1 недели.
Принятый ФЗ вступает в силу спустя 10 дней после его обнародования.
Кто разрабатывает законопроект?
Новые законопроекты сначала разрабатывают в правительстве РФ, а потом их направляют в Парламент РФ. Затем, Госдума и Совфед осуществляют принятие или отклонение конституционных и иных федеральных новых законов.
Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:
- Финансовый краткий отчет;
- Социальный прогноз;
- Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года;
- Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году;
- Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.
Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ. Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.
Когда ФЗ вступает в силу?
Принятый новый ФЗ вступает в законную юридическую силу с даты его принятия Госдумой. Конституционный закон становится действительным после его одобрения большинством и депутатов, и сенаторов РФ.
Затем, принятый ФЗ публикуют в СМИ. Но, обычно, этот документ вступает в юридическую силу спустя несколько суток после его принятия депутатами и сенаторами.
Кто вносит поправки в ФЗ?
Поправки в ФЗ вносят 1 или несколько депутатов Госдумы в 1 или во 2 чтении. Затем, на протяжении 14 дней, документ рассматривают в Совете Федерации.
Если большинство сенаторов отклоняют полученный из Госдумы законопроект, то согласно ст. 208 БК РФ они проводят согласительную процедуру или в этом случае осуществляется иная юридическая процедура.
Урегулирование межведомственных разногласий
ФЗ не всегда принимают с 1 раза. В ряде случаев между сенаторами и депутатами возникают различные разногласия. Тогда, согласно ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, члены Совфеда создают согласительную комиссию.
Уполномоченный орган разрешает разногласия. Согласительная специальная комиссия проводит анализ ФЗ и конкретных поправок к нему, а затем выносит окончательное решение. Потом, доработанный законопроект снова рассматривают в Госдуме.
При несогласии с конкретными решениями сенаторов, в нижней палате проводят повторное голосование по новому ФЗ. В этом случае законопроект принимают 2/3 голосов «За» от общего количества депутатов.
Наложение вето президентом РФ
После одобрения верхней и нижней палатами парламента РФ закон отправляют на подпись к президенту РФ. На протяжении 2 недель глава государства подписывает его или накладывает президентское вето.
При наложении вето президент не ставит личную подпись на ФЗ. Соответственно, документ не вступает в юридическую силу. Отклоненный законопроект возвращают федеральным законодателям на повторное парламентское рассмотрение и внесение необходимых поправок.
В этой ситуации глава государства подписывает новый ФЗ за 1 неделю.
Вето бывает 3 видов — абсолютным, относительным и выборочным.
В 1 случае такой отказ нельзя отменить. В итоге, ФЗ не отправляют на повторное парламентское рассмотрение тем лицам, кем принимаются федеральные новые законы Российской Федерации.
Правом применения абсолютного вето наделен, например, Совет безопасности ООН. В России президент РФ использует относительный отказ, который спокойно преодолевают в парламенте РФ.
При применении выборочного вето президент страны одобряет или отклоняет весь законопроект целиком, а не его конкретные отдельные статьи. Это создает массу юридических нюансов, потому что порой глава государства одобряет правовой акт с неугодными ему статьями, или отклоняет в целом приемлемый документ. Такое вето редко применяют.
После наложения президентом РФ своего вето на документ Госдума принимает законопроект в самой первой редакции. В этой ситуации новых поправок в ФЗ не вносят.
Нюансы действия ФЗ во времени
После подписания действующим президентом России и официального опубликования нового закона на первых полосах «Российской газеты» и в свежих изданиях «Собрания законодательства РФ», он начинает действовать во всех российских регионах. Период действия правового акта отсчитывают со дня вступления его в юридическую законную силу, а заканчивают — с даты ее утраты.
ФЗ перестает действовать по различным причинам. Это не зависит от тех должностных лиц, кто принимает новый федеральный закон в РФ. Одной из наиболее частых является окончание срока действия этого документа.
Чаще ФЗ не имеет обратной силы. Однако бывают и исключения из этого правила.
Так, согласно ст. 10 УК РФ, новый ФЗ, который смягчает наказание преступника, имеет обратную силу. То есть, этот документ распространяется на деяния, которые были совершены до его вступления в юридическую силу.
Заключение
Юридическая процедура принятия различных федеральных законов в РФ является достаточно сложным делом. Однако, наличие нескольких вышеприведенных стадий рассмотрения законопроекта оправдывает себя. В итоге, независимо от того, кто в нашей стране принимает новый закон, на выходе получают качественный и хорошо подготовленный нормативный правовой акт.
Особое значение уделяют и своевременной публикации принятого ФЗ. Если граждане РФ не знают сути основных положений нового ФЗ, то они не соблюдают их. Такого допускать нельзя.
Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс
Конституция РФ закрепляет основы порядка деятельности Федерального Собрания. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентом Совета Федерации и Регламентом Государственной Думы.
Согласно Конституции Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий другой палаты не предусматривается. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако, Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Первое заседание Совета Федерации первого созыва (в соответствии с п. 8 раздела второго Конституции РФ) открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако, они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.
Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.
Заседания Совета Федерации проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятие Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.
Поскольку основное направление деятельности Федерального Собрания – законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий*, через которые проходят законы, чтобы приобрести юридическую силу.
* Подробно, с выделением большего числа стадий, законодательный процесс освещен в учебнике: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1998. Гл. XVII, §7.
Внесение законопроекта – законодательная инициатива
Видео (кликните для воспроизведения). |
1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.
Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ – это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Именно Правительство обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной и денежной политики, несет за это ответственность и обладает информацией по этим проблемам (что делает важной и полезной оценку этим органом названных законопроектов). Такое заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики Правительства.
Обсуждение законопроекта в Государственной Думе
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушиваются доклад, содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводятся прения, высказываются предложения и замечания. В рассмотрении законопроекта, как правило, участвуют комитеты палаты, они могут работать над ним между чтениями.
Принятие закона
3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона
Преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой
5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.
При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии. Но она в этой ситуации может и не принять предложения согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона; тогда он ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Это способ преодоления решения Совета Федерации об отклонении закона, принятого Думой, позволяющий ей реализовать свою позицию, свое мнение.
Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ
Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.
Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г .* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).
* СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.
**См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г . // Российская газета. 1999. 25 окт.
Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов
Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов предполагает ряд стадий законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая вступлением проекта федерального закона в силу после его официального опубликования.
После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет формирует специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ с компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрения законопроекта в первом чтении.
Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит в течение 14 дней со дня его представления. Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в трех чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.
Первое чтение законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений:
Второе чтение законопроекта должно пройти в течение четырех месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом, включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:
- возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
- принять законопроект во втором чтении;
- отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
- вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
- принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).
После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.
В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.
Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов».
Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания, но и все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.
Именно день официального опубликования признается днем принятия федеральных законов и актов Федерального Собрания. Датой же принятия Федерального конституционного закона считается день одобрения палатами Федерального Собрания.
Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен.
1. Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования.
2. Акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
3. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).
И только после официального опубликования проекта федерального закона и вступления его в законную силу данный акт можно считать федеральным законом.
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой РФ (стр. 1 из 2)
Порядок внесения законопроектов
в Государственную Думу 3
Процедура принятия федерального закона 5
Особенности принятия
федерального конституционного закона 11
Повторное рассмотрение федерального закона 13
Список источников и литературы: 14
Порядок внесения
законопроектов в Государственную Думу
Право законодательной инициативы — это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению.
Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделенных этим правом.
Согласно ч. 2 ст. 104 законопроекты вносятся в Государственную Думу. Инициатор законопроекта представляет в Думу его текст в письменном виде. Согласно Регламенту Государственной Думы, внесенный проект закона регистрируется в Секретариате Думы и передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов. Обеспечивается заблаговременная рассылка законопроекта депутатам Думы. Завершением стадии законодательной инициативы является включение в повестку дня очередного заседания Государственной Думы решения вопроса о продолжении работы над законопроектом либо о его отклонении.
Особое значение в деятельности Государственной Думы имеет рассмотрение законопроектов о федеральных налогах и некоторых других финансовых вопросах. Это наглядно проявляется в порядке их внесения. При наличии заключения Правительства Российской Федерации в Государственную Думу вносятся законопроекты:
о введении или отмене налогов;
освобождении от их уплаты;
о выпуске государственных займов;
об изменении финансовых обязательств государства;
другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, например проекты о безвозмездном финансировании расходов на различные цели, об установлении каких-либо льгот гражданам, предприятиям и организациям, влекущих покрытие их за счет федерального бюджета, и др.
Процедура принятия федерального закона
Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом.
Так, например, согласно ст. 196 Бюджетного кодекса РФ[1] , проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума рассматривает в четырех чтениях.
Во время первого чтения обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.
Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту с учетом всех высказанных замечаний и предложений.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или принять закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или отклонить законопроект.
После окончания обсуждения законопроекта на голосование ставится предложение о принятии законопроекта в первом чтении. При внесении альтернативных законопроектов Государственная Дума рассматривает их одновременно посредством рейтингового голосования. Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из законопроектов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов.
Законопроект считается принятым в первом чтении, если при окончательном голосовании за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.
Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы.
Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Не принятые Государственной Думой альтернативные законопроекты также считаются отклоненными.
В случае принятия законопроекта в первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой и лингвистической экспертиз.
Если имеются возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона.
По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии закона, председательствующий ставит на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений.
Федеральный закон считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке
Государственная Дума также может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
В случае решения о принципиальном одобрении законопроекта и продолжении работы над ним проект передается на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку.
Поправки к принятому в первом чтении законопроекту вносятся в соответствующий комитет в виде текста изменений или дополнений конкретных статей либо предложений об исключении тех или иных положений. Такие поправки могут вносить любые субъекты права законодательной инициативы. Правило о том, что поправки подлежат внесению в письменном виде в комитет, занимающийся разработкой законопроекта, имеет большое значение, ибо помогает преодолеть традиции бытовавшей в свое время на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете практики внесения поправок с голоса.
После того как комитет вновь представит в палату доработанный проект закона с учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами при первом чтении, проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе проходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок (изменений и дополнений, предложенных к первоначальному тексту).
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.
После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.
Решением Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.
Завершающей стадией является третье чтение законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. С момента принятия Государственной Думой законопроект становится федеральным законом. Это еще не действующий федеральный закон, но уже и не законопроект, а принятый палатой акт, поступающий на рассмотрение другой палаты.
Источники
CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
-
История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
-
Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.