Требования к получению лицензии на образовательную деятельность

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Требования к получению лицензии на образовательную деятельность" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 91 . Лицензирование образовательной деятельности

См. комментарии к статье 91 настоящего Федерального закона

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 28 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 140-ФЗ

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части осуществления лицензионного контроля.

См. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

[3]

См. Методические материалы о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, направленные письмом Рособрнадзора от 9 сентября 2014 г. N 11-201

6. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

[1]

12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

Читайте так же:  Оформить земельный участок в собственность без документов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ в пункт 3 части 12 статьи 91 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в часть 16 статьи 91 настоящего Федерального закона внесены изменения

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

>
Государственная аккредитация образовательной деятельности
Содержание
Закон об образовании

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Получение лицензии на дошкольное учреждение

Из-за нехватки государственных дошкольных учреждений появляется огромное количество частных детских садов и им подобных организаций, которые предоставляют образовательные услуги детям. Для их открытия требуется обязательная лицензия на дошкольное образование.

Ее оформление имеет свои подводные камни, о наличии которых лучше знать заранее, чтобы их избежать.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Какие требования предъявляются к получателям лицензии на дошкольное образование

Лицензирование дошкольных образовательных учреждений обязательно для всех их типов. К ним относятся:

  • детские сады для малышей ясельного возраста;
  • образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного типов;
  • центры развития и т.д.

Не требуется получать лицензию на такие виды образовательной деятельности:

  • в случае открытия подобных учреждений ИП без привлечения педагогических работников (Предпринимателю потребуется оформление другого разрешительного документа, так как данная деятельность все равно сопряжена с получением доходов. Если у него ее нет, то при наличии прибыли размером от 250 000 руб., он будет привлечен к уголовной ответственности, по ст.171 УК РФ);
  • на ту, что ведется частными организациями, которые находятся на территории комплекса “Сколково”.

По Постановлению Правительства РФ от 28 октября 2013 года №966 для лицензирования образовательной деятельности такого типа устанавливаются следующие условия:

  • наличие необходимых помещений или зданий для ее осуществления и документов, подтверждающих законность их владением по тем образовательным программам, которые были заявлены на получение разрешительного документа;
  • материальное и техническое обеспечение данных сооружений по всем стандартам, установленным Федеральными законами;
  • предоставление всех необходимых условий для безопасности здоровья учащихся по ст.37 и 41 ФЗ “Об образовании в РФ”;
  • наличие образовательных программ, которые были заранее разработаны и утверждены ответственными органами по ст.12 того же закона;
  • прохождение санитарно-эпидемиологического контроля по п.2 ст.40 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”;
  • обеспечение безопасных и здоровых условий для учащихся по ч.6 ст.28 ФЗ “Об образовании в РФ”;
  • предоставление специальных и индивидуальных условий для учащихся с ограниченными возможностями по ст.79 того же законодательного акта.

Все они обязательны для исполнения, и без них организация рискует не пройти процедуру лицензирования.

Читайте так же:  Полотенцесушители на циркуляционном стояке допускается устанавливать

Каковы штрафы за осуществление деятельности без лицензии

Такое правонарушение влечет за собой административную ответственность. То, в чем она выражается, зависит от вида самого нарушения:

  • при осуществлении деятельности, которая является по сути предпринимательской, по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ;
  • если она не предполагает получение каких-либо доходов, по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

В первом случае накладываются штрафы в следующих размерах:

  • от 2 000 до 2 500 руб. — на физ.лиц;
  • от 4 000 до 5 000 руб. — на ИП и должностные лица;
  • от 40 000 до 50 000 руб. — на компании и организации.

Во втором тоже выносятся постановления о выписке штрафов, но в другом размере:

  • 500 — 1 000 руб. — на физ.лица;
  • 30 000 — 50 000 руб. — на должностные лица (вместо штрафа может быть назначена дисквалификация на срок — от 1 до 3 лет);
  • 30 000 — 40 000 руб. — на ИП (может быть заменено на приостановление деятельности на 3 месяца);
  • 170 000 — 250 000 руб. — на компании (применяется также приостановление на тот же срок, что и для ИП).

Если же при осуществлении предпринимательской деятельности был нанесен ущерб в крупном размере организациям или гражданам, то речь идет уже об уголовной ответственности, по ч.1 ст.171 УК РФ, в виде:

  • штрафа на сумму — до 300 000 руб. или удержания з/п за 2 года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • арест на полгода.

О приостановлении действия лицензии лицензирующими органами рассказано здесь.

По ч.2 ст.76.1 УК РФ в случае совершения гражданином подобного правонарушения первый раз он может быть освобожден от уголовной ответственности, если:

  • ущерб был возмещен в полном размере, а его пятикратная сумма в виде денежного возмещения была возвращена в федеральный бюджет;
  • доход от произошедшего преступления перечислен в бюджет вместе с пятикратной суммой в качестве возмещения.

При совершении преступления группой лиц или с извлечением дохода в особо крупных размерах могут быть назначены следующие наказания, по ч.2 ст.171 УК РФ:

  • штраф общей суммой в 100 000 — 500 000 руб. или удержание доходов нарушителя на срок — от года до 3х лет;
  • принудительные работы на период — до 5 лет;
  • арест на 5 лет с уплатой штрафа в размере 80 000 руб. или суммой з/п правонарушителя за полгода.

Все это помогает понять, что для ДОУ любого типа осуществление образовательной деятельности без лицензии может грозить серьезными последствиями.

[2]

Порядок получения лицензии

Чтобы получить лицензию, нужно обратиться территориальные органы образования. Это имеет право выполнить любое юр.лицо, но не ИП.

Если компания решила обратиться в юридическую фирму для оформления документов, то ее представитель может подать полный пакет бумаг. Он должен включать:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о гос.регистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в Налоговую;
  • документ, подтверждающий право владением здания или помещения, где будет осуществляться
  • образовательная деятельность (договор аренды и пр.);
  • копии дипломов и трудовых книжек всех сотрудников;
  • данные о том, что у учреждения имеется вся нужная образовательная литература;
  • заключение СЭС о том, что все используемые помещения пригодны для осуществления обучения;
  • заключение гос.пожарного надзора;
  • педагогические программы и планы;
  • квитанция об уплате гос.пошлины (составляет 7 500 руб.);
  • заявление на выдачу лицензии;
  • доверенность на представителя организации.

Какие лицензирующие органы существуют в России? В этой статье вы найдете ответ на этот вопрос.

Срок оформления разрешительного документа составляет 30 дней. Он может занять меньший период времени, если вы решите обратиться в юридическую контору, то вам там помогут с подготовкой всей документации. Такая услуга предоставляется за сумму в 30 000 — 60 000 руб. Точные расценки зависит от самой фирмы и места ее расположения.

Лицензия на ДОУ действует бессрочно. Ее переоформление потребуется только в случае, если организация претерпела какие-либо изменения.

Заключение

Лицензирование дошкольного учреждения — обязательная процедура для прохождения при осуществлении такого рода деятельности. Эта процедура обязательна для всех типов ДОУ, кроме тех, что открыты ИП и где не были привлечены педагоги, и образовательных учреждений, расположенных на территории “Сколково”.

При этом лицензиат обязан выполнить несколько требования для получения разрешительного документа, а также подать документы и оплатить пошлину в установленном законом порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Лицензирование образовательной организации

Методические рекомендации

Лицензионные требования и (или) условия

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

Видео (кликните для воспроизведения).

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» в отличие от ранее действующего постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» установлены отдельные лицензионные требования к соискателю лицензии и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности

Читайте так же:  Утрата возможности исполнения исполнительного документа судебная практика

Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности

наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам

наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами

наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам

наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

наличие документа, подтверждающего допуск организации, осуществляющей образовательную деятельность, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с частью 4 статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» — для профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ

наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — для образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ

соответствие требованиям статьи 15.2 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» — для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций

наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям — для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»

Различия, приведенные в таблице, обусловлены тем, что соискатель лицензии не может выполнить все требования, собираясь реализовывать образовательные программы, что и лицензиат. В частности, нецелесообразно заключать трудовые договора с педагогическими и (или) научными работниками в целях реализации образовательной программы и приобретать печатные (электронные) или цифровые ресурсы, не имея лицензии (разрешения) на осуществление образовательной деятельности (при отсутствии лицензии).

Читайте так же:  Ответственность наследников за долги наследодателя: как не попасть в долговую яму

21.11.2015

Работникам системы образования города Москвы

Как предприятию получить лицензию
на обучение и когда лицензия
действительно необходима?

Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведет эту деятельность в качестве дополнительной.
Предприятие может проводить без лицензии курсы, лекции, семинары, тренинги, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, но такая деятельность не будет называться образовательной, а будет являться культурной или досуговой. Организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, чтобы выдать документ, подтверждающий наличие профессиональной подготовки.

Объясним значение термина «профессиональная подготовка».
Она может проводиться как в образовательных учреждениях профессионального образования, так и непосредственно в организации
(в образовательных подразделениях организаций, имеющих лицензию, либо в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (наставников)).

А кто проверит, что сотрудник работает без соответствующего документа?

Аттестация сотрудников должна проводиться в срок не позднее 1 месяца в случаях:

  • назначения на должность;
  • перевода на другую работу, особенно если при осуществлении новых должностных обязанностей требуется проведение аттестации;
  • в связи с переходом из одной организации в другую.

Обучение можно проходить без отрыва от производства, с частичным отрывом от производства и дистанционно. По итогам обучения выдается протокол аттестационной комиссии на всех специалистов, прошедших аттестацию, а также удостоверение на каждого сотрудника с названием пройденного курса.

Согласно Федеральному закону, обучение сотрудников с дальнейшей аттестацией по рабочим специальностям нужно проводить не реже 1 раза в 5 лет.

Есть и другие причины, по которым необходимо обучать и переобучать сотрудников.
Так, юридическое лицо не имеет права участвовать в тендерах, осуществлять производственную деятельность и находиться в составе саморегулируемых организаций (СРО) по областям, перечисленным в Федеральном законе, без персонала, аттестованного по рабочим профессиям.

А если произойдет несчастный случай
(риск особенно критичный при тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаях, где председателем будет сотрудник Государственной инспекции труда или инспектор Роспотребнадзора),
то от предприятия потребуют сведения о профессии на пострадавшего (пострадавших).

Лицензионные требования

Лицензирование образовательной деятельности – сложный и длительный процесс: рассмотрение документов и принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней.
Но это срок с момента принятия документов в Министерстве образования.
Чтобы подготовить документы согласно требованиям, подчас требуется 6-9 месяцев. Лицензия выдается бессрочно, но при этом вас ждут проверки представителей Министерства один раз в три года.

Положением о лицензировании образовательной деятельности в 2019 году установлены следующие требования к соискателям:

  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с федеральными стандартами;
  • образовательные программы, разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • педагогические работники (штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору), имеющие профессиональное образование и стаж работы;
  • печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы по образовательным программам;
  • помещение (собственное или арендованное здание), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на указанное помещение;
  • заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности;
  • создание для обучающихся условий охраны здоровья.

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно статье 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Особенности лицензирования образовательной деятельности в части наличия приложения к лицензии, дополнительных оснований для переоформления лицензии и предоставления временной лицензии устанавливаются статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Положением о лицензировании образовательной деятельности устанавливаются исчерпывающий перечень лицензируемых образовательных услуг (перечень лицензируемых образовательных программ) и лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Не подлежит лицензированию деятельность, не связанная с реализацией образовательных программ (проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных подобных мероприятий, присмотр и уход за детьми, консультации).

Лицензированию подлежит не сама организация, а осуществляемая образовательная деятельность.

Процедура лицензирования образовательной деятельности включает в себя проведение проверок соответствия содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии сведений положениям статей 13 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и сведениям о соискателе лицензии, содержащимся в федеральных информационных ресурсах, состояния помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Законодательная база по вопросам лицензирования

Лицензирование образовательной деятельности регулируют актуальные тексты следующих нормативных правовых актов:

Какие нужны документы для лицензирования дополнительного образования

Действующее отечественное законодательство предусматривает обязательное получение лицензии для оказания образовательных услуг. Особое внимание уделяется при этом такому виду обучения как дополнительное образование. Существует несколько особенностей, которые следует учитывать в тех случаях, когда организация планирует оказывать подобные услуги. Они касаются как перечня документов необходимых для лицензии на образовательную деятельность, так и требований, предъявляемых к самой организации.

Нормативные акты, определяющие перечень документов для оформления лицензии на образовательную деятельность

Основные требования и условия получения лицензии на образовательную деятельность, включая перечень необходимых для этого документов, содержатся в следующих нормативных актах:

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ», датированный 29.12.2012 года;
  • Закон №99-ФЗ «О лицензировании…», изданный 04.05.2011 года;
  • Постановление Правительства России №966, подписанное 28.10.2013 года.
Читайте так же:  Проверка нотариальных документов на подлинность официальный сайт

Необходимо отметить, что оба указанных Федеральных закона разработаны и введены в действие относительно недавно. Это свидетельствует о том, что именно в последнее время была существенно изменена законодательная база, регулирующая рассматриваемую деятельность.

По сути, с начала 2013 года действуют новые правила оказания образовательных услуг, которые затем были скорректированы вышедшим несколько позднее Постановлением российского кабмина. Именно в нем подробно описаны основные требования, предъявляемые к организациям, которые планируют оказывать услуги в сфере дополнительного образования, и перечень документов, необходимый для получения ими лицензии на образовательную деятельность.

Необходимые условия и документы на лицензирование дополнительного образования

Для того чтобы иметь возможность оказания услуг по дополнительному образованию, необходимо выполнить два основных условия:

  1. Пройти регистрацию в качестве некоммерческой организации.
  2. Подготовить перечень необходимых документов и получить лицензию на образовательную деятельность.

Вполне логично рассмотреть каждое из указанных условий отдельно.

Регистрация некоммерческой организации

Действующее законодательство допускает оказание услуг в сфере дополнительного образования только со стороны некоммерческих организаций (НКО). НКО представляет собой юридическое лицо, созданное не с целью получения прибыли (как коммерческая организация), а имеющее задачу реализовать какую-либо социальную функцию, связанную с образованием (как в рассматриваемом случае), культурой, здравоохранением, охраной правопорядка или другими подобными целями. Данное требование, предъявляемое к учреждению, планирующему оказание услуг по дополнительному образованию, объясняется тем, что именно этот вид образовательной деятельности наиболее ориентирован на удовлетворение нематериальных потребностей человека, относящихся, главным образом, к духовной сфере.

Наиболее распространенными видами НКО являются:

  • общественная или религиозная организация;
  • некоммерческое партнерство;
  • общественный фонд;
  • государственная корпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • автономная некоммерческая организация.

Именно две последних организационно-правовых формы наиболее часто применяются в тех случаях, когда осуществляется оказание услуг по дополнительному образованию.

Перечень документов, необходимых для лицензирования дополнительного образования

Одно из основных требований, обязательных для выполнения при получении образовательной лицензии – это подготовка документов, перечень которых содержится в указанных выше нормативных актах. Они подаются в соответствующий орган при министерстве образования РФ, а именно Федеральную службу по надзору (Рособрнадзор). Список документов четко показывает, какие требования предъявляются к организации, для получения лицензии на образовательную деятельность.

Заявление на получение лицензии. Форма бланка заявления, которое подается в Рособрнадзор, определяется территориальными органами Минобразования на основе общих правил и требований, содержащихся в указанных в первом разделе статьи федеральных законодательных документах. Бланк заявления и образец его заполнения выглядят следующим образом.

Заполнение заявления не представляет особой сложности. Практически все данные, необходимые для этого, содержатся в прилагаемых документах на получение образовательной лицензии, перечисленных ниже. Особое внимание следует обратить на указание всех программ дополнительного образования, которые организация планирует оказывать. Только в этом случае подобная деятельность становится легальной.

Обязательным условием рассмотрения заявления и приложенных к нему документов является оплата государственной пошлины. Указание о ее осуществлении обязательно должно содержаться в заявлении. Кроме того, необходимо также разместить возможные варианты связи с руководителем соискателя или ответственным лицом. Это может понадобиться при возникновении вопросов или необходимости доработать список представленных документов.

Уставные документы организации и свидетельства о регистрации и постановке на учет. Данный документы входят в стандартный пакет, который оформляется практически всегда, как при получении каких-либо лицензий или разрешений, так и при регистрации сделок и других подобных операциях, производимых юридическим лицом. При этом необходимо учесть, что документы должны быть в виде нотариально заверенных копий.

Свидетельство о праве собственности или аренде учебных помещений.

Учебные планы и программы. Данные документы должны соответствовать ведомственным требованиям, быть утверждены руководителем. Кроме того, обычно также указываются их сроки, продолжительность и преподаватели, для каждого из которых указываются сведения о квалификации (с приложением копий дипломов) и предыдущей трудовой деятельности (данные подтверждаются копиями трудовых книжек).

Документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства для получения образовательной лицензии:

  • справка о материально-технической оснащенности;
  • санитарное заключение о пригодности помещения (выдается Роспотребнадзором);
  • справка о наличии необходимых условий для организации питания учащихся и сотрудников образовательного учреждения, а также охраны их здоровья (если это необходимо);
  • заключение органов Госпожнадора.

Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Опись всех представленных документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

После получения указанного перечня документов, территориальный орган Рособрнадзора в течение 60 дней обязан либо выдать лицензию на ведение образовательной деятельности, либо направить соискателю мотивированный отказ.

Источники


  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  3. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
Требования к получению лицензии на образовательную деятельность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here