Уровень квалификации в профессиональном стандарте что это

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Уровень квалификации в профессиональном стандарте что это" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Уровень квалификации в профессиональном стандарте что это

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Министр М.А. Топилин

[2]

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Обзор документа

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Читайте так же:  Порядок оформления на работу граждан Республики Беларусь: шаг за шагом

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровни профессиональных стандартов

Квалификационные уровни профессиональных стандартов можно разделить на девять категорий.

Начальные уровни квалификации профессиональных стандартов

Первый уровень. Предполагается осуществление деятельности под руководством, а также индивидуальная ответственность. Для первого уровня профстандарта характер умений работника заключается в выполнении стандартных заданий (зачастую это физический труд). Характер знаний на данном уровне – это применение ограниченного уровня специальных знаний или использование элементарных практических знаний. Для того чтобы достичь данного уровня квалификации, сотрудник должен пройти инструктаж или краткосрочное обучение, а также иметь практический опыт.

Второй уровень. Полномочия и ответственность сотрудника с данным уровнем квалификации подразумевает деятельность под руководством с проявлением инициативы при выполнении знакомых трудовых обязанностей. Также сотрудник должен проявить индивидуальную ответственность. Обладая данным уровнем квалификации, сотрудник должен уметь выполнять стандартные задания и трудовые функции, выбирать способ действия по инструкции, а также корректировать действия с учетом условий их выполнения. Что касается характера знаний, то на данном уровне профстандарта сотрудник должен применять специальные знания. Основные пути достижения второго уровня квалификации использование:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • программ профессионального обучения,
  • программ специальной подготовки по должностям,
  • программ переподготовки рабочих (как правило, такая программа занимает около двух месяцев),
  • практический опыт.

Третий уровень. Полномочия и ответственность сотрудника данного уровня квалификации: профессиональная деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении традиционных практических задач, планирование собственной деятельности исходя из поставленных задач, а также индивидуальная ответственность. Характер умений работника: решение практических задач, выбор метода действия на основе практического опыта и знаний, корректировка действий с учетом условий их реализации. Характер знаний работника с третьи уровнем квалификации: доскональное понимание методических и технологических основ решения типовых практических задач, а также применение специальных знаний. Основные пути достижения данного уровня квалификации: программы профессионального обучения и подготовки по профессиям и должностям рабочих, программы переподготовки персонала, а также повышения квалификации, практический опыт.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Четвертый уровень. Полномочия и ответственность сотрудника, который соответствует четвертому уровню квалификации, должны включать: деятельность под руководством с проявлением самостоятельной работы при решении практических задач, которые требуют анализа и изменений ситуаций, планирование собственной трудовой деятельности или деятельности группы сотрудников, руководствуясь поставленными задачами и практическим опытом. Характер умений работника: решение различных практических задач, выбор методы действия на основе практического опыта и знаний, осуществление итогового и текущего контроля, коррекция и оценка собственной деятельности. Характер знаний: понимание методических и научно-технических основ решения практических задач, а также использование специальных знаний и самостоятельная работа с информацией. Основные пути достижения данного уровня квалификации: учебные программы среднего профессионального образования, программы подготовки и переподготовки квалифицированных сотрудников, программы профессиональной подготовки по профессиям и должностям, практический опыт, а также повышение квалификации у рабочих и служащих.

Высшие уровни квалификации

Пятый уровень. Сотрудники, которые претендуют на получение квалификации пятого уровня профессионального стандарта, должны нести такую ответственность: самостоятельна работа по решению разных видов практических задач, активное участие в решении поставленных задач в рамках конкретного подразделения, а также индивидуальная ответственность за их выполнение. Характер умений сотрудника: решение различных практических задач с элементами проектирования, выбор методов решения сложностей в постоянно меняющихся условиях рабочей деятельности, текущий и итоговой контроль, оценка и коррекция деятельности. Сотрудник должен применять профессиональные знания методического и технологического характера, искать информацию, которая необходима для решения поставленных профессиональных задач. Чтобы получить квалификацию данного уровня, необходимо пройти образовательные программы среднего образования, программы профессиональной подготовки среднего звена, программы профессиональной подготовки рабочих разных должностей. Также необходимо пройти дополнительные профессиональные программы и получить практический опыт.

Шестой уровень. Полномочия и ответственность: самостоятельная деятельность, определение задач в собственной работе и работе подчиненных, обеспечение взаимодействия сотрудников со смежными подразделениями, ответственность за результаты проведения работ на уровне подразделений или предприятия. Характер умений сотрудника: разработка, оценка внедрение и корректировка направлений профессиональной деятельности, умение технологические и методические методы решения задач. Сотрудник, который желает получить данный уровень квалификации, должен обладать такими навыками и знаниями: применять профессиональные знания, в том числе инновационные, также необходимо осуществлять самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации. Основные пути достижения данного уровня квалификации: получение высшего образования программы бакалавриата или среднего профильного образования.

Приветствуется знание дополнительных профессиональных программ. Это позволяет сотруднику владеть навыками трудовой деятельности вне коллектива, а также управлять крупной рабочей группой подчиненных. Работник должен исполнять функции по улучшению конкретных разработок с целью усовершенствовать производственный процесс в целом.

Седьмой уровень. Полномочия и ответственность сотрудника: определение стратегий по управлению процессами и деятельности предприятия, принятие решение на уровне крупных подразделений или организаций, а также ответственность за результаты их деятельности. Данный уровень квалификации позволит сотруднику решать задачи развития в сфере профессиональной деятельности организации с применением новейших методов и технологий, а также позволит разработать новые методики. Работник должен хорошо разбираться в методических основах профессиональной деятельности, а также формировать новые знания прикладного характера. Так, подобный сотрудник должен владеть приемами стратегического планирования, а также обладать навыками управления большим количеством персонала.

Помимо этого, к таким сотрудникам предъявляются высокие требования относительно образования – они должны иметь образование специалиста или магистратуры по определенному профилю деятельности.

Восьмой уровень. Сотрудник должен определять стратегии по управлению деятельностью предприятием с применением инновационных решений. Также он должен нести ответственность за результаты деятельности подразделений и крупных отраслей. Сотрудник обязан решать задачи проектного и исследовательского характера, которые связаны с повышением эффективности рабочих процессов. Он должен создавать новые знаний межотраслевого и междисциплинарного характера, а также оценивать и отбирать ту информацию, которая необходима для развития различных областей деятельности. Сотрудник данного уровня квалификации должен иметь высшее образование категории специалиста или магистра, а также иметь научную степень (окончание аспирантуры, адъюнктуры или ординатуры). Обязателен практический опыт.

Читайте так же:  Расчет процентов: формула и различия между простыми и сложными процентами, процентами на депозиты и за кредиты

Девятый уровень. Работник данного уровня квалификации должен определять стратегии управления крупными техническими системами, а также экономическими и социальными процессами. Сотрудник должен внести вклад в определенную область деятельности, а также решать задачи исследовательского и проектного характера, создавать новые фундаментальные знания межотраслевого и междисциплинарного характера. Требования к образованию также высоки: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, а также наличие практического опыта.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Уровень квалификации в профессиональном стандарте что это

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Читайте так же:  Работа за рубежом: 6 правил выбора работы и подготовки к выезду

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

[1]

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Общие положения о профессиональных стандартах

Профессиональным стандартам в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) посвящено несколько статей (ст. 195.1–195.3), согласно которым под ПС понимаются принимаемые Министерством труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд РФ) нормативные акты, содержащие характеристики степени квалификации работника, необходимой для выполнения его трудовых функций. Под квалификацией, в свою очередь, подразумевается определенный вид образования, стаж, иные знания и умения сотрудника, благодаря которым он может претендовать на соответствующую должность (специальность).

При этом не следует воспринимать профстандарты как обязательные для исполнения документы. Параллельно с ними действуют также Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (далее — справочники). Какими именно квалификационными актами пользоваться при определении должностных обязанностей персонала, пока еще решает администрация организации. Однако в п. 4 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 говорится о том, что справочники со временем все-таки будут полностью заменяться стандартами.

Кроме того, несмотря на рекомендательный характер ПС, есть и случаи, когда их соблюдение является императивным, а именно:

  • если работа связана с ограничениями или назначением льгот и компенсаций (ст. 57 ТК РФ);
  • если особые требования к профессионализму прописываются в ТК РФ, иных законах и нормативных актах (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ); при этом под последними имеются в виду постановления, приказы, распоряжения, но не сами стандарты.

Порядок разработки и утверждения профстандартов

Согласно Правилам разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее — Правила), стандарты разрабатываются работодателями, их объединениями и другими заинтересованными лицами за счет средств этих субъектов (п. 3 Правил). После разработки проект обсуждают с работодателями, профсоюзами и остальными неравнодушными к данному вопросу лицами.

Далее подготовленный документ направляется в Минтруд РФ для утверждения. На этой стадии текст проходит процедуру общественного обсуждения, а также согласование в ряде организаций:

  • федеральном органе, занимающемся разработкой государственной политики в кадровой сфере;
  • союзе «Агентство развития профессиональных сообществ…»;
  • Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

По результатам всех обсуждений Минтруд РФ утверждает ПС, после чего сведения о новом нормативном акте вносятся в реестр, который ведет данное министерство.

Что определяют уровни квалификации в профессиональном стандарте?

Согласно п. 6 раздела II постановления Правительства РФ «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23, рассматриваемые документы изготавливаются на основе:

  • методических рекомендаций, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н;
  • макета, утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н;
  • приказа Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации…» от 12.04.2013 № 148н.

Что значит уровень квалификации в профессиональном стандарте? Это описание степени знаний и умений сотрудника с учетом определенных критериев. Основными показателями являются полномочия и ответственность работника — из этого уже вытекают соответствующие требования к образованию, знаниям и навыкам.

Утвержденный перечень уровней квалификации в профессиональных стандартах необходим для отображения обязанностей сотрудника, его образования и путей обучения. Однако данные рамки содержат лишь минимальные требования, которые могут быть повышены по желанию работодателя. Также рассматриваемая классификация важна для дифференциации размера заработной платы персонала.

Таблица уровней

Всего выделяется 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, разбиваемые на 3 группы:

  1. Наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью отнесены (1–3).
  2. Деятельность специалистов (4–7).
  3. Самые сложные обязанности руководителей (7–9).

Далее мы рассмотрим каждый из уровней подробно:

Критерии степени квалификации

Способы приобретения уровня

Видео (кликните для воспроизведения).

Полномочия и ответственность (компетенция)

Знания и навыки

Работа под чьим-то контролем

Выполнение обычных поручений

Краткие объяснения сути работы, практический опыт

Подконтрольная работа с некоторой долей автономности

Выполнение обычных заданий, выбор наиболее приемлемого варианта исполнения

Краткосрочные программы обучения (до 2 месяцев)

Труд под управлением третьего лица, но с независимым решением типовых задач и планированием своей работы

Понимание методов и технологий

Разрешение типовых задач и выбор целесообразного пути их реализации

Начальные профессиональные программы (до 1 года)

Работа под началом руководителя со свободным принятием решений по вопросам, требующим аналитического подхода; планирование своих дел, а также труда группы сотрудников; ответственность за коллективные результаты

Владение научно-техническими и методическими понятиями, независимая обработка информации

Решение практических вопросов, выбор метода исполнения работы, контроль и оценка деятельности

Обучение до среднего профессионального уровня

Независимая деятельность, управление подразделением, ответственность за результативность группы сотрудников или подразделения

Технологические и методические знания, самостоятельный информационный поиск

Работа над проблемами с элементами проектирования, отбор вариантов действий, контроль и оценка результатов

Программы подготовки специалистов среднего звена

Автономное функционирование с постановкой задач для себя и подчиненных, налаживание взаимоотношений работников своего и смежных отделов, ответственность за успех своего подразделения или организации

Владение технологическими и методическими навыками, инновационными знаниями; умение искать, анализировать и оценивать специализированную информацию

Администрирование отдельного направления профессиональной деятельности

Высшее (бакалавриат), среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена

Стратегическое планирование, управление учреждением или звеном, ответственность за деятельность организации или крупного участка

Читайте так же:  Разрешение собственника земельного участка на строительство

Понимание методологии профессиональной деятельности, создание новых прикладных знаний, поиск и анализ сведений для работы отрасли или организации

Обеспечение развития профессиональной области или предприятия, разработка неиспользованных методов и технологий

Высшее образование (магистратура или специалитет), дополнительные специализированные программы

Заведование крупными предприятиями, ответственность за функционирование крупных компаний или сферы экономики

Разработка новых межотраслевых знаний, информационная работа с целью развития отрасли

Исследовательская и проектная работа для повышения эффективности отрасли

Аспирантура, ординатура, ассистентура, высшее образование (магистратура)

Управление техническими системами, экономическими и социальными процессами, а также ответственность на государственном или международном уровне

Открытие фундаментальных междисциплинарных знаний

Методология, исследование и проектирование задач для повышения производительности процессов

Аспирантура и т. п., дополнительные программы обучения

В заключение осталось сказать, что градация уровней квалификации в профессиональных стандартах — это один из главных показателей. Она построена с учетом компетенции, необходимой для работы в конкретной должности. В соответствии с полномочиями и ответственностью сотрудника определяется, какие знания и умения необходимы ему для осуществления своих обязанностей.

Профессиональный стандарт: уровень квалификации

По ряду специальностей Минтрудом утверждаются профессиональные стандарты. Большая часть работодателей применяют унифицированные нормативы в добровольном порядке. В некоторых случаях использование положений профстандарта является обязательным. Уровень квалификации в профессиональном стандарте обозначается для выделения разных категорий сложности выполняемого набора трудовых функций специалистами одного направления подготовки.

Назначение профстандартов

Обобщенная характеристика профессиональных стандартов дана в Трудовом кодексе (ст. 195.1–195.3 ТК РФ). Законодательство причисляет к основным задачам профстандартов идентификацию уровня квалификационной подготовки специалистов.

  • полученное образование по рассматриваемому направлению работы;
  • имеющиеся практические навыки, теоретические знания;
  • накопленный стаж.

Дополнительными ориентирами для работодателей являются ЕКС и ЕТКС, которые утверждены Правительством РФ. Выбор регламентирующего нормативного акта при подборе персонала осуществляет работодатель на свое усмотрение, в перспективе ожидается отмена квалификационных справочников и переход на повсеместное применение профстандартов. Стандарты обязательны для внедрения в кадровую работу в нескольких случаях:

  • работа специалиста характеризуется наличием ограничений, или ее выполнение сопряжено с необходимостью назначения физическому лицу льгот и компенсационных выплат;
  • исполнение трудовых функций требует от работника наличия особых профессиональных качеств, что подтверждается нормами ТК РФ и других правовых актов.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов обозначен в постановлении Правительства от 22.01.2013 № 23. В документе говорится, что созданием профстандарта могут заниматься:

  • работодатели;
  • союзы и объединения организаций и предпринимателей;
  • профсоюзы;
  • другие заинтересованные лица.

Осуществляется комплекс работ по созданию стандарта за счет собственных средств разработчика. После подачи проекта стандарта в Минтруд документ выносится на обсуждение с другими работодателями, экспертами, профсоюзами.

Проект профстандарта с учетом замечаний лиц, участвовавших в общественном рассмотрении документа, в дальнейшем проходит несколько стадий согласования в контролирующих структурах. После получения заключения Нацсовета по профессиональным стандартам Минтруд утверждает норматив и передает его в Минюст.

В течение следующих 10 дней документ проходит регистрацию в Минюсте, после чего он считается введенным в действие. Сведения о стандарте вносятся в единый госреестр, ведением которого занимается Минтруд.

Квалификационные группы

Правовыми документами, регламентирующими процедуру создания профстандарта, являются:

  • Методические рекомендации, содержащиеся в приказе Минтруда от 29.04.2013 № 170н;
  • макет, утвержденный приказом Минтруда от 12.04.2013 № 147н;
  • приказ Минтруда, обозначающий уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, от 12.04.2013 № 148н.

Под уровнем квалификации понимается комплекс минимально необходимых знаний и навыков специалиста, которые требуются для выполнения определенных трудовых функций. За основу при определении характеристик обобщенного портрета должностного лица принимается набор полномочий и степень ответственности работника. С учетом этих двух параметров определяются требования к кандидатам на конкретную должность.

Нормативные документы выделяют 9 уровней квалификационной подготовки, которые можно сгруппировать по следующим признакам:

  • от работника требуется выполнение функций минимальной сложности, для таких работ характерно наличие индивидуальной ответственности (1-3 уровни квалификации);
  • рабочая деятельность специалистов, относящаяся к 4-7 уровням подготовки;
  • наиболее сложные задачи выполняют сотрудники руководящего звена персонала, их должностям свойственны 7-9 уровни квалификации.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Читайте так же:  Расторжение договора социального найма жилого помещения образец

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительные профессиональные программы

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 июня 2013 г. N 125

Источники


  1. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  2. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
Уровень квалификации в профессиональном стандарте что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here