Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Направления государственной поддержки малого предпринимательства

Направления государственной поддержки малого предпринимательства.doc

  1. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса…5
  2. Поддержка и развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге…………..12

Поддержка малого бизнеса является одной и приоритетных задач правительства Российской Федерации. На совещании, которое проводилось 1 марта 2011 года, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выделил основные направления в развитии программы поддержки малого предпринимательства в 2011 году. Прежде всего, был поставлен вопрос об увеличении финансирования льготной программы кредитования, которая действует в настоящее время, а также решено предусмотреть финансовую поддержку различным регионам нашей страны на реализацию программ поддержки малого бизнеса в 2012 году 1 .

Кроме того, органам местного самоуправления необходимо предусмотреть различные варианты льготной аренды и выкупа помещений малыми и средними предприятиями. Также необходимо разработать новую программу переподготовки людей, которые потеряли работу и хотят начать собственный бизнес.

Одним из важнейших пунктов программы поддержки малого бизнеса в 2011 году является совершенствование трудового законодательства, которое касается работников, занимающихся трудовой деятельностью вне офиса. По мнению Президента Российской Федерации, фриланс должен развиваться в нашей стране более высокими темпами, кроме того, создание подобных рабочих мест позволит решить не только проблему безработицы, но и даст возможность многим людям уделять большее внимание своей семье.

Большинство регионов РФ имеют собственные программы поддержки малого бизнеса в 2011 году. В соответствии с данными программами, начинающие предприниматели могут получить грант на открытие собственного дела, кредит по льготной процентной ставке, а также приватизировать или взять в аренду помещение, необходимое для производственной или коммерческой деятельности.

Кроме того, многие региональные программы поддержки малого предпринимательства в 2011 году также включают в себя проведение различных конкурсов, конференций и форумов, на которых предприниматели смогут продемонстрировать свои достижения и найти партнеров для ведения бизнеса.

1. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса.

В 2010-2011 годах в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства). Поддержка может предоставляться в форме:

— обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов);

— льготного или бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);

— льготного или бесплатного участия в выставках и ярмарках;

Программы помощи и содействия в развитии малого и среднего бизнеса предусматривают:

1) Меры, обеспечивающие субъектам малого предпринимательства возможность для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;

2) Перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

[1]

3) Меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса на государственном и местном уровнях;

4) Меры, принимаемые для развития основных направлений и форм поддержки малого предпринимательства;

5) Предложения по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов для поддержки малого бизнеса;

6) Меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

7) Меры по обеспечению передачи на льготных условиях субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;

8) Меры, направляемые на решение вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;

9) Меры по формированию многопрофильных исследовательских программ развития предпринимательских структур.

Рассмотрим основные направления государственной поддержки малого бизнеса более подробно.

Денежные субсидии и информационная поддержка. Поддержка малого бизнеса в 2011 году осуществляется совместно с центром занятости населения. Безработному лицу, которое имеет желание начать карьеру бизнесмена, нужно стать на учет в этой организации, предоставить бизнес-план, и у него появится возможность получить 58800 рублей для реализации своего бизнес проекта.

Если вы не работаете по трудовому договору, достигли возраста 16 лет, не являетесь пенсионером, инвалидом, либо студентом очного отделения, вас обязаны поставить на учет. При постановке на учет в центре занятости, в случае участия в указанной программе, необходимо собрать пакет документов, оплатить госпошлины и изготовить печать. Все действия, которые вам нужно произвести для участия в данной программе, вам подробно опишут и разъяснят сотрудники этой службы вашего района.

Сохраняйте все документы о произведенных оплатах, их нужно предоставить в центр занятости населения. Кроме того, если вы планируете нанять работника на свое предприятие, вам предоставят еще 58800 рублей для оплаты его труда. Таким образом, для развития своего дела вы можете получить 117600 рублей – данная сумма налогами не облагается. Если возникнет необходимость, вас могут направить на бесплатные курсы по обучению основам предпринимательства.

Кроме того, действующим предприятиям малого бизнеса, государство помогает путем создания системы прямых и гарантированных займов, процентные ставки которых значительно ниже, чем ставки обычных кредитов. Поддержка малого предпринимательства в 2011 году реализуется государством путем создания госзаказов, либо предоставления определенных льгот предприятиям малого бизнеса в регионах с тяжелым экономическим положением, в которых слабо развита промышленность.

Также госпрограмма поддержки малого бизнеса пополнилась ещё одним видом предоставляемых поощрений. Фирмам или индивидуальным предпринимателям, начинающим ведение дела, на льготных условиях предоставляются в аренду помещения, находящиеся в государственной собственности. Существует уже несколько специальных технопарков, инкубаторов, кооперативов. О наличии таковых в своём регионе владельцам компаний надо уточнять в региональных администрациях.

Для новых предприятий и тех, кто только собирается регистрировать фирму, программы государственной поддержки малого предпринимательства представляют ещё и бесплатные консультации, информационную поддержку в различных юридических и финансовых вопросах.

Читайте так же:  Основные принципы государственной политики в сфере образования

Льготное кредитование. Успех предприятия, как и его развитие, на рынке в большей степени зависит от вида и формы кредитования. Одним из самых востребованных на нынешний момент является льготное кредитование малого бизнеса. Выражается оно в виде микрозаймов, размер которых колеблется в пределах от тридцати до трехсот тысяч рублей.

Выдача подобных кредитов осуществляется специализированными центрами и агентствами без особых проволочек и условий. Так же планируется оформлять льготные кредиты малому бизнесу еще только собирающимся организовать свою трудовую деятельность.

Многие государственные банки уже начали запускать пилотные проекты, основанные на выдаче кредитов микрофинансовыми агентствами. Благодаря таким проектам льготное кредитование малого бизнеса на основе микрозаймов для малых предприятий, фермеров, индивидуальных предпринимателей поддерживает их работу в стабильном положении.

В нынешней обстановке государству очень выгодно осуществлять финансовую поддержку малого бизнеса, так как их развитие положительно сказывается на развитии экономики во всем государстве. На данный момент финансирование в виде микрозаймов доступно почти на всей территории РФ, а в ближайшем будущем подобные проекты планируется запустить по всему государству.

Льготные кредиты малому бизнесу являются наиболее доступными и простыми способами получения денежных средств для предпринимателей. Получаются они без особых формальностей, а погашаться могут как аннуитетными платежами (дифференцированными платежами), так и по индивидуальному графику. Кроме этого, некоторые банки могут предоставить отсрочку по выплатам долга на несколько месяцев с того момента, как было осуществлено кредитование.

Дабы обезопасить себя, многие банки предъявляют кредитополучателям некоторые требования. Основными являются следующие: организация должна действовать не менее 3-х месяцев, не иметь задолженностей по налоговым выплатам и не иметь других непогашенных кредитных линий.

Льготное налогообложение. Для субъектов хозяйствования, чей бизнес подпадает под критерий среднего, малого, и микро-бизнеса установлена льгота в виде упрощенной процедуры оформления документов по экспортно-импортным операциям, а также снижение таможенных пошлин. Для развития малого бизнеса в целом по стране такая льгота практически бесполезна, так как таких фирм не так уж и много на территории России. И создается впечатление, что такая льгота принята с целью удовлетворения интересов группы людей, ее же принимавших (элита от государственных структур).

Государством предоставляется льгота по налогу на прибыль. Она заключается в освобождении налогоплательщика от уплаты авансовых платежей на трехлетний срок. Трудно себе представить, что начинающий бизнесмен, который находится в процессе поиска своей «ниши» на рынке таких же товаров и услуг и освоения всех тонкостей данного бизнеса и вложивший в свой бизнес стартовый капитал (а подчас это заемные средства), сразу начнет получать огромные прибыли. Возможно, его бизнес начнет окупаться через пять-шесть лет. Поэтому данная льгота работает как «галочка» в льготном налогообложении малого бизнеса.

Льготное налогообложение малого бизнеса по налогу на добавленную стоимость — бомба замедленного действия. Поскольку субъект хозяйствования может не являться плательщиком НДС, если его выручка за последние три месяца не превысила 2 млн. рублей. Но, приобретая товар, а это в основном продукция, купленная в розничной торговле, субъект хозяйствования НДС, уплаченный в составе товара, не может поставить себе на возмещение. То есть, фактически переплачивая за товар на сумму НДС. И еще, если субъект не является плательщиком НДС, то ему будет очень сложно находить покупателей – юридических лиц, так как им нужен налоговый кредит по НДС. Придется работать только в розничной торговле, а это дополнительные разрешительные документы, кассовый аппарат и т.д.

Также в качестве льготы выступает упрощенное оформление лицензий и уменьшение платы за их оформление. На практике получается все наоборот, так как увеличилось количество документов, требующих нотариального заверения.

Но процесс принятия льгот и законов, поправок к ним с целью поддержания и развития малого бизнеса не останавливается.

Грант на открытие малого бизнеса. Для получения гранта на развитие малого бизнеса следует действовать по чётко спланированной схеме. В первую очередь, предпринимателям следует хорошенько поискать в своём регионе и городе фонд, который финансирует темы, близкие к профилю его работы.

[2]

Грант на развитие малого бизнеса. Для получения гранта на развитие малого бизнеса можно специально попробовать придумать проект под соответствующее направление или фонд. Однако это проходит далеко не всегда. Фонды заинтересуются вашим «послужным списком», и если, грубо говоря, экологическая организация попросит денежные средства на создание и развитие бизнес-инкубатора, то ответ окажется отрицательным.

Какая государственная поддержка может быть оказана малому и среднему бизнесу

В качестве субъекта малого бизнеса по законодательству Российской Федерации определено зарегистрированное хозяйствующее общество при среднесписочной численности работников (по штату) менее 100 человек (ФЗ № 209, 24.07.2007).

Предприятия могут претендовать на получение государственной поддержки, проводимой государством на основании ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в стране (№ 209, 24.07.2007), за счет средств федеральных и региональных программ.

Направления деятельности, которым оказывается поддержка

При принятии решения об открытии бизнеса с расчетом на помощь от государственных структур необходимо изучить направления деятельности, являющиеся приоритетными при оказании бюджетной помощи. В текущем году внимание государства уделяется:

  • сфере производства, особенно сельскохозяйственного;
  • научной деятельности, развитию инноваций и высоких технологий;
  • деятельности, имеющей социальную направленность;
  • туристическому кластеру, включая экологический туризм;
  • развитию народных промыслов.

В каждом регионе страны в качестве направлений для господдержки определяются приоритетные виды, наиболее значимые для конкретной территории. К таковым могут относиться:

  • оказание услуг транспортного характера;
  • приобретение разнообразного оборудования (производственного);
  • деятельность, связанная с переработкой древесины;
  • развитие сферы жилищно-коммунальных услуг;
  • предпринимательская деятельность в различных отраслях пищевой промышленности (производство, переработка);
  • поддержка организаций, занятых разработкой стартапов, технопарков.

Важно! Полный перечень вариантов деятельности, субсидируемых за счет бюджета государства, представлен в приказе министерства экономического развития РФ № 167 (25.03.2015).

Структуры, оказывающие поддержку предпринимательству

На территории регионов РФ размещены специализированные центры и фонды, формируемые из средств федерального или регионального бюджета, деятельность которых связана с оказанием помощи и поддержки организациям малого бизнеса. В их числе:

  1. Гарантийные фонды. Оказывают услуги начинающим предпринимателям в получении финансового пособия, предназначенного для использования на предусмотренные программой цели.
  2. Венчурные фонды. Выделение ресурсов предусматривает их вложение в направления деятельности, связанные с отраслями инновационных технологий.
  3. Многофункциональные центры (МФЦ). Консультируют обратившихся граждан по вопросам возможности получения государственного финансирования действующей предпринимательской деятельности с учетом показателей финансовой отчетности компании.
  4. Центры занятости населения. Основным направлением деятельности выступает предоставление финансовой помощи некоторым приоритетным категориям граждан (инвалидам, безработным, многодетным предпринимателям). Решение по заявке принимается специальной комиссией, изучающей важность области деятельности заявителя для региона, его потребность в получении государственных денег.
Читайте так же:  Разрешение на строительство газопровода градостроительный кодекс

Варианты помощи малому бизнесу

Согласно законодательству поддержка предпринимателей может производиться в виде:

  • финансирования организаций и предпринимателей;
  • понижения размера обязательных налоговых выплат, установления налогового льготирования;
  • проведения возврата сумм, выплаченных по банковским займам в качестве процентов;
  • начисления субсидий, предназначенных для компенсации определенных конкретных трат;
  • установления квоты для проведения государственных закупок у представителей малого бизнеса;
  • выделения земельных участков по особой процедуре;
  • аренды государственного имущества или оборудования с применением льготных условий договора;
  • упрощенной системы по оформлению отчетности и разрешительной документации;
  • преимущественного права при участии в государственных закупках;
  • организации добровольных объединений и иных структур, предназначенных для оказания содействия в вопросах развития малого бизнеса.

Важно! Льготы по налогообложению применимы только в ситуации, когда заявленный вид деятельности предприятия является для него основным и его доля в итоговой сумме прибыли занимает больше 70%.

Предприниматели могут претендовать также на участие в следующих программах:

  • расширенной помощи занимающимся бизнесом в сельскохозяйственном секторе производства;
  • возмещения трат на обновление парка основных средств (частичное);
  • поддержки информационного плана (организации обучающих курсов, семинаров);
  • имущественной поддержки, охватывающей возможность аренды муниципальных производственных мощностей и строений (помещений) со скидкой (до 60%);
  • льготного кредитования региональных инвесторов, компенсации затрат по лизинговым сделкам;
  • возмещение затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению.

Для желающих получить денежное пособие предназначены субсидии:

  1. Для начала собственного бизнеса. Размер выплаты составляет годовую сумму пособия по безработице. Дополнительно сумма, равная вышеуказанной, выплачивается в случае трудоустройства гражданина, предъявившего направление на работу из центра занятости.
  2. Для развития бизнеса, действующего не больше 24 месяцев. Выделяется от 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб. при условии, что размер собственного участия претендента в инвестировании проекта составляет 35%-50%.
  3. Для переоснащения основных средств и развития предприятия. При занятости в приоритетной области хозяйства сумма выплаты составляет от 3 млн.руб. до 10 млн.руб.

Как принять участие в программе поддержки бизнеса

Претендовать на участие в любой из программ для получения грантов или субсидий может только организация или предприниматель, направившие заявку и официально зарегистрированные.

Информация о заявителе добавляется в специальный реестр для участия конкурсном отборе, проводимом местной администрацией или фондами по поддержке субъектов предпринимательства.

[3]

Одновременно с заявлением необходимо предоставить комплект правоустанавливающих документов по предприятию (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) и бизнес-план, содержащий описание направлений использования предполагаемых для привлечения ресурсов, расчет поступлений и расходов, периода планируемой окупаемости проекта, размера начисленных к уплате в бюджет налогов.

Особое внимание в документе должно уделяться значимости и востребованности предлагаемой для реализации идеи в регионе, а также факту создания дополнительных рабочих мест.

Весомым аргументом в пользу заявителя служит внесение самим предпринимателем определенной части инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-идеи, а также наличие у компании некоторого опыта деятельности.

Важно! Выделение государственной помощи производится преимущественно в виде траншей (частями). За каждую поступившую сумму получатель средств должен документально отчитаться перед государством, указав когда, на какие именно цели и куда расходовались поступления.

Безработные граждане для получения пособия должны зарегистрироваться в Центре занятости, предоставив паспорт и ИНН, СНИЛС, документ о полученном образовании (высшем, среднем, специальном) и справку о трудовой деятельности с указанием размера заработной платы за последние 6 месяцев (при наличии).

После постановки на учет требуется написать 2 заявления: о получении пособия по безработице и о намерении заняться частным бизнесом.

Информирование государственных структур о желании заняться предпринимательством должно сопровождаться представлением документа, развивающего идею (бизнес-плана). В нем должны найти отражение все обязательные пункты, касающиеся социальной значимости проекта, предполагаемых вложений собственных и заемных средств, создания рабочих мест.

Если план получит одобрение комиссии Центра занятости, то с гражданином оформляется соглашение о перечислении субсидии, только после этого следует регистрировать ИП или ООО.

Полученные в ФНС регистрационные документы следует предоставить в ЦЗН, после чего на карту заявителя перечисляются денежные средства.

Важно! По полученной безвозмездной субсидии через 3 месяца необходимо представить документальный отчет о целевом расходовании выделенных государством средств.

Детальное описание программ поддержки малого и среднего бизнеса размещено на официальных сайтах Правительства РФ, министерства социальной политики в регионах.

Государственная поддержка малого предпринимательства

Основные направления государственной поддержки

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

  • — государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
  • -государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
  • -государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:
    • 1. Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Читайте так же:  Первоначальная стоимость лизингового имущества в бухгалтерском учете

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 — «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их — более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды — органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

Например, чтобы арендовать помещения или найти сотрудников для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.

В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной помощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина.

Основные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Каитов Азнаур Магометович – магистрант Высшей школы государственного аудита (факультета) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье представлен анализ правовых основ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Автором рассмотрены основы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, формы ее осуществления. В статье сделаны выводы об основных проблемах в сфере правового регулирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, среднее предпринимательство, государственная поддержка, субъекты.

Развитие малого и среднего предпринимательства (далее — МиСП) является важнейшим фактором политической и экономической стабильности, благодаря которому раскрывается предпринимательский потенциал населения, повышается внутренний спрос, растут налоговые поступления, формируются рабочие места, происходит диверсификация экономики, развивается конкуренция и снижается зависимость от сырьевого экспорта.

Но чтобы говорить о развитии МиСП и его поддержке важным для начала является понимание того, что это такое и что является «субъектом малого и среднего предпринимательства», выявление критериев и показателей, определяющих сущность МиСП.

Нормативный подход к определению понятия МиСП подразумевает его рассмотрение через систему норм, закрепленных в п. 1 ст. 3 и ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее — Закон №209-ФЗ). В Законе не приведено отдельного понятия для МиСП, дается общее понятие через перечень отдельных хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [3].

Отдельные понятия малого, среднего предприятия, микропредприятия не закреплены в Законе №209-ФЗ, вместе с тем они являются основными в сфере правового регулирования МиСП. Поэтому если закрепить данные понятия в ст. 3 Закона №209-ФЗ, то это будет иметь практическое значение для характеристики регулируемых отношений в сфере предпринимательской деятельности [9, с. 13]. Кроме того, предполагаемый отсылочный способ изложения данных норм поможет отслеживать те изменения, которые вносятся законодателем в содержание условий отнесения субъектов к малому, среднему или микропредприятию.

Определение понятия субъектов МиСП в Закона № 209-ФЗ неудачно дается через использование терминов «хозяйствующий субъект» и «предприятие».

Понятие «хозяйствующий субъект» легализовано в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [2]. В его содержание помимо субъектов предпринимательской деятельности включены и субъекты профессиональной деятельности (п. 5 ст. 4).

В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятие рассматривается как объект права, представляющий собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности [1].

Читайте так же:  Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ перечень

Применение термина «предприятие» к субъектам МиСП является условным, поскольку современное гражданское законодательство понятие «предприятие» прямо не связывает с той или иной организационно-правовой формой коммерческой или некоммерческой организации, поэтому можно сделать вывод, что любое образование (со статусом юридического лица либо без него), осуществляющее предпринимательскую деятельность, представляет собой предприятие [6, С.17-21].

В литературе вносится предложение исключить термины «хозяйствующий субъект» и «предприятие» из законодательной дефиниции, сформулировав ее в следующей редакции: субъекты МиСП — юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям Закона №209-ФЗ [8, с. 460].

Частью 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ установлено, что субъекты МиСП могут иметь разные организационно-правовые формы: хозяйственные общества; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели.

Изучение состояния и развития института МиСП предполагает необходимость рассмотрения критериев отнесения к таким предприятиям (ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов МиСП, являются: структура уставного капитала; среднесписочная численность работников; объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.

В Законе № 209-ФЗ отсутствует определение понятия «категории субъектов малого и среднего предпринимательства», хотя этот термин используется в названии и содержании ст. 4 данного закона. Понятие «категории субъектов малого и среднего предпринимательства» может быть сформулировано следующим образом: «это определенные виды предпринимательства, характеризующиеся масштабами деятельности по критериям (условиям), установленным законодательством, и составом хозяйствующих субъектов». Определение данного понятия должно быть внесено в ст. 3 Закона № 209-ФЗ.

Чтобы хозяйствующий субъект получил статус малого или среднего предприятия со всеми предусмотренными льготами и преимуществами, он должен удовлетворять ряду условий. Как было указано, они приведены в ст. 4 Закона №209-ФЗ. Но данные требования периодически меняются, сокращая или увеличивая список соответствующих требованиям субъектов. Так, новые изменения внесены Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ [4]. Положения, касающиеся обновления этих требований, вступили в силу с 1 декабря 2018 г.


Сведения о субъекте МиСП вносятся в единый реестр субъектов МиСП, а сам субъект получает право на соответствующую государственную поддержку. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 209-ФЗ такие реестры ведут федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления, а также корпорация развития МиСП, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МиСП.

Важно учитывать, что принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является неизменной: в силу ч. 4 ст. 4 Закона №209-ФЗ при превышении предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение трех лет подряд категория субъекта МиСП подлежит изменению.

Деятельность субъектов МиСП во многом зависит непосредственно от проводимой государственной политики в области поддержки развития этого вида предпринимательства.

Разностороннюю поддержку МиСП со стороны государства регламентируют различные нормативные правовые акты. Меры по оказанию государственной поддержки МиСП предусмотрены на федеральном, региональном и местном уровнях. В основу этих мер на любом из уровней положены: соответствующий закон (федеральный, субъекта, муниципального образования), который устанавливает нормативно-правовую базу создания, функционирования и развития субъекта МиСП; соответствующая программа поддержки.

Основным нормативным документом, определяющим общие положения в области государственной поддержки и развития МиСП в Российской Федерации, устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов МиСП, является Закон №209-ФЗ.

Государственная политика, проводимая в области поддержки МиСП в Российской Федерации, является частью социально-экономической политики и представляет собой совокупность правых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

С момента принятия и вступления в силу Закона № 209-ФЗ в Российской Федерации начала активно развиваться система финансовой поддержки МиСП. Фундаментом для нее послужила ст. 17 Закона № 209-ФЗ, в которой закреплены виды и источники финансовой поддержки МиСП. Внедрение названной нормы повлекло принятие ряда нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 17 Закона № 209-ФЗ финансовая поддержка из региональных и муниципальных бюджетов может оказываться субъектам МиСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МиСП, в таких формах, как: субсидии, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные гарантии.

Предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов МиСП предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий, что в свою очередь подразумевает предоставление местным бюджетам субсидий из бюджетов субъектов РФ на поддержку субъектов МиСП. При этом, как установлено в ч. 4 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, финансовая поддержка не может оказываться субъектам МиСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Полномочиями на установление порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку субъектов МиСП наделено Правительство РФ. В соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий [5] субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки МиСП. При этом эти мероприятия должны быть направлены на: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МиСП; повышение конкурентоспособности МиСП; увеличение количества субъектов МиСП; обеспечение занятости населения; увеличение производимых субъектами МиСП товаров (работ, услуг).

Успешное развитие МиСП — это гарантия устойчивого наращивания налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего в региональные и местные бюджеты. Государство должно активно поддерживать и стимулировать развитие малого и среднего бизнеса путем упрощения процедур ведения предпринимательской деятельности, разработки механизмов для легализации теневых предпринимателей и создания благоприятного инвестиционного климата [7, С. 28-32].

В России необходимо создавать для субъектов МиСП условия, которые способствовали бы интенсивному развитию их деятельности. Достижение этого возможно, прежде всего, за счет создания стабильной экономики. Данное свидетельствует о существовании «замкнутого круга» взаимозависимых факторов: стабилизация отечественной экономики во многом зависит от деятельности субъектов МиСП, вместе с тем данная деятельность не будет успешной, пока в России не будет стабильной экономики.

Читайте так же:  Узнать кадастровую стоимость комнаты в коммунальной квартире

Следовательно, для улучшения социально-экономической ситуации в стране необходимо «разорвать» данный «порочный круг». Осуществить это возможно, в частности, за счет оптимизации форм и способов государственной поддержки субъектов МиСП. Именно поэтому закрепленные в законодательстве формы поддержки должны постоянно совершенствоваться, а также дополняться новыми видами.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. В Российской Федерации она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Сегодня правительство на всех уровнях принимает активные меры по поддержке малого предпринимательства и созданию условий для его дальнейшего развития, что, несомненно, приносит свои результаты: значительно снизилось число проверок субъектов малого предпринимательства, введен уведомительный порядок открытия бизнеса, упрощен порядок лицензирования, вводится электронный канал, по которому можно будет лицензировать свою продукцию, обеспечивается недискриминационный доступ к электронным торгам.

Однако не следует забывать, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике, система государственной поддержки деятельности малого бизнеса, не может иметь застывшего характера. Она должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой новые тенденции и потребности развития малых предприятий и помогая нейтрализовать множественные экономические и правовые барьеры, препятствующие их развитию как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом непременным условием является соблюдение следующих основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

При этом ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что поддержка не может оказываться в отношении следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

5) осуществляющих производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Кроме того, в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя — субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

На сегодняшний день поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя следующие направления:

1) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

6) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;

7) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности;

8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим более подробно каждое из вышеуказанных направлений поддержки

Источники


  1. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.

  2. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  3. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here